ПРОДАТЬ ИЛИ РАЗВИВАТЬ?

Как стало известно «БИЗНЕС Online», в середине мая в Казани должен открыться крупный яхт-клуб. Строительством и эксплуатацией клуба занимается ООО «Венеция», официальный дилер шведской компании Volvo Penta, которая производит двигатели и силовые установки для прогулочных катеров и яхт. Яхт-клуб расположился в Аракчино, недалеко от того места, где зимой действует ледовая переправа.

Как рассказал «БИЗНЕС Online» генеральный директор Volvo Penta Александр Штыров, пока стоянка организована для 35 судов. «Сама акватория рассчитана на 207 мест. В зависимости от спроса будут появляться новые места. У нас смогут стоять парусные яхты, катера от 6 до 12,5 метров, гидроциклы. Есть все коммуникации, прямой выход к воде», — рассказал он.

Сумму инвестиций в проект Штыров назвать отказался, сославшись на коммерческую тайну. По его словам, единовременная оплата за место составляет 300 тыс. рублей, кроме этого, владелец судна должен ежемесячно платить за стоянку от 1,5 до 2 тыс. рублей за погонный метр судна. Таким образом, для 10-метровой яхты ежемесячная аренда может составить 15 - 20 тыс. рублей.

Любопытно, что готовый к эксплуатации яхт-клуб буквально на днях был выставлен на продажу. 12 марта на сайте AVITO.ru было размещено объявление о продаже этого бизнеса. Цена вопроса — 95 млн. рублей. Согласно этому объявлению, яхт-клуб построен на взятом в аренду на 49 лет земельном участке площадью 0,4 гектара. Стоимость аренды составляет 9994 рубля в месяц. Площадь сервисных, складских, служебных помещений составляет 430 кв. метров. Обслуживание одного судна в год составляет примерно 3% от его стоимости при средней цене судна около 3,5 млн. рублей.

Как уточнил Штыров, через несколько дней владелец клуба приостановил продажу «по просьбам клиентов, которые высказали желание выкупить место для судов в долгосрочное пользование». По его словам, на сегодня уже забронировано 7 мест.

Тем не менее, несмотря на слова Штырова, объявление о продаже яхт-клуба до сих пор находится в актуальном статусе.

ХОЗЯИН КОМПАНИИ-БАНКРОТА

Согласно сайту раскрытия информации, совладельцами ООО «Венеция» числятся Ирина Петрова и Штыров. Однако конечным бенефициаром компании и яхт-клуба является генеральный директор ООО «СЭР-Авто» (официальный сервисный центр грузовиков Volvo) Александр Шалкевич. Именно он указан в качестве контактного лица в нескольких объявлениях о продаже яхт-клуба на специализированных сайтах. Факт того, что он владелец клуба, Шалкевич подтвердил и в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online». Но при этом предпочел никак не комментировать проект, со всеми вопросами отослав к генеральному директору ООО «Венеция».

Нежелание Шалкевича рассказывать какие-либо детали, вероятно, связано с той ситуацией, в которой оказалась его компания. Как выяснил «БИЗНЕС Online», в 2012 году ООО «СЭР-Авто» было признано несостоятельным, в нем был назначен конкурсный управляющий Сергей Богатых. «СЭР-Авто» обанкротился, набрав значительные долги. В решении Арбитражного суда РТ о признании компании банкротом сказано, что она задолжала свыше 95 млн. рублей (включая пени и штрафные санкции) банку ВТБ по кредитному договору, заключенному в 2008 году. Собственно, банк и инициировал процедуру несостоятельности.

В декабре прошлого года Богатых попытался добиться привлечения учредителей «СЭР-Авто» Александра Шалкевича и Рустема Гайнуллина по долгам компании, ссылаясь на то, что компания неплатежеспособна и они не инициировали вовремя ее банкротство. Арбитражный суд РТ, однако, управляющему отказал. В определении суда фигурирует общая сумма долгов «СЭР-Авто» — свыше 130 млн. рублей. Но судебная война не закончена — Богатых обжаловал решение татарстанского арбитража в Одиннадцатом арбитражном апелляционном суде в Самаре.

По всей вероятности, долги возникли в связи с масштабным проектом, который незадолго до кризиса запустил «СЭР-Авто» на основе договора с ЗАО «Вольво-Восток» — станция обслуживания грузовиков Volvo на трассе М7 в Высокогорском районе.

