Пресс-секретарь Госдепартамента США Джен Псаки, известная неоднозначными высказываниями на тему политической ситуации в мире (к примеру, она назвала украинских беженцев в Ростовской области туристами), пришла во вторник на брифинг для журналистов в одном сапоге — из-за травмы ноги. «БИЗНЕС Online» предложил представителям бизнеса и власти высказать мнение по поводу дресс-кода и того, как бы отреагировали в России на поступок Псаки. Некоторые из них усомнились в адекватности американской чиновницы, а часть опрошенных высказали мнение, что в России гораздо сложнее отступить от дресс-кода, чем в других странах.
Айрат Хайруллин — депутат Госдумы РФ:
— Есть такое выражение: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». И дресс-код — это своего рода правила, от которых, на мой взгляд, не очень этично, не очень правильно отступать. Я сам стараюсь не отступать от установленных правил и придерживаться того стиля, который нужен.
Я особо не заморачиваюсь на эту тему и чувствую себя комфортно как в костюме и галстуке, так и в спортивной одежде. Вообще, это же связано с тем, куда ты идешь. Если это официальные мероприятия, то я всегда одеваюсь соответственно тому дресс-коду, который необходим там. Если мы говорим о каком-то свободном месте посещения, например, о поездке в сельскую местность, то зачем ехать туда в деловом костюме, здесь подойдет и свободный стиль.
Первые лица редко позволяют себе одеваться неофициально |
Понятие «стиль» больше подходит для женщин. Им надо периодически красить волосы, менять прическу, гардероб. А мы, мужчины, это замечаем. Мужчина же всегда должен оставаться мужчиной — надежным, стабильным. Я на дресс-код, конечно, обращаю внимание. Особенно если это какая-то деловая встреча. По тому, как человек одевается на встречу с тобой, можно определить, как он относится к тебе, к делу. Встречают действительно по одежке.
Наталья Таркаева — помощник министра экономики РТ:
— На официальных мероприятиях я нечасто отступаю от дресс-кода. Один сапог, тем более из-за травмы, — это не отход от дресс-кода, это необходимость. По работе у меня существует дресс-код, причем достаточно жесткий. Он четко прописанный, все вплоть до высоты каблука, оттенков цветов и прочего. Возможно, настолько жестко его мало кто соблюдает, но общее понимание, в чем можно ходить, а в чем — нет, конечно, есть.
Я помню, когда я пришла на работу в госслужбу, в моем гардеробе не было ни одной классической юбки и уж тем более блузки. Поэтому, когда вышел приказ о назначении тогда еще на должность специалиста, я пошла в магазин и купила себе первую юбку, блузку, какое-то платье и ходила в них, наверное, месяца два. До этого я носила джинсы и футболки. Стиль был достаточно неформальный.
Дресс-код важен. Это все-таки говорит о некоторых вещах, о том, готовился вообще человек ко встрече или нет. Опрятность внешнего вида говорит об аккуратности по отношению к вещам. Это не вопрос того, стильно или нестильно, красиво или некрасиво, это вопрос об отношении человека к чему бы то ни было. Я помню, как ходила на собеседование в банк. И так получилось, что меня позвали в тот момент, когда я была в спорт-клубе, мне пришлось пойти на встречу в джинсах и в футболке. Я очень долго извинялась, что пришлось прийти в таком виде, просто у меня был выбор либо опоздать, либо прийти в этой одежде. Я предпочла прийти вовремя.
Мне кажется, сам факт Джен Псаки в одном сапоге больше заметили бы в России, чем где-нибудь, еще в силу того, что ее репутация, скажем так, несколько странной женщины настолько укоренилась в сознании российских граждан, что если бы это был другой человек, то все бы подумали: «А что случилось?» Сейчас все это восприняли как ее очередную выходку. Я думаю, это больше вопрос репутации, нежели внешнего вида.
