Сегодня первый замминистра транспорта РТ Инсаф Хайруллин представил депутатам Госсовета перспективные проекты в дорожном строительстве Татарстана стоимостью в десятки миллиардов рублей. Правда, никакой конкретики кроме примерной стоимости ни по одному из них нет — нужны как бюджетные деньги, так и частные инвесторы. Видимо, поэтому транспортные мегапроекты интересовали прагматичных парламентариев-директоров не в первую очередь. Побывавший в Госсовете корреспондент «БИЗНЕС Online» стал свидетелем того, как челнинское лобби (в лице Гайнуллова и Евдокимова), поддержанное шефами ЗАО «Газпром Межрегионгаз Казань» и КМПО, раскритиковали транспортное ведомство за ужасное качество дорог в целом, так и в челнинском промрайоне БСИ, выручка предприятий которого составляет 40 млрд. рублей в год.
Депутаты Госсовета обсудили два крупных проекта в сфере дорожного строительства стоимостью в десятки миллиардов рублей |
ДВА МЕГАПРОЕКТА ТАТАРСТАНА
Сегодня на комитете Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Инсаф Хайруллин сообщил, что Татарстан ищет инвесторов для двух крупных проектов в сфере дорожного строительства. Перед депутатами он выступил с отчетом о работе дорожной отрасли РТ в прошлом году. Отчет получился, как и положено, сухим, но сама заявленная тема с ходу так возбудила депутатов, что обсуждение получилось вполне горячим.
«Первый проект — это автодорога от М7 «Волга» на 970 километре в районе Мамадыша с мостовым переходом через Каму в районе поселка Соколка с обходом Нижнекамска и Набережных Челнов. Эта дорога, по сути, является альтернативой существующей ныне дороге, связывающей Казань с городами Закамья и ОЭЗ «Алабуга», — рассказал замминистра. — Она позволит разгрузить плотину (Нижнекамская ГЭС — прим. авт.), пропускная способность которой 14 тысяч автомобилей в сутки, но в пиковые периоды нагрузка достигает 34 тысяч авто. Кроме того, плотина давно требует реконструкции, — сказал Хайруллин. — Мостовой переход в районе Соколки позволит пустить транспортные потоки так, чтобы не заходить в Набережные Челны».
Как уточнили сегодня газете «БИЗНЕС Online» в минтрансе РТ, первая очередь строительства включает мостовой переход через реку Каму и реконструкцию прилегающих автодорог, что позволит на 120 км сократить путь из Нижнекамска в западном направлении до автодороги М7 «Волга». По предварительным оценкам первая очередь обойдется в 9 млрд. рублей. Предполагается, что финансирование будет вестись на паритетной основе из республиканского бюджета и за счет инвесторов. Вторая очередь предполагает создание новой скоростной автодороги в 95 км, которая соединит М7 «Волга», предварительная стоимость строительства составляет 55 млрд. рублей.
Второй проект, о котором рассказал сегодня депутатам Хайруллин, — это дорога, соединяющая автодорогу Казань – Оренбург с мостовым переходом через реку Волгу в районе Гребени и автомобильную дорогу Казань – Ульяновск. По словам Хайруллина, предусматривается строительство пяти транспортных развязок. «Данная дорога позволит нам «выпрямить» трассу М7 с юга Казани и тем самым сократит движение грузов в пути», — пояснил замминистра, добавив, что проект значительно улучшит логистику к крупным проектам РТ «Смарт Сити» и «Иннополис».
Как рассказал на комитете Хайруллин, эти два проекта будут представлены на II Международном форуме инвесторов и операторов дорожной инфраструктуры, который 17 апреля стартует в Казанской ратуше. Проходит он при поддержке минтранса РФ и правительства республики.
ПОЧЕМУ ЖЕ ЧЕЛНАМ СЛИШКОМ МАЛО СРЕДСТВ?
Депутаты внимательно выслушали представителя минтранса, после чего завалили Хайруллина вопросами. Сначала поинтересовались: сколько было привлечено из федерального бюджета в РТ в прошлом году: оказалось, 12,7 млрд. рублей в 2013 году и 11,1 млрд. рублей планируется привлечь в этом.
«Почему же Набережным Челнам слишком мало денежных средств выделяется?» — с обидой спросил депутат Александр Евдокимов — председатель совета директоров ОАО «КамГэсэнергострой». И уточнил: в Набережных Челнах есть крупный промышленный участок — база строительной индустрии (БСИ), на территории которой работает множество предприятий малого и среднего бизнеса, но «нормальной дороги там нет, и ничего не ремонтируется». Причем, как уже писала газета «БИЗНЕС Online», ситуация с этой дорогой настолько плачевная, что практически любой сильный ливень отрезает этот промышленный узел от города.
