«В МИНФИНЕ ВСЕ БОЛЬШЕ ТОЛКАЮЩИХСЯ»

Набережные Челны рискуют не попасть в новую федеральную программу поддержки моногородов, проект которой в настоящее время готовится в минэкономразвития РФ. Об этом накануне в горсовете автограда на заседании комиссии по экономической политике и бюджету заявила заместитель руководителя исполкома города — начальник управления экономического развития и поддержки предпринимательства Наталия Кропотова. По ее словам, один из основных критериев отбора моногородов — безработица. По классификационным признакам ее уровень в городе должен быть на 30% выше, чем в среднем по региону. В Челнах же безработица составляет 0,81% от экономически активного населения, в республике — 0,86%.

«В первоначальном варианте сумма, заложенная в проект минэкономразвития, была большой — 51,5 миллиарда рублей, — отметила Кропотова. — Но когда шло обсуждение в министерствах и ведомствах, она снизилась до 5,5 миллиардов рублей. Вопрос участия Татарстана и нашего города в программе поддержки моногородов пока открытый. Мы прорабатываем с республикой, насколько это возможно». К слову, на недавней встрече спикера Госсовета РТ Фарида Мухаметшина с депутатами Госдумы РФ от Татарстана министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов призвал коллег активнее внедриться в программу поддержки моногородов. «В экономике мы ощущаем сдержанные темпы роста ВРП — по итогам первого квартала в 1 процент, объем промышленного производства — около 1 процента, сельское хозяйство на уровне прошлого года, поэтому нам надо найти поддержку наших городов, которые имеют признаки монопрофильности», — заявил Шагиахметов.

Наталия Кропотова
Наталия Кропотова считает, что уровень безработицы в Челнах должен быть на 30% выше, чем в среднем по региону

«ВЫ МНЕ ПОСТАВЬТЕ ГАЛОЧКУ, И Я ПОЙДУ...»

Приведенные вчера Кропотовой цифры немало удивили депутатов. Максим Стеблов обратил внимание на то, что, судя официальным показателям, в Челнах всего около 2 тыс. безработных: «Вы же понимаете, что это совершенно не отображает действительности. На самом деле безработных гораздо больше и в Набережных Челнах, да и в республике тоже. Может быть, их просто не совсем правильно подсчитывают?» «Это методика, применяемая по всей Российской Федерации, — пояснила чиновница. — По всем муниципальным образованиям и регионам считается одинаково».

Мидхат Шагиахметов (справа): «В экономике мы ощущаем сдержанные темпы роста ВРП — по итогам первого квартала в 1 процент, объем промышленного производства — около 1 процента, сельское хозяйство на уровне прошлого года, поэтому нам надо найти поддержку наших городов, которые имеют признаки монопрофильности»

Стеблов парировал, что государством созданы такие условия, при которых люди не хотят вставать на учет в центр занятости. Для того чтобы получить субсидии, нужно обязательно пытаться устроиться на работу по тем предложениям, которые делает центр занятости. На самом деле предложения эти самые что ни на есть неинтересные. Например, дворник в управляющей компании, куда люди и так не идут. «К нам приходил человек устраиваться вахтером, он так и сказал: я все равно у вас работать не буду, вы мне поставьте галочку, и я пойду в центр занятости отчитаюсь, — рассказал Стеблов. — Здесь есть очень сильный элемент формальности: людей заставляют неделями бегать по работодателям. Прийти на предприятие и получить отказ — это ведь тоже целая история. Они лучше будут дома сидеть, чем получать пособие по 2000 рублей. Если бы мы правильно учитывали параметр безработицы, мы бы проходили в структуру моногородов». Кропотова пояснила, что расчет безработицы идет по стандартам международной организации труда. И для участия в программе моногородов нужны только официальные данные.

«Мы все в единой системе, — вступил в полемику председатель комиссии Марат Нуруллин. — Наверное, где-то еще больше безработных, но они точно так же учитываются, по тому же стандарту. Честно сказать, вопрос безработицы не самый актуальный на сегодня в Набережных Челнах, больше волнует вопрос, где взять людей нужной квалификации».

Марат Нуруллин
Марат Нуруллин: «Честно сказать, вопрос безработицы не самый актуальный на сегодня в Набережных Челнах, больше волнует вопрос, где взять людей нужной квалификации»

«САПФИРЫ» ПРОСЯТ ЕЩЕ 6 МИЛЛИАРДОВ

Когда утверждалась первая редакция федеральной программы «Моногород», в феврале 2010 года, Челны «чудом запрыгнули в последний вагон уходящего поезда», став 27-м городом в списке. Комплексный инвестиционный план модернизации экономики города, разработанный в то время мэром Ильдаром Халиковым, оценивался почти в 100 млрд. рублей, из которых 30 млрд. рублей рассчитывали получить из федерального бюджета. Остальные деньги намеревались привлечь от инвесторов, бюджетов города и республики. Планировалось создание 11 тыс. новых рабочих мест. Для того чтобы оценить ситуацию в городе, увидеть, насколько глубоко он погряз в кризисе, тогда в автоград приезжала группа московских экспертов. В итоге из всех источников на реализацию комплексного инвестиционного плана автограда было привлечено более 25 млрд. рублей. В частности, 1,9 млрд. рублей ушло на строительство инженерных и транспортных сетей для четырех проектов, направленных на диверсификацию экономики города.

Первый и самый затратный из этих проектов — ООО «Кама Кристалл Технолоджи», производящий синтетические сапфиры для оптоэлектроники. Подобных заводов в России всего три — еще два находятся в Санкт-Петербурге и Ставрополе. Предприятие в Челнах запустило первую очередь производственной линии в конце 2013 года. Общая стоимость проекта — 6,5 млрд. рублей, на сегодня освоено 2 млрд. — это 30,9%. На заводе планируется создать 560 рабочих мест, пока создано 153 (отметим, что с начала реализации проекта модернизации экономики автограда создано 10 тыс. новых рабочих мест). По словам Кропотовой, сейчас на заводе намерены запустить третью очередь, на что требуется дополнительное финансирование — более 6 млрд. рублей.

Второй проект — предприятие по забою скота и переработке мяса «Камский бекон». Его особенность в максимальной переработке продукции животноводства. Общая сумма инвестиций — 2,4 млрд. рублей, создано 595 рабочих мест. Третий и четвертый проекты связаны с птицеводством — это реконструкция птицефабрики «Челныбройлер» на 3,4 млрд. и строительство птицеводческого комплекса на базе инновационных ресурсосберегающих технологий «Агросила Групп» на 8,2 млрд. рублей.

В 2014 году челнинские власти направили в минэкономики еще 4 инвестиционных проекта. Наиболее крупные — «Татпроф» (3 млрд.) и Набережночелнинский мясокомбинат (2,4 млрд. рублей).

УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ СНИЖАЕТСЯ ПО ВСЕЙ РОССИИ

Что касается проблем безработицы, то в 2010 году ее уровень в Набережных Челнах был 4,59% и составлял 14 438 человек. Тогда по программе поддержки моногородов городу было выделено 875,7 млн. рублей «на мероприятия, направленные на содействие занятости населения». Львиная их доля была направлена на организацию общественных работ. В 2013 году эта сумма составила всего 15,2 млн. рублей. Колоссальную разницу исполком объясняет снижением показателей по рынку труда.

Директор центра занятости города Татьяна Быданова так прокомментировала газете «БИЗНЕС Online» ситуацию с безработицей: «Методология международной организации труда как раз и учитывает уровень реальной безработицы, она учитывает серый рынок труда. У нас обе цифры небольшие — официальная составляет 0,77 процента, это 2 085 человек, стоящих на учете в центре занятости, а реальная по методологии МОТ составляет 4,2 процента, это 11 300 человек. 4 процента экономически активного населения — это тоже невысокий уровень безработицы, такого низкого у нас никогда еще не было. Статистику по методологии МОТ ведет республика, цифры доводятся до нашего сведения».

Что интересно, сама логика учитываемого программой моногородов критерия безработицы не вполне ясна, поскольку низкий уровень ее наблюдается не только в Челнах и Татарстане, а по всей России. По словам Быдановой, это касается как официальной, так и не зарегистрированной безработицы. Также директор челнинского центра занятости сообщила «БИЗНЕС Online», что с 2008 года в городе изменился состав востребованных профессий — сейчас больше вакансий менеджеров, специалистов социального обслуживания. В целом потребность по городу составляет более 6 тыс. вакансий, массовых сокращений не ожидается. Ситуация на рынке труда стабильная, поток на бирже труда отсутствует, с КАМАЗа люди тоже не увольняются. При этом, считает директор центра занятости, зависимость города от КАМАЗа с 2008 года почти не уменьшилась.

Сегодня численность экономически активного населения в городе — 272,2 тыс. человек. По словам Кропотовой, в 2014 году на мероприятия по содействию занятости населения будет направлено 21,4 млн. рублей. Это расходы на профессиональное обучение, создание специализированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов и многодетных родителей, содействие развитию предпринимательства и самозанятости, содействие безработным гражданам в переезде в другую местность и так далее.

534b746a62c2c.jpg
По словам Татьяны Быдановой, ситуация на рынке труда стабильная, поток на бирже труда отсутствует, с КАМАЗа люди тоже не увольняются

«МЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ГОТОВЫ»

Впрочем, безработица не единственный критерий, по которому Челны не проходят в программу поддержки моногородов. Также будет учитываться уровень обеспеченности региона — в Татарстане он составляет 1,2, а должен быть ниже 1. Единственный критерий, по которому Челны могут попасть под определение моногорода, — это процент работающих на градообразующем предприятии. Сейчас на КАМАЗе трудятся 26% челнинцев, максимально этот показатель должен равняться 25%.

Нуруллин отметил, что во время реализации программы «Моногород» после кризиса трудности возникли с так называемой самозанятостью населения: «1541 человек открыли собственное дело, на это мы потратили 238 миллионов рублей. Что дальше? Открыть дело это одно, а что получилось? Сколько закрылись, сколько функционируют?» Кропотова ответила, что по сравнению с другими муниципальными образованиями процент «оставшихся» в челнинском бизнесе был достаточно высоким, однако точную цифру назвать не смогла.

«Ситуация развивается циклично, по спирали, — сказал Нуруллин. — Пройдя круг одного кризиса, мы понимаем, что рано или поздно придем к тому же. Мы должны быть готовы. Все ли меры, которые тогда были предприняты, оказались работоспособны и эффективны, как хотелось бы? Сейчас мы анализируем и знаем, что уже не сможем исправить то, что было сделано. Но, когда предстоит в следующий раз этим заниматься, мы не должны повторять ошибки».

«К ПОДДЕРЖКЕ МОНОГОРОДОВ НАДО ПОДХОДИТЬ ИНАЧЕ»

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», высказали свои суждения о критериях определения моногородов федеральным центром и дали прогноз о том, сколько еще Набережным Челнам быть моногородом.

Александр Сидякин — депутат Госдумы РФ:

— Федеральная программа поддержки моногородов подразумевает софинансирование на реализацию различных проектов. Туда заложены очень серьезные деньги. И я по мере возможности буду способствовать, чтобы Татарстан, в том числе и Набережные Челны, получил часть этих средств. У нас в Татарстане вообще же это направление — как можно больше средств получать из федерального бюджета — является одним из приоритетных. И нам удается его реализовывать.

То, что Набережные Челны являются моногородом, в этом я абсолютно убежден. Тот промышленный кластер, который расположен в городе, в очень большой степени завязан на КАМАЗ. То есть мало учитывать сам автогигант, надо еще смотреть и его совместные предприятия, и компании, созданные для локализации производства на КАМАЗе и для производства комплектующих, и так далее. Ну а что касается критериев оценки моногородов, то там очень много нюансов. Решать, включать тот или иной населенный пункт в федеральную программу, будет решать комиссия. Каждый город уникален. Но, я считаю, при прочих равных у Набережных Челнов очень хороший шанс получить поддержку как моногороду.

