НА БЕРЕГУ «ЗОЛОТОГО ОЗЕРА»

Каждому, кто входил в комплекс «Татарская усадьба», сразу давали небольшой пригласительный билетик. На кусочке картона — несколько слов, написанных арабской вязью. Народный поэт Татарстана, лауреат Государственной премии РФ Ренат Харис пояснил: «Здесь воспроизведен текст приглашения на лекцию Габдуллы Тукая, он читал ее в этой усадьбе, некогда принадлежавшей семье Сабитовых, 15 апреля 1911 года». Так что каждый из гостей получил своего рода подарок — факсимиле того исторического билета...

Кстати, усадьба — знаковое место: в начале прошлого века там был «Восточный клуб», где в неформальной обстановке собирались представители татарской интеллигенции, шли любительские спектакли, играл свой небольшой оркестр, была отличная библиотека. Туда приходили в светской одежде, обязательными были только тюбетейка для мужчин и изящный калфак для женщин. «Восточный клуб» — место споров и рождения огромного количества культурных проектов. Естественно, бывал в «Восточном клубе» и Тукай, живший неподалеку. «Усадьба эта была простроена приблизительно в 1850 году, ее владелец — предприниматель Сабитов — занимался производством головных уборов, он был купцом второй гильдии, по наследству дело передалось его детям, — рассказал «БИЗНЕС Online» совладелец «Татарской усадьбы» Зуфар Гаязов. — В начале прошлого века в главном доме усадьбы находился «Восточный клуб», где собирались представители татарской интеллигенции. Мы нашли свидетельства, что здесь читал лекции сам Габдулла Тукай. Когда мы об этом узнали, то решили, что традиции надо возрождать. Вместе с поэтом Ренатом Харисом и певицей, народной артисткой России, лауреатом Государственной премии Татарстана имени Тукая Венерой Ганеевой мы решили провести цикл литературно-музыкальных вечеров. Надеемся, они станут началом возрождения «Восточного клуба» и его интеллектуальных традиций. Думаю, мы будем часто собираться, создадим оргкомитет и будем находить темы, интересующие нашу творческую интеллигенцию».

Первый из вечеров, прошедший в зале ресторана «Алтын куль», что переводится как «Золотое озеро», естественно, был посвящен дню рождения Тукая. Апрель в Татарстане — время Тукая: он пришел в этот мир и ушел из него именно во второй весенний месяц. Входящих в зал встречали несколько портретов великого татарского поэта работы Рушана Шамсутдинова. Вообще-то, они находятся в коллекции литературного музея Тукая, но на вечер переехали в усадьбу Сабитовых... Гостей пришло много: музыканты, поэты, художники. Случайных людей не было. В фойе разместили небольшую книжную выставку — книги татарских авторов. В планах создание в усадьбе еще и хорошей библиотеки.

«Конечно, «Восточный клуб» нужно возрождать, и деятели культуры с радостью возьмутся за это дело, но было бы хорошо, если бы и бизнесмены идею поддержали, потому что финансовые вливания понадобятся», — прокомментировал проект популярный певец и поклонник творчества Тукая Салават Фатхетдинов.

ЛЮБОВЬ ПОЭТА

«В этом здании особая энергетика, наверное, это связано с тем, что здесь бывал Тукай, — рассказал Харис. — И его лекция, знаменитая лекция «Народная литература», была прочитана здесь. Сейчас ресторан «Алтын куль» — это центр татарской кулинарной культуры, но он имеет все шансы стать и нашим культурным центром, духовным центром. Надеюсь, что стихи и музыка будут звучать здесь часто». Харис, кстати, прочел на вечере свои стихи, посвященные «Восточному клубу», и подарил «Татарской усадьбе» запись своей новой песни, написанной вместе с молодым композитором Эльмиром Низамовым. Песня эта о красивом и гостеприимном татарском застолье.

Начался вечер, который вел актер ТГАТ им. Камала Фанис Зиганшин, с красивой мелодии в исполнении оркестра народных инструментов. И дальше прозвучали, пожалуй, самые известные строчки Тукая о Казани: «О, Казань, ты грусть и добрость, светозарная Казань». Как всегда, с полемическим задором выступил Рабит Батулла. Основной идеей его страстного выступления было то, что нельзя сравнивать Тукая и Александра Пушкина, Гаяза Исхаки и Льва Толстого. Все они великие, но Тукай и Исхаки творили в несомненно более тяжелых условиях, в условиях, когда им приходилось бороться за родной язык. «У Гаяза Исхаки не было Ясной поляны», — напомнил Батулла. В логике оратору отказать было трудно.

Был на вчерашнем вечере и... Шурале. Каким-то чудом на небольшой сцене, под фонограмму, удалось показать фрагмент из балета Фарида Яруллина «Шурале», а партию лесного проказника исполнил солист ТГАТ оперы и балета им. Джалиля Артем Белов. Впрочем, обращение к балетному спектаклю было не единственным напоминанием по теме «Тукай и театр». Композитор, лауреат Государственной премии им. Тукая Резеда Ахиярова рассказала историю создания своей оперы «Любовь поэта» на либретто Хариса. Оперы, посвященной единственной любви Тукая. «Партия Зайтуны, девушки, в которую целомудренно был влюблен Тукай, одна из самых любимых у меня, петь ее в стенах, где бывал реальный герой нашего спектакля, — это и волнующе, и ответственно», — сказала Ганеева. Она вместе с партнером Рашидом Гилязовым исполнила финальный дуэт из оперы.

Подводя итог, можно сказать, что тукаевские дни на этот раз оказались не совсем обычными, потому что один из вечеров, можно предположить, стал стартом для нового культурологического проекта — возрождения легендарного, почти что уже ставшего мифическим «Восточного клуба». «Татарская усадьба» — место, где сейчас возрождается не только кулинарная культура народа, его традиции, но и народные промыслы, конечно, вполне подходит для этого. Но успех дела будет зависеть еще и от того, предложат ли инициаторы проекта идеи, адекватные культурному контексту нынешнего общества, найдется ли лидер среди творческой интеллигенции, готовый возглавить новый «Восточный клуб». Именно об этом в контексте значения творчества Тукая говорил пришедший ближе к концу вечера министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин.