«ЗАЧЕМ ИНТЕРВЬЮ, ДАВАЙ ПРОСТО ТАК ПОГОВОРИМ»

Совсем недавно, в самом начале лета, главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов побывал в Казани в рамках авотопробега Москва — Екатеринбург, организованного этой радиостанцией. Он встретился с президентом РТ Рустамом Миннихановым, но о чем они говорили, так и осталось тогда тайной за семью печатями. Так что один из вопросов читателей был о подробностях этой беседы.

«Среди разных функций главного редактора любого СМИ, на мой взгляд, есть и такая, как встреча с людьми, принимающими решения, разговоры с ними в открытую. Это иногда практикует и президент Российской Федерации, это практикуют и федеральные министры, это практикуют и главы субъектов Федерации, — сказал гость нашей редакции. — И я, собственно, пришел с микрофоном к вашему президенту Минниханову, думал, что он даст мне интервью. Тем более что он меня три года зазывал, а я все никак не мог приехать. Но в конечно итоге он сказал: слушай, зачем интервью, давай просто так поговорим, я тебе расскажу, что меня беспокоит, а ты мне расскажешь, что тебя беспокоит. И мы сидели, обедали и обменивались беспокойствами. Поскольку такие разговоры предполагают закрытый режим, скажем так, именно потому был выключен микрофон, именно потому ничего и не просочилось в прессу».

«Я могу сказать, что я говорил, что меня интересовало, — поставил ограничение на обнародование информации главред. — А что говорил президент, я, конечно, не буду раскрывать, пусть он сам рассказывает. Я говорил о том, что в Москве, как я понимаю, не очень понимают проблемы с языком в Татарстане, имею в виду преподавание в школах. Нам идет очень много писем, сообщений от родителей о том, что они недовольны соотношением русского и татарского языков в школах. Я как член общественного совета при министерстве образования, безусловно, все это транслирую министру Ливанову... И я хотел узнать точку зрения президента РТ на это. Я говорил ему о том, что в Москве беспокоит фактор исламизации как таковой вообще, не только в Татарстане, но и в Поволжье. Исламизация — имеется в виду, когда вокруг мечети собираются молодые ребята. У нас в Москве, чтобы вы знали, в церковь все-таки ходят люди в возрасте, не так много молодых. А в мечетях очень много молодежи — и на Северном Кавказе, и в Поволжье. Из Москвы это видится так. Президент меня пытался разубедить, но у меня есть иные источники информации, в том числе мои собеседники в силовых структурах, которые этим занимаются, и в правительстве, и в администрации президента, которые мне высказывают разные позиции. И вот их сравниваю для понимания проблемы или отсутствия проблемы...»

«ЕСЛИ ЕМУ ПОСЛЕДУЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПЕРЕЙТИ НА РАБОТУ В МОСКВУ, ЧТОБЫ ОН НЕ УДИВЛЯЛСЯ»

Венедиктов сделал еще одно интересное высказывание о встрече с Миннихановым: «Я говорил Рустаму Нургалиевичу о том, что президент Татарстана в Москве рассматривается как фигура федерального уровня. Собственно говоря, если ему последует предложение перейти на работу в Москву, чтобы он не удивлялся. Он меня спросил: ты что-то знаешь? Я сказал: я ничего не знаю! Я конструкцию строю, исходя из того, о чем я говорю в Москве. Ну мы посмеялись... Разговаривали мы, когда ели борщ...»

«Говоря о том, что Минниханова могут пригласить в Москву, вы какую должность имели в виду?» — поинтересовались мы.

«Я же не президент Российской Федерации и не премьер-министр, не уполномочен делать предложения», — попробовал было уйти от ответа гость. Но как человек прямой все же ответил: «В моем представлении господин Минниханов — это человек уровня первого вице-премьера или премьера России».

«И как отреагировал Рустам Нургалиевич?»

«А это его спросите», — вернул пас главред.

