Победителем конкурса на лучший вопрос председателю совета директоров ООО УК «ТрансТехСервис» Вячеславу Зубареву стал ведущий программист ОАО «Татхимфармпрепараты» Артем Хакимов. Он спросил: «Каким образом реализован инструмент удержания клиента в компании при повторной покупке автомобиля и при переходе с одного бренда на другой?» Автор лучшего вопроса ответил на вопросы редакции и получил приз от спонсора конкурса — развлекательного комплекса «Ривьера».
Артем Хакимов |
НА ПЯТОМ КУРСЕ ВМК РАБОТАЛ В АВТОСАЛОНЕ
— Артем, расскажите о себе.
— Родился я в Казани в 1987 году, окончил школу №39 с углубленным изучением английского языка. Затем поступил в КГУ на факультет вычислительной математики и кибернетики. На пятом курсе параллельно начал работать в автосалоне РРТ-Казань.
— Кем там работали?
— Сначала был продавцом-консультантом, а потом заместителем руководителя отдела продаж. Ездил в Челны на запуск отдела продаж салона РРТ. Начинал с бренда Opel-Chevrolet, а потом перешел на Nissan-Skoda.
— То есть у продавцов-консультантов есть жесткая привязка к определенным брендам?
— Да, конечно, там идет четкое разделение по брендам, чтобы знать все досконально.
— А водительскую практику на автомобилях этих брендов тоже должны иметь?
— Естественно. Каждый бренд предлагает обучение для своих дилеров, причем это означает, что каждый дилер должен иметь определенное количество сертифицированных продавцов на разных уровнях. На учебу мы ездили в Москву, и нам рассказывали про техническое содержание автомобиля, давали поездить на машинах на полигоне. Даже давали поездить на спортивных версиях, чтобы почувствовать разницу между спортивным и городским автомобилем одного бренда. Все начинают с этапа сборки на заводе, а заканчивают тривиальным техническим содержанием, чтобы мы могли все уметь объяснить.
РРТ — это очень сильный игрок автомобильного рынка с эффективными бизнес-процессами и профессиональной маркетинговой службой. Они хорошо видят рынок, знают, как занять максимальную долю рынка. ТТС работает с 1992 года, и понятно, что у них было достаточно времени для того, чтобы добиться успеха. А РРТ работает в Казани всего лишь с 2008 года, и за этот период им удалось прирасти новыми брендами и автосалонами.
— Считаете, что РРТ — серьезный конкурент для ТТС?
— Очень серьезный. На начале своего бизнеса в Казани они планировали за полгода занять 30 процентов местного рынка. Думаю, они с этим справились.
НЕ СОШЕЛСЯ С ПАРТНЕРОМ ПО БИЗНЕСУ В ВОПРОСАХ ПЛАНИРОВАНИЯ
— Вы и сейчас работаете в РРТ?
— Нет, в 2010 году я ушел, потому что у меня параллельно был свой строительный бизнес, и я уже не смог совмещать. Я занимался оптовыми поставками строительных материалов. Бизнес достаточно хорошо развился, но получилось так, что мы со своим партнером разошлись...
— Что не поделили? Деньги?
— У нас была серьезная разница в возрасте, и партнеру, который уже был главой семейства, было интереснее получить максимальный объем прибыли здесь и сейчас. Мне же интереснее было поработать на стратегическом планировании, что принесет свои плоды, может быть, через год, но это будут уже совсем другие объемы. Мне стало просто неинтересно, я продал свою долю партнеру и ушел.
— И чем вы сегодня занимаетесь?
— Вот уже месяц работаю ведущим программистом в центре информационных технологий «Татхимфармпрепаратов». Работа мне нравится, потому что это динамично развивающееся предприятие с 80-летней историей.
— А новый бизнес не планируете начать? Раз вы продали свою долю, значит стартовый капитал есть?
— Идея нового бизнеса есть, но это секрет. На самом деле идей очень много, просто их реализацию надо четко просчитывать, когда у тебя не так много денег. Конечно, имея несколько источников притока средств, можно пробовать себя в разных направлениях. А на этапе развития риски надо просчитывать.
«ДОЛЖЕН БЫТЬ МЕХАНИЗМ УДЕРЖАНИЯ КЛИЕНТА»
— Вячеславу Зубареву вы задали вопрос о программах удержания клиентов в ТТС. Считаете, у них есть сильные конкуренты или просто этим надо заниматься всегда?
— Во-первых, этим надо заниматься всегда. И гораздо в большем объеме, чем это есть сейчас. На мой взгляд, когда ты идешь вперед, должен намного больше предлагать. «ТрансТехСервис» продает огромное количество брендов, и у них практически нет проблем с клиентами на местном рынке. А вот в процессе эксплуатации клиенты бывают недовольны сервисным обслуживанием. Считаю, в автосалонах работа сервиса — это самая сложная работа, потому что клиент уже пришел с негативом: он отдал свои кровные деньги, а машина сломалась...
