ЯРДЫ И КОЛЬЦА КАК ЗАГЛУШКА

Как известно, вся информация о грядущем в Казани чемпионате мира по водным видам спорта-2015 находится на сайте kazan2015.com. Однако при вводе запроса «чемпионат 2015» (и других вариаций названия мероприятия) поисковики выдают в числе прочих результатов сайт kazan2015.ru. На главной и единственной странице сайта красуется слово «Олимпиард» и изображение олимпийских колец.

В ходе небольшого собственного расследования нам удалось выяснить, что домен принадлежит москвичу Николаю Дорошину. «Я представляю компанию (просто домен зарегистрирован на меня как на физлицо, а не на юрлицо) — мы занимаемся различными проектами в интернете, инвестиционными, и в том числе информационными», — рассказал он «БИЗНЕС Online», представившись как руководитель IT-подразделения ООО «Патистор». На вопрос об использовании домена в рамках чемпионата-2015 Дорошин ответил, что у компании был план создания на домене kazan2015.ru информационного ресурса, посвященного чемпионату мира по видам спорта. «В принципе, мы пока еще не отказались (от проекта прим. ред.). Мы еще рассматриваем возможность продажи домена, несмотря на то что какая-то часть работы по проекту уже была сделана», — сказал он.

Домен был приобретен Дорошиным в 2011 году. Отметим, именно в том году Казань выиграла право проведения упоминаемого мероприятия.

При вводе запроса «чемпионат 2015» поисковики выдают в числе прочих результатов сайт kazan2015.ru, на сайта которой красуется слово «Олимпиард» и изображение олимпийских колец
При вводе запроса «чемпионат 2015» поисковики выдают в числе прочих результатов сайт kazan2015.ru, на котором красуется слово «Олимпиард» и изображение олимпийских колец

Как выяснилось, дирекции Универсиады было сделано предложение выкупить домен. «К сожалению, мы не смогли договориться по цене (или наше предложение после его озвучивания затерялось где-то в сложных бюрократических цепочках). Мы предложили уступить права дирекции Универсиады за 250 тысяч рублей. В эту сумму мы сразу заложили проделанные по проекту работы», — уточнил собеседник газеты.

Кстати, слово «олимпиард» ничего не означает. «Абсолютно ничего, просто контент-менеджеру понравилась тематическая картинка из интернета, и он использовал ее в качестве технической заглушки. Не стоит расценивать это как желаемую цену продажи домена», — рассказал Дорошин. На вопрос о том, не является ли Николай киберсквоттером, он ответил отрицательно: «Спешу разочаровать — я не профессиональный киберсквоттер, к сожалению» (киберсквоттер — покупатель доменных имен, созвучных названиям известных компаний, или просто с «дорогими» названиями с целью их дальнейшей перепродажи или размещения рекламыред.) Правда, согласно открытой информации, на Дорошина оформлено как минимум 35 самых различных доменов, включая kazevent.ru (здесь — сайт московской компании, занимающейся организацией праздников в Казани), kzn2015.ru.

Николай Дорошин: «Мы не смогли договориться по цене»
Николай Дорошин: «Мы не смогли договориться по цене»

НАМ И .COM ХВАТИТ

В пресс-службе официального организатора XVI чемпионата мира по водным видам спорта 2015 года в Казани — АНО «Исполнительная дирекция «Казань-2013» — газете «БИЗНЕС Online» рассказали, что международная федерация плавания (FINA) не ограничивает количество доменов для официального сайта чемпионата мира по водным видам спорта. Домен kazan2015.com дирекция регистрировала сама.

«Однако, изучив мировой опыт проведения спортивных соревнований, официальный организатор XVI чемпионата мира по водным видам спорта 2015 года изначально запланировал использование доменного имени верхнего уровня .com, являющегося наиболее удобным и распространенным в мире. Стоит отметить, что для удобства пользователей из разных стран на сайте настроено определение геопозиции пользователя, которое автоматически открывает ему соответствующую языковую версию, — говорится в ответе. — То есть пользователи рунета при переходе на страницу kazan2015.com автоматически попадают на русскую версию сайта, поэтому никаких неудобств для них не возникает. Кроме того, пользователи могут и вручную выбрать наиболее удобную для них версию — на языковой панели доступна возможность выбора английской, русской или татарской версии сайта».

По словам пресс-службы, использование единого доменного имени для всех языковых версий сайта удобно и тем, что на всех презентационных носителях указывается ссылка только на один источник — www.kazan2015.com. «Оценив все преимущества доменного имени kazan2015.com и исключив возможные неудобства для пользователей, исполнительная дирекция «Казань-2013» отказалась от предложения перекупить доменное имя kazan2015.ru у его владельца», — ответили нам организаторы ЧМ-2015.

