«ЭТО НАМНОГО СЕРЬЕЗНЕЕ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЕЕ, ЧЕМ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ»

Открывая встречу с делегацией Свердловской области, Рустам Минниханов рассказал, что объемы взаимных поставок между двумя регионами России довольно высоки. Однако по сравнению с 2012 годом товарооборот снизился. «Это мы не досмотрели, недоработали. Надо проанализировать ситуацию, возобновить сохранившиеся контакты и найти новые ниши. По многим направлениям мы друг друга дополняем, — сказал Минниханов. — Мы должны выводить наши регионы на новый уровень отношений, и, конечно, нам надо разработать механизм, как это соглашение будет реализовываться».

Чтобы не быть голословным, Минниханов устроил гостям получасовую презентацию экономического потенциала республики и порассуждал, в каких же отраслях мы можем сотрудничать.

— Мне кажется, перспективным направлением для нас является машиностроительная отрасль, — отметил президент Татарстана. — У вас там буровые мощнейшие установки, много компонентов мы можем друг другу поставлять. Мы — в химии, вы — в приборостроении.

Президент РТ не оставил без внимания и перспективы, которые открываются перед обоими регионами в связи с проведением в 2018 году чемпионата мира по футболу.

— Это намного серьезнее и привлекательнее, чем Олимпийские игры. И наши регионы должны воспользоваться этой возможностью. Подготовить спортивную и транспортную инфраструктуру. В этом отношении нас должна сблизить высокоскоростная магистраль. Мы мощнейшие промышленные регионы нашей страны, не надо, чтобы ВСМ заканчивалась в Казани, надо тянуть до Урала. Это очень сблизило бы и бизнес, и туризм. Когда мы выбираем час на самолете или три-четыре часа на поезде, конечно, больше людей будет передвигаться по земле. Это улучшит и трудовую миграцию между регионами.

По словам Минниханова, у двух субъектов федерации есть и другие общие точки соприкосновения. Одна из них — татарская диаспора, проживающая в Свердловской области. «Официально 144 тысячи, реально может быть и больше. Потому что много смешанных браков, есть люди, которые по тем или иным причинам не стали показывать свою национальность во время последней переписи, — отметил Минниханов. — Я думаю, что человек должен иметь свою национальность. Мы должны сделать так, чтобы люди гордились своей национальностью. И мы должны сохранить свою самобытностью. Татары — одна из тех наций, которая хорошо интегрируется в любое общество. В принципе, мы другой веры и языка, а все равно все между нами есть взаимопонимание и дружба. Так что нужно чаще советоваться».

«ЕСТЬ СТРУКТУРА, КОТОРАЯ ПОСТАВЛЯЕТ ЛЕКАРСТВО В РОССИИ,
В ТРИ-ЧЕТЫРЕ РАЗА НАКРУЧИВАЕТ ЦЕНЫ! ТАК ЧТО БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ»

Евгений Куйвашев поддержал посыл Минниханова. Он отметил, что план, предусмотренный подписанным в 2010 году договором между Татарстаном и Свердловской областью, выполнен на 100%. Он предложил каждые два года подготавливать новые планы совместной работы.

— Тогда мы целенаправленно будем идти к увеличению нашего товарооборота. Экономическая и политическая ситуация настойчиво диктует нам необходимость наращивания межрегиональных связей и увеличения выпуска импортозамещающей продукции, — подчеркнул он, добавив, что Татарстан и Свердловская область не являются конкурентами. — У нас у каждого есть своя ниша, по которой и есть возможность установить хорошие кооперационные связи.

Продолжая перечислять успехи Свердловской области, Куйвашев рассказал о том, что теперь в областных медучреждениях используют инсулин местного производства. Информация о том, что области удалось избавиться от зависимости от импортного инсулина, вызвала большой интерес у Минниханова.