Рустем Камалов — первый заместитель министра экологии и природных ресурсов РТ:
— От дресс-кода я отхожу нечасто. Это моя и личная позиция, и положение меня обязывает соблюдать его. Мне было бы некомфортно стоять в одном сапоге. Конечно, приходилось. Я люблю менять стиль одежды. Для отдыха я люблю свободную одежду, спортивную, поскольку я спортом увлекаюсь. А в целом не могу сказать, что я придерживаюсь, как наш президент Владимир Путин, серых и черных цветов, но классический стиль, выдержанные тона, галстуки, рубашки — все это я соблюдаю. Я вообще консервативен в этом вопросе.
Наиболее строгие требования к одежде в государственных структурах и банках |
Для меня внешний вид важен. Но дело не в брендовой одежде, это должна быть аккуратная одежда, со вкусом. И не обязательно должен быть, как я сейчас часто стал замечать, маникюр у мужчин. Во всем должен быть выдержанный аккуратный стиль. Это показывает отношение мое к собеседнику и его ко мне. Там, где можно расслабиться, пожалуйста... шорты, футболка, плавки, купальник, но деловая встреча настраивает на отдельный разговор и требует внешнего антуража.
Антон Грачев — директор IT-парка:
— Как такового жесткого дресс-кода в моей работе сегодня нет. Я стараюсь придерживаться сдержанного дресс-кода в будни и свободного в выходные, легкий casual в пятницу. Да, приходилось. Когда я в свое время переходил работать в банк, это было 9 лет назад, естественно, было непривычно. В то время я заканчивал вуз, определенного стиля не придерживался, просто это был свободная, повседневная одежда. У банков же достаточно строгий дресс-код, и надо каждый день ходить в костюме и в галстуке. Мне приходилось привыкать несколько месяцев. Больше такого критичного перехода не было.
Женщины пытаются выглядеть элегантно и нарядно и в рамках дресс-кода |
Я думаю, что любой человек обращает внимание на внешний вид, кто-то, может, об этом не думает, тем не менее подсознательно все равно замечает, это доказано. Поэтому если хочется произвести дополнительное впечатление на человека, то нужно выглядеть хорошо и быть хорошо одетым. Но это не значит, что она должна быть дорогой, тут вопрос исключительно в том, насколько опрятным выглядит человек.
Игорь Сивов — руководитель аппарата исполкома Казани:
— Если у человека сломана нога, то, конечно же, он ходит на работу так, как ему удобно. Может быть, и без сапога. В свое время, когда у меня была сломана нога, я ходил на работу на костылях. У меня на работе дресс-код, конечно, есть. Классический стиль. Я вообще к костюму давно привык, и ломки, которая у некоторых бывает, у меня не было, галстук меня не душил. Это было для меня привычным делом, так как в институте был строгий дресс-код, мы с первого курса ходили в костюме. Внешний вид в любом случае всегда важен в человеке. В первую очередь обращаешь внимание на внешний вид, а уже потом — на профессиональные качества. Для каждой встречи, для каждого события у человека должно быть четкое понимание, как выглядеть. Так как у Псаки была травма, я думаю, в таком виде ничего страшного нет. А вот если бы она вышла в одном сапоге без всякой на то причины, то, наверное, это говорит об умственных отклонениях человека, о психическом здоровье.
Айрат Калимуллин — директор ООО «Учебный центр подготовки и реабилитации водителей»:
— Я от дресс-кода отступаю, если иду к очень хорошему знакомому, не просто к чиновнику, а к человеку, которого хорошо знаю, который мне почти друг. Могу к такому прийти напрямую с автодрома в спортивном костюме. Если это выступление или деловая встреча, то тут правила нужно соблюдать. У нас в компании нет дресс-кода. Есть простые правила. На автодром в джинсах не придешь. А если лекция, то нужен костюм, если жарко — брюки и рубашка. Стиль я свой никогда не менял, хотя раньше часто носил галстуки, у меня их целая коллекция, но теперь ношу их поменьше. А раньше даже гулять в них ходил.
