На автомобильном рынке Татарстана разгорелся полномасштабный кризис — в первом полугодии обвал продаж составил 15%, что вдвое хуже, чем по России в целом. Как выяснил аналитический центр «БИЗНЕС Online», изучая статистику продаж, это подтверждается отрицательной динамикой большей доли ведущих брендов. Парадокс, но и на таком депрессивном рынке нашлись свои исключения, в первую очередь в премиальном сегменте, где не только растут продажи, но и приходят новые игроки.
СПРОС ПАДАЕТ УСКОРЕННЫМ ТЕМПОМ
Спад на автомобильном рынке республики набрал впечатляющие обороты. Спрос на новые авто сильно просел — согласно данным агентства «Автостат», количество новых автомобилей, зарегистрированных в Татарстане, снизилось в январе-июне на 15,1%: с 59 999 авто за 6 месяцев 2013 года до 50 956.
Если по итогам прошлого года Татарстану удалось показать символическую положительную динамику, то уже в первом квартале текущего года наметилась тревожная тенденция ускоренного падения спроса в нашей республике. Если в целом по РФ за январь-март рынок, согласно данным асоциации европейского бизнеса (АЕБ), просел на 2%, то в Татарстане, согласно данным «Автостата», на 3,3%.
По итогам первого полугодия картина выглядит еще более мрачной. В нашей республике падение уже исчисляется двузначной цифрой, в то время как по России падение, по данным АЕБ, в январе-июне 2014 года составило 7,6%.
Любопытно, что спрос в Татарстане на новые автомобили оказался ниже уровня первого полугодия 2011 года, когда экономика начала свой бурный рост после кризисного 2009 и стабилизационного 2010 года.
Таким образом, если еще в первом квартале желание приобрести автомобиль по прежним ценам уходящего 2013 года, как и избавиться от стремительно дешевеющего рубля, поддержали спрос, то во втором квартале эти стимулы иссякли и мы видим рынок таким, какой он есть: депрессивным.
Очень важным фактором выступает также замедление темпов роста автокредитования. Проще говоря, подавляющее большинство качественных заемщиков уже взяли кредиты. Плюс Центробанк ужесточает контроль за банками в том числе в сфере потребкредитования, что также оказывает охлаждающий эффект на рост потребления в целом.
Нельзя не отметить, что автопроизводители, так и не дождавшись возобновления программ поддержки спроса от правительства, в свою очередь, отвечают оптимизацией расходов и сокращением персонала. Так АвтоВАЗ сократит каждого пятого работника. Всего в 2014 году завод покинут около 13 тыс. человек.
В апреле компания FordSollers сообщила, что с завода во Всеволожске будут уволены 700 человек (около трети персонала) в связи с падением продаж. С начала года конвейер завода простоял в общей сложности полтора месяца — с 7 по 15 апреля и с 21 апреля по 8 июня. Даже в кризисный 2008 год предприятие останавливало работу только на месяц. Также из-за снижения продаж перешли на сокращенный режим работы заводы Nissan в Ленинградской области. 16 июля петербургский завод General Motors остановил конвейер до 15 августа. Ожидается, что регулярное производство восстановится 18 августа. Весной завод GM приостанавливал производство на две недели.
ГОНКИ НЕМЕЦКОЙ ТРОЙКИ
Однако на этом достаточно драматическом фоне мы снова видим, что сегмент люкс в Татарстане вновь игнорирует кризисные настроения. Так, традиционный лидер сектора BMW (по России в целом лидирует Mercedes) показал рост на 25,8% (более чем на четверть): с 629 единиц за 6 месяцев 2013 года до 791 единицы за 6 месяцев 2014 года. По РФ прибавка куда скромнее: плюс 1%. Получаем, что в Татарстане более благосклонны к продукции баварского завода.