— Когда мы вышли на рынок, фирма «Баер» продавала свои препараты по 2,8 тысячи рублей. Мы установили цену в 1,3 тысячи. Потом «Баер» упал до 800, а мы — 600. Мы сыграли хорошую роль не только для Свердловской области, но и заставили наших иностранных конкурентов снизить цены. Все перинатальные центры работают на нашем медицинском оборудовании, и по качеству оно даже выше импортного в разы, а по цене — ниже в 2 - 2,5 раза. Москва тоже хочет переоснастить свои центры. В каждом регионе ставим свои сервисные центры. Строим сеть диализных центров, частных поликлиник.

— А сколько у вас стоит одна процедура гемодиализа? — заинтересованно спросил Минниханов.

— Если я не ошибаюсь, 240 рублей.

— Хм. А в Татарстане 93 евро, может быть и больше. Если так, надо изучить. Медицинское оборудование, что по гемодиализу. Давайте мы рассмотрим это дело. Мы инвесторов привлекаем. По цене надо сравнить и посмотреть. Может, людей из минздрава к вам послать? У вас же действительно хорошее оборудование, мы его используем.

Тут разговор между двумя главами регионов вскрыл еще одну острую проблему.

— У меня еще один вопрос: что вы делаете с орфанными (редкими, в том числе генетическимиприм. ред.) заболеваниями? — спросил Минниханов. — Лекарство для орфанников стоит очень дорого. У нас нет решения этой проблемы. Поставщики лекарств находят этих больных, юристы помогают выбить из регионов деньги.

— У нас такого нет.

— Подождите, видимо, еще будет. Федералы оставили 7 позиций, по которым идет финансирование, остальное перебросили на регионы. А есть там болезни, лекарство от которых под 40 миллионов в год. Например, ко мне пришли — лекарство стоило 21 миллион. Нашли спонсоров, через один фонд в Германии купили по 6 миллионов. То есть структура, которая поставляет лекарство в России, в три-четыре раза накручивает цены! Так что будьте осторожны.

Затем диалог вернулся к машиностроению. Минниханов выразил большую заинтересованность новым скоростным низкопольным трамваем из композитных материалов, который в Екатеринбурге был запущен в производство 30 мая. Глава республики пообещал направить на завод к производителю специальную делегацию, которая должна будет на месте оценить экономическую выгоду от закупок таких трамваев.

После совещания Минниханов пригласил членов свердловской делегации посетить городской Сабантуй. «Мы с губернатором на федеральных совещаниях и так встречаемся. А вам надо находить общий язык друг с другом и закреплять связи», — напутствовал он гостей.

КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОЮЗ ДВУХ ТЯЖЕЛОВЕСОВ ВЫЛИЛСЯ В ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЫЕ ОТНОШЕНИЯ

История взаимоотношений между Татарстаном и Свердловской областью довольно любопытна. Фундамент экономического сотрудничества между этими субъектами федерации в середине 90-х годов тогда заложили два политических супертяжеловеса: Минтимер Шаймиев и Эдуард Россель, дружба которых началась с удачного подарка на инаугурации Шаймиева весной 1996 года. Вместе с миниатюрными шахматами из уральского камня Россель тогда подарил татарскому лидеру орловского рысака «Кузбасса» (в 2002 году Шаймиев отблагодарил его за подарок, подарив Росселю кобылу «Секунда», отцом которой являлся «Кузбасс»прим. ред.).

Примечательно, что в том же году Россель первым из российских губернаторов подписал договор о разграничении полномочий области с центром и даже предпринимал попытки введения собственных региональных налогов и собственной валюты — уральского франка. СМИ тогда писали о том, что примером и «жизненным ориентиром» для Росселя являлся президент Татарстана Шаймиев.

Вслед за этим последовало укрепление экономических и политических связей между двумя субъектами федерации. В июне 1997 года между Республикой Татарстан и Свердловской областью был подписан договор о принципах сотрудничества в экономической, научно-технической и культурной областях.