Елена Садыкова — представитель кадровой компании Kellyservices в Казани:

— На мой взгляд, Набережные Челны не являются в настоящее время моногородом. Тут, как мне кажется, нельзя учитывать только зависимость города от КАМАЗа. Близость в первую очередь к особой экономической зоне «Алабуга», до которой ехать около получаса, играет положительную роль для занятости челнинцев. В крупных городах, чтобы добраться до работы, уходит времени в разы больше. К тому же Нижнекамск недалеко, где тоже есть крупные работодатели.

Тем не менее уязвимость города в случае наступления финансового кризиса достаточно велика. Во-первых, действительно бюджет Челнов слишком сильно зависит от КАМАЗа, основного налогоплательщика. И если на КАМАЗе начнутся серьезные проблемы, это ударит и по бюджету города. Кроме того, раз каждый четвертый челнинец работает на КАМАЗе, кризис на заводе сразу отразится и на их благосостоянии.

Леонид Иванов — гендиректор ООО КАФ «Аудитор-Ч», депутат Госсовета РТ:

— Челны, конечно, остаются моногородом и будут им до тех пор, пока в городе есть одно бюджетообразующее предприятие, от которого зависят рабочие места не только самого КАМАЗа, но и его партнеров и поставщиков. Чтобы перестать быть моногородом, Челнам нужен ряд крупных предприятий, способных взять на себя роль КАМАЗа в случае форс-мажорных обстоятельств. При форс-мажоре опасность для экономики города остается, и тут речь не столько о кризисе, сколько о самом принципе: если ухудшится ситуация на КАМАЗе, то проблемы будут у всех. Не только у поставщиков! Если у людей не будет зарплаты, значит, начнутся сбои и в торговле, пойдет цепная реакция.

Я считаю, проблема моногорода стоит перед нами, ее надо решать, однако Челны при нынешних экономических показателях — достаточно самостоятельный город. Деньги всем не лишние, нельзя же из года в год отдавать их одним и тем же городам. Рассуждая объективно, моногородов в России много, и наверное, в некоторых экономика похуже челнинской. Кроме того, когда деньги пришли в город в 2008 году, на что их тратили? На развитие малого бизнеса раздавали по 50 тысяч, и ничего из этого не получилось. Конечно, появились и новые производства, уменьшили зависимость города от КАМАЗа. Но ведь нам все равно приходится надеяться на то, что именно КАМАЗ будет работать стабильно.

Борис Кузнецов — завкафедрой экономики, организации и управления производством, профессор челнинского института КФУ:

— Я считаю, что попадание в программу поддержки моногородов — это скорее политический момент, чем экономический. Кто владеет большим лоббизмом, тот и умудряется вытащить деньги из федерального бюджета. Ну как Набережные Челны, которые уже лет 40 очень хорошо развиваются, считать моногородом? У нас одних только предприятий машиностроения и металлообработки более 200! Наш город высокотехнологичный, здесь активно применяются инновации. Это ни в коем случае не моногород. Впрочем, как и многие другие, которые участвовали в этой программе в прежние годы. Посмотрите на этот список. В него первоначально входило больше 340 городов. И есть и областные центры, и столицы регионов: Астрахань, Липецк, Нижний Тагил и так далее. Это все очень развитые города с высоким уровнем техники и технологий. Это, на мой взгляд, показатель того, что критерии оценки населенного пункта как моногорода в корне неверна.

Вообще, к поддержке моногородов надо подходить иначе, я считаю. С точки зрения промышленной политики надо подходить. Да, надо вкладывать в них деньги, но для того, чтобы развивать. Ведь есть же много схем диверсификации производства. А у нас пошли по наилегчайшему пути — просто выбивают деньги из федерального центра вместо того, чтобы решать проблему в том ключе, чтобы моногородов просто не было.