Только 1,5% татар в республике регулярно посещают мечети, которые с трудом оплачивают даже свои коммунальные расходы. Другими словами, бурное возрождение религии, наблюдаемое в 90-е на волне поисков новой идентичности и идеологии, оказалось лишь временным, переходным явлением, считает известный мусульманский деятель и публицист Рустам Батыр. В своей новой статье, подготовленной специально для «БИЗНЕС Online», он приводит унылую статистку религиозной жизни мусульман Татарстана и задается вопросом о том, что могут предложить современному обществу традиционные институты ислама за пределами догматики и своей культовой практики.
ИЛЛЮЗИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ РЕЛИГИИ
Традиционные институты организованной религии сегодня переживают глубочайший кризис. Так, более 70% сельских мечетей Татарстана возглавляются пожилыми людьми старше 70 лет с крайне низким уровнем религиозной подготовки, при этом 60% имамов республики не имеют вообще никакого мусульманского образования (читай: бывшие трактористы, водители и другие труженики, занявшиеся исламом по выходу на пенсию). По самым оптимистичным оценкам, только 3% татар стремятся соблюдать религиозный минимум в виде 5 богослужебных столпов ислама. В Татарстане эти показатели еще меньше: из двух с небольшим миллионов татар здесь регулярно посещают мечети около 30 тыс. человек, то есть лишь 1,5% от общего числа! 68 мечетей республики не имеют имамов и закрыты даже по пятницам, то есть они представляют собой «мертвые души»: формируют лишь статистику на бумаге, но не более того.
Другими словами, бурное возрождение религии, которое мы наблюдали в 90-е на волне поисков новой идентичности и идеологии, оказалось лишь временным, переходным явлением. Сегодня общественный ландшафт обновленной России более или менее «устаканился», и мы имеем то, что имеем. Несмотря на создание всех условий для свободного вероисповедания и огромную поддержку, которую государство оказывает традиционным религиям, для большинства россиян организованная религия (но не идея Бога) находится на периферии их интересов или полностью отсутствует в их жизни.
Данная картина наблюдается не только в мусульманской общине. Про упадок практической религиозности в РПЦ по сравнению с 90-ми годами XX века отмечал еще патриарх Алексий II. «Храмы пустеют, — говорил он. — И пустеют не только из-за того, что увеличивается количество храмов». По оценкам МВД, лица, посещающие богослужения главных церковных праздников, составляют менее 2% населения. В данном отношении мы идем в общем тренде, характерном для всей Европы, где опустевшие здания церквей уже давно используются под гостиницы или другие нерелигиозные нужды.
В кризисе организованной религии нет чьей-то вины. Речь идет об объективных процессах: в современном, модернизированном типе общества невозможен возврат к исключительно традиционным формам религии. По крайней мере, в том объеме, в котором она присутствует в традиционалистском мире.
СОЦИАЛЬНЫЙ ШАНТАЖ
У религии есть неизменное догматическое ядро. Однако религия существует не в вакууме, а в теле социума. И потому ее институты могут успешно функционировать только в том случае, если они выполняют актуальные на сегодняшний день общественные задачи. С этим обстоятельством и связан нынешний кризис организованной религии. До революции, когда у татар не было государственной системы образования, мечети выступали, например, в роли учебных заведений, где люди получали как минимум начальное образование. Другими словами, религиозные институты отвечали на актуальные социальные запросы того времени. Сегодня же картина существенным образом изменилась. Однако многие, если не большинство, мусульманских религиозных организаций работают по инерции прошлого, строя свою деятельность по лекалам давно минувших дней. И именно поэтому, как показывает статистика, все более и более скатываются на обочину социальной жизни.
(фото: prav.tatarstan.ru) |
Отчасти значимость мусульманских религиозных организаций реанимируется антитеррористической повесткой дня. Для решения данных задач государством вкладываются значительные административные и финансовые ресурсы. И хотя подобный поворот в работе мусульманских организаций неизбежен и правилен по своей сути, вряд ли его можно считать тем вектором, в соответствии с которым хочется строить свое будущее. Все-таки в данном случае работает методика «от противного».
Другими словами, складывается аморальная ситуация, когда мусульманское сообщество, если говорить о нем в целом, занимается в некотором смысле «рэкетом государства» и всего нашего общества. Одно его крыло в лице исламских радикалов угрожает безопасности страны, другое крыло, в лице традиционного ислама, конвертирует из этого для себя различные выгоды и преференции. Обоих меньшинство (особенно первых), кстати. Большинство действующих имамов не устраивает подобное положение вещей. Они хотят быть не участниками социального шантажа, а создавать для общества что-то позитивное, содержательно значимое. Но возникает вопрос: что за пределами догматики и культовой практики религиозные институты могут предложить современному обществу? Или если повернуть вопрос с другой стороны: за что оно должно платить зарплату нынешним имамам?