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой |
Хайруллин ответил, что в Татарстане созданы муниципальные дорожные фонды, которые в этом году в общей сложности получат 850 млн. рублей, плюс на дороги выделяется дополнительно еще 1 млрд. рублей. «Но есть ограничения, которые нас сдерживают, — это приоритеты муниципальных властей. Какую дорогу и где именно строить — принимают решения они», — сказал замминистра. Впрочем, тут же признался, что сегодня «те деньги, которые есть, не позволяют содержать дороги даже в нормативном состоянии». Как вариант — в проекте развития Камского промышленного кластера минтранс РТ заложил 300 млрд. рублей на транспортную инфраструктуру. Именно столько средств необходимо, чтобы в будущем закрыть «дорожную» потребность ОЭЗ «Алабуга», предприятий Нижнекамска, Челнов, Менделеевска, где строится завод «Аммоний». Сейчас эта сумма проходит многочисленные утверждения.
Еще одним вариантом решения проблемы служит та самая дорога с переходом через Каму в районе поселка Соколка. Правда, какие-либо сроки сейчас назвать невозможно. По заверению Хайруллина, минтранс России проект поддерживает, но просит найти инвестора. На предстоящем в Казани форуме будет встреча с некой испанской компанией, которая проектом заинтересовалась, поскольку «есть возможность построить платный мост». Объем инвестиций замминистра оценил в сумму более чем 60 млрд. рублей.
«ГОДОВАЯ ВЫРУЧКА БСИ — 40 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ. А ПРОЕХАТЬ НЕВОЗМОЖНО»
Однако парламентариев такой ответ устроил лишь отчасти — планы, конечно, хорошие, но дороги-то нет сегодня. Депутат Мунир Гайнуллов — генеральный директор ООО «Домкор», заявил: «С одной стороны, в бюджете Набережных Челнов таких денег нет, а если нет денег, то откуда дороги появятся? С другой, годовая выручка БСИ — 40 миллиардов рублей. А проехать невозможно».
Снизить накаляющуюся атмосферу попытался председатель комитета Марат Галеев, который напомнил, что несколько лет назад внутримуниципальные дороги вообще не имели источника финансирования: «Сейчас удалось 10 процентов от дорожного фонда республики направлять в муниципалитеты, впервые за многие годы. У нас полно таких примеров: как в село въехал — сапоги до пояса надевай, чтобы пройти. Ни тротуара, ничего. 10 процентов —мало, но появилось».
Александр Евдокимов: «У нас, у строителей, есть гарантия, мы через два года обязаны в случае необходимости что-то подправить, что-то сделать...» |
— Челны — перевалочная база, там сходится множество дорог. Давайте мы вас проведем по этой дороге на БСИ, ну невозможно же проехать. А бизнес там идет! — продолжил Евдокимов.
— В каждом населенном пункте можно найти такое, — ответил Хайруллин.
— Это не каждый. Это второй город в республике!
— Даже в первом такое есть.
— И второе: ну разберитесь вы с качеством дорог! — продолжил Евдокимов. — У нас, у строителей, есть гарантия, мы через два года обязаны в случае необходимости что-то подправить, что-то сделать. Точечный ремонт — это же какая-то лафа: деньги каждый год!
— Заказчиками дорог являются муниципалитеты, они же осуществляют выбор подрядчика, — сказал Хайруллин.
— Ну, контроль-то должен быть! — вмешался депутат Ринат Ханбиков — гендиректор ЗАО «Газпром Межрегионгаз Казань». — Сколько должна служить дорога?
— Пять лет. У нас подрядчики, если построили неправильно, исправляют за счет собственных средств. Это их обязанность. В случае если что-то не получается, то применяются судебные инструменты и многое другое.
— Что-то не похоже, — колко заключил депутат.
Депутаты предположили: если пустить в Татарстан, скажем, канадских дорожных строителей, но за эти же деньги они построят быстрее, лучше и надежнее. Выяснили, что экономически дорожные строители сегодня, по сути, не заинтересованы строить качественно и если не на века, то хотя бы на положенные пять лет. В итоге признали, что улучшение на дорогах есть, появилась качественная техника (правда, депутат Дамир Каримуллин — гендиректор ОАО «КМПО», подколол, что и «ямы тоже стали качественнее»), и посоветовали минтрансу изучить зарубежный опыт. А то шутка про канадских дорстроителей может оказаться вовсе не шуткой.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 29
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.