IMG_4257.JPG
Фархад Латыпов: «Наш город, как и весь Татарстан, очень гостеприимный. Когда приезжают гости, мы всегда очень рады»

«НАША ЗАДАЧА, ЧТОБЫ ВЫ КОМФОРТНО АДАПТИРОВАЛИСЬ ЗДЕСЬ»

Сегодня в молодежном центре «Нур» руководитель исполкома Набережных Челнов Фархад Латыпов провел встречу с беженцами с Украины, прибывшими ночью в аэропорт Бегишево самолетом МЧС из Ростова-на-Дону. Их 128 человек, из них 59 детей. Рано утром сразу по прибытии их расселили в двух общежитиях ЗАО «КАМАЗжилбыт», раздали талоны на питание, сухие пайки, средства гигиены.

«Наш город, как и весь Татарстан, очень гостеприимный. Когда приезжают гости, мы всегда очень рады, — сказал Латыпов, открывая встречу. — К сожалению, обстоятельства сложились так, что вы к нам приехали в экстренном порядке. Сейчас мы вас специально собрали, чтобы обсудить первоочередные вопросы, требующие быстрого решения. Я являюсь председателем городской комиссии по чрезвычайным ситуациям. В наш штаб входят представители полиции, миграционной службы, центра занятости, пенсионного фонда, сферы образования, здравоохранения и т.д. Наша главная задача, чтобы вы комфортно адаптировались к жизни здесь».

Чиновники автограда рассказали беженцам, что всех уже зарегистрировали на 90 дней, при необходимости временная регистрация будет продлена еще на такой же срок. Как заверили представители миграционной службы, завтра с каждым из беженцев будет проведена отдельная встреча, во время которой будут даны разъяснения по всем вопросам. Также завтра беженцев посетят врачи городских поликлиник и проведут медосмотр, оценят состояние здоровья людей. Им будет предложена вакцинация от кори, она добровольная и бесплатная. Также было сказано о том, что для детей школьного возраста будет организован лагерь отдыха, а для дошколят подготовят места в детсадах. Центр занятости предлагает более 6 тыс. вакансий, а также переобучение для получения новой профессии.

В МЦ «НУР» ОРГАНИЗОВАН ПУНКТ ПРИЕМА ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ

Ильдар Шамилов — заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ» по безопасности, который в числе прочих занимается вопросами приема и размещения беженцев, пояснил сегодня корреспонденту «БИЗНЕС Online», что первичная информация о предстоящем гуманитарном рейсе поступила от правительства Татарстана около двух недель назад. Тогда сообщили, что в автоград прибудут 120 человек. После чего в общежитиях «КАМАЗжилбыта» начали готовить комнаты к их приезду — сделали косметический ремонт. При этом пришлось переселять и «уплотнять» своих работников, проживающих здесь. Чтобы, во-первых, всем хватило места, а во-вторых, чтобы беженцы оказались вместе. В результате 69 человек поселили в общежитии 1/07, еще 59 — в 1/08.

«Мы прекрасно понимали, что приедут в основном женщины, в том числе и с маленькими детьми, — сказал Шамилов. — Так и получилось: из 128 прибывших 58 — это дети. Есть и груднички. То есть большая часть переселенцев — это те, кому нужно сразу большое внимание. В частности, для совсем маленьких детей, которые пока еще не могут питаться в столовой, мы оборудовали кухоньки, чтобы родители могли им сами готовить».

IMG_4270.JPG

Сегодня ответственные руководители КАМАЗа обошли все комнаты, узнали, какие еще есть потребности у беженцев, многие из которых выехали достаточно срочно и, за исключением документов, ничего с собой не взяли. «Старались размещать так, чтобы семьи были вместе — в одной комнате. В крайнем случае в соседних, если семья большая. Мы на всякий случай готовились к приему 140 человек, так что места хватило всем», — добавил Шамилов.

К слову, оплачивать проживание и питание беженцев будут из специального государственного фонда, с которым автогигант заключит договор. На каждого человека выделяется 500 рублей в день, плюс 300 рублей — на питание. Тут КАМАЗ, по заверению Шамилова, «пошел по себестоимости, о получении прибыли речи не идет».

