ЦИК Башкортостана опубликовала данные о доходах и средствах, собранных в избирательные фонды кандидатов на пост президента республики. 27 млн. рублей мобилизовал в свой избирательный фонд временно исполняющий обязанности президента Башкортостана Рустэм Хамитов. По оценкам экспертов, сумма весьма скромная, но у остальных кандидатов средств еще меньше: у Ивана Сухарева из ЛДПР — 3,8 млн. рублей, у Юнира Кутлугужина из КПРФ — 400 тыс., у Ильдара Бикбаева из «Патриотов России» — 110 тысяч. Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», отметили, что везде и всюду кроме официального существует еще и «черный» фонд, в котором денег может быть в несколько раз больше. Однако, по их мнению, в случае с данными выборами величина избирательного фонда не будет иметь решающего значения, тем более что победитель, можно сказать, известен.
К ВЛАСТИ В УФЕ РВУТСЯ ОДНЮДЬ НЕ ОЛИГАРХИ
Первое место среди кандидатов в президенты Башкортостана по доходам занимает депутат Госдумы РФ Иван Сухарев, выдвинутый ЛДПР. Это если судить по сведениям о доходах и имуществе кандидатов, опубликованным ЦИК РБ в конце минувшей недели. Сухарев задекларировал годовой доход в сумме 8,67 млн. рублей, у него в долевой собственности находится земельный участок площадью 1,5 тыс. кв. м, а вот жилого дома, квартиры и транспортных средств нет. Для сравнения отметим, что парламентарий сильно уступает первой тройке самых состоятельных депутатов Госдумы, представляющих Татарстан. Как писал «БИЗНЕС Online», Айрат Хайруллин в прошлом году заработал 246,7 млн. рублей, Ирек Богуславский — 82,5 млн., Ринат Хайров — 70 миллионов. Более-менее близок Сухарев к Александру Сидякину, у которого доход составил 11,7 млн. рублей, а также к Алине Кабаевой — 10,6 миллиона.
Доход врио президента Башкортостана Рустэма Хамитова, кандидата от «Единой России», составил 6 млн. рублей. У него в собственности находятся два земельных участка общей площадью 5,4 тыс. кв. м и дом в 25,7 кв. метра. Квартиры и транспортных средств он также не имеет. Интересно, что Хамитов заработал больше, чем президент России Владимир Путин (3,67 млн. рублей) и премьер-министр Дмитрий Медведев.
По данным ЦИК РБ, секретарь Башкирского рескома КПРФ Юнир Кутлугужин отчитался о 2,8 млн. рублей. Из недвижимости у него есть земельный участок площадью 1,4 тыс. кв. м, недостроенный дом в 114,2 кв. м и легковой автомобиль. Квартиры тоже нет. Кандидат от «Патриотов России», глава аппарата Общественной палаты Башкортостана Ильдар Бикбаев за прошлый год заработал 1,53 млн. рублей. Недвижимого имущества: земель, квартир, машин — не имеет. Одним словом, судя по доходам, к власти в соседней республике рвутся отнюдь не олигархи.
КРОМЕ «БЕЛОГО» МОЖЕТ БЫТЬ И «ЧЕРНЫЙ» ФОНД
А вот если ранжировать кандидатов по сумме в избирательных фондах, то тут безоговорочным лидером становится Хамитов, имеющий 27 млн. рублей. На втором месте — Сухарев (3,8 млн.), на третьем — Кутлугужин (400 тыс.), на четвертом — Бикбаев (110 тыс.).
