А ПРЕДСЕДАТЕЛЬ НЕНАСТОЯЩИЙ?

Пять месяцев назад корреспондент «БИЗНЕС Online», идя на отчетно-выборную конференцию в дом Асадуллаева, где располагается Региональная татарская национально-культурная автономия Москвы (РТНКА), не догадывалась, что через такое короткое время придется вновь отправиться туда же с той же целью. Как мы тогда писали, среди столичных татар назрел конфликт, по большей части идеологический и личностный. Когда в конце того года со скандалом с поста председателя РТНКА ушел генерал Расим Акчурин, возглавлявший автономию со дня ее основания, место оказалось вакантным. В этот момент те татарские общественники, которые в ходе разного рода перипетий и конфликтов, оказались за бортом дома Асадуллаева и даже пытались его взять штурмом в 2012 году (и им это ненадолго действительно удалось), воспользовались «вакуумом» и провели альтернативную отчетно-выборную конференцию 21 декабря. Председателем тогда был избран Дамир Серажетдинов, ему тогда оставалось только получить официальную регистрацию в минюсте, как это уже удавалось в 2012 году.

Между тем сидевшие на тот момент в доме Асадуллаева заявили, что действительно легитимной может быть признана только конференция от 25 января 2014 года, на которой председателем избрали писателя Рината Мухамадиева, известного в Татарстане своей критикой Минтимера Шаймиева.

Ринат Мухамадиев
Ринат Мухамадиев

В итоге ситуация вроде бы замерла — вести с полей не поступали. Между тем минюст до сих пор не признал легитимной ни одну из тех отчетно-выборных конференций. А внутри автономии, оказалось, жизнь бурлила, точнее, возрастал накал страстей. Как заявили корреспонденту «БИЗНЕС Online» члены РТНКА, Мухамадиев «замкнул власть на себе» и не раскрывал информацию о деятельности автономии. Мы не беремся судить о том, что действительно происходило за стенами дома Асадуллаева все это время, но ясно одно — ситуация зашла в тупик. Раз не была признана ни одна из конференций, то де-юре ни один из председателей не мог считаться действующим. Тогда, видимо, самые недовольные из активистов решили собраться тем составом совета автономии, который был действующим еще с 2012 года. Получалось, что только он уполномочен принимать какие-то решения, опять же, по словам членов этого совета. И они действительно собрались — прямо во время Сабантуя в парке «Коломенское». По их заверениям, кворум был. На этом тайном заседании они приняли в состав РТНКА пять новых автономий, среди которых теперь оказались их давние противники — Серажетдинов и его сторонники. Моментально было принято решение о проведении новой конференции на следующий же день — в воскресенье.

«МЫ СЕГОДНЯ ОБЪЕДИНЯЕМСЯ»

Начало заседания было намечено на 15 часов. В отличие от январского мероприятия, в этот раз на входе никто придирчиво не всматривался в список аккредитованных, да и списка, по сути, не было. Да и кто посторонний пойдет в дом Асадуллаева в выходной день? Корреспондент «БИЗНЕС Online» оказалась единственным приглашенным представителем СМИ.

Председательствовал на конференции, как и в январе, Фарит Фарисов. Еще накануне с учетом вновь прибавившихся автономий было решено пригласить по три участника от окружных и по два от районных организаций — итого 29 человек. На заседание, как объявил Фарисов, явились 28 делегатов.

Карим Шакиров
Карим Шакиров

В президиуме находились 7 человек: сам Фарисов, по правую руку от него — Серажетдинов, Карим Шакиров, Анвер Хусаинов, Надер Какушкин, Гаяз Ямбаев и Айнур Сибгатуллин.

Первым слово взял Серажетдинов, который сейчас представлял автономию Восточного административного округа Москвы.

— Мы сегодня объединяемся. Действительно, прошло достаточно времени, когда у нас здесь были раздоры. Надеемся, что у нас есть новое понимание, есть много общего. Мы хорошо знаем друг друга, в конце концов, — начал он. Слышать такие слова от Серажетдинова было странным, тем более в присутствии тех, с кем еще зимой они «воевали» за дом Асадуллаева. — И видим друг в друге надежных партнеров, а самое главное — доверяем, — вот это совсем не увязывалось в представлении нашего корреспондента в связи с событиями начала года.

Серажетдинов продолжил рассуждать про деятельность автономии. Главную задачу он видит в организации скоординированной, слаженной работе.

— Мы должны исключить нездоровую конкуренцию, внести дух сотрудничества и понимания в нашу общую работу, — призвал он своих новых коллег.

Далее он перешел к проблематике. Много говорил про необходимость образования на родном татарском языке, посетовал на то, что в многомиллионной Москве всего лишь одна школа и два-три детских сада, где обучение и воспитание ведется на родном языке. Также он сетовал на то, что татары Москвы не имеют ни своих газет, ни журналов.

— Многие татары, живущие в Москве, не догадываются, что есть автономия. Они живут разобщенно... — сокрушался Серажетдинов. — Надо организовывать, объединять. Для этого нужны СМИ. Свои. Именно свои, в том числе электронные... Без СМИ мы как без рук.

Он замахнулся даже на свою телерадиокомпанию. Были бы только средства — и все получится, уверен Серажетдинов.

— Автономия сама в себе, — заявил Серажетдинов. — Она привлекает к работе только мизерную часть того огромного интеллектуального и активного потенциала, имеющегося в городе, — вновь он перешел к критике автономии, хотя в этот раз на мероприятии как раз и отсутствовал весь цвет татарской интеллигенции — профессора, ученые, депутаты, чиновники, которые выполняли роль «тяжеловесов» на январской конференции. Впрочем, для минюста их присутствие не является авторитетным.

«У НАС НЕТ ПРИЧИН ДЛЯ РАЗДОРОВ»

Член совета автономии Анвер Хусаинов вышел следующим. Он ранее возглавлял Татарский культурный центр, но в октябре 2012 года на него было совершено покушение, и он временно оставил свой пост. Он по всем пунктам согласился с Серажетдиновым.

— Это человек, который на протяжении многих лет занимался татарской общественной деятельностью и, я думаю, значительно в этом деле преуспел. Могу с полной уверенностью сказать, что это один из наиболее подготовленных, грамотных, авторитетных людей. Такие люди нужны всегда во всех нациях и во всех временах. Это хорошо, что среди нас есть такие люди, как Дамир Серажетдинов, — хвалил он, и с каждым словом казалось, что это уже агитационная кампания — выборы председателя по регламенту шли четвертым пунктом.

Хусаинов предложил внедрять и развивать демократические институты в автономии, а конфликты, считает он, носят «искусственный и личностный характер».

— Я убежден, что у нас нет просто причин для раздоров, и все это необходимо оставить в прошлом, — высокопарно заявил он. — В любой организации не обойтись без руководителя — это предусматривает логика жизни и все развитие цивилизации. Мы считаем, что руководитель автономии должен быть первым среди равных или еще лучше — равным среди равных, — и в этот момент уже стало непонятно, агитирует ли Хусаинов за Серажетдинова или же произносит свою предвыборную речь.

Анвер Умарович убеждал, что с Татарстаном «у нас» (кого он подразумевал под «нами», так и не ясно) нет противоречий. «С республикой нам необходимо вести самые тесные отношения. Альтернативы нет», — заявил он. Вот только представителей этой самой республики на конференции не было.

Хусаинов еще раз объяснил присутствующим, что руководитель автономии, которого вот-вот должны были избрать, «никаких личных решений принимать не будет», для этого будут созданы президиум и совет.

— Президиум — это такой орган, который бы осуществлял непосредственную деятельность автономии. Совет автономии принимал бы стратегические решения, — пытался он втолковать собравшимся. Хусаинов добавил, что в него должны войти не только главы автономий, но и авторитетные татары Москвы.

