МАРШРУТЫ, КОТОРЫХ НЕТ

Прокуратура Набережных Челнов в начале мая обратилась в суд к исполкому города в связи с нарушениями в проведении тендера на право осуществления пассажирских перевозок. Надзорный орган обратил внимание, что на конкурсе разыгрывались маршруты, не утвержденные соответствующим образом. Иными словами, официально их нет ни в каких действующих нормативных документах.

«Была нарушена процедура проведения тендера, — рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» помощник прокурора Набережных Челнов Зульфия Исламова. — Нами установлено, что на конкурс выставляются маршруты, которые не утверждены должным образом. Ни один маршрут не утвержден. И по закону, они не могут быть выставлены на аукцион. Процедура утверждения полностью является прерогативой исполкома города. То есть сначала они должны были провести анализ: какие маршруты городу нужны, должна быть составлена их схема, маршруты должны быть согласованы с ГИБДД — там много обязательных нормативных процедур, и каждая должна подтверждаться соответствующими правовыми актами. Затем в окончательном виде исполком должен все маршруты утвердить своим постановлением. Ничего этого нет. В настоящее время от имени прокуратуры в суд направлено исковое заявление о признании бездействия исполкома в утверждении маршрутов. Заявление пока не рассматривалось».

В исполкоме признают, что с конкурсной документацией не все в порядке. Однако начальник отдела транспорта исполкома города Ильфат Исмагилов уверен, что городские власти сумеют быстро устранить выявленные недостатки, и тендер не окажется под угрозой срыва.

«Да, мы знаем, что прокуратура подала на исполком в суд. Но речь идет лишь о приведении в порядок некоторых нормативных документов. Это обычная рутинная работа, ничего серьезного в этом нет. Дело в том, что постановление, по которому готовились маршруты для выставления их на тендер, оно есть. Но в связи с тем, что у нас строятся новые микрорайоны, появляются новые маршруты или изменяются уже имеющиеся, мы обязаны подготовить новое постановление. На данный момент оно уже готово, проходит процедуру согласования. Думаю, что буквально за две недели утверждение пройдет. Таким образом, будут устранены нарушения, выявленные прокуратурой. С перевозчиками пока будут заключаться временные договоры, так как в любом случае пассажиров надо возить», — сказал Исмагилов.

Однако участники рынка не разделяют оптимизм чиновника. Генеральный директор ГК «Альтекс» Ильдар Фахразиев в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отметил, что чиновники не способны учиться на собственных ошибках и раз за разом наступают на одни и те же грабли.

«Теперь все маршруты должны разыгрываться по-новому. Грубо говоря, работа отдела транспорта исполкома, которая проводилась в течение года, вся была впустую. Получается, что мы принимали участие в тендере, готовились, обновляли технику, а в итоге получили пустышку. Причина появления этих нарушений — в некомпетентности и недобросовестном исполнении своих обязанностей должностными лицами, которые были ответственны за проведение тендера. Ведь конкурс на автобусные перевозки в городе не может нормально пройти с 2006 года! Это же о чем-то говорит? Провели его в 2008 году — выявили нарушения, оспорили, в 2010 году — опять ошибки, вновь отменили результаты. Каждый год отдел транспорта наступает на одни и те же грабли. На ошибках надо учиться».

ПЕРЕВОЗЧИКИ ВЫСТАВЛЯЛИ УЛЬТИМАТУМ ИСПОЛКОМУ

Напомним, что тендер, не проводившийся в Набережных Челнах до этого несколько лет, стартовал 10 июля 2013 года. Тогда Исмагилов подчеркивал, что необходимость в его проведении в автограде назрела давно. Обрисовывая ситуацию, он подчеркнул, что количество маршруток в городе в два раза выше нормы, половина автобусов работают без лицензии.

«Причем нелегалы не только вносят элементы нездоровой конкуренции на рынок транспортных услуг, работают, не имея обязательств перед городом, но и часто нарушают правила дорожного движения, устраивая гонки между собой. После тендера нам будет легче предъявлять требования таким перевозчикам — высвободится порядка 600 - 700 автобусов (сейчас на рынке работают порядка 1,3 - 1,4 тыс. автобусовприм. ред.), они уже не будут иметь права работать. У компаний, выигравших тендер, на руках будет контракт на выполнение муниципального заказа, в котором отражено и количество автобусов, и схемы маршрутов, и график перевозок. Недобросовестных перевозчиков совместно с ГИБДД, силами административно-технической инспекции будем выявлять и серьезно наказывать. За нарушение регламента муниципального контракта предусмотрен штраф до 50 тысяч рублей», — сказал тогда Исмагилов.