Доктор политических наук, генеральный директор компании PR-3000 Станислав Радкевич обратил внимание на то, что у кандидатов цифры отличаются на порядок. В первом случае речь идет о десятках миллионов рублей, во втором — о миллионах, а далее — о менее чем полмиллиона и о 100 тысячах. По мнению Радкевича, настолько же отличаются и шансы участников предвыборной гонки. То есть шансы у Хамитова на порядок выше, чем у Сухарева, тот, в свою очередь, имеет на порядок больше шансов, чем Кутлугужин, и так далее. При таком соотношении избирательных фондов Хамитов — безоговорочный фаворит президентской гонки и на 95% победит на выборах, считает эксперт. «У Сухарева, который имеет более чем в 7 раз меньше средств в избирательном фонде, чем Хамитов, шансов совсем мало, а у остальных их совсем нет, — сказал Радкевич в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online», но тут же оговорился. — Правда, почти в каждой кампании используется так называемый «черный» фонд. Сколько в нем средств, зависит от многих обстоятельств. Например, там могут скрываться средства по причине криминальности их появления. В таком случае «белый», то есть официальный, фонд кандидата может быть совсем невелик. Но общая тенденция такова, что скрытая часть средств избирательного фонда кандидата сопоставима с открытой частью. То есть у кого больше денег в избирательном фонде, у того больше и, скажем так, неофициальных возможностей». В подтверждение своих прогнозов Радкевич отметил, что работал в Башкортостане, поэтому хорошо представляет ситуацию: «Думаю, с учетом тех возможностей, которые есть у действующего главы республики, 27 миллионов рублей в «белом» фонде достаточно для победы. Я не утверждаю, что есть «черный» фонд, но у нас, к примеру, закон так написан, что все кандидаты имеют равный доступ к СМИ, но пресса вправе освещать деятельность действующего главы региона, и она это делает. Я уж не говорю о других возможностях».
Ильдар Бикбаев |
Генеральный директор коммуникационной группы «Красное слово» Вадим Горжанкин не совсем согласен с утверждениями, приведенными выше. По его мнению, нельзя говорить, что у кого больше денег в избирательном фонде, тот обязательно выиграет. Есть такие люди, которые могут выиграть выборы, вообще не потратив ни копейки. Это может быть, например, известный космонавт или известный спортсмен, то есть человек, которого все знают, любят и уважают. Ему достаточно просто зарегистрироваться и дальше ничего не делать, считает эксперт. «Если человек уже известен, он уважаем, у него большой потенциал на старте кампании, то иногда достаточно и минимальных действий, чтобы он победил на выборах, — отметил Горжанкин. — А бывает, что человек выходит на выборы, дай Бог, если его знает 1 человек из 100 опрошенных. В таких случаях даже огромные средства могут не помочь, учитывая, что время бывает ограниченным. Поэтому многое зависит еще и от стартовых позиций. Тем более если человек переизбирается во второй раз, то не надо забывать, что есть такое понятие, как административный ресурс. У него уже сложились определенные связи, грубо говоря, его все СМИ любят и уважают, они несколько лет о нем писали, за что регулярно получали деньги. Члены многочисленных избирательных комиссий тоже его прекрасно знают и заинтересованы в том, чтобы он оставался на месте. Политическому истеблишменту тоже нужна стабильность, им не нужны резкие изменения, революции и так далее. И все это в комплексе создает очень мощный административный ресурс, который формально без использования денег оказывает просто огромную поддержку этому кандидату».
Вадим Горжанкин |
«В НАШЕЙ СТРАНЕ ОТ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ФОНДА ИТОГИ ВЫБОРОВ НЕ ЗАВИСЯТ»
Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», отметили, что в предвыборной гонке в Башкортостане величина избирательного фонда не будет иметь решающего значения, тем более что победитель уже почти известен.
Алексей Анисимов — директор рекламной компании ООО «Максимал»:
— Если судить по прошлому опыту, то с точки зрения наружной рекламы — обязательного атрибута кампании — тут самые большие бюджеты всегда шли и идут от партии «Единая Россия» и кандидатов от нее. Они забирают в аренду по 200 - 300 сторон. Если взять, что одна сторона стоит порядка 20 тысяч рублей, выходит, 400 - 600 тысяч надо только на «наружку». И это только на один город-миллионник, не говоря уже о телевизионной рекламе, рекламе на радио, в печатных изданиях, проведении каких-то акций и так далее.