Второе место удерживает Audi, прибавляя 7,7% (по РФ − 1%). Семимильными шагами к нему приближается Mercedes. Спрос в Татарстане на авто с трехлучевой звездой вырос на 63,6%: с 283 единиц в первом полугодии 2013 года до 483 единиц в первом полугодии 2014 года. Мы уже отмечали такие факторы, как открытие официального дилера в Казани в лице «МБ-Ирбис» и очень удачное обновление модельное ряда от A до S-Class.
Здесь хочется остановиться на достижениях люксовой немецкой тройки именно в представительском классе. Что мы видим? Безоговорочное лидерство захватил Mercedes со своим обновленным S-Class, доказывая статус исконно премиальной марки.
Не менее любопытный факт: Lexus опередил по спросу на новые автомобили в Татарстане одного из своих главных конкурентов — Land Rover. Основной драйвер роста — обновленный внедорожник RX, который подстегнул аппетит на продукцию люксового японского бренда, в итоге — плюс 22,5% до 185 авто за 6 месяцев 2014 года.
Хороший рост показал еще один премиальный бренд из страны восходящего солнца — Infiniti. С началом полноценной работы официального дилера в лице компании «Акос» в конце 2012 года спрос пока только растет.
Что касается такой пары, как Volvo и Jeep, которые в Татарстане усиленно продвигает ГК «Прогресс», то здесь наблюдается просто фантастическая динамика — 163% и 256% соответственно. Что касается Volvo, то решающий местный фактор — начало полноценной работы дилерского центра (прибавка по РФ только 8%). А вот в случае с Jeep по РФ динамика плюс 90%, то есть значительное влияние оказывает общая политика компании и удачное обновление модельного ряда прежде всего бестселлера марки Grand Cherokee.
Отдельный интерес представляют популярные у республиканской элиты флагманские внедорожники люксовых марок. В первой половине текущего года спрос в Татарстане вырос на Jeep Grand Cherokee, Mercedes M-Class и Infiniti QX80. В то же время спрос на экс-лидера — BMW X5 — существенно просел, здесь мы видим результат — минус 38%: с 97 авто за 6 месяцев 2013 года до 60 авто за 6 месяцев 2014 года. Учитывая, что в линейке Lexus самым востребованным является не LX, а чуть более скромный по размерам, но не по роскоши RX, мы решили добавить и его в сравнительную диаграмму. Знатоки могут добавить, что такие модели, как X5, Q7 или RX отнести к внедорожникам можно с натяжкой, и тем не менее...
Чтобы увеличить диаграмму, нажмите на нее |
Нельзя пройти мимо хорошего роста спроса на обновленный модельный ряд породистых английских скакунов от Jaguar — прибавка 175%: с 8 единиц за 6 месяцев 2013 года до 22 единиц за 6 месяцев 2014 года.
Также целое событие для премиального сектора во втором квартале 2014 года — старт официальных продаж в РФ марки Acura (подразделение Honda). И в Татарстане нашлось 7 желающих пополнить свой автопарк стильными кроссоверами MDX и RDX. Что добавить? Менеджментом марки правильно выбран сегмент для удачного начала продаж: люксовые кроссоверы.
Отметим, что изюминкой второго квартала и первого полугодия текущего года стало появление среди зарегистрированных новых авто Bentley Continental GT. Кризис в экономике, проблемы после вступления в ВТО, вооруженный конфликт на границе государства, растет геополитическая напряженность, в такой ситуации покупка нового изысканного автомобиля — хороший антидепрессант. Можно порадоваться, что в нашей республике есть люди, которые могут себе позволить шопинг-терапию в виде покупки авто с ценником от 10 млн. рублей.
==table359==
БОЛЬШИНСТВО ВЕДУЩИХ БРЕНДОВ В МИНУСЕ
Теперь более подробно разберем индивидуальные достижения автомобильных брендов на республиканском рынке.
