Сегодня в Казани открылся летний велосезон. Любители этого вида передвижения проехались от центра семьи «Казан» через мост «Миллениум» к парку имени Горького, где смогли поучаствовать в соревнованиях и конкурсах, посмотреть фотовыставку и рыцарский турнир, послушать историю об уроженце Казани Онисиме Панкратове, который в 1911 - 1913 годах первым обогнул земной шар на двухколесном транспорте. Дорогу на пути колонн не перекрывали, а один из автоинспекторов провел с участниками инструктаж по ПДД. Мероприятие проводилось при поддержке мэрии Казани. Корреспондент «БИЗНЕС Online» оценил, что может предъявить город велосипедистам в сезоне.
В Казани открылся летний велосезон |
В КОЛОННУ СТАНОВИСЬ!
В прошлом году открытие проводилось неофициально. В ГАИ заметили, что это случилось потому, что заявка поступила всего за два дня до велопробега. Зато на этот раз все было согласовано.
У центра семьи собрались несколько сотен велосипедистов. В ожидании старта они вели разнообразные беседы.
— Я тебе говорю, что надо брать алюминиевую раму! — втолковал парень в кожаной куртке товарищу на весьма бюджетном агрегате. — Никакой стали! Обрати внимание, какая тут сварка тонкая!
— О, смотри, несколько человек на прокатных приехали, — указывал супруге высокий мужчина в очках. — Ездил я на них. Оплачивал транспортной картой. Правда, она мне так и не показала, сколько я за нее заплатил.
— А алкобайкеры давно уже на Карьер уехали, — говорили в другой толпе, — сосиски жарят.
Тут же кто-то уже ремонтировался, дети раскатывали на крохотных велосипедах (на маршрут их, конечно, не пускали). Через мегафон организаторы просили велосипедстов получить номера и ехать максимально просто. А потом постепенно начали выпускать колонны по 10 человек. Некоторых, выезжавших на автобусную полосу, штрафовали на тысячу рублей. Минут через 40 все собрались в парке им. Горького. По широким аллеям раскатывал двухколесный транспорт всех мастей: от эффектнейших до побитых. Нас привлек седой мужчина на затрапезном велике. Он сообщил, что зовут его Зуфар, ему 67 лет, а велосипеду примерно 40 - 50.
У центра семьи собрались несколько сотен велосипедистов |
— Мне сын предлагал подарить дорогой, но я не взял, я к этому привык, с ножным тормозом. Второй раз приезжаю на открытие. Происходящее радует. И,вообще, если сейчас позовут в дорогу на 200 километров — поеду. Я и так собирался на Байкал, рыбачить люблю.
За бюджетность марки ратовал и телеведущий Марат.
— Я всем доволен. Взял вот за 5 тысяч со всеми докупками типа фонарика, сумки. Попробовал недавно до работы доехать — понял, что не любят у нас велосипедистов. И пешеходы, и автомобилисты. А уж деньги до следующих больших спортивных игр смогут потратить и на что-то другое.
ОТ НАС НЕ ОТМАХНЕШЬСЯ
В парке собирались подписи под петицией за появление в Казани велодорожек. Они апеллируют к ответу главного архитектора города Татьяны Прокофьевой от мая 2012 года на обращение менеджера проекта «Велосипедная карта Казани» и одного из организаторов велопробега Леонида Иванова о велодорожках. В нем говорится: «...На сегодня утверждена концепция комплексного благоустройства и городского дизайна улицы Пушкина, на которой предусмотрены велопарковки и дорожки для передвижения велосипедистов. Кроме того, исполнительным комитетом Казани рассмотрено и взято за основу для дальнейшего проектирования три варианта трассы велодорожек, разработанные ОАО «Татдорпроект», от Деревни Универсиада до Казанского (Приволжского) федерального университета на территории исторической части Казани с учетом набережных правого и левого берегов реки Казанки, озера Кабан, а также поперечного профиля дорог, комфортности и обеспечения безопасности участников дорожного движения. Также сообщаю, что в настоящее время организация велодорожек является обязательным требованием при проектировании дорог и пешеходных зон». Ничего из обещанного сделано не было. Теперь активисты собираются голосовать велосипедом, напоминая, что выборы депутатов Государственного совета РТ пятого созыва состоятся 14 сентября.