Сервис-менеджеру сложнее сделать так, чтобы клиент остался лояльным по отношению к компании и бренду. А если еще учесть, что люди встречаются разные, да еще на эмоциях... И клиент может подумать, что больше не хочет связываться с этой компанией.
И вот должен быть механизм удержания этого клиента: обзвон, всевозможные акции и прочее. В РРТ задача удержания клиента стояла очень серьезно. Менеджер не является одноразовым продавцом-консультантом, он должен свою сделку с каждым конкретным клиентом продолжать и продолжать.
— А менеджер должен как-то за это поощряться?
— Так менеджер обязан делать, поскольку это его работа. И его зарплата зависит от бонусов, которые он получает от каждой сделки с клиентом. Менеджер должен понимать, что у него есть три дополнительных источника дохода: бонусы с продажи автомобиля и дополнительного оборудования, с приема старой машины клиента в Trade-In.
СОВЕТ АВТОВЛАДЕЛЬЦАМ: «ВНИМАТЕЛЬНЕЕ ИЗУЧАЙТЕ ИНФОРМАЦИЮ»
— А у вас какой автомобиль? Где обслуживаетесь?
— У меня Honda Accord. Пока была гарантия, обслуживался у официального дилера, а сейчас — в небольшой сервисной компании, у которой есть свой склад запчастей и расходного материала. Я могу заранее позвонить туда и договориться о дате ремонта, и они к этому времени все подготовят.
— Не боитесь, что зальют какого-нибудь «левого» масла?
— Сейчас такого уже нет! Сегодня и в компаниях «гаражного» типа ребята делают не хуже, чем в больших сервисных центрах. Понятно, что в ТТС — сертифицированные специалисты, которые постоянно проходят обучение, и они лучше разбираются в сложных вопросах ремонта, например, с «мозгами» автомобиля. Но если нужно заменить масло или отремонтировать ходовую часть, я не думаю, что есть большая разница. В маленьких компаниях не такой большой поток клиентов, и там понимают, что нужно ценить каждого.
— А вы как клиент какого сервиса хотели бы в автосалонах?
— Вы знаете, поработав в автомобильной компании, у меня перестроилось отношение к поломкам автомобиля. Я знаю, что бывает заводской брак, прекрасно понимаю зону гарантий дилера. Главное, чтобы в сервисном центре все нормально сделали. А автовладельцам могу пожелать только одного: внимательнее изучайте информацию по своему автомобилю, и вы будете лучше знать свои права.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ — ТОЖЕ ВАРИАНТ
— Как считаете, сегодня автомобильный рынок Казани еще не перенасыщен?
— На мой взгляд, перенасыщение рынка произойдет лет через 10 - 20, а может, через 50. Все будет зависеть от развития экономики. И тогда официальные дилеры будут выживать на обслуживании автомобилей. Но людям исполняется 18 лет, и они хотят иметь свой автомобиль...
— А пробки? А здоровье? Может быть, лучше ездить на велосипеде?
— Для этого у нас нет условий — ни инфраструктурных, ни климатических. И нет культуры вождения у автомобилистов — они просто не замечают тех, кто на велосипеде или скутере.
— Значит, надо ездить на городском общественном транспорте?
— Да, как вариант. То же метро, как только оно станет удобнее в плане разветвленности линий.
— Вы лично готовы передвигаться по городу на общественном транспорте?
— Я так летом и делал: доезжал до станции «Кремлевская», оставлял автомобиль на крытой парковке и уезжал на метро. А вечером забирал чистый автомобиль.
«ВЗЯВ ПРАВИЛЬНЫЙ КУРС, ДЕРЖАТЬСЯ ЕГО»
— Как давно читаете газету «БИЗНЕС Online»?
— Начал читать ее, еще работая в РРТ, потому что наш бренд в вашей газете довольно часто звучал по разным поводам. К тому же в 2008 году был кризис, и вашу газету интересовало мнение профессионалов самых разных сфер деятельности. Так и начал читать, и читаю по сей день.
— Статьи комментируете?
— Комментарии читаю, но сам их не оставляю. И вопрос на интернет-конференцию направил впервые, потому что было интересно узнать мнение специалиста. Во время работы в РРТ передо мной тоже стояла задача удержания клиентов. Но на тот момент у меня не было ясного понимания, как это реализовать.
— Что нравится и что не нравится в нашей газете?
— Нравится, что у людей есть возможность оставить свой комментарий, что позволяет еще лучше раскрыть тему. Да и вообще мне все у вас нравится. Пожелание вам такое: взяв правильный курс, держаться его, никуда не сворачивая, и идти вперед.
— Артем, спасибо за внимание к нашей газете. Успехов вам!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.