Затем и сам председательствующий Фарисов вышел к микрофону. Он говорил о том, что экс-председатель Акчурин поработал на славу, хотя и были «шероховатости». Однако теперь, судя по сказанному Фарисовым, наступил новый этап.

— Мы должны тратить энергию не на то, чтобы бороться друг с другом, а есть задачи, которые мы должны решать дальше... Нам нужно договариваться. Самое главное — демократический принцип решения всех вопросов, — произнеся это, он, видимо, намекнул на авторитарный стиль управления Мухамадиева — на это Фарисов жаловался нашему корреспонденту за день до этого. В завершении он пообещал, что абсолютно все решения будут приниматься коллегиально, тем более внесли изменения в Устав РТНКА. А о них уже вкратце рассказал член автономии Эдуард Юсупзянов.

— Председатель продолжает избираться на конференции, но относительно действующего устава он ограничен тем, что не может принимать единолично авторитарные решения. Это давно обсуждалось, предложения учтены, устав теперь в более демократичной форме, то есть коллегиальная форма управления и коллегиальная форма решения — президиумом и советом. Функция председателя больше сводится к функции представительской, — перечислил он.

Юсупзянов напомнил, что, по сути, президиум хотят реанимировать — в последней редакции он также был предусмотрен, но не собирался ни разу за четыре года.

— Сейчас были внесены изменения, чтобы сделать его основным руководящим органом автономии, — определил он значение президиума в иерархии управления автономией.

Останется и совет автономии, но только в большем составе. Плюс будут сформированы попечительский совет и совет старейшин, а вот их полномочия уже определит президиум. Изменения в устав, несомненно, были приняты единогласно.

ИЗ ТРЕХ ВЫДВИГАЕМЫХ КАНДИДАТОВ ДВОЕ ОТСУТСТВОВАЛИ

Далее перешли, пожалуй, к самому интригующему вопросу повестки дня — избранию председателя. Хотя, скорее всего, интрига сохранялась только для корреспондента «БИЗНЕС Online», которая еще накануне терзала членов автономии вопросом о том, кто им станет.

— На основании устава автономии на должность председателя предложены... — Фарисов сделал паузу. — Еще не предложены. Прошу предлагать.

— Я хотел бы выдвинуть Мухамадиева Рината Сафиевича, — неожиданно заявил сидевший в первом ряду Шамиль Шиабетдинов, руководитель национально-культурной автономии района Бибирево Северо-Восточного округа. — Он второй год подряд помогает мне провести Сабантуй. Весь татарский культурный центр всем составом приезжает ко мне на Сабантуй.

— Кандидатура внесена. Вопросов нет, — ответил председательствующий.

— Я хотел бы тоже внести, так как выборы у нас должны проходить на альтернативной основе. Поэтому я хотел бы предложить. Достаточно долгое время он работал заместителем — Хусаинов Анвер Умарович, — Серажетдинов сделал реверанс в сторону того, кто еще полчаса назад его же нахваливал. — Разные были моменты, но я предлагаю его кандидатуру и предлагаю его кандидатуру поддержать.

— И для того, чтобы была полная демократия. Я знаю, что человек тоже хотел выдвигаться. Я предлагаю кандидатуру Искандярова Гаяра Ахметовича, — совершенно неожиданно заявил Фарисов.

Заявление было очень неожиданным. Когда наш журналист уже направлялась к дому Асадуллаева, звонил сам Искандяров. Из беседы стало понятно, что он не был поставлен в известность об этой конференции, где еще и, как оказалось, был выдвинут кандидатом в председатели.

— Дамира Османовича тоже должна быть кандидатура, — заявил кто-то из зала.

— Спасибо, но я беру самоотвод по определенным обстоятельствам, — неожиданно отказался Серажетдинов, ведь еще в январе он за это, кажется, и судиться готов был.

— В пользу кого? — вновь спросили из зала.

— В пользу Хусаинова.