Сотрудничество между двумя субъектами федерации продолжилось и после отставки Росселя (в 2009 году) и Шаймиева (в 2010). Сменившие их Александр Мишарин и Минниханов в 2010 году заключили новый договор о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве. В 2012 году на пост губернатора Свердловской области вступил Куйвашев, и уже через несколько месяцев состоялась его первая встреча с Миннихановым в рамках Х форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана, который проходил в Екатеринбурге. На ней главы регионов договорились активизировать сотрудничество в рамках договора.

«НЕ СО ВСЕМИ БЛИЗЛЕЖАЩИМИ РЕГИОНАМИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СКЛАДЫВАЮТСЯ ИМЕННО ТАК ПЛОТНО»

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты подтверждают, что экономики двух субъектов федерации хорошо дополняют друг друга, тем более что экономический потенциал двух субъектов федерации вполне сравним. В 2013 году валовой региональный продукт Свердловской области увеличился в сопоставимых ценах на 3% к уровню 2012 года (в РТ — 2%) и составил 1,6 трлн. рублей (РТ — 1,52 трлн. рублей). Доходы областного бюджета составили 154,2 млрд. рублей (РТ — 171,997). Расходы — 180,4 млрд. рублей (РТ — 172,3).

В 2013 году индекс промышленного производства Свердловской области составил 100,1% к уровню 2012 года (РТ — 101,2%). Объем инвестиций в основной капитал области превысил 350 млрд. рублей (РТ — 520 млрд. рублей). При этом средняя заработная плата по итогам 2013 года в области составила 27,98 тыс. рублей (в РТ — 25,2 тыс. рублей).

Крупнейшими предприятиями Свердловской области являются «Уралвагонзавод», ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат» (входит в группу «ЕВРАЗ»), ОАО «Сибирско-Уральская Алюминиевая компания» (входит в группу «РУСАЛ»), ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» (ГК «Ростех»), ОАО «Первоуральский новотрубный завод» (группа «ЧПТЗ»), УГМК, Каменск-Уральский металлургический завод и т.д. Активно развивается ОЭЗ «Титановая долина», якорным резидентом которой является компания «Боинг».

Сейчас Татарстан поставляет в Свердловскую область транспортную технику, шины для грузовых и легковых автомобилей, бытовую химию, продукты питания, дизельное топливо и автомобильный бензин. А завозим из региона трубы, щебень, товары народного потребления и оборудование.

Вадим Хоменко — член-корреспондент АН РТ, доктор экономических наук, профессор, директор Института региональных социально-экономических и правовых исследований Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета:

— Из Свердловской области в Татарстан идут поставки металлопродукции и машиностроительной продукции. А мы поставляем им нефтехимию, шины, то есть то, в чем они сильно нуждаются. Конечно, Татарстан сотрудничает и с другими регионами, но не со всеми близлежащими регионами взаимоотношения складываются именно так плотно — не хватает кооперационного потенциала, такого как в Свердловской области и, пожалуй, еще в Челябинске. Там сумели сохранить переработку полезных ископаемых и производство цветных металлов, а также тяжелое машиностроение и продолжают развивать этот профиль, которого в Татарстане, в общем-то, нет. А мы развиваемся в своем направлении. И эти направления хорошо дополняют друг друга.

Шамиль Агеев — председатель Торгово-промышленной палаты РТ:

— В Свердловской области есть солидное сохраненное производство, о котором сегодня взахлеб разговаривали президент РТ и губернатор. Они экспортно ориентированы по машиностроительной продукции, нам же как раз этого не хватает. У них хорошо развита наука. Но и Татарстан многое может дать Уралу. У них есть проблема с очисткой воды, наши «КАМАЗы» хорошо там работают. Мы можем поделиться опытом бережливого производства. Их очень заинтересовало наш КИП «Мастер», «Химград», как мы создаем условия для развития малого и среднего бизнеса. Некоторых членов делегации заинтересовал наш подход к образованию, подходы во внешнеэкономических делах. Так что нас со Свердловской областью впереди ждет широкий спектр работ.