Сегодня будущее российского авиапрома обсуждали в Казани. VII международную специализированную выставку, где представлены более сотни предприятий из 11 стран мира, открывали глава ОАК Михаил Погосян и президент РТ Рустам Минниханов. Побывавший на «Казанской ярмарке» корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал, что объемы производства татарстанского авиапрома — 73 млрд. рублей в 2013 году. А с 2015 года в России будут делать по 200 самолетов в год — в 4 раза больше, чем 5 лет назад.
На улице красовались вертолеты «Ансат» |
ОТ ПРОВОДОВ И МИКРОСХЕМ — К САМОЛЕТАМ И... НОЖАМ
Сегодня VII международная специализированная выставка «Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование» начала свою работу на «Казанской ярмарке». Ленточку у стенда с взлетающим «Белым лебедем» ТУ-160 перерезали президент «Объединенной авиастроительной корпорации» Михаил Погосян и президент РТ Рустам Минниханов.
Выставка в этом году посвящена сразу нескольким знаменательным датам — 100-летию Дальней авиации ВВС, 120-летию со дня рождения Сергея Ильюшина, 105-летию Михаила Миля, 85 лет со дня рождения Михаила Симонова. Более сотни предприятий из 11 стран мира открыли свои стенды — зачастую малопонятные непосвященным, но много говорящие тем, «кто знает». Прецизионные двигатели, защищенные от радиации микросхемы, блоки авиавычислителей, оповещателей «свой-чужой», разъемы и прерыватели, кабели и авиамодели можно было увидеть на стендах участников. Впрочем, были и более понятные простым смертным вещи, например, искусно вырезанная из стали корона российской империи от «КАИ-Лазер», на которую просто приятно было посмотреть, или противоградовые ракеты с составами от КХТИ.
Минниханов, открывая выставку, отметил, что авиакосмическая отрасль судьбоносна для России, а Казань всегда была и остается сегодня одним из центров авиастроения страны. В столице РТ сосредоточены крупные заводы, ряд КБ, научно-исследовательских институтов. Отметив, что на сегодня полностью завершился процесс слияния КАПО и «Туполева», Минниханов подчеркнул важность подготовки кадров. «Мы считаем, что перспектива, те задачи, которые стоят перед Туполевым, говорит о том, что нам надо серьезно готовить кадры, чтобы мы были готовы производить продукцию как оборонного, так и гражданского назначения», — сказал он, общаясь с журналистами.
Обходя выставку, VIP-гости остановились и у стенда детского творчества, впрочем, довольно серьезного, например, ребята строят и управляют моделями квадрокоптеров, снимая с воздуха различные моменты. Президенту с увлечением рассказали о 3D-принтере, о связи с космонавтами МКС, показали ракеты и тренировочный стенд пилотов: металлическая рама с пристегнутым испытуемым вращалась во всех направлениях так, что гости под конец просили сжалиться над парнем.
Тем временем на улице красовались два «Ансата» — один из них с медицинским модулем, макет легкого двухмоторного самолета МВЕН и самолет весом в 55 килограммов. А министр здравоохранения Адель Вафин — к вопросу об импортозамещении — посоветовал обратить внимание на концентратор кислорода от завода «Электроприбор». Одно такое изделие уже четыре месяца вырабатывает чистый медицинский кислород для пациентов РКБ, решая проблему доставки громоздких баллонов. Была и своя, так сказать, легкая изюминка — народ кучковался у стенда Златоустовского завода спецсталей, на котором была разложена коллекция охотничьих ножей. И кое-кто нет-нет да брал подержать инкрустированную подарочную шашку за 160 тыс. рублей.
ГЛАВА ОАК — О САНКЦИЯХ: «ВЛИЯНИЕ БУДЕТ ОГРАНИЧЕННЫМ»
Общаясь с прессой, глава ОАК Погосян отметил, что выручка объединенных КАПО и «Туполева» в прошлом году составила более 12 млрд. рублей, в этом году ожидается 15 млрд. рублей. Как уточнил источник, знакомый с ситуацией, в планах — четырехкратный рост выручки к 2020 году. Причем ОАК утраивает объемы капиталовложений в развитие казанской площадки — в этом году модернизация агрегатного и механообрабатывающего производства обойдется в 3 млрд. рублей, ранее более 2 млрд. рублей было вложено в модернизацию взлетно-посадочной полосы.
Прокомментировал Погосян и санкции со стороны ЕС и США.
«Военная тематика в основном сконцентрирована в России, основные поставщики — российские компании, остальное можно заместить в короткий период времени, — заявил Погосян. — Так что с точки зрения военного сегмента, я считаю, у нас есть очень устойчивые позиции».
Говоря о гражданской авиации, глава ОАК также считает, что влияние санкций не будет значительным, учитывая кооперационные связи авиапроизводителей (в частности, Boeing и Airbus, получающих титан) с российской промышленностью. Однако и здесь надо идти по пути увеличения доли российских комплектующих.
