РУКОВОДИТЕЛЬ «МЕТРОЭЛЕКТРОТРАНСА» — О ТОМ, ЧТО НА ПРЕДПРИЯТИИ ЕСТЬ, ГДЕ ГОТОВИТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ И ГДЕ ПОСЛЕ УЧЕБЫ ИМ ПРЕДЛАГАЮТ ХОРОШУЮ РАБОТУ

Удивительные изменения произошли за последние годы в муниципальном унитарном предприятии «Метроэлектротранс». Главное — сегодня здесь работают уже 10 станций метро, 11-я планируется к 2015 году, плюс ко всему на очереди строительство второй ветки, которую очень ждут казанцы. Кроме того, существенно обновился парк трамваев и троллейбусов. Но самое удивительное достижение связано с кадрами. На предприятии, где традиционно трудились ветераны, произошла возрастная «перезагрузка», и сегодня здесь средний возраст работающих — 35 - 40 лет. При этом налицо очередь (!) из желающих работать водителями трамвая, и через год-другой то же самое ожидается с водителями троллейбуса. Обо всем этом «БИЗНЕС Online» рассказал Асфан Галявов — генеральный директор МУП «Метроэлектротранс».

35113.JPG
Асфан Галявов: «Наши работники и держатся за свое место из-за того, что есть хорошие стимулы»

ЧТОБЫ УСТРОИТЬСЯ ВОДИТЕЛЕМ ТРАМВАЯ, НАДО… ЖДАТЬ, ПОКА ОСВОБОДИТСЯ МЕСТО

- Асфан Галямович, работодатели часто сетуют, что им не хватает профессиональных кадров. Как обстоят с этим дела в «Метроэлектротрансе»?

- И у нас тоже не хватает кадров, в первую очередь водителей троллейбуса. А остальными специальностями на сегодняшний день мы полностью укомплектованы. Могу похвалиться, что такого и я не помню, и никто у нас на предприятии не помнит, чтобы мы на все 100 процентов были укомплектованы водителями трамвая. Сегодня, чтобы устроиться к нам водителем трамвая, надо ждать, пока кто-то уволится и место освободится. К сожалению, с водителями троллейбуса дела обстоят по-другому. Но мы сейчас много людей обучаем на водителей троллейбуса, сразу 14 групп, это около 120 человек. Надеюсь, в течение года-двух тоже достигнем здесь стопроцентного обеспечения кадрами.

- Интересно, а почему такой спрос на специальность «водитель трамвая»? Чем вы привлекаете кадры?

- И зарплата хорошая, и новая техника пришла, и новые трамвайные пути проложены, и хорошая контактная сеть. Кроме того, мы одно из немногих предприятий в городе, которое решает немаловажный вопрос жилья для своих работников. Для иногородних мы предоставляем места в общежитиях, выделяем отдельные комнаты для молодых семей. Также решен вопрос с постановкой наших работников в очередь на социальную ипотеку. Полный соцпакет, оплата за вредность, за сверхурочные и праздничные, дополнительные дни к отпуску за стаж, поощрение юбиляров… И многое другое: матпомощь при рождении детей, к свадьбе, ежемесячно доплата на питание в размере 400 рублей, доплата за награды. Детей наших работников отправляем в пионерские лагеря, на базы отдыха… Все это, конечно, заставляет держаться за свою работу. А главное, считаю, хорошая зарплата, которую сегодня получают наши водители.

ТРИ ГОДА БЕЗ АВАРИЙ — ПРЕМИЯ 50 ТЫС. РУБЛЕЙ

- Какое учебное заведение готовит для вас специалистов?

- У нас есть свой учебный центр, который мы создали еще в 2005 году. Он тогда начал готовить специалистов для метрополитена — это операторы, путейцы, машинисты электропоезда, слесари, дежурные по станции… Позднее мы на базе этого учебного центра создали лицей, потом техникум. Это, кстати, единственный техникум, который готовит и специалистов рабочих профессий, и средний технический персонал. На сегодняшний день в техникуме готовят и водителей троллейбуса, и машинистов электропоезда, и операторов, и дежурных по станции… Наш техникум полностью обеспечивает нас кадрами. При этом там учитывают все наши требования к таким специалистам.

К слову, во время учебы мы предоставляем будущим водителям бесплатное общежитие. А когда они после окончания курсов устраиваются к нам на работу, у них тоже много льгот. Например, хорошая скидка на проживание в общежитии (50 процентов оплаты в первый год работы). Если человек год отработал без аварий, он получает за это премию в 10 тысяч рублей, если три года без аварий — 50 тысяч.

- Существенный стимул…

- Наверное, наши работники и держатся за свое место из-за того, что есть такие хорошие стимулы.

Что касается учебных заведений, по нашей инициативе в рамках энергетического кластера в Казанском государственном энергетическом университете создана кафедра электрического транспорта, где готовят специалистов высшего звена. Сюда по направлению от предприятия приходят работники и студенты техникума для получения высшего образования. А отличники учебы и производственной практики получают повышенную стипендию от предприятия в 2 тысячи рублей. Кроме этого, на базе предприятия ежегоднодо 300 студентов различных заведений проходят производственную и преддипломную практику. Молодым специалистам мы также предоставляем определенные льготы при устройстве на работу. Стараемся обеспечить достойной зарплатой и в первый год доплачиваем 10 процентов молодым специалистам. Это неплохой ход для привлечения молодых кадров — в течение года человек привыкает к своему месту работы и, как правило, здесь и остается.