27 миллионов рублей — сумма вполне приличная для проведения качественной предвыборной кампании в Башкортостане. Но исход выборов зависит же не только от вложенных в кампанию средств, на это влияет много факторов. Например, популярность среди населения. Семикратное превосходство по величине избирательного фонда может не оказаться решающим, учитывая возможные сильные политические позиции второго кандидата. Кроме того, немаловажное значение имеет принадлежность кандидата к той или иной партии. Не секрет, что у нас часто голосуют не за конкретного человека, а за партию, которую он представляет. Не все решает и предвыборная программа, те обещания, которые кандидат дает. Народ-то обещаниям уже мало верит. Привыкли судить по конкретным делам. Если популярность действующего президента Хамитова действительно высока плюс его кампания будет обеспечена серьезными финансами, другим кандидатам будет очень сложно составить ему конкуренцию.
Наталья Хамидуллина — директор рекламного агентства «Концепто»:
— В нашей стране, пожалуй, от избирательного фонда результаты предстоящих выборов зависят совсем немного. Главное здесь — административный ресурс. Нормальной качественной кампанией можно считать такую, когда на город-миллионник тратится в месяц порядка 1,5 миллионов рублей. При этом нужно учитывать, что цены в Башкортостане процентов на 30 ниже, чем в Татарстане. Так что, по моим подсчетам, для проведения такой средненькой кампании было бы достаточно около 5 миллионов. Но это условные, конечно, расчеты.
Но и кандидаты, обладающие меньшим избирательным фондом, безусловно, наберут какие-то проценты, какие-то очки. Наша власть не может лишиться привилегии быть демократичной. Так что где-то должны быть видны кандидаты и от других партий — ЛДПР, КПРФ и так далее, чтобы было ощущение легитимности. Тем более что у этих партий есть свои сторонники.
Вадим Горжанкин — генеральный директор КГ «Красное слово»:
— Озвученный официальный бюджет нередко не имеет никакого отношения к реальному бюджету. Можно заявить одну сумму, а на самом деле потратить на избирательные политические технологии сумму в 10 и даже 20 раз больше. И это очень распространено по всему бывшему СССР. Кандидат может обратиться к услугам какой-либо компании, нигде не регистрировать этого, что очень просто делается. Это первый вариант.
Второй вариант — это так называемый технический кандидат. Они регистрируются для того, чтобы выполнить конкретную функцию, возложенную на них. Чаще всего она заключается в дискредитации какого-нибудь оппонента. То есть технический кандидат заранее знает, что никакие выборы он никогда не выиграет, перед ним такой задачи не стоит. Таких под себя регистрируют главные фавориты выборов. Когда надо, такой кандидат, например, пишет статью, разоблачающую конкурента главного фаворита, или во время дебатов он должен сказать, что такой-то кандидат нехороший. На этом их миссия заканчивается. Поэтому в такого кандидата особо и не нужно деньги вкладывать, да и никто не хочет этого делать официально.
Могут быть и третья, и четвертая причины, просто я не очень внимательно отслеживаю ситуацию в Уфе, поэтому не могу более точно сформулировать их. Понятно же, что за 110 тысяч рублей невозможно организовать какой-либо серьезной агитации. Если честно, за эти деньги невозможно напечатать нужное количество примитивных визиток кандидата для данной территории, не говоря уже о выпуске газет, серьезных предвыборных исследованиях, привлечении серьезных специалистов по политическим технологиям и так далее. Если говорить реально, то, чтобы высокопрофессионально провести предвыборную кампанию кандидата в президенты Башкортостана, необходимы миллионы долларов. 27 миллионов рублей — это на самом деле бюджет на выборы мэра небольшого российского города с населением 100 - 300 тысяч человек.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.