Велосипедистов становится больше, и от них не отмахнешься |
— Все жители города должны напоминать властям, что велосипедистов становится больше, и от них не отмахнешься. За год, по сути, ничего не изменилось, — говорит Иванов. — Отшумела Универсиада, дороги начали рассыпаться. Обещанные велодорожки так и не появились. Есть какая-то на Оренбургском тракте, удаленная от основных маршрутов, ею никто и не пользуется. Громко продвигаемый велопрокат интересует в основном приезжих. Хотя я считаю, что отношения между властями и велосипедистами стали менее напряженными. Как минимум велосипедистов стали меньше штрафовать. И позволили провести открытие сезона в центре.
ВЕЛОСИПЕД НЕ АВТОБУС
Велопробегу предшествовало бурное обсуждение одного высказывания начальника отдела ГИБДД управления МВД России по городу Казани Рустама Ибрагимова. 10 апреля в передаче «Тема» на телеканале «Эфир» он сделал реплику: «Не совсем, может быть, приятный момент для велосипедистов, что им воспрещается, как и другим участникам дорожного движения, заезжать на полосу для движения общественного транспорта». Посоветовал воздержаться от езды по ним, разве что для поворота направо и остановки. И назвал сумму штрафа — 1,5 тыс. рублей. Заметим, что в мае 2012 года заместитель начальника госавтоинспекции Казани Наиль Гибадуллин также заявлял: «По правилам дорожного движения, водитель велосипеда должен двигаться как можно правее, но не заезжать на полосу общественного транспорта. То же про мопеды и скутеры».
Речь Ибрагимова породила бурное обсуждение в сети. Ранее, как известно, автобусных полос не было. И велосипедисты перемещались по правому краю трассы. Теперь же, по правилам, им нужно порой ехать аж во втором ряду. При этом во многих странах правила дорожного движения позволяют велосипедистам ехать по автобусным полосам, они обозначаются знаком типа «полоса движения для маршрутных транспортных средств» с табличкой, исключающей велосипедистов из запрета пользоваться этой полосой, так в Германии, Франции, Великобритании, Испании.
Некоторых, выезжавших на автобусную полосу, штрафовали на тысячу рублей |
У нас езда на велосипеде по автобусным полосам запрещена пунктом 2 раздела 18 «Приоритет маршрутных транспортных средств» правил дорожного движения РФ (в редакции от 22.03.2014 года): «На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением транспортных средств, используемых в качестве легкового такси) на этой полосе».
Различные активисты отправляли по этому поводу запросы в ГИБДД, чтобы понять, как они будут реагировать на такое правонарушение. И получали разные ответы. В УГИБДД МВД РФ по Москве возможность использования выделенной полосы для движения велосипедов отвергли. В Московской области позволили. В Петербурге ГИБДД ушла от ответа с мотивировкой, что существуют и другие способы донесения информации кроме ответов на обращения: «...каждое дело об административном нарушении рассматривается исходя из конкретных обстоятельств события правонарушения». Велосипедисты восприняли этот ответ как намек на то, что за ними никто особо приглядывать не будет, но в случае аварии суд будет явно не на их стороне.
Как пояснил Ибрагимов, сумма в 1,5 тыс. рублей называлась для водителей скутеров, которые в связи с изменениями в ПДД от 8 апреля 2014 года приравнены к водителям механических транспортных средств и которым, соответственно, тоже запрещено движение по «автобусной» полосе. И сотрудник ГИБДД может для установления личности нарушителя доставить его в отдел полиции и после проведения необходимых процедур составить протокол об административном правонарушении.
По поводу автобусных полос Ибрагимов уточнил, что двухколесникам будет грозить штраф в 1 тыс. рублей:
— Такой вариант передвижения в существующих условиях крайне опасен в первую очередь для самих велосипедистов. С правовой точки зрения велосипедист, двигаясь по полосе, выделенной для маршрутных транспортных средств, нарушает действующее законодательство в области безопасности дорожного движения.
На следующий день после эфира, кстати, представителей велогрупп пригласили к Ибрагимову обсудить с сотрудниками горисполкома, комитетов по делам молодежи и спорту, а также транспорту проведение воскресного мероприятия. В интервью «БИЗНЕС Online» Иванов сообщил, что начальник казанского ГИБДД вел себя очень дружелюбно. Правда, велосипедисты озвученную вчера проблему поднять не решились.