Исполнительная дирекция «Казань-2013» отказалась от предложения перекупить доменное имя kazan2015.ru у его владельца

ДОРОГИЕ ИМЕНА

Отметим, что в мире и России довольно широко распространено явление регистрации доменных имен с целью их дальнейшей перепродажи. В России, как отмечают эксперты, рынок продажи доменов не идет ни в какое сравнение с западным. К примеру, домен Insure.com («страхование» по-английски) был продан за $16 млн., а самый дорогой российский домен sms.ru обошелся его покупателю в $550 тысяч. Среди самых дорогих вторично перепроданых доменов безусловным лидером является домен business.com, который в 2007 году был приобретен за сумму $340 - 360 млн. компанией R.H. Donnelley Corp.

Что касается самых известных киберсквоттеров, то в нулевые гремело имя адвокатской конторы «Арбитражсудправо», которая застолбила за собой 1,3 тыс. доменов в зоне RU. К примеру, «Арбитражсудправо» оказалось замешанным в скандальном разбирательстве с доменом Yandex.com. Впрочем, интернет-гигант быстро выиграл дело против киберсквоттеров... в суде США. Легендой нулевых же стал Денис Гледенов из Дубны, который зарегистрировал около 2 тыс. доменных имен. Среди них оказались Bee-Line.ru, Clifford.ru, Hewlett-Packard.ru, Iomega.ru, Pentium.ru, Vympelcom.ru и пр.

В Казани год назад на рынке доменов также развернулась занятная история. Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», владелец домена kazan.ru выставил его на продажу. За имя Казани в интернете, выкупленное два года назад у татарстанского провайдера «Комтат», компания «РУ-Сервис» поначалу просила 600 тыс. рублей. Однако после того как интерес к нему проявили люди, близкие казанским городским властям, ценник взлетел до 6 млн. рублей. Кстати, домен kazan.ru до сих пор так и не поменял собственника.

ПРИМЕР ДОМЕЙНИНГА

Газета «БИЗНЕС Online» спросила экспертов, можно ли считать ситуацию с доменом чемпионата-2015 примером киберсквоттинга, адекватна ли цена в 250 тыс. рублей, какие интересные сделки с покупкой доменных имен они могут вспомнить.

Дмитрий Демидов — гендиректор компании «Матрица»:

— Для точного определения цены нужно посчитать эффект и обсудить это с юристами. Я считаю адекватной цену в 100 тысяч рублей. Для международных мероприятий лучше всего подходит зона .com.

Если Дорошин купил домен тогда же, когда Казань выиграла право проведения чемпионата, то это подпадает под определение киберсквоттинга.

В Казани были случаи покупки интересных и красивых доменных имен. Например, prokazan.ru, tatary.ru, truck-center.com. Компания «КАМАЗ» отсудила имя kamaz.ru.

Дмитрий Еремеев — президент ГК FIX:

— Рынок подобных услуг не сформирован, цена домена зависит только от того, готов ли заплатить конкретный заказчик определенную цену.

Для международных мероприятий, безусловно, больше подойдет зона .com, она более узнаваема для иностранного посетителя и легче им запоминается. Конкретный приведенный вами случай, скорее, можно назвать домейнингом. В данном случае это спекуляция, связанная с проводимым в будущем событием.

Что касается случаев покупки красивых имен в Казани, то, конечно же, они были. Например, мы в свое время купили на аукционе nic.ru, домен fix.ru почти за 20 тысяч долларов, и он вошел в Топ-10 сделок по рунету.

Рынок киберсквоттинга в России на текущий момент не сформирован, большинство сделок неизвестны широкой общественности. Мы приобретали два года назад домен за пятизначную сумму в долларах, но по условиям сделки, выдвинутой киберсквоттером, не можем назвать домен и прочие условия сделки. При этом практически сразу после сделки нам предложили его продать за сумму, пятикратно превышающую наши вложения.

Но все это, конечно, неприменимо к данной ситуации, когда покупатель выставляет конкретную цену для конкретного покупателя и ограничен по времени. На мой взгляд, правильно сделали, что отказали в покупке, так как преимущество данного имени достаточно неоднозначное, плюс еще получается некий имиджевый урон, а впредь рекомендую думать о доменном имени заранее.