Аутсайдер номер 1 — LADA. Падение с 18922 единиц за 6 месяцев 2013 года до 12617 единиц за 6 месяцев 2014 года. Здесь масса причин: и сокращение разрыва цен между топовыми вазовскими моделями и базовыми версиями конкурентов, и начало продаж новых моделей с дорогой комплектацией, и отсутствие высоковостребованного кроссовера. Не будем сбрасывать со счетов и укрепление позиций автопроизводителей из КНР, которые работают как над своим имиджем, так и над реальным улучшением качества автомобилей. Так, Chery удалось прибавить в РТ 7,4%, Lifan тоже был лучше рынка, потеряв символические 0,7%. Вдобавок мы видим возвращение на наш рынок бренда Brilliance с результатом 36 авто. Также в этом году в борьбу за кошельки автолюбителей Татарстана вступил Changan и уже нашел 44 положительных отклика благодаря своему кроссоверу CS 35.
Любопытно, что падение спроса на LADA в Татарстане более чем в 2 раза сильнее, чем по России в среднем: минус 15% в январе-июне 2014 года, согласно данным АЕБ.
Не помогают даже суперакции, которые проводит компания из Тольятти. 5 июля президент АвтоВАЗа Бу Андерсон лично доставил новую модель LADA Granta с кузовом лифтбек для тест-драйва президенту Татарстана Рустаму Минниханову. Другими словами, текущее положение очень серьезное и в ход пошла тяжелая артиллерия...
Тем временем серьезные проблемы не только у АвтоВАЗа. Традиционные фавориты республиканского рынка чувствовали себя также неважно. Так, Renault отминусовал 15,3%: с 4356 единиц за первое полугодие 2013 года до 3690 единиц за первое полугодие 2014 года. Падение по РФ, согласно пресс-релизу АЕБ, было также в 2 раза скромнее: минус 8%.
Спрос на американский демократичный бренд Chevrolet просел на 16,2% до 3156 единиц за 6 месяцев. Однако дела у Chevrolet в нашей республике идут лучше, чем в целом по России, где наблюдается падение на 19%. Более того, в общем зачете в Татарстане Chevrolet удерживает почетное 4-е место, а вот по РФ опустился уже до 8-й строчки.
KIA, NISSAN, SKODA КАК ИСКЛЮЧЕНИЕ
На фоне общего минорного настроения нашлись и некоторые исключения. Самое заметное из них — бренд Kia, показавший рост на 5,2%: с 5633 единиц за 6 месяцев 2013 года до 5928 единиц за 6 месяцев 2014 года. Для сравнения: по РФ наблюдается снижение на 1%. Почему именно у Kia самый заметный рост, хотя есть цифры по динамике более высокие у других брендов? Потому что база 2013 года у Kia, как и динамика, была высокая. Этот корейский бренд не подает признаков усталости и укрепляется в позиции главного конкурента LADA на рынке Татарстана. Кстати, немаловажный факт, что россияне проявили в этом случае единодушие: второе место по объему продаж за Kia и по РФ в целом. Ответ на вопрос: кто сделал лучший на сегодня народный автомобиль по соотношению цена/качество становится очевидным. Добавим, что успех Kia Motors Corporation носит без преувеличения глобальный масштаб. Так, за январь-июнь 2014 года южнокорейская компания реализовала по всему миру 1,442 млн. автомобилей, что на 4,3% превышает результат аналогичного периода прошлого года. При этом ожидаемо, лучше всего продавалась модель Rio: за 1 полугодие реализовано 247,4 тыс. автомобилей.
Секрет успеха Kia не только в дизайне, качестве материалов, ходовых характеристиках, но и эталонной 5-летней гарантии, к которой стоит стремиться как отечественным, так и зарубежным производителям.
Несколько другая, но тоже позитивная, история у Nissan — плюс 20,9%: с 1749 авто за первое полугодие 2013 года до 2115 авто за первое полугодие 2014 года. Главный фактор роста — нормализация ситуации с выпуском обновленного седана Almera, который, наконец-то, стали собирать в полную мощь на АвтоВАЗе. Добавим, что по РФ Nissan также демонстрирует рост: плюс 29%.