Закон, впрочем, постепенно встает на сторону тех, кто предпочитает четырем колесам два. С 8 апреля 2014 года в правила дорожного движения были внесены изменения, касающиеся владельцев двухколесного транспорта. Велосипедисты получили преимущество на проезжей части перед делающими поворот автовладельцами. Теперь они могут официально двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам, не создавая помех для пешеходов, правда, только в крайнем случае, если нельзя ездить по обочине. К пешеходам, кстати, приравнены люди, катающиеся на роликах и самокатах. Должны появиться отдельные полосы для движения на велосипедах, куда нельзя будет заезжать автомобилям.
А ПОКА НОЧЬЮ ИЛИ В ПАРКЕ
На попытки дружить указывает и решение исполкома провести 31 мая в Казани «Велоночь» — ночную прогулку по современным и историческим достопримечательностям города в сопровождении гидов. Проект этот затеяла московская творческая группа «Москультпрог», которая организовывала велоночи не только в столице России, но и в Стамбуле, Петербурге, Лондоне, Нью-Йорке и Риме. Наряду с Казанью в планах Бангкок и Джакарта.
Также в середине июня городские активисты из различных сфер (краеведы, экологи, спортсмены) собираются совместно превратить парк Горького в некое подобие московского ЦПКИО с фестивалем активных видов отдыха, деревней фрилансеров, лекторием. Конечно, найдется там место и для велосипедистов.
«БИЗНЕС Online» спросил казанских велосипедистов, где и как часто они катаются и как оценивают дружелюбность казанской среды к их транспорту.
Ильдус Янышев (справа): «У меня самого шесть велосипедов». На фото с заместителем руководителя исполкома Казани Иваном Кузнецовым |
Ильдус Янышев — директор по связям с госорганами и международными организациями компании «Дельта»:
— В этом году я совмещаю свои майские отпуска с деловыми визитами, в качестве представителя России участвую в велосипедной конвенции в Ирландии. Будем обсуждать развитие велосипедной инфраструктуры, а потом устроим недельный пробег по стране. Езжу с ассоциацией малого и среднего бизнеса, участвую в открытии и закрытии велосезона. Есть еще и традиционный велопробег казанского «Ротари-клуба» и союза велосипедистов Казани. Лично с друзьями и близкими езжу в Марийку на Яльчик или в Боровое Матюшино в выходные.
Часто принимаю гостей из-за рубежа, которые путешествуют по Европе. С ними езжу по городу, сопровождаю до Зеленодольска или Лаишево. Они замечательно воспринимают этот город. Вот у меня есть знакомый немец из Баварии. Он сюда практически каждый год приезжает с женой. Мы познакомились, когда они делали благотворительный проезд из Урала до Нормандии.
По городу ездить нетрудно. Велодороги и в Европе не везде есть, скажем, в Мадриде или в Италии. Но люди катаются. Я стараюсь по вечерам выбираться. Даже зимой пару раз. Иногда, когда деловой этикет позволят носить спортивную одежду, из дома в Борисково до работы на Товарищеской. Мне нравится система велопроката Veli'K. У меня самого шесть велосипедов, но я иногда ей пользуюсь. Надо просто нам больше кататься. И менталитет будет перекраиваться. Пока что у людей много страхов в связи с погодой, грузовиками. Тренд меняется. Уже и федеральные чиновники катались на велосипедах, Шаймиев предложил сделать велодорогу до Болгара. А для тех, кто считает, что это дауншифтинг, есть дорогие модели: BMW, Ferrari, Mercedes, стоимостью от 10 тысяч долларов.
И да, изменения в ПДД приняты, но надо теперь приучить водителей, чтобы они отдавали на светофорах приоритет, чтобы появились специальные разметки. Я знаю, что в Татарстане не очень хотели раньше этого делать.
Марат Бикмуллин — председатель совета директоров ООО «Информационные системы»:
— Я думаю, не стоит особо париться по поводу автобусных полос. Если ты не совершил наезд на пешехода или не сбил автобус, конечно. Слышал, что и в ГИБДД неофициально так считают. Я сам по ним езжу, это очень удобно, потому что они незагруженные. Вот по тротуарам ездить опасно, можно и пешехода убить, если велосипед для тебя не средство для развлечения, а как средство транспорта. Я летом только треть времени провожу в автомобиле, остальное — это велосипед. От дома в 10-м микрорайоне доезжаю ежедневно до Соцгорода. 20 километров туда, 20 километров обратно. Очень замечательно. И это абсолютно безопасно. У меня ни разу не было опасных ситуаций. И хочу высказать благодарность ГИБДД, что стоят камеры, контролируется скоростной режим, полосы. Если появятся дорожки, конечно, будет еще лучше. Хотя в целом меня все устраивает, все достаточно удобно. Рекомендую, экономит время, дает мощный заряд для здоровья и настроения.