— Если самоотвод, то давайте поставим на голосование, — руководил Фарисов.

В первую очередь голосовали за Мухамадиева — двое поддержали, еще двое воздержались. Второй была названа фамилия Хусаинова — подавляющее большинство подняли мандаты ядовито-зеленого цвета.

— И за Искандярова Гаяра Ахметовича тоже давайте проголосуем, если есть возможность. Кто за данную кандидатуру? — вопрошал Фарисов.

Никто не шелохнулся.

— А он был в списке? — задали вопрос из зала.

— Он в списке, конечно, — утвердительно заявил председательствующий.

Между тем все равно никто не поднимал руки.

— Никто не проголосовал. Я извиняюсь, но у нас должно быть по протоколу. Надо будет посмотреть, но мы его выдвигали. Надо будет до него донести, что его кандидатура все-таки ставилась, — и Фарисов выразительно посмотрел на корреспондента «БИЗНЕС Online», видимо, намекая, кто же должен донести новость.

Так выборы председателя были закончены.

— Что могу сказать? Решение принято не единогласно. Разрешите поздравить Хусаинова Анвера Умаровича с избранием на должность председателя, — подытожил Фарисов.

ВСЯ ВЛАСТЬ — ПРЕЗИДИУМУ И СОВЕТУ!

Далее по протоколу конференции избрали президиум в составе 12 человек. В него вошли, помимо уже упоминавшихся Хусаинова, Юсупзянова, Шакирова, Фарисова, Серажетдинова, Ахмет Гилимов, Надер Какушкин, Рамиль Абдюшев, Сания Исмагилова, Динара Бухарова, Альфия Хусяинова и Альфия Галимова.

Возглавил президиум Фарисов. Исходя из нового устава, почти вся полнота власти в автономии будет как раз на его плечах, так как председатель автономии, по большому счету, кроме представительских функций, ничего не выполняет — получилось а-ля английская королева, а данном случае — король. В совет автономии теперь вошел 41 человек, а возглавил его Какушкин, который будет иметь право второй подписи после председателя президиума, то есть Фарисова.

7.jpg
Анвер Хусаинов (справа)

«РАВНЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ»

Между тем Хусаинов, пока еще избранный главой РТНКА лишь де-факто, ответил на вопросы нашего корреспондента.

— Ожидали ли вы такой поворот событий? Готовы были возглавить автономию?

— Еще вчера я не знал, что соглашусь. Не буду скрывать, но под давлением своих товарищей я согласился с тяжелым сердцем.

— Ранее вы возглавляли Татарский культурный центр, верно?

— Это очень тяжелая работа — директор центра. Здание 3029 квадратных метров, построенное 100 лет назад, капитальный ремонт практически не осуществлялся. Предыдущие собственники обладали им на праве аренды. Им было совершенно безразлично, что это реликвия и достояние татарского народа. Здесь была типография с многотонными станками ХІХ века, которые деформировали фундамент этого здания. Вы видите, что по нему сейчас трещины идут. Оно было в ужасающем состоянии, когда мы приняли его в 2003 году. Но мы бы приняли его в любом состоянии, потому что это всегда было татарским народным культурным центром с момента его основания. Выражаясь языком одном из киногероев, и при большевиках, и при коммунистах, и при царе-батюшке это был татарский культурный центр.

— Будете теперь эти две должности совмещать?

— Будучи директором татарского культурного центра мне пришлось совмещать хозяйственную часть с творческой. Если в хозяйственной части для меня секретов нет, то в творческой пришлось многому учиться. Я считаю, что в творческом плане мы работали неплохо. Начиная с 2003 года до сегодняшнего дня, нами получено, наверное, не ошибусь, огромное количество почетных грамот, дипломов, благодарственных писем от совершенно разных организаций. Для нас был главным принцип доступности и открытости. У нас все кружки были бесплатны. Я считаю, что мы достигли очень многого, здание площадью 3 тысячи квадратных метров содержать очень тяжело, не имея никаких спонсоров.