Вообще, при встрече всегда смотришь, опрятный человек или неопрятный. Но я спокойно отношусь к внешнему виду. Если ко мне придет на деловую встречу человек в шлепанцах и шортах, я сделаю выводы, но вида не покажу.
Атрибуты болельщика — это не нарушение дресс-кода, а, скорее, соответствие ему в кругах спортивных фанатов |
Николай Лаптев — директор филиала брокерского дома «Открытие» в Казани:
— Скажем, нечасто. Casual допускается в пятницу, так как конец рабочей недели. Хотя, конечно, у нас в компании есть обязательный дресс-код — это рубашка, летом можно надевать рубашку с короткими рукавами. У меня уже сложился стереотип по своей одежде, мне ничуть не давит галстук на горло, хотя я не против более свободного стиля, например, если какие-то мероприятия проводят журналы. Я не всегда одеваюсь на них в строгий костюм. Ну а если это официальная встреча, то, конечно, там деловой костюм уже по умолчанию. Естественно, обращаю. Взгляд сам собой падает на то, как одет человек, опрятен ли он, одет ли он согласно обстановке. Это уже автоматически считывается с человека.
Видео, где Джен Псаки появляется в таком виде, вызвало некий резонанс. Я думаю, что если бы наш спикер вышел в таком виде, то ему бы задали вопрос, с чем это связано. Я думаю, что нет ничего предосудительного, чтобы задать этот вопрос, дабы не было никаких недомолвок.
Лыжная шапочка и кроссовки Германа Грефа, бывшие на нем во время его посещения Татарстана в конце прошлого года, обсуждались не менее активно, чем цели его визита |
Надежда Аюпова — дизайнер:
— В нашей стране невозможно отступать от дресс-кода. Америка — это другая страна, в отличие от нас у них есть демократия. Если мы будем отступать, мы проиграем, ведь у нас другие принципы. Американцы же сами по себе —эпатажная нация, общество у них развитое, они уже сытые, им осталось только эпатировать. Нам же еще очень далеко от этого. В моей работе, конечно, дресс-кода нет, потому что я свободный художник. Но, наверное, нужно придерживаться каких-то правил, потому что если тебя не понимают, то у тебя будет мало клиентов, к сожалению, я пришла к такому выводу. Если люди тебя не понимают, ты их раздражаешь. А если ты их раздражаешь, то у тебя будет не так много работы. Наши люди пока боятся новых явлений и почему-то очень агрессивно относятся ко всему тому, что не понимают.
Если я участвую в каких-то совещаниях, я, например, езжу на научные конференции в другие города, там присутствуют не дизайнеры, но люди одеты довольно модно, хотя и не эпатажные. Быть белой вороной у нас в стране — дело очень неблагодарное. Так что на такие моменты я имею необходимый гардероб. Для меня стиль одежды очень важен. Я не говорю, что человек должен быть дорого одет. Тем более что если он дорого одет, то это, как правило, безвкусно. Нужно уметь сочетать одежду, и что-то должно быть в облике не кричащее, а спокойное.
Вы не видели, как одеваются наши политики? Они не думают о своем внешнем виде, не знают правил дресс-кода. Я вообще склоняюсь к тому, что они не знают о существовании дресс-кода. Насколько должен выглядывать манжет, каким должен быть галстук. У нас безграмотная страна, поэтому если бы нечто подобное выкинул из политиков, то было бы крайне безумно.
Владимир Васев — совладелец ООО «Челнытелекомстрой», депутат горсовета Набережных Челнов:
— Если это эпатаж, то, конечно, я отрицательно отношусь к таким отступлениям от дресс-кода. А если человек очень занят делом и он не может ничего отменить или отложить, то так он проявляет себя с положительной стороны, что он, несмотря ни на что, работает.
Судя по комментариям о Псаки в прессе, в ней много неадекватности, и она просто не в состоянии адекватно мыслить, даже на бытовом уровне. В Америке в этом плане много интересного происходило. Кто был на прошлых выборах оппонентом Обамы? Забыл, как зовут. Была статья, к которой американцы отнеслись к нормально, а у нас она вызвала большое количество комментариев. А высказался депутат на следующую тему: встречался в одном из штатов с избирателями. А его жена должна была прилететь позже. И самолет задымился, пришлось экстренно сесть. И на встрече он заявил: я приду к власти и разберусь с этими компаниями, они, сволочи, экономят, ни одна форточка (то есть иллюминаторы) не открывалась, жена дышала дымом, а вот если бы форточки открывались, она бы свободно дышала.
Иногда отступление от привычного дресс-кода связано с привлечением внимания и соответствием концепции мероприятия: камерный оркестр La Primavera участвует в фестивале джинсовой культуры |
Я часто отступаю от дресс-кода. Готовясь к заседанию комиссии, горсовета, я стабильно выполняю требования дресс-кода. По-моему, один раз я в жару не надел галстук. На личных встречах высокого уровня я, как правило, не соблюдаю дресс-код. У нас в компания производственная. Дресс-код — это спецодежда. А чистая одежда — нарушение, потому что человек вместо работы начинает изображать красну девицу.
Я не любил костюмы до избрания, сейчас приходится одеваться. Удовольствия я от этого не получаю. Но раз надо, значит, надо. Я видел много людей из бизнеса, которые выглядят как бомжи, при этом занимаются очень серьезным делом, имеют большой вес и авторитет. Тут уж кто как считает нужным. В Москве банкиры, проводящие весь день в парадных костюмах, дома сразу задвигают их в дальний угол — это у них спецодежда, в свободное время никогда их не носят. Но желательно все-таки придерживаться определенного стиля, неважно, деловой он или нет.
Денис Валеев — организатор концертов в Казани:
— Нет, потому что в каждой ситуации жизненной есть соответствующий дресс-код. Все определяют ситуация и конкретная задача каждой встречи. Можно прийти на нее в кедах, в джинсах, если другие участники пришли в таком же виде. То, что Псаки пришла в одном сапоге, а не в одном кроссовке, говорит о том, что она все-таки не отступила от дресс-кода и не пропустила работу. Хотя ей стоит заняться своим здоровьем, учитывая, что ее публичные выступления полны какими-то странными оговорками.
Стиль нужно менять всегда, потому что деловой человек взаимодействует с разными людьми, а это требует разного подхода в одежде. Тут нужно учитывать не только свои личные предпочтения.
Армандо Диаманте — директор Русского драматического театра «Мастеровые»:
— В России, я думаю, это вызвало бы немалый резонанс. В нашей стране, по моему мнению, недостаточно сдержанности и терпимости. Я, когда это событие упомянули, вообще не придал ему значения. Это не тот факт, о котором следует рассуждать. Мало ли какие обстоятельства могут быть у человека. В данном случае речь же идет о травме ноги. И Псаки была вынуждена выйти к журналистам в одном сапоге. Мне кажется, надо больше внимания обращать на те слова, которые человек говорит, а не на то, как он выглядит. Но в России толерантность еще недостаточно развита. И наши чиновники или какие-то представители, наверное, не рискнули бы появиться на публике в таком виде.
На мой взгляд, внешний вид человека имеет все же значение при личном общении. Самое главное — он не должен оскорблять собеседника. Например, на видных местах не должно быть неприличных татуировок, которые могут оскорбить религиозные чувства, например. То есть внешность не должна обижать людей. А в остальном человек волен одеваться так, как считает нужным.
Айрат Тагиров — владелец пляжа SanDale (Набережные Челны):
— Ну вышла Псаки в одном сапоге и вышла. Ничего в этом такого нет. Всякие случаи бывают, травма у нее. Не надо заострять на этом внимание. Главное, чтобы человек был одет согласно принятым стандартам. Если он неопрятно одет или от него неприятно пахнет, это, конечно, негативно скажется на общении, а остальное неважно.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 43
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.