Месяц тяжело, ноги привыкают. А потом кайф. Я предпочитаю ездить на гибриде, на 26-дюймовых колесах. Не рекомендую использовать внедорожник, для города они неудобны.
Среди моих знакомых бизнесменов трое-четверо также ездят. У «Сакуры» мы сделали сейчас велопарковку, хотим поставить там два велосипеда с бесплатным прокатом на час.
Марат Бикмуллин: «Я летом только треть времени провожу в автомобиле, остальное — это велосипед» |
Альфрид Бустанов — сотрудник Университета Амстердама, специалист по арабографичным рукописям, востоковед:
— Я прожил в Казани полгода. Каждый день ездил на работу и обратно, от Павлюхина до Университетской. Один раз посетил «Парк-Хаус». На дорогу я старался не выезжать, так как водители особой культурой вождения не отличаются. Поэтому я ехал вдоль Кабана по пешеходным дорожкам. Больше всего меня радовал вид на Татарскую слободу с набережной. Особенно если было слышно азан.
В городе опасно оставлять велик на улице в отличие от Амстердама. В университет с ним не всегда впускали (потому что в головах вахтеров и их начальников тюрьма), а на улице у меня украли светильники. Зато было очень удобно по времени, я везде всегда успевал, особенно в обед: спускаешься по Университетской к мечети «Нурулла», а потом в таджикское кафе и обратно. Пешком тоже хорошо, но дольше. Прекрасно было ездить на велике после бассейна, тут и неважно — в Казани или в Амстердаме . Велосипед поддерживает чувство свободы, его ни на что не променяешь.
Табриз Яруллин — председатель всемирного форума татарской молодежи:
— Я начал ездить на велосипеде три года назад. Первый был пробным, я проездил всего пару месяцев. Но меня сильно затянуло, первые же поездки через парк Горького и через мост «Миллениум» на закате сильно впечатлили. Тогда в связи с подготовкой к Универсиаде было много пробок, и я доезжал на работу даже быстрее, чем на автомобиле. Поменялся образ жизни, пришлось перенести костюм на работу. Сейчас сезон открываю в середине апреля, езжу практически каждый день по 16 километров.
У нас очень много красивых мест, когда едешь на велике, кажется, что ты в европейском городе. В последнее время начали появляться парковки для великов, прокат, потихоньку появляется инфраструктура. Не устраивает, что дальше центра вообще невозможно ездить, это и из-за культуры водителей, которые не считают велосипедиста за полноправного участника дорожного движения и дороги. В прошлом году вечером чуть не угодил в открытый люк, вырулил и проехал слишком близко к грузовику, который ехал рядом.
Накануне мэр города Ильсур Метшин также совершил велосипедную прогулку по набережной, открыв сезон службы проката Veli'k |
Хайдар Халиуллин — президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Республики Татарстан:
— Я езжу везде еще с советских времен. Время от времени продолжаю для удовольствия это практиковать. В рамках нашей ассоциации ежегодно в День предпринимателя мы проводим веломарафон. В этом году он будет проходить с 23 мая. Мы сначала доедем до Чистополя, а 24 - 25 мая отправимся через Аксубаево до Нурлата. Участвовать может кто угодно. Мы показываем, что предприниматели — здоровые люди. Обычно в марафоне участвуют около 30 человек.
На работу тоже хотелось бы ездить на велосипеде. Но я постоянно бываю на совещаниях. И там нельзя находиться без пиджака.
У меня обычный простой велосипед, иностранный, за 10 тысяч. Хочу купить что-нибудь пошикарнее в этом году. По городу также порой перемещаюсь. Дороги ужасные. К Универсиаде они чуть-чуть улучшились. Я думал о проекте, чтобы велосипедные дорожки делать в виде прозрачных повседневных труб над землей по всему городу. Такое велосипедное метро. Для появления велодорожек придется перестраивать Казань. Но постепенно их делать надо.
Неужели нельзя кататься по автобусным полосам? Видимо, начальник ГИБДД сам не ездит, ему лишь бы штрафовать. Потому что автобусы не мешают велосипеду. Но водители ездят некультурно. Постоянно сигналят и ругают. У нас не привыкли к двухколесному транспорту. А в Голландии, в сырой, казалось бы, стране, ездят в пиджаках. В центре города практически машин нет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.