Любопытная история с чешским брендом Skoda. Если по РФ он потерял 2%, то в РТ прибавил 21,5% (!): с 1193 единиц за первое полугодие 2013 года до 1449 единиц за первое полугодие 2014 года. Напомним, что наряду с общими факторами удорожания модельного ряда и запуска продаж обновленной Octavia с топовой версией в прошлом году у республиканского дилера марки РРТ возникли серьезные проблемы. Теперь же за его продвижение в Татарстане отвечает группа компаний «Прогресс». Отложенный спрос на популярный у нас седан Octavia в более доступных комплектациях логично реализовался в первой половине текущего года.
Skoda хоть и во многом благодаря временной слабости главных конкурентов впервые за все время наших публикаций попала в десятку самых популярных автомобильных брендов в Татарстане.
«ЖИТЬ С ЭТИМ ПРИДЕТСЯ ДОЛГО»
«БИЗНЕС Online» предложил игрокам рынка оценить ситуацию и высказать свой взгляд на ключевые события в отрасли.
Вячеслав Зубарев — председатель совета директоров УК «ТрансТехСервис»:
— Во втором полугодии мы откроем несколько новых автосалонов — Kia и Audi в Уфе, Hyundai и Skoda в Чебоксарах, BMW и Porsche в Казани, Jaguar Land Rover в Ижевске и Набережных Челнах, Renault в Альметьевске. До конца года в нашем дилерском портфеле появится еще один бренд — Jeep — и будут открыты два салона этого автобренда в Казани и Уфе.
Снижение продаж за первое полугодие в нашем холдинге составило 2 процента, что значительно лучше, чем в среднем по России с 8 процентами падения рынка. Но в целом мы ожидаем, что продажи уйдут в минус на 10 - 20 процентов в зависимости от бренда. Хорошую положительную динамику продемонстрировали продажи автомобилей с пробегом — плюс 83 процента. За первое полугодие было продано 3083 автомобиля, что составляет более 11 процентов от общего числа проданных новых автомобилей. Такой рост — свидетельство того, что все больше людей предпочитают покупать автомобили с пробегом в цивилизованных условиях, которые подразумевают и наличие разнообразных кредитных программ, и гарантию на техническое состояние автомобиля, и, конечно, уверенность в юридической чистоте сделки. У нас уже есть два больших современных салона автомобилей с пробегом, этой осенью мы откроем в Казани еще один на проспекте Победы, на месте нынешнего автосалона Porsche, который, в свою очередь, переедет в новое здание на улице Декабристов.
Лидеры роста: Skoda (79 процентов), Opel (44 процента), GM АвтоВАЗ (36 процентов), BMW (34 процента), Jaguar (33 процента), Lexus (24 процента). Аутсайдеры: Peugeot (минус 46 процентов) и ВАЗ (42 процента). Хит продаж — Renault Duster, продано более 2,5 тысяч штук.
Рост Skoda, Opel и GM АвтоВАЗ стал возможен благодаря открытию новых автосалонов. От общего объема продаж первого полугодия 2014 года в кредит нами был реализован 41 процент автомобилей. На рынке, безусловно, наблюдаются кризисные явления. В какой-то мере каждый подготовился к этой ситуации: автопроизводители пересмотрели производственные планы, дилеры — планы продаж, кто-то из автолюбителей поторопился купить автомобиль, пока цены не повысились. Отличие нынешнего кризиса в том, что это не какое-то временное явление, а долговременное положение, обусловленное экономической и политической ситуацией в мире и стране. А значит, жить с этим придется долго. Антикризисные меры в данном случае должны носить системный характер.
Падение спроса, безусловно, есть, и оно будет продолжаться. Вероятно, через год-полтора рынок стабилизируется и будет на этом уровне продолжать жить еще долго. Участникам рынка, возможно, придется чаще пересматривать свои планы, перