«СКОЛЬКО СТОИТ СТРОИТЕЛЬСТВО ПРИЮТА ГОВОРИТЬ ОПАСНО!»

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», исполком автограда намерен в ближайшее время провести тендер на отлов бездомных животных. Однако специалисты управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения исполкома города, к которым обратился наш корреспондент, так и не смогли дать внятного комментария — никто не знает, какие именно компании будут участвовать в тендере. Более того, нет и ответа на вопрос, должно ли у них быть здание для содержания животных. Судя по закону, должно быть, но в списке требований, которые озвучили в исполкоме автограда, есть все что угодно, кроме этого пункта: наличие транспортного средства, инвентаря, специалистов с удостоверениями и несколько лицензий.

Между тем в конце февраля стало известно, что в городе будет строиться первый полноценный приют для бездомных животных. Выделения земли площадью в 1 га добились от муниципальных властей учредители фонда «В помощь бездомным животным», здание будет находиться в промышленно-коммунальной зоне города за заводом двигателей ОАО «КАМАЗ». В исполкоме оформляются последние документы, а тем временем готовятся два проекта здания: один в Камском институте дизайна, другой в школе-студии «Да-Да». В апреле-мае пройдет защита этих проектов и будет составлена смета строительных работ.

— О том, сколько денег мы сможем потратить на строительство приюта, говорить... опасно, — признается один из учредителей фонда Евгения Коваль. — Дело в том, что финансирование полностью возложено на наш благотворительный фонд, никаких финансовых вливаний город делать не будет. Деньги для некоммерческих организаций — это вопрос острый. Мы всегда говорили, что можно, в принципе, построить и полностью бесплатный приют, из щитов, сетки-рабицы, бетонных плит и списанных вагончиков. Но если говорить о том, какого приюта достоин наш, в общем-то, не самый захолустный город, то это должен быть приют с карантинной зоной, с изолятором, с приемным отделением, с ветеринарным кабинетом.

Евгения утверждает: этот проект вполне можно выводить на самоокупаемость самыми разными способами вплоть до организации гостиницы для домашних животных, проведения занятий кинологов с домашними питомцами и дней открытых дверей и уроков доброты со школьниками. Если планировать все эти мероприятия, нужно строить приют из моющихся материалов, чтобы постоянно происходила обработка и дезинфекция здания и животные не могли заразить друг друга и людей инфекциями. Для строительства такого здания нужен минимум 1 млн. рублей. Таких средств у фонда на данный момент нет. Самую большую спонсорскую помощь оказал Набережночелнинский дельфинарий, проведя две благотворительные акции и собрав порядка 300 тыс. рублей, из них только 60 тыс. ушли на подготовку и оформление документов.

Сейчас на попечении фонда «В помощь бездомным животным» находится около 100 животных. Будущий же приют запланирован на 300 собак и 100 кошек. Содержание приюта, по расчетам учредителей, будет обходиться в 250 тыс. рублей в месяц включая коммунальные услуги, покупку корма и зарплату штатных сотрудников.

— Сумму в 250 тысяч рублей мы переняли у ижевского приюта для животных, куда ездили для ознакомления, — рассказывает Коваль. — Их приют — тоже эконом-вариант. Примечательно, что аренду за землю они не платят, город фактически подарил им ее. А ведь наши города почти не отличаются, там тоже жителей примерно 600 тысяч....

«ЕСЛИ ВАС ПОКУСАЛА СОБАКА, МОЖНО ПОДАВАТЬ В СУД НА МЭРИЮ»

До недавнего времени в автограде отловом животных занималось МУП «Челныкоммунхоз» по договорам с ЖЭКами. Процедура эта производилась методом иммобилизации препаратом «Адилин-Супер», после чего животные вывозились на скотомогильник. Так продолжалось до августа прошлого года, когда челнинец Илхам Шакиров, создатель приюта для животных «Азира», не подал иск в суд на «Челныкоммунхоз» с просьбой запретить отстрел кошек и собак. Представители ответчика попытались оспорить претензии, по их словам, денег на строительство отдельного приюта для содержания животных ни у них, ни у города нет, а контролировать популяцию как-то нужно. В противном случае городу грозит эпидемия. Однако городской, а впоследствии и Верховный суд встали на сторону Шакирова.

— «Челныкоммунхоз» должен был заниматься отловом, но на самом деле занимался только отстрелом, — говорит Шакиров. — Отлов предусматривает временное содержание животных в специально отведенных для этого помещениях, проще говоря, в приютах. В течение 6 месяцев, по закону, собаки и кошки должны находиться там, чтобы хозяин мог их найти.

Согласно постановлению кабмина РТ №126 от 22 февраля 2013 года, усыплению подлежат лишь чрезмерно агрессивные безнадзорные животные и те, у которых были обнаружены неизлечимые болезни, которые вызывают у них страдания. Там же указано, что отловленные безнадзорные животные в день отлова помещаются в пункт временного содержания, где они подлежат регистрации в журнале, клиническому осмотру и освидетельствованию ветеринаром.

Газета «БИЗНЕС Online» ранее писала, что недавно депутаты Госсовета РТ приняли в третьем чтении нашумевший закон «Об отдельных вопросах содержания домашних животных в РТ», который ужесточил ответственность владельцев за своих питомцев, а муниципалитеты обязали контролировать численность безнадзорных животных.

— Люди не могут осознать, что бездомные собаки — это собственность города, — поясняет Шакиров. — И если кого-то покусали, можно подавать в суд на администрацию, она должна возместить лечение и моральный ущерб. Полную ответственность за бездомных животных на сегодняшний день несет мэрия города.

По мнению же Коваль, которым она поделилась с корреспондентом «БИЗНЕС Online», в плане избавления от использования «Адилина» Набережные Челны пошли по практике многих других городов: Омска, Томска, Краснодара, но это решение сильно усложнило жизнь исполкому — теперь он обеспокоен вопросом содержания животных, от которых не может избавиться иным способом.

— Отстреливать можно только бешеных и больных животных, а таких, скажу по опыту работы, меньше процента, — поясняет Коваль. — На самом деле никакого помещения для содержания нет. Государственное ветеринарное управление, Роспотребнадзор сейчас пребывают в недоумении, как все это будет реализовываться на практике. Пока в мэрии по этому поводу царит молчание, тему не обсуждают и не развивают.

«КАЖДЫЙ ПРИЮТ ТЯНЕТ ОДЕЯЛО НА СЕБЯ»

Сегодня популяция бездомных животных в Челнах фактически не регулируется никем. По словам заместителя главного ветеринарного врача города Ильдара Нугуманова, увеличение численности безнадзорных собак видно невооруженным глазом — достаточно проехать вдоль главных проспектов и улиц города. Кошек, впрочем, стало меньше. Но ситуация может выйти из-под контроля ближе к лету, когда собаки начнут размножаться. На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о причинах запрета препарата «Адилин», Нугуманов ответил неоднозначно.

— Фактически запрещение судом «Адилина» произошло потому, что было предоставлено экспертное заключение Уральской государственной сельхозакадемии, сделанное лет 8 назад. Тогда специалисты пришли к выводу, что после этого препарата животное погибает в мучениях и применять его нельзя. После этого «Адилин» исследовали в Донском аграрном университете — там экспертное заключение совершенно противоположное: препарат действует на мозг быстро, и животное не мучается. При решении суда использовали первое заключение, а на второе никак не отреагировали, — сказал Нугуманов.

По статистике Роспотребнадзора, за январь и февраль текущего года количество укушенных животными челнинцев составило 221 человек, из них 34 — дети. Но это лишь те, кто обратились в больницу, а это, по мнению Нугуманова, примерно один человек из четырех пострадавших. Можно считать, что случаев укусов как минимум в два раза больше. Однако официальная статистика находится в тех же пределах, что и в прошлом году.