— Каковы будут ваши первые шаги на посту председателя РТНКА?

— Первые шаги — это, конечно, объединения татарской общины города Москвы и дальнейшее развитие татарского культурного центра. Преемственность всегда была у нас в почете, мы ее хотим сохранить. Конечно, в этом смысле мы рассчитываем на коллективную работу, чтобы использовали все возможности, данные нам законом. В грантах мы тоже собираемся участвовать. Практику мы уже имеем — выигрывали гранты Общественной палаты РФ, Общественной палаты Москвы и других структур. Будем использовать все возможности для этого.

— На зимней конференции, как вы помните, ведь и вы там присутствовали, были «звездные» гости, профессора, ученые, чиновники, в общем, более представительский состав. Как вы теперь будете с ними взаимодействовать?

— Я уверен, что никаких антагонистических противоречий у нас нет. Мы будем со всеми поддерживать самые тесные взаимоотношения. Действительно, 25 января была представительная конференция. Я думаю, что сегодняшняя конференция — это продолжение той. Основная мысль этой конференции — это объединение все-таки. Мы ставим это во главу угла. Мы открыты для сотрудничества. Я надеюсь, что мы этот кризис преодолеем.

— А как же Ринат Сафиевич? С ним будете продолжать работу?

— Надеюсь, что с Ринатом Сафиевичем продолжим сотрудничество. Он один из ярких представителей татарской общественности, творческой интеллигенции не только Москвы, но и РФ. Я знаю, что он был депутатом Верховного Совета РФ первых созывов. Он даже баллотировался на должность председателя Верховного Совета. Насколько мне известно, ему не хватило всего несколько голосов. Выиграл тогда Руслан Хасбулатов. Мы тогда все переживали. Было бы логично, если бы председателем Верховного Совета был представитель второй титульной нации Ринат Сафиевич Мухамадиев. Я лично отношусь к нему с огромным уважением. Одной из причин того, что когда мне предложили, я отказался, было то, что Ринат Сафиевич занимает этот пост. Мы сами за него голосовали 25 января 2014 года. Я не говорил и не буду говорить ни одного плохого слова о тех, кто стоял в руководстве РТНКА, потому что это тяжелая работа. Я абсолютно убежден, что эти люди ответственно относились и хотели принести пользу татарскому народу и многое для этого делали.

Председатель — равный среди равных. Все решения будут вырабатываться коллективно и реализовываться коллективно. Основной упор будет сделан на деятельность президиума и совета.

«ЭТО ОЧЕРЕДНАЯ АФЕРА»

Несмотря на то, что очередной раз прошли выборы нового председателя, есть и несогласные. Конечно, это Ринат Мухамадиев, который, как показалось корреспонденту «БИЗНЕС Online», был единственным, кого не оповестили о новых выборах. А ведь многие из тех, кто вчера поднимал мандат за Хусаинова, 25 января точно так же голосовали за Мухамадиева.

— Это очередная афера, ничего законного не произошло, потому что никакой конференции не было, и такого решения не было официального. Фарисов способен на всякие аферы. В день памяти, когда все порядочные представители автономии до трех ночи работали на Сабантуе, там все-таки после закрытия тяжелая и грязная работа остается. Люди, которые с завистью смотрели, что мы провели такой прекрасный Сабантуй, попытались сделать очередную аферу, дискредитировать татарскую общественность города Москвы. Раздувать не надо, потому что это политика, далеко они не пойдут, — прокомментировал он в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

На закономерный вопрос о том, была ли в действительности зарегистрирована последняя конференция, он ответил отрицательно: «Конференция будет зарегистрирована, просто по вине Фарисова документы задержали на 3,5 месяца, только это, больше ничего. На эти авантюры не клюньте».

Как бы то ни было, но пока минюст не зарегистрирует, говорить о том, кто же является сейчас председателем РТНКА де-юре, как показало время, бессмысленно.