- Похоже, к вам сегодня приходит немало молодежи…

- Молодых работников у нас очень много, кадры практически полностью обновились. Критическое состояние было, когда водители трамвая в основном все были в возрасте. Работали даже те, кому 70 - 72 года. Но этот критический порог мы переступили. Сегодня средний возраст работающих у нас от 35 до 40 лет.

ЗА 8 ЛЕТ СО СТОРОНЫ ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ НЕ БЫЛО НИ ОДНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

- Наверное, у вас работают не только россияне, но и приезжие?

- Конечно, у нас есть иностранная рабочая сила, пока без нее обойтись невозможно. И спасибо им за то, что они есть, что они работают у нас. Когда меня про них спрашивают, я всегда с гордостью говорю, что у нас они не нарушают никакие законы и правила. И все наши иностранные водители первого класса. И ни разу за 8 лет с их стороны не было ни одного правонарушения! Поэтому мы их ценим и стараемся решать все их проблемы. Помогаем и с жильем, и материально, когда надо, а также с вопросами получения вида на жительство и гражданства… Думаю, видя такое хорошее отношение к себе со стороны руководства «Метроэлектротранса» и его сотрудников, они тоже стремятся работать с полной отдачей.

35107.jpg
«Рентабельным электрический транспорт никогда не был и, наверное, не будет»

- Можете назвать процентное соотношение работающих у вас казанцев и приезжих?

- У нас 70 процентов работающих – наши татарстанцы, и где-то 30 процентов – приезжие.

НА НОВОЙ ТЕХНИКЕ РАБОТАТЬ ЛЕГЧЕ:
ЕСЛИ ТЫ ЧТО-ТО НЕ ЗНАЕШЬ, КОМПЬЮТЕР ПОДСКАЖЕТ

- Какие требования вы предъявляете при приеме на работу?

- Я принимаю каждого будущего работника сам, лично с ним беседую. И если вижу, что у человека действительно есть желание работать, я, конечно же, беру его на работу. Даже если у него другая профессия, если он не специалист нашего профиля. Считаю, что самое главное – чтобы у человека было желание работать.

- Сколько всего сотрудников работает на вашем предприятии? Какое у них образование?

- У нас работают более 3 тысяч человек. Средний возраст, как я уже сказал, 35 - 40 лет. Образование: на метрополитене более тысячи человек, у них у всех высшее образование. На наземном электротранспорте, конечно, не все водители и кондукторы имеют высшее образование. Но и здесь в скором времени все может в этом смысле измениться. Поскольку у нас высокая зарплата, бережное отношение к кадрам, люди с высшим образованием охотно идут к нам, даже водителями, кондукторами.

- Вы уже сказали, что в Казани обновляется транспортный парк, приходят новые трамваи, троллейбусы, появляется современное оборудование. Есть ли принципиальное отличие в управлении современной техникой и ее обслуживании?

- На новой технике работать не труднее, а наоборот, легче, проще: если даже ты что-то не знаешь, компьютер подскажет. Новые односекционные и трехсекционные трамваи, новые троллейбусы, новое оборудование – это наши большие плюсы. Хочу сказать, что мы сразу же обучаем людей работе на новой технике. И молодежь обучается охотно и быстро, надо отдать ей должное. Нашим курсантам специально подготовили новый трамвайный вагон в качестве учебного. И теперь они учатся вождению не на старом, а уже на новом, постигают особенности управления, а к концу учебы на работу выходят отлично подготовленными.

ПРИ ХОРОШЕМ ФИНАНСИРОВАНИИ СТАНЦИЯ «ДУБРАВНАЯ» МОЖЕТ ПОЯВИТЬСЯ УЖЕ В 2015 ГОДУ

- Вопрос экономический: насколько рентабелен наземный и подземный электротранспорт? И как сказалось повышение цены на проезд?

- Знаете, рентабельным электрический транспорт никогда не был и, наверное, не будет. Вот если бы повышали цены только на проезд и не повышали на энергоносители, тогда, может быть, мы бы и вышли когда-нибудь на рентабельность. Но получается наоборот: сначала растут тарифы на электроэнергию, на тепло, на газ, на воду, на бензин, на продукты… И только после этого, где-то через год, мы начинаем просить повышения цен на проезд, потому что уже не укладываемся в те средства, которые есть. Поэтому, наверное, никогда в жизни не будет рентабельным электрический транспорт. Но мы, несмотря ни на что, очень стараемся снизить себестоимость, снизить свои расходы. Чтобы хоть чуть-чуть приблизиться к рентабельности.

34055.jpg
«Вопрос о строительстве второй ветки метро рассматривается, идет экспертиза, идет подготовка документации»

- В Казани планируется строительство второй ветки метро. Вероятно, уже сейчас нужно готовить дополнительные кадры для метро?

- Вопрос о строительстве второй ветки метро рассматривается, идет экспертиза, идет подготовка документации. А по первой ветке уже дана команда начать строительство станции метро «Дубравная». При хорошем финансировании она может заработать в 2015 году. Когда будет построена «Дубравная», сможем приступить ко второй ветке. Народ ее очень ждет, и наш президент об этом знает и все делает для того, чтобы мы начали ее строить. Думаю, что в скором времени мы начнем и это строительство.

- А кадры на вторую ветку метро найдутся?

- Пока будет идти строительство, мы, конечно же, успеем подготовить кадры. Ведь самое главное – у нас есть где их готовить, а после учебы мы сможем им предложить хорошую работу…

Материал подготовлен при информационной поддержке министерства труда,
занятости и социальной защиты РТ