— Необходимых для содержания животных помещений в городе нет ни у одной организации, — уверен Нугуманов. — Есть только отдельные частные приюты, но они не в состоянии вместить такое количество бездомных животных: у нас в городе в год пребывает около 1 тысячи собак и голов 400 кошек. Кроме того, каждый приют старается тянуть одеяло на себя, они при всей этой ситуации еще пытаются между собой упорно ругаться. Если бы они вместе все объединились, суммы, которые приходят в их фонды в качестве благотворительности, стали бы больше.

«ВЛАСТИ НАМ НЕ ПОМОГАЮТ И НЕ СОБИРАЮТСЯ ПОМОГАТЬ»

К слову, в соседней Елабуге спорный препарат «Адилин» для усыпления животных все еще применяют — отстрелом здесь занимается «Горзеленхоз». По словам директора приюта для животных «Верность» Анжелики Ивашечкиной, убивают всех подряд: и бездомных, и домашних. При этом ее собственный приют в состоянии вместить только 120 питомцев, которые нередко остаются без полноценного питания: не хватает средств на мясные и сухие корма.

— У нас в штате находятся три постоянных сотрудника, зарплату они получают из благотворительных денег, — рассказывает Ивашечкина. — Волонтеры помогают по мере сил, но они не могут выполнять такой объем работы бесплатно. Власти нам не помогают и не собираются помогать, насколько я знаю, в ближайшие много лет.

В казанском приюте для бездомных животных в поселке Столбище другая проблема — оплата коммунальных услуг. В официальной группе питомника в социальной сети говорится, что фонд с большим трудом собрал деньги за электроэнергию за январь. По словам директора Ларисы Шаймардановой, сейчас на территории в 25 соток постоянно проживают 250 собак и щенков. Приют существует на благотворительные средства, но их не хватает даже на ежемесячное содержание животных.

У челнинца Шакирова приют располагается на дачном участке в 15 соток, но он планирует со временем получить от муниципалитета землю в 1 гектар. По его расчетам, на этой территории можно будет разместить 300 собак и 200 кошек.

— Строительство приюта обойдется дороже, чем его содержание, — рассуждает Шакиров. — Там особые требования. Взять хотя бы забор. Фундамент у него должен быть как минимум 20 сантиметров, чтобы собаки не подкапывали и не вылезли наружу. Минимальная высота забора — 2 метра. По моим подсчетам, если поставить ограждения по всем требованиям, это обойдется в 500 тысяч рублей вместе со стоимостью материалов.

Однако Шакиров не отчаивается: он уверен, что с документами на руках может надеяться на спонсорскую помощь крупных предприятий города.

«УМЕРЩВЛЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ...»

Интересно, что примерно в это же время, в начале весны, но только год назад, в Казани разгорелся скандал, связанный с резко увеличившимся числом обращений жителей — люди просили защитить их от нападений бродячих собак. Прошло несколько митингов в защиту животных, даже состоялся круглый стол в Гордуме с участием кинологов, зоозащитников и ветеринаров. Но самым важным шагом борцов за права животных стала жалоба в УФАС по РТ на то, что документация комитета ЖКХ об аукционе на проведение мероприятий по обеспечению надлежащей санитарно-эпидемиологической обстановки и профилактике социально опасных заболеваний безнадзорных животных в Казани в 2013 году не соответствует требованиям законодательства РФ.

Тогда УФАС по РТ и решило, что всех бродячих животных, включая кошек, следует отловить и содержать в течение 6 месяцев (до тех пор срок передержки в Казани составлял 10 дней в соответствии с постановлением кабмина РТ №126). Все это время необходимо пытаться отыскать владельца животных вне зависимости от того, есть на животном ошейник или какие-либо другие идентификационные метки. Если хозяин не отыскался, животное подлежит стерилизации (кастрации) и возврату в места прежнего обитания. Особо подчеркивается в документе, что «повышенная агрессивность животного не является основанием для его усыпления». И никакие другие категории животных, кроме больных бешенством, умерщвлению не подлежат.