«ЩЕДРО НАКРЫТЫЙ СТОЛ»
Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны понимать, что из себя представляет общество, в котором мы живем. Без этого невозможно осмыслить его реальные запросы. Отчасти подобный анализ я проводил в своих предыдущих публикациях «Проект евроислама запоздал на два-три столетия» и «Зарождающийся постмодерн бросает вызов старой модели светскости».
Сегодня наш социум представляет собой симбиоз представителей трех типов сообществ. Во-первых, это традиционалисты (точнее, неотрадиционалисты) — те самые 1,5 - 3% практикующих верующих. Во-вторых, это люди эпохи модерна (их абсолютное большинство). И, наконец, в-третьих, это представители нового зарождающего типа мироощущения, которое еще не имеет своего устойчивого названия. Его можно обозначить как постмодернизм (то есть то, что следует за модерном) или конструктивизм, имея в виду, что каждый человек сам конструирует свою субъективную реальность. Таковых также пока немного, но их число неустанно растет.
Все три типа сообществ формируют свои запросы, удовлетворить которые в рамках однотипного формата деятельности вряд ли получится. Здесь требуется многообразие подходов, «щедро накрытый стол», предлагающий людям разные контексты — традиционалистский, модернистский, конструктивистский, которые смогли бы ответить потребностям разных людей. Религия, чтобы звучать в унисон нашего разновекторного времени, должна заиграть многоголосной полифонией, затрагивающей души непохожих друг на друга людей. Повторюсь: речь идет о социальном измерении деятельности религиозных организаций, а не о неизменном догматическом ядре ислама.
КРИЗИС СТАРЫХ ФОРМАТОВ
Меньше всех в каких-либо инновациях нуждаются традиционалисты. Все контексты, которые им нужны, уже существуют в рамках Традиции. Однако, как уже было сказано, догматически-культовое ядро не может существовать вне социального тела и обеспечиваться лишь за счет 1,5% населения. Неудивительно, что сегодня многие мечети в Татарстане испытывают трудности даже с оплатой коммунальных расходов, не говоря уже о чем-то большем. Как бы ни хотелось посвятить свое время исключительно молитвам и чтению Корана, сама жизнь заставляет религиозные организации искать новые форматы для своей работы, форматы, которые были бы востребованы современным обществом.
С другой стороны, особенность мусульманского традиционалистского сообщества заключается в том, что в исламе строго говоря нет духовенства как так такового. Поэтому вопрос о том, за что имам получает свою зарплату, повисает в воздухе. За чтение намаза? За пятничную проповедь? За проведение религиозных обрядов? Или, может, за обучение религии — святейшей обязанности каждого мусульманина? С богословско-канонической точки зрения не так просто ответить на этот вопрос. Понимая пикантность своего положения, некоторые мусульманские деятели начинают искать источники доходов за пределами своей основной религиозной деятельности. Кстати, имам Абу-Ханифа, основатель ханафитской школы и один из великих учителей традиционного ислама, всю жизнь занимался торговлей и производством шелка, что позволяло ему избегать сомнительного обогащения за счет религии и сохранять независимость от государства.
Нежелание жить за счет подаяний приводит к тому, что многие выпускники мусульманских учебных заведений Татарстана не идут работать в мечети. Они искренне хотят служить исламу, сделав успешные карьеры в разных сферах, но не в качестве имамов, живущих за счет садака.
Короче говоря, традиционалистский формат взаимодействия с обществом в значительной степени исчерпал себя. И это связано с изменениями социального контекста.
ИСЛАМ НА ВСЕ ВРЕМЕНА
Вместе с тем ислам как бездонная школа духовности продолжает быть актуальным. Светские люди модерна и постмодерна, отвергая контекст традиционной организованной религии, часто остаются солидарными с идеями Бога и духовности как таковыми. Многие современные люди, особенно жители крупных мегаполисов, нуждаются в духовных ценностях прошлого и всем сердцем ищут возможность соприкоснуться с ними. Просто не находят подходящий формат для этого.
Многие современные люди, особенно жители крупных мегаполисов, нуждаются в духовных ценностях прошлого и всем сердцем ищут возможность соприкоснуться с ними |
Лично я убежден, что ислам был дан человечеству на все времена. Задача же каждого поколения заключатся в том, чтобы найти ключ к этой кладези непреходящих ценностей, обновить социальный мост, который бы соединил наше время с биением сердца вечной и неизменной религии Бога. К слову сказать, у многих действующих хазратов, которые верой и правдой служат людям, это хорошо получается.
О них и современных форматах духовной жизни, отвечающих запросам многогранного общества наших дней, речь пойдет в следующих постах.
Рустам Батыр
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 33
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.