МЕСТ НЕТ

Не исключено, что, реализуя проект яхт-клуба, Шалкевич более точно попал в цель. Удивительно, но факт — в Казани катастрофически не хватает мест для парковки яхт и прогулочных катеров.

В окрестностях столицы на сегодня есть всего лишь два места, где можно поставить яхту, и оба находятся на косе рядом с пляжем «Локомотив». Водная база «Тимерхан», принадлежащая «Ак Барс Холдингу», рассчитана на 200 мест, но постороннему человеку попасть туда невозможно. «Парковка» там открыта только для членов клуба, причем свободных мест на причале давно нет. Ежемесячная стоимость аренды места здесь составляет 350 рублей за каждый погонный метр судна.

Свободных мест нет и в соседнем с «Тимерханом» центре парусного спорта и водного туризма, принадлежащем одноименному некоммерческому партнерству. Он также вмещает 200 судов. По словам заместителя директора центра Владимира Баленкова, здесь стоимость аренды места составляет от 10 до 100 рублей за погонный метр яхты в сутки. «Самый дорогой тариф предназначен для гостей из других городов. Парусные яхты мы ставим бесплатно», — рассказал Баленков. По его словам, потребность в яхт-клубах у Казани огромная. «В Тольятти их семь, в каждом — по 200 яхт, а у нас на город всего два», — пояснил он.

Кстати, поиск в интернете показывает, что не только Тольятти, но и ближайшие поволжские города-миллионники дают фору Казани: так, в Нижнем Новогороде насчитывается не менее пяти яхт-клубов, в Самаре — семь.

«В КАЗАНИ ДОРОЖЕ, ЧЕМ В КАННАХ»

Согласен с Баленковым и президент федерации парусного спорта РТ Юрий Бродниковский. По его мнению, отсутствие стоянок сдерживает развитие водного туризма в республике. «Все дилеры в один голос утверждают, что в Казани яхты не покупают потому, что их просто ставить негде. Замкнутый круг. Да и цены высокие. Поставить яхту в Казани обходится дороже, чем, например, в Каннах», — пожаловался он.

Юрий Бродниковский
Юрий Бродниковский

Действительно, парк водной техники в республике немалый. По данным, которые предоставила газете «БИЗНЕС Online» ГИМС РТ, сейчас в Татарстане зарегистрировано 788 катеров, 22 904 мотолодки, 175 гидроциклов, 13 парусных яхт и 171 морской прогулочный катер. По экспертным оценкам, не менее половины из них располагается в Казани. Так что даже с учетом 400 мест в «Тимерхане» и центре парусного спорта и водного туризма 200 мест в новом яхт-клубе будут востребованы.

Бродниковский, приветствуя появление нового яхт-клуба, отмечает, что в Татарстане нужны не одиночные коммерческие проекты, а целая сеть стоянок. «У нас от Свияжска до Болгар, кроме Казани, нет стояночных мест для яхт, где можно было бы пришвартоваться. А это свыше 150 километров, от волны и ветра негде укрыться, — отмечает он. — Это мог бы быть великолепный туристический маршрут».

Президент федерации парусного спорта РТ отметил, что построить новый причал для яхт и катеров на 200 мест и инфраструктуру яхт-клуба можно в пределах 80 - 150 млн. рублей — все зависит от аппетита владельцев. По его словам, во всем мире доход яхтингового центра от сдачи места в аренду составляет всего лишь около 20% от общего заработка. Основной денежный поток приносят услуги и инфраструктура, которая находится рядом: обслуживание судов, рестораны на воде, магазины и прочее.

«У нас инвесторы думают, что достаточно построить причал для яхт и к ним придут клиенты с большими деньгами, поставят свои лодки и все будет хорошо. К сожалению, до инфраструктуры дело не доходит», — констатировал Бродниковский.

«В РОССИИ ТАКОГО УРОВНЯ СТОЯНОК ВООБЩЕ НЕТ»

Вице-президент академии наук РТ Рафаэль Хакимов также неравнодушен к яхтам. В недавнем прошлом он руководил федерацией парусного спорта РТ. По его словам, вялое развитие яхтинга в Татарстане происходит из-за отсутствия должного количества пирсов.