В МЦ «Нур» организован пункт приема гуманитарной помощи для беженцев. «Мы кинули клич по заводу, — рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель аппарата генерального директора ОАО «КАМАЗ» Александр Ушенин, — и вот люди уже приносят одежду и предметы первой необходимости». Он также добавил, что не исключено трудоустройство беженцев на автогиганте, хотя это вопрос очень сложный. «Мы сегодня делаем перепись людей, кто каким специальностями обладает, — пояснил Ушенин. — И будем смотреть. Но что-то гарантировать сейчас сложно. Если есть люди высокого профессионального уровня, конечно, будем их использовать. Но в основном же приехали женщины с детьми. Детей же надо куда-то пристраивать. А свободных мест в детсадах тоже нет. Поэтому в ближайшие месяца два говорить о трудоустройстве кого-то сложно».

Будут ли еще аналогичные гуманитарные спецрейсы в Набережные Челны, пока никто точно не знает. Но в вопросе их размещения КАМАЗ в ближайшее время помочь не сможет — его общежития заселены полностью. Разве что в сентябре появится новая возможность, когда закончатся школьные каникулы и освободятся загородные лагеря отдыха.

IMG_4214.JPG
Елена Доценко (слева) и Татьяна Базалевская

«УРОВЕНЬ АГРЕСИИ НА УКРАИНЕ ЗАШКАЛИВАЕТ!»

Прибывшие беженцы проживали в разных населенных пунктах Юго-Востока Украины. Больше всего их из района Славянска, но есть и представители Донецка, Луганска и других городов. О событиях на Украине они говорят с болью в голосе.

«Дай Бог нашим родным, папам, мамам пережить это все, ведь они же там остались, — рассказала Елена Доценко из села Первозвановки. — Дома ладно, это, как говорится, дело наживное. Как и что с родными будет? Это страшно, когда летают самолеты, дети пугаются. Мы там границу пересекли, там бомбят... Спасибо вам большое, что так радушно приняли, устроили нас так хорошо».

«Приехали в российский Донецк и там обстрел начали, говорят, даже один россиянин погиб, это ужасно просто! — поделилась Татьяна Базалевская из украинского Донецка. — В голове просто не укладывается! Все вроде бы говорят о единой Украине, а как вообще об этом можно говорить, если люди друг друга убивают непонятно за что? Звонишь людям в Киеве, с которыми раньше общались, они говорят: «Вам так и надо!» Я у них спрашиваю: вы нормальные? Они отвечают, что мы зомбированные. Ну извините, говорю, вы это видите по телевизору, а я это вижу своими глазами каждый день. Я вообще не представляла себе, что когда-то услышу от мэра Херсона или других людей, что, оказывается, Гитлер — освободитель. Или про Бандеру говорят, что он был героем. Но для меня он никогда не будет героем! Надо как-то толерантнее быть к друг другу. Если у тебя другая точка зрения, это не говорит о том, что тебя надо убивать. А там уровень агрессии просто зашкаливает!»

IMG_4228.JPG
Столовая для беженцев

«Сидели до конца, думали, может, все образумятся, — продолжает Елена. — Оставили все, что наживали. У нас поселок небольшой, под Луганском, живут в основном пожилые люди, молодежи очень мало. Половины поселка уже нет. Молокозавод разбомбили. У меня трое деток, воспитываю одна. Все побросали: дом, компьютер, мебель. Но о стенах уже ведь не думаешь. Думаешь о детях. Родители у меня там остались. Не смогла их уговорить. Я им говорю: бросайте все и поехали. А они: у нас тут могилы родных, история, огород».

По словам Елены, раскол идет даже в церковных рядах. Митрополит мариупольский запретил, например, освящать дома людям, сочувствующим ополченцам. «Один батюшка продолжил освящать, так его от церкви отлучили», — рассказывает женщина.