Действительно, взаимоотношения перевозчиков с муниципалитетом в последние годы складывались довольно сложно. Достаточно вспомнить, что перевозчики пару раз выставляли исполкому ультиматум, отказываясь возить льготников из-за того, что бюджет им не компенсируют затраты на их перевозки, и даже грозили не выводить автобусы на маршруты. Понятно, что исполком подобного долго терпеть не мог, поэтому курс был взят на преобладание в автопарках перевозчиков автобусов большой вместимости.

Однако, как выяснила газета «БИЗНЕС Online», спустя более чем полгода от старта тендера, 84 городских газомоторных «НЕФАЗа», которые челнинские перевозчики по призыву местных властей закупили в лизинг, так и не вышли на дороги. Предприниматели, купившие автобусы с существенной господдержкой, заявили, что «НЕФАЗы» могут довезти только до банкротства.

Что касается хода самого тендера по перевозкам, то на первом этапе на конкурс было выставлено три лота. Выиграли их те же перевозчики, что и ранее обслуживали эти маршруты: №7 — ООО «Авантех», №13 — ИП Василь Нургатин, №35 — ИП Николай Тятюшкин. Однако затем последовал протест прокуратуры на нормативные документы, регламентирующие проведение тендера, и процесс застопорился. Исполком нарушения устранил и снова объявил о начале тендера. На этот раз регламент и положение о проведении конкурса были согласованы с прокуратурой, УФАС и депутатами горсовета.

Тем не менее эти документы вызвали недовольство ряда перевозчиков. По их мнению, условия тендера изначально ставили отдельных участников в более выгодное положение. Одним из спорных моментов стали минимальные размеры транспортных средств, которые имеют право работать на городских маршрутах. Согласно условиям конкурса, автобусы малой вместимости должны иметь длину от 6 до 7,5 м, средней — от 8,5 до 10 метров. Налицо курс на избавление от «Газелей», длина которых 5,5 м, и «ПАЗов» (7,6 м) в пользу «Фордов» и автобусов большой вместимости — за их наличие у перевозчика претендент на обслуживание маршрута получит дополнительно 16 баллов. Для сравнения: автобусы средней вместимости (от 31 до 60 мест) оцениваются в 6 баллов, малой — в четыре.

Другой спорный момент тендера — приоритет отдается транспортникам, которые уже имеют опыт работы на челнинских маршрутах. В частности, за стаж более 10 лет перевозчик получит дополнительно 40 баллов, менее года — только 5. Тут есть некоторое противоречие, ведь в последние годы транспортная отрасль в Набережных Челнах вызывает бурное недовольство горожан, а выходит, что именно нынешние перевозчики, которые и подвергаются критике, получают преимущество в конкурсе.

Как бы то ни было, тендер заново стартовал в октябре и затем пошагово разыгрывались лоты — на аукцион выставлялись либо отдельные маршруты, либо так называемые «пакеты», в которые входили прибыльные маршруты и убыточные. Претензий к условиям конкурса больше не высказывалось.

ПОТОК ИСКОВ В СУД МОЖЕТ ВЫРАСТИ В РАЗЫ

А вот процедурой проведения тендера многие оказались недовольны. В настоящее время в Арбитражном суде РТ рассматривается целый ряд исков челнинских перевозчиков к исполкому Набережных Челнов. Предприниматели требуют признать недействительными итоги прошедших этапов тендера на обслуживание городских маршрутов. Истцами выступают ИП Щелоков, ИП Гарина, ИП Слотин, «ЧелныАвтоТранс+» и ИП Судников.

Виктор Судников суд по своему иску выиграл. Он оспаривал решение по маршруту №27. Вот какой комментарий о решении суда он дал в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

«По-другому и быть не могло. Тендер купили, подделали все результаты и протащили «Авантех». Конкурс должен был быть открытым. Но на деле всю информацию скрыли, и не дают никаких данных. А иск прокуратуры в очередной раз подтверждает, что тендер у нас проводится без соблюдения закона. Вся комиссия коррумпирована, а исполком несет детский лепет, дескать, мы не знали... Это элементарная некомпетентность!»

Судников также сказал, что планирует и в будущем принимать участие в тендере. Но если конкурс не станет прозрачным, он опять будет судиться с исполкомом — требовать отменить результаты аукциона. «Если комиссия будет в том же составе, то ничего не изменится. Это люди, которые пришли деньги зарабатывать, они никогда не проведут законный тендер», — резюмировал предприниматель.