ЦЕНА БЫВАЕТ СУБЪЕКТИВНОЙ

Екатерина Царькова — директор по стратегическим связям с общественностью REG.RU:

— Стоимость 250 тысяч рублей для доменов подобного класса является адекватной. Так, ходили слухи о том, что доменное имя 2014.ru было продано владельцем за 100 тысяч долларов. Адекватность цены того или иного домена зависит от наличия или отсутствия потенциальных покупателей: если желающие купить домен есть, значит, цена сделки приемлемая, если нет, то ожидания владельца домена завышены.

Мы бы рекомендовали организаторам международных мероприятий регистрировать доменные имена как в международной зоне .com, так и в национальной доменной зоне по месту проведения игр. Домен в зоне .com более удобен для продвижения мероприятия, более понятен для иностранных посетителей и дополнительно подчеркивает международный статус мероприятия, а домен, например, в зоне .ru удобен для посетителей сайта внутри страны. При этом можно одинаково эффективно использовать оба домена, настроив переадресацию с одного на другой. Например, человек из-за границы набирает понятный ему домен kazan2015.com, и его автоматически перенаправляют на kazan2015.ru.

Если воспользоваться общедоступным бесплатным сервисом WHOIS, который позволяет в режиме оnline проверить, кому принадлежит доменное имя, то можно увидеть, что домен kazan2015.com уже зарегистрирован и используется организаторами мероприятия, с этим, наверное, и связан отказ в приобретении домена в зоне .ru.

Киберсквоттинг — это регистрация доменов, содержащих торговую марку, принадлежащую другому лицу, с целью их дальнейшей перепродажи или недобросовестного использования. Соответственно, если домен kazan2015 зарегистрирован как торговая марка или если владелец домена kazan2015.ru будет недобросовестно использовать доменное имя, например, спекулировать в личных или финансовых целях на схожести домена с адресом официального сайта чемпионата мира по водным видам спорта в Казани (kazan2015.com), то это можно будет считать случаем киберсквоттинга. На данный момент на сайте kazan2015.ru размещена картинка с надписью «один олимпиард рублей» и он никак не используется владельцем.

Для международных мероприятий логичнее выбирать международный домен, который знают все, считают эксперты

Виктория Бунчук — руководитель пресс-службы RU-CENTER Group:

— 250 тысяч рублей — не самая большая сумма, которую запрашивали за домен. В рунете в прошлом году была совершена одна из крупнейших сделок на вторичном рынке: домен AD.ru был куплен за 6 миллионов рублей. Но это двухбуквенник — один из самых востребованных и дорогих типов доменов.

Kazan2015.ru (если рассматривать домен безотносительно того, что он может быть причастен к чемпионату по водным видам спорта) — домен длинный, не «ключевик» и, скажем так, узконаправленный (ограниченный годом), поэтому запрашиваемую за него сумму можно считать завышенной. Но если рассматривать домен как потенциальный адрес сайта для чемпионата, то, конечно, его цена возрастает. И наверное, 250 тысяч можно считать адекватной суммой. В общем, как видно из моего рассуждения, цена часто бывает субъективной и складывается из многих факторов, в том числе тех, которые нельзя посчитать (например, популярность, потенциальная аудитория).

С формальной точки зрения данная ситуация — это не киберсквоттинг. Все-таки киберсквоттеры регистрируют домены, схожие с известными брендами, товарными знаками, то есть они нарушают права правообладателей. В данном случае права тут вряд ли нарушены. Но, судя по Whois History, домен был зарегистрирован ровно в тот день, когда были объявлены результаты жеребьевки городов (15 июля 2011 года), то есть владелец домена зарегистрировал домен с целью получения дальнейшей выгоды. Это уже немного хитрая ситуация. Но это скорее инвестирование, чем мошенничество.

Для международных мероприятий логичнее выбирать международный домен, который знают все. Однако, для того чтобы обозначить, скажем так, геолокацию мероприятия, и национальный домен — отличный вариант. Например, для сайта Олимпийских игр в Сочи были зарегистрированы домены как в зоне .com, так и в зоне .ru, например, sochi.ru, sochi2014.ru и sochi2014.com. Более того, именно домен в зоне .ru стал логотипом Олимпиады. Для сайта летней Олимпиады в Пекине также был выбран домен в нацзоне CN. С них, пожалуй, и пошла эта практика. Вообще, национальный домен — один из способов позиционирования страны в интернете.

Наверняка в Казани были случаи покупки интересных и красивых доменных имен, все-таки в городе довольно активно регистрируются домены, по развитости интернета Татарстан — один из самых продвинутых регионов в России. Просто не все сделки открытые, о некоторых мы и не слышали.