«РАССТРЕЛИВАТЬ СОБАК НЕЛЬЗЯ, А ОНИ КУСАЮТ ЛЮДЕЙ КАЖДЫЙ ДЕНЬ»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», считают ситуацию с бездомными животными в Татарстане весьма тревожной. Все они сходятся во мнении, что задача, поставленная муниципалитетам, невыполнима.

Эвелина Скрипочкина — представитель благотворительной общественной организации «Зоозабота»:

— Республика перепоручила работу городу, ту работу, которую она должна была сама делать. На весь Татарстан выделено 19 миллионов рублей на бездомных животных, 13 миллионов рублей из них — Казани, остальные 6 миллионов разделены на 44 муниципальных района. На Нижнекамский район, например, около 300 тысяч рублей, на Зеленодольский — 160 тысяч рублей. На субвенции мало что можно сделать, и помещений нет. Если бы у муниципалитета было необходимое помещение, то в тендере могли бы участвовать те же самые зоозащитники, гораздо больше заинтересованные в решении этой проблемы, чем ловцы. Я не представляю, как эта ситуация будет решаться.

У исполнителей тоже слышится боль в голосе — на них скинули эти полномочия, а как они их выполнять должны, никого не волнует. Органы местного самоуправления находятся под двойным ударом: с одной стороны, неизбежно будут нарушения, и будут проверки прокуратуры, с другой, люди, у которых есть реальная опасность быть укушенными. Даже если мы отбросим «зоозащитную тему», нам по Конституции гарантировано право на здоровье и благоприятную окружающую среду. Получается, что республика поставила наши права в зависимость от того, есть ли у муниципалитета какие-то благотворители, которые дадут деньги на строительство приюта, или нет. Имеется ли организация, у которой есть все условия сразу, или нет.

Фидаиль Утяганов — руководитель зоозащитного движения «Право на жизнь»:

— В Казани службы фактически умерщвляли животных. Проблема муссировалась из года в год. Мониторинга по количеству бездомных собак не проводилось ни в Казани, ни тем более в Челнах, поэтому никто не может с точностью сказать, сколько их гуляет по городам. Недавно прошла информация, что в Казани обойдутся без тендера и будут субсидиями финансировать те организации, которые будут осуществлять необходимые работы. Власть компенсирует этим компаниям затраты на услуги ветеринаров, на питание животных во время содержания в приютах, медикаменты, покупку чипов для регистрации бездомных собак и другое. Пока такая организация только одна — ООО «Центр по контролю за животными», которая заменила СОБЖ и выкупила у муниципалитета приют для бездомных животных. Вопросы должны быть к республике: полномочия она передала, а материальными средствами не обеспечила. Бездомных животных нужно массово стерилизовать, и наличие муниципального приюта обязательно. Пока его нет, городские власти могут хотя бы оказывать помощь частным приютам, создавать льготы для них.

Хафиз Миргалимов — заместитель председателя комитета Госсовета РТ по государственному строительству и местному самоуправлению:

— Ситуация патовая. Отчасти виной тому принятый в феврале закон о домашних животных. Он не только не улучшил существующую систему, но в какой-то мере дезорганизовал ее. Я провожу встречи и отчеты КПРФ в муниципальных образованиях. На последней в Высокой Горе местные власти поставили вопрос ребром. У них покусали двоих человек, и они спрашивали, как быть: расстреливать собак нельзя, специальной организации у них нет. Конечно, деньги выделены и нужно проводить тендеры на отлов собак, но собаки каждый день кусают.

Я считаю, что соответствующим охотничьим организациям надо дать лицензии. Конечно, каждое живое существо имеет право на жизнь, но для этого нужно создать необходимые условия. Закон разработан — механизм за правительством, оно должно принимать решения. Муниципальным властям тоже надо шевелиться и шевелить республиканские структуры, искать пути финансирования на строительство приютов. Этот переходный период передачи полномочий надо быстрее пройти, иначе он может затянуться. К этой проблеме нужно разработать системный подход всех уровней власти, а также экологов, поскольку это касается безопасности наших граждан. Ведь сейчас бродячие собаки не поддаются учету.