«Наша акватория позволяет принимать большие крейсерские яхты. У нас великолепные места на Волге, тут можно построить множество перспективных маршрутов. Но у нас негде пришвартовать судно. На Западе яхта причаливает к пирсу, и экипаж сразу же получает доступ к различным услугам: на судне появляется электричество, доступ в интернет, тут же можно заправиться топливом, купить продукты питания. В России такого уровня стоянок вообще нет. И при этом аренда места обходится в копеечку. Я знаю несколько казанских владельцев, которые на зиму перегоняют свои суда в Турцию или Европу. Это обходится дешевле, даже с учетом перегона. Поэтому вложение в строительство новых причалов для яхт мне кажется перспективным».

«МАЧТЫ, ПАРУСА — ОНИ ЖЕ ТОЛЬКО УКРАШАЮТ ПЕЙЗАЖ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА»

Яхтсмен, а также основатель и директор компании Velvette Marine Михаил Клопоух (в прошлом году он вместе с тремя членами экипажа на 11-метровой парусной яхте пересек Атлантический океан и экватор — прим. ред.) занимается в Казани производством катеров и яхт VIP-класса. По его словам, львиная доля продукции его компании расходится за пределами Татарстана. Причина — малоразвитая инфраструктура на воде.

Директор компании Velvette Marine Михаил Клопоух
Директор компании Velvette Marine Михаил Клопоух

«У вас есть автомобиль. Если нет парковки, можно поставить машину во дворе. С дорогостоящими катерами это не пройдет, — пояснил Клопоух. — Если по России время от времени открываются новые яхт-клубы, то в Казани за последние десятилетия они только закрывались».

По его словам, в Финляндии, к примеру, каждый пятый имеет лодку. То есть лодка есть практически в каждой семье. Причем государство бесплатно выделяет земельные участки для яхт-клубов при условии, что яхт-клубы не будут коммерческими. Поэтому стоянка яхт и лодок в Финляндии стоит копейки. Зато значительная часть валового продукта страны построена на обслуживании этой индустрии. Сюда входят заправочные станции, гостиницы, рестораны на воде, технический сервис. «Там огромный кластер маломерного судостроения. Комплектующие, сырье, отделочные материалы — все это производит множество малых предприятий. За счет индустрии идет развитие малого бизнеса. У нас такого нет, к сожалению», — отметил Клопоух. По его словам, в Казани получить землю у воды очень сложно и дорого. Поэтому места, где могли бы быть яхт-клубы или организована яхтенная инфраструктура, уходят под коттеджи для состоятельных лиц.

Отсутствие развитой инфраструктуры контрастирует с выигрышным местоположением Казани — вокруг города очень много воды, по сравнению, например, с Самарой или Саратовом, для жителей которых лодка до сих пор считается культовым предметом. «Там люди все выходные проводят на воде. Если появились лишние деньги, человек там зачастую не машину будет менять на новую, а купит более статусный катер», — рассказал директор компании Velvette Marine.

По его мнению, Казань потеряла статус крупного водно-моторного центра отчасти из-за сложности с получением земли. Причем есть инвесторы, которые готовы вкладываться в развитие речной инфраструктуры. «Можно выделить несколько мест с подведенными коммуникациями, и дело, мне кажется, пойдет. Места в городе есть. «Локомотив» можно было весь отдать под строительство марин, ту же Казанку. Мачты, паруса — они же только украшают пейзаж современного города. Я в какую страну ни приезжаю, первым делом смотрю, какие яхты стоят в маринах. Если яхтинг развит, значит, город богатый. Сегодня в Казани масса проектов на «большой воде». Можно сразу запроектировать строительство причалов для яхт и катеров. Это несложно», — отметил Клопоух. Но, по его мнению, настоящий яхтклуб — это больше чем просто стоянка и обслуживание водной техники. Здесь должны быть созданы условия для общения яхтсменов и просто влюбленных в романтику морей и рек, должны проводиться различные мероприятия для людей, увлеченных водой.

По словам директора компании Velvette Marine, уже сейчас много россиян путешествуют по Волге, а со временем этот вид туризма будет более доступен и для иностранцев. «Казань, обладая таким большим водным потенциалом, может получить новую «фишку» для привлечения туристов и новую веху в развитии местного яхтинга», — мечтает яхтсмен. — Для решения этих задач желательно, чтобы в городе появился сильный человек, который будет двигать эту тему. Например в Англии или в Монако лично королева и принц поддерживают яхтинг и яхтенные регаты».