«Я говорил Рустаму Нургалиевичу о том, что президент Татарстана в Москве рассматривается как фигура федерального уровня»

ЧЕСТНО ГОВОРЯ, КАЗАНЬ УЖЕ ВО МНОГОМ ПРЕВОСХОДИТ МОСКВУ КАК ТУРИСТИЧЕСКИЙ ГОРОД

Читателей «БИЗНЕС Online» интересовали впечатления Венедиктова от Казани. Правда, был он здесь всего два дня...

«Поскольку я вообще наблюдаю за тем, как, по каким разным направлениям развиваются города, я понимаю задачу руководства республики и руководства ее столицы сделать Казань туристической Меккой, — сказал Венедиктов. — И, честно говоря, Казань уже во многом превосходит Москву как туристический город. И поток туристов, такой целенаправленный поток туристов — и статистика это показывает, и работа по созданию гостиничных комплексов (я за этим слежу), реконструкция аэропорта, вокзала, пристани — это все показывает, что казанские власти, имею в виду и президента, и мэра, видимо, они сделали ставку на развитие Казани как туристического города, превращение города в такое инфраструктурное сопровождение туризма».

При этом главред «Эха Москвы» еще раз повторил: «К сожалению, в Москве это понимают только сейчас. И Москва в этом смысле, с моей точки зрения, отстает. Я об этом мэру нашему сказал».

УКРАИНА — ЭТО НАДОЛГО, ПОТОМУ ЧТО ПРОЛИЛАСЬ КРОВЬ

Много вопросов от читателей было об Украине, о Крыме. Венедиктов рассказал, что он сам был на майдане в декабре прошлого года и в феврале нынешнего, когда его даже пообещали «замочить»...

«Что происходит сейчас в Донецке, Луганске... Там, конечно, значительная часть населения, по всем опросам, и до событий, и сейчас она совершенно не собиралась уходить из Украины в Россию. А часть собиралась. Началась гражданская война. С наемниками, — уточнил Венедиктов. — И к сожалению, я считаю, что это надолго, несмотря ни на какие там успокоительные заверения французского президента, украинского президента, российского президента, канцлера Германии, президента США. Потому что пролилась кровь...»

«Хорошего выхода нет, — уверен главный редактор «Эха Москвы». — Выход будет из этой ситуации, во-первых, в длинную, потому что пролилась кровь. А во-вторых, он будет с потерями — имиджевыми, человеческих жизней, структурными... Ничего хорошего нет. Короче, все плохо... Потому что, с одной стороны, Владимир Путин не может оставить тех людей, которые на него надеются в Луганске, Донецке и дальше. У него такое понятие об офицерской чести, о президентской чести, о роли России, ее миссии. С другой стороны, он прекрасно понимает, и он это сейчас демонстрирует, что это другое государство. Он говорит: да, вы Украина, но вы обеспечьте здесь гарантии. Но какие гарантии, когда там с двух сторон минометный обстрел...»

ХОРОШО ЛИ РАБОТАЮТ В МОСКВЕ НИКОЛАЙ НИКИФОРОВ И МАРАТ ХУСНУЛЛИН

Венедиктов в ходе интернет-конференции уверенно заявил, что неприятных вопросов не бывает в принципе и вообще публичному деятелю надо уметь держать удар. Раскрыл секрет, как его вербовал (употребил именно этот термин!) Владимир Путин, и признался, что воспринял как комплимент, когда президент РФ назвал его врагом. Охотно рассказал, как оценивает работу в Москве на высоких должностях представителей татарстанской элиты — министра связи Николая Никифорова, вице-мэра Москвы Марата Хуснуллина... Заметил, что свобода слова в России есть, но с каждым годом все больше сужается. Ну и ко всему прочему одной из базовых ценностей своей редакции назвал... собственный «сволочной характер».

Обо всем подробно — в стенограмме, которая будет вскоре опубликована на сайте «БИЗНЕС Online».