Сергей Чернов
Сергей Чернов

ТРЕВОЖНЫЕ ЗВОНОЧКИ

Тех масштабов кризиса, которые были в 2009 году, сейчас вроде бы нет, но тревожные звоночки из российской промышленности раздаются регулярно. Одни компании сворачивают незаконченные проекты, другие останавливают производство, третьи заявляют о глобальных сокращениях. Российский автомобильный рынок уже хлебнул лиха — только по итогам мая продажи новых легковых автомобилей в нашей стране сократились на 12% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Эксперты свидетельствуют: падение курса рубля и пессимистичные макроэкономические прогнозы никак не стимулируют население к приобретению дорогостоящих товаров, особенно автомобилей. Сильнее всего это заметно в бюджетном сегменте отечественного авторынка, крупнейшим представителем которого является АвтоВАЗ. Но цифры говорят, что как раз этот производитель выглядит в такой ситуации далеко не хуже своих конкурентов.

По данным АвтоВАЗа, в мае продажи автомобилей LADA в России сократились лишь на 10%, что заметно лучше общерыночных показателей. В этом месяце в нашей стране реализовано более 34 тыс. машин АвтоВАЗа, что в два с лишним раза превышает показатели ближайших конкурентов. Бессменным лидером рынка на протяжении уже почти двух лет является LADA Granta. Продажи универсала в мае на 41% выше, чем в том же месяце 2013 года. Практически на уровне того года сохраняются рыночные показатели LADA Kalina.

LADA УКРЕПЛЯЕТ БРЕНД

Конечно, падение рынка неизбежно сказалось на загрузке мощностей автозавода. Но и эту вынужденную передышку компания обратила себе на пользу. Завод сумел удержать хороший темп по кардинальному обновлению своего модельного ряда. В мае 2014 года на площадке Ижевского автозавода началось серийное производство новой модели — лифтбек LADA Granta. После Granta, Largus и новой Kalina это уже четвертая новинка, которую завод поставил на конвейер за последние четыре года. Кроме того, еще в прошлом году компания провела модернизацию уже выпускаемых моделей.

Одновременно с запуском новых моделей АтоВАЗ продолжил масштабное развитие ключевых производств. Инвестиции в инновации, модернизацию и инжиниринг в 2013 году составили более 14 млрд. рублей. Согласитесь, что это хорошие вложения в будущее предприятия.

Весомым аргументом в пользу промышленного потенциала служит и его сотрудничество с альянсом Renault-Nissan. В 2013 году освоен и увеличен выпуск автомобилей Nissan Almera. Проведена подготовка, которая в начале нынешнего года обеспечила старт производства модели Renault Logan. И в ближайшее время АвтоВАЗ начнет выпуск еще одной модели под брендом Renault. Вряд ли такие компании мирового уровня, известные трепетным отношением к совершенствованию производства и к качеству выпускаемой продукции, доверили бы сборку своих автомобилей мощностям, не отвечающим их стандартам.

Я не спорю, что доля АвтоВАЗа на общем автомобильном рынке России падает. Но это одна из задач, которую совместно с дилерами руководство предприятия готово решать. На последнем заседании международной ассоциации дилеров АвтоВАЗ в Тольятти, мы обсуждали совместно с руководителями автозавода очень важные стратегические задачи. Речь идет о путях возрождения у бренда LADA былой национальной популярности. Это касается не только обновления модельного ряда, нарисованного новым дизайнером завода, великим Стивом Маттином, переосмысленного в технологическом наполнении. Речь идет о восстановлении значимости бренда для нашей страны, о том, насколько важен этот бренд для тех людей, которые по всей России ездят на этих автомобилях и работают для того, чтобы LADA сошла с конвейера, и для тех, кто еще определяется с выбором.

Те модели, которые устарели, и те, которые вызывали больше всего нареканий у потребителей, сегодня сняты с производства. За исключением, пожалуй Niva. Но она востребована очень большой категорией потребителей. И нет смысла сегодня спешно менять ее образ и технологическую начинку, потому что она используется не как роскошь, а как универсальное средство передвижения по сельскому российскому бездорожью.

ДО КОНЦА ГОДА МОГУТ УВОЛИТЬ ЕЩЕ ПОЧТИ 8 ТЫС. ЧЕЛОВЕК

Но все же ситуация на рынке оказала свое влияние на экономику автозавода. С начала 2014 года компания реализует комплекс неотложных мер для улучшения финансового положения. На предприятиях корректируется производственная программа, программа контроля и регулирования запасов продукции, работы с оборотным капиталом, сотрудничества с дилерами, снижения закупочных цен, сокращения общих затрат, включая оптимизацию затрат на персонал.

Последний пункт — наиболее сильный раздражитель для общественного мнения. Но и здесь нет оснований обвинять АвтоВАЗ в бесцеремонном обращении с персоналом. По данным пресс-службы предприятия, численность сотрудников автозавода в первом полугодии 2014 года уменьшилась на 5,1 тыс. человек. И лишь около 150 из этого количества действительно получили уведомления о сокращении. Основное же снижение численности осуществлялось за счет естественной убыли персонала, которая есть в любые времена и на любом предприятии, — это увольнение по собственному желанию, выход на пенсию, перевод на другое место работы и другие подобные поводы.

Кроме того, АвтоВАЗ предложил некоторым категориям своих руководителей, специалистов и служащих (РСиС) увольнение по соглашению сторон с выплатой компенсации. Этой услугой воспользовались более 1,3 тыс. человек. Можно сказать, завод сделал реальностью для своих рядовых сотрудников так называемые «золотые парашюты», которые до этого в России считались исключительной привилегией топ-менеджмента.

До конца нынешнего года компания планирует еще снизить численность своего персонала на 5,5 тыс. рабочих и 2,2 тыс. РСиС. Окончательные цифры в настоящее время еще отрабатываются с руководителями всех структурных подразделений. Пока АвтоВАЗ направил профсоюзам и в центр занятости населения Тольятти уведомление о предстоящем высвобождении 2 тыс. рабочих. Однако есть основания полагать, что и это число по факту может оказаться меньше.

Стоит отметить, что подобную ситуацию автозавод переживает далеко не впервые в своей истории. Достаточно вспомнить тот же 2009 год, когда какие только ужасы не предрекали отечественному автогиганту. Тем не менее и состоявшееся тогда снижение численности персонала на 30 с лишним тысяч человек не привело к росту безработицы в городе, и само предприятие уверенно продолжило свое планомерное и поступательное развитие.

По сути, АвтоВАЗ — крупнейший в Европе автомобильный завод, а в России эксплуатируется около 15 млн. автомобилей LADA. Меняются ее продукты — меняются и ее клиенты. Я считаю, что несмотря на все негативные моменты, завод ожидает не гибель, а напротив, приобретение нового качества, соответствующего современным требованиям. АвтоВАЗу 45 лет, и уже 30 лет как его хоронят, однако он жив и остается самым востребованным автомобильным брендом в России.

Сергей Чернов, Евгений Перелешин