«Я думаю, что гражданская авиация наиболее интегрирована и в этом плане влияние санкций будет очень ограничено, — сказал Погосян. — Хотя я думаю, что это хорошая возможность для развития программ семейств ТУ-204, ТУ-214. Я думаю, мы сбалансируем операционную составляющую с учетом увеличения доли российских поставщиков».
Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее |
ОБЪЕМ АВИАПРОМА ТАТАРСТАНА — 73 МЛРД. РУБЛЕЙ
Одним из мероприятий в рамках выставки стала международная научно-практическая конференция «Поиск эффективных решений в процессе создания и реализации научных разработок в российской авиационной и ракетно-космической промышленности».
Выступая перед участниками, Минниханов отметил, что объем продукции, выпущенной в прошлом году авиапромом на территории республики, составил 73 млрд. рублей, здесь трудятся более 29 тыс. человек. Вертолетостроители произвели продукции на 43 млрд. рублей, а до конца года выручка должна превысить 50 млрд. рублей.
Президент рассказал о последних новостях авиапрома в Казани, упомянув дальние беспилотники АКБ им. Симонова, центр «КАПО-Композит», авиационный технопарк, госконтракты в сфере оборонзаказа (модернизация ТУ-22МЗ) и так далее. Авиастроение, по словам Минниханова, во всем мире поддерживается государствами — здесь слишком велики технологические барьеры, политические риски, объемы капиталовложений.
«Господдержка особенно актуальна сейчас, когда в мире становится модным вводить санкции против стран и граждан, — заявил Минниханов. — В любой момент может оказаться под угрозой производство самолетов и вертолетов в России. Наша стратегическая задача — в кратчайшие сроки реализовать программу импортозамещения. И на выставке мы видели много примеров, когда предприятия имеют уже готовые изделия, которые заменяют импортные комплектующие».
Кликните для увеличения |
ВОЕННОЕ И ГРАЖДАНСКОЕ: ЦЕЛЬ — 50 НА 50 К 2025 ГОДУ
Погосян выступил с объемным и программным докладом, рассказав о развитии самолетостроения с 2013 по 2025 годы. Главное — это существенный рост объемов производства и выпуска самолетов.
«По сравнению с 2013 годом к 2025 году мы должны обеспечить рост объемов производства более чем в 4 раза, — сказал он. — Уже в 2015 году мы должны выйти на объем производства более 200 самолетов в год. В 2007 году, когда создавалась ОАК, объем составлял 50 самолетов — это были все самолеты военного назначения. К 2021 году объем должен составить более 300 самолетов».
Параллельно снижается доля военной техники. Если в 2007 году ее доля в объемах ОАК превышала 92%, то к 2013 году выручка от гражданской продукции достигла пятой части объемов. К 2025 году это соотношение между гражданским и военным авиастроением должно быть 50 на 50. Для этого темпы роста объемов производства должны достичь не менее 20% — впрочем, как отметил Погосян, эти показатели удерживаются с 2008 года. С 2016 по 2025 год темпы роста объемов выручки должны быть не ниже 10% в год.
Говоря о развитии гражданской авиации, Погосян обозначил задачу возвращения России позиций одного из мировых лидеров. В региональной авиации ОАК делает ставку на «Сухой Суперджет-100». «В этом году SSJ-100 выходит на поставки 40 самолетов — это 30 процентов общего объема рынка в этом сегменте, — отметил Погосян. — Задача — в сегменте от 90 до 110 кресел занять позиции одного из мировых лидеров».
Кроме того, идет работа над самолетами ТУ-204, 214, ИЛ-96, АН-148, в ближайшей перспективе — летные испытания МС-21, а также проект лайнера пассажировместимостью от 150 до 200 кресел с полностью композитной конструкцией крыла. Кроме того, в линейке проектов и широкофюзеляжный самолет на 250 - 300 пассажиров.
Говоря о Казани, Погосян вновь подтвердил свое майское заявление, что ОАК рассматривает Казань как базу по производству перспективного авиационного комплекса дальней авиации, который станет основой ВВС до 2030 года. Контракт с минобороны подписан в 2013 году. Кроме производства линейки ТУ-214 есть еще кооперационные проекты, например, по грузовому ИЛ-476, ИЛ-112 и «целому ряду других».
Остановился он и на вопросе подготовки кадров, начиная от школы, техникума, вуза и заканчивая производством. Выставка в Казани, по его мнению, важна не только как площадка обсуждения проблем и вопросов, но и как площадка популяризации работы в высокотехнологичных отраслях.
Выставка и конференция продолжают работу до 8 августа, а финалом станет праздник «Я выбираю небо!», который пройдет в субботу на аэродроме КАПО в Казани.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.