IMG_4235.JPG
Комната семьи Нели Григорьевны

«ЭТИ НАЦИОНАЛИСТЫ — КАКОЙ-ТО ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МУСОР»

У Татьяны тоже родители остались на Украине. А ее 14-летняя дочь уговорила уехать. «Заявила, что она там все равно жить не будет, — говорит беженка, — вырасту, мол, и все равно уеду. Гуманитарный коридор нам открыли, но только дали колонне проехать и опять начали бомбить — в последнем автобусе видели, как взрываются бомбы. Хотя Порошенко же обещал, что не будут бомбить наш город. А на самом деле бомбят. И еще говорят, что мы не люди, что мы не должны разговаривать. Ну как это так? Меня убивают, а я молчать буду?!»

Татьяна до сих пор в шоке от происходящего на Украине. Тем более что это происходит в Донбассе, в многонациональном регионе. По словам женщины, ее соседи, например, армяне. Тоже беженцы из Баку. Приехали на Украину 23 года назад. И опять их настигла война. И они ушли в ополчение. «Это же о чем-то говорит, что не русские, не украинцы, а представители других национальностей идут в ополчение. Значит, действительно что-то неправильно делает власть, — рассказывает Татьяна. — А тут еще, говорят, закон придумали: за помощь ополченцам — вот ты пирожки принес — 7 лет с конфискацией. А как не помочь, не покормить — это же наши сыны, соседи, близкие, друзья. Они нас защищают. Культурное падение настоящее на Украине идет. Эти националисты — какой-то генетический мусор. Прямо как животные — кровь почувствовали и не останавливаются. Бомбят и бомбят. Ни на детей не смотрят, ни на стариков».

Кстати, не все с Юго-Востока Украины едут в Россию. Есть и такие, кто, наоборот, отправляется в западные регионы. Кто-то рассказывает, что смог нормально устроиться. Но главное условие при этом — не упоминать даже, что ты с Юго-Востока. Как услышат «Донецк» или «Луганск», все — станешь врагом номер один. И чтобы тебя приняли, например, на работу, необходимо каких-то три этапа фильтрации пройти. «А что это за этапы? — задается вопросом Татьяна и сама же отвечает. — Лагеря уж. И пройдешь ли ты их, это еще большой вопрос».

IMG_4253.JPG
Дети, внуки и бульдог Нели Григорьевны

«ВРЕМЯ ПОКАЖЕТ»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» также побеседовал с молодой мамой, приехавшей с двумя маленькими дочками. Одной около двух лет, другой примерно полгода. Женщина, представившаяся Ольгой из Донецка, рассказала, что они еле-еле выехали из города, местами пережидали, чтобы остановилась стрельба, не могли проехать. «В Ростов людей все везут, везут и везут! — сказала Ольга. — Много детей-инвалидов, позавчера привезли целый интернат. Каждый хочет уехать, спастись, но не все доезжают. Позавчера расстреляли автобус с людьми в Луганске». По словам Ольги, ее гражданский муж остался воевать в ополчении.

В комнате, где разместилась большая семья беженцев из Славянска, сейчас наводят порядок. «Мы решились приехать в Татарстан, потому что до этого приходилось слышать, что это спокойный, стабильный, экономически развитый регион, — поделилась самая старшая в семье Неля Григорьевна. — Мы приехали — 7 человек вместе с детьми. Сын, дочка, невестка, зять и двое внуков (а еще у них есть симпатичный бульдогприм. ред.). В Ростове-на-Дону мы пробыли два дня. Там осталось еще очень много народу, и каждый день люди прибывают. В Славянске оставили все: квартиру, ну все! Я работала дежурной в общежитии, сын у меня по строительной части, он квартиры ремонтировал, зять слесарем работал. Дети хотят сразу найти работу. Намерены остаться здесь, к нам тут так хорошо отнеслись. Ну а там время потом покажет...»

IMG_4239.JPG
Неля Григорьевна: «Мы решились приехать в Татарстан, потому что до этого приходилось слышать, что это спокойный, стабильный, экономически развитый регион»
IMG_4273.JPG
Общежития КАМАЗа стали пристанищем для 128 украинских беженцев