Сегодня в ходе брифинга в Доме правительства стало известно о том, что 1 млрд. рублей направит в этом году республиканский бюджет на субсидии за тепло жителям, пострадавшим от ликвидации «перекрестки». По сравнению с прошлым годом количество получателей компенсации снизилось более чем в два раза. Как сообщила «БИЗНЕС Online» замминистра труда, занятости и социальной защиты Наталья Бутаева, прежние заявления о том, что программа субсидирования свернется через три года, сегодня уже не актуальны — платить будут, пока не появятся другие проблемы. В свою очередь, эксперты нашей газеты отмечают, что субсидии — это всего лишь перекладывание денег из одного кармана в другой.
Наталья Бутаева |
ОЖИДАНИЕ СУММ КОМПЕНСАЦИЙ ОПРАВДАЛОСЬ НЕ У ВСЕХ
Двухлетний юбилей отмены перекрестного субсидирования за тепло — так оригинально охарактеризовала сегодня на брифинге в Доме правительства замминистра труда, занятости и социальной защиты населения Наталья Бутаева очередную кампанию по переоформлению прав граждан на предоставление целевой субсидии на сглаживание тарифов на тепло. Отметим, что конец лета — начало осени уже становится традиционным временем года, когда татарстанцам необходимо в очередной раз напомнить государству о своих нуждах и чаяниях. Впрочем, как отметила Бутаева, не все граждане заявляют о том, что нуждаются в мерах социальной поддержки, а между тем: «Если вы не заявили, что нуждаетесь, государство само к вам не придет», — обратилась к татарстанцам замминистра.
Итак, напомнила Бутаева, с июля по сентябрь необходимо пройти перерегистрацию родителям, получающим дополнительную компенсацию за посещение их детьми детсадов. За первый месяц документы переоформили всего 70 процентов от общего числа тех, кто уже такую компенсацию получал с 1 января, после введения скандального закона «Об образовании в РФ», который и привел к повышению платы за детские сады, в некоторых случаях — в разы.
Напомним, что дополнительную компенсацию могут получить семьи, в которых доход на каждого члена семьи составляет ниже 20 тыс. рублей, это право действует 6 месяцев, после чего необходимо пройти процедуру перерегистрации. Бутаева сообщила, что в Татарстане допкомпенсацию получают 71 тыс. человек. Основную компенсацию (не зависящую от доходов) получают почти 135 тыс. человек.
«По нашей информации, средний размер платы за детский сад составляет 2300 рублей, это без дополнительных услуг детского учреждения, а средний размер компенсаций — 1068 рублей, то есть почти половину государство компенсирует», — сообщила Бутаева. Однако в июле на переоформление не явились более трети приглашенных родителей, хотя графики приема документов в муниципалитетах были заранее доведены до сведения всех заинтересованных лиц, тем более что и документы принимаются прямо в детских учреждениях, посетовала замминистра. Причем в причинах неявки 12% родителей указали отсутствие заработка, всего 7% — увеличение бюджета семьи.
Из 515 тыс. домохозяйств около 300 тыс. в 2012 году подтвердили право на получение субсидии |
Впрочем, озвученную сумму средней компенсации в 1068 рублей может получить далеко не каждый родитель. Компенсация напрямую зависит от дохода семьи и покрывается за счет муниципальных бюджетов. Чаще всего ожидания родителей по сумме компенсаций не оправдываются, а рассчитать ее самостоятельно по существующим формулам под силу далеко не каждому. Однако, как заверила Бутаева, в ближайшее время минсвязи готовит новую программу — информатор по расчету компенсаций, который будет размещен на портале госуслуг и сайтах профильных министерств.
«ЕСЛИ ЗАВТРА ВСТАНУТ КАКИЕ-ТО ДРУГИЕ ПРОБЛЕМЫ, ЭТИ УЙДУТ В СТОРОНУ»
Другая тема — целевые субсидии на сглаживание тарифов на тепло — за последние два года уже стала терять свою былую остроту. Напомним, что субсидии были введены после одномоментной ликвидации перекрестного субсидирования за тепло в сентябре 2012 года. Главными фигурантами этого, без сомнения, политического скандала, явились Генерирующая компания и ТГК-16, контролируемая группой «ТАИФ». После образования «дыры» более чем в 3 млрд. рублей в Генкомпании из-за того, что ТГК-16 перешла на прямые договора с аффилированными компаниями, власти республики приняли решение срочно ликвидировать «перекрестку». В результате жители Казани, Нижнекамска, Заинска, Набережных Челнов и Уруссу получили значительный скачок стоимости тепла — в два раза. Правительство срочно приняло меры, заявив о том, что готово предоставить целевые субсидии тем домовладениям, чей доход ниже 30 тыс. рублей на каждого члена семьи. Как отметила Бутаева, из 515 тыс. домохозяйств около 300 тыс. тогда подтвердили право на получение субсидии, документы на которые также необходимо подтверждать каждые полгода.
Новая кампания по перерегистрации стартует с 18 августа и продлится до 14 ноября. По словам Бутаевой, предполагается, что субсидии получат около 120 тыс. домохозяйств.
Очередное приглашение в органы соцзащиты на переоформление люди получат на обратной стороне счетов-фактур за ЖКУ (только те, кто уже ранее получал субсидии). Причем замминистра обратилась к татарстанцам с просьбой: «Не надо бежать в первый же день, мы никуда не денемся, всех примем».
На вопрос «БИЗНЕС Online», какова динамика среди получателей субсидии и какие средства планируется направить на эти цели бюджетом, замминистра сообщила: «Количество получателей снижается по сравнению с 2012 годом более чем в два раза. В прошлом году на эти цели мы потратили порядка 1,4 миллиарда рублей, в этом году — около одного миллиарда». Причем Бутаева заверила, что третий год реализации программы не станет последним (отметим, о том, что программа рассчитана на три года, в августе 2012-го заявил глава ведомства Айрат Шафигуллин): «По моим расчетам, еще два-три года она будет действовать». Причем будет ли действовать эта программа субсидирования точно, пока неясно, так как, по словам замминистра, за счет республиканских бюджетов помощь вводится под решение конкретных проблем: «Встала проблема ухода от «перекрестки», и республика взяла на себя дополнительные расходы. Я это веду к тому, что если завтра встанут какие-то другие проблемы, то эти уйдут в сторону», — заявила замминистра, напомнив напоследок, как была ликвидирована столь актуальная для пожилых людей субсидия на сверхнормативные жилые площади.
ЦИФРЫ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СУБСИДИЙ — ОДИН ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ ЖИЗНИ
Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что количество получателей субсидий в какой-то мере является показателем уровня жизни в республике в целом. Однако сами субсидии — это «перекладывание денег из одного кармана в другой»
Елена Машкова — директор Камского центра социальных и бизнес-технологий «Развитие»:
— Безусловно, количество получающих субсидии за детские сады — это совершенно реальный, адекватный показатель уровня жизни. Мы только что сделали ежеквартальный замер социально-экономических обстоятельств по Набережным Челнам и одновременно замер доходов семей. К сожалению, цифр при себе нет, но могу сказать, что у нас есть группа тех семей, бюджет которых меньше 10 тысяч рублей. Это, к примеру, семьи, в которых есть только мама, она ухаживает за ребенком-инвалидом и получает только пенсию или пособие. У нас все время получается, что около 70 процентов семей показывают очень низкое потребительское поведение. Если их доходы делить на всех членов семьи, то они живут за чертой прожиточного минимума. Так что индикатор субсидий реальный. Что же касается субсидий за тепло, так это сезонное явление — по Челнам, например, летом оплаты за тепло нет, а в каких-то муниципалитетах есть. Отсюда и снижение — часть муниципалитетов выключена из системы субсидий вместе с отключением отопления.
Сергей Сергеев — профессор кафедры социальной и политической конфликтологии Казанского национального исследовательского технологического университета:
— Действительно, цифры получателей этих субсидий, наверное, можно считать одним из показателей уровня жизни. Но, безусловно, эти показатели не полностью отражают существующую картину. Потому что стоит отметить, по крайней мере, два момента. Во-первых, люди могут не обращаться за пособиями, опасаясь каких-то бюрократических проблем или будучи функционально неграмотными. Что греха таить, если человек бедный, то он и функционально неграмотен, не знает, как написать заявление, имеет ли он право на эту субсидию... А второй момент состоит в том, что люди имеют так называемые серые доходы, поэтому и не обращаются за субсидиями. Здесь много моментов, и какого-то решающего показателя обращения за субсидиями быть не может.
Насколько я знаю, Госкомстат РТ регулярно проводит обследование доходов домохозяйств, вот эти данные более точны, хотя и они не совсем отражают ситуацию.
Владимир Беляев — доктор политических наук, профессор, завкафедрой политологии КНИТУ им. Туполева:
— Дело в том, что централизованное теплоснабжение у нас не является повсеместным. Кое-где дома отапливаются газом, там газовое теплоснабжение. Поэтому там никаких субсидий нет, хотя по факту люди и платят по 2 - 3 тысячи рублей за тепло ежемесячно. Тут очень хитрая арифметика.
То же самое можно сказать и о субсидиях за детские сады. В какой-то мере и они являются показателем уровня жизни, но не полностью, потому что и там есть скрытые цифры. Дело в том, что люди просто не успевают подавать документы на получение этих субсидий или у них просто нет возможности бросать детей и ехать выбивать эти компенсации. Не во все детские сады приезжают соответствующие комиссии, не везде люди успевают принести членам этих комиссий все документы. А документов там — море.
Тут наша система как всегда перевернута. Вместо того чтобы не повышать плату за детский сад, создают двойную бухгалтерию: сначала собери кучу бумажек, и тогда тебе будет компенсация. Бессмыслица! Деньги перекладываются из одного кармана в другой, и реальных цифр нет даже здесь. А на самом деле семьи с детьми являются самыми малоимущими в нашей республике. И к сожалению, далеко не все имеют такую компенсацию. Компенсация не нужна! Нужно снизить плату за детские сады, как и плату за коммунальные услуги.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 29
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.