Аналогичные претензии и у остальных перевозчиков. Главная, по их мнению, непрозрачность конкурса в том, что объявляют итоговую сумму баллов, не предъявив раскладку по каждому параметру. Вторая (реже встречающаяся) претензия к процедуре проведения тендера — информация по маршрутам отличается от той, что была озвучена изначально.

Судебные тяжбы, как сообщил нашему изданию Исмагилов, еще продолжаются. И каково будет итоговое решение, неизвестно. Перевозчики, участники судов, отказались нам комментировать ситуацию. Причем Евгений Щелоков уточнил: «Не хотел бы что-либо комментировать именно сейчас». К слову, предприниматель судится по маршруту №26. Суд первой инстанции он выиграл, однако исполком подал апелляционную жалобу, которая будет рассмотрена 17 июня.

Так или иначе, но тендер на право осуществления пассажирских перевозок нельзя назвать удачным. Череда исков от транспортников и прокуратуры доказывают, что организован конкурс был не лучшим образом. А теперь, когда выяснилось, что выставлялись на аукцион неутвержденные маршруты, по большому счету, это дает возможность всем участникам тендера оспорить выводы комиссии. Раз маршруты «несуществующие», и исполком не имел право их разыгрывать, стало быть, результаты конкурса не могут являться законными. Иными словами, поток исков в суд может вырасти в разы. А это, однозначно, поставит тендер под угрозу окончательного срыва.

Эксперты выразили удивление тому, что на улицах Челнов население не обслуживают камазовские автобусы — «НефАЗы»

«КТО-ТО ВСЕ РАВНО ОСТАНЕТСЯ ЗА БОРОТОМ»

Эксперты и участники рынка, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», отметив, что недовольные итогами тендеров будут всегда, в то же время выразили удивление тому, что на улицах Челнов население не обслуживают камазовские автобусы — «НефАЗы».

Николай Тятюшкин — председатель некоммерческого партнерства камских перевозчиков:

— Все маршруты в Челнах были обследованы, правда, не был обследован пассажиропоток. Сейчас исполком города заключила договор с КамПИ, студенты проведут такое исследование. Эта ситуация сложилась из-за того, что некоторые перевозчики не взяли себе те маршруты, которые хотели. Сейчас они между собой будут вести дележ, искать какие-то зацепки, чтобы отменить тот или иной этап конкурса. Есть перевозчики, которые «раздувают» количество своих машин до бесконечности. Они набирают в два раза больше автомобилей, чем положено, а потом не знают, куда девать лишние, и начинают драться за маршруты. Даже если исправить все ошибки и нарушения, которые выявила прокуратура, и провести тендер по-новому, кто-то из этих перевозчиков все равно останется за бортом, проиграет. И опять найдется какая-то зацепка, и опять будут суды.

Айрат Хасанзянов — директор ООО «УМ-4», владелец нескольких маршрутов в Казани:

— У нас в Казани проводилось изучение пассажиропотока, но ожидаемого результата это не принесло. Новых маршрутов в связи с этим не появилось. Мы не почувствовали ощутимой пользы. Что касается сравнения ситуации в Казани и Челнах, то на моей памяти результаты тендеров в столице никогда не отменялись. Прежде чем попасть на конкурс, у нас идет серьезная проверка предприятий. Мы предоставляем большое количество бумаг, наши машины и оборудование осматривают. Те, кто набрал в результате всех проверок определенное количество баллов и прошел на конкурс — уже серьезный перевозчик. В принципе, нас все утраивает в проведении наших тендеров.

Фаргат Набиев — генеральный директор ЗАО «ПАК-инвест»:

— В Челнах нет стандарта проведения конкурса на автобусные перевозки. Должен быть отработанный метод. Нужно понимать, что если, например, предприниматель с одним автобусом будет участвовать в конкурсе, в случае поломки он вряд ли этот автобус заменит. А что касается маршрутов, то их годами надо обкатывать, чтобы люди привыкли. Если ты создал новый маршрут, например, до гипермаркета «Лента», народ по нему сразу не поедет. К тому же новый маршрут может не сработать, потому что пассажиров нет, а в убыток никакой предприниматель работать не будет.

Я считаю, что по основным маршрутам города должны ходить большие автобусы. Потому что Челны выпускают продукцию КАМАЗа, а «НефАЗ» также входит в нее. Странно, что в городе-производителе «НефАЗов» эти машины не обслуживают население. Это, скорее, политический вопрос. Казань пригласила петербургский институт для изучения пассажиропотока, только после этого они провели конкурс на перевозки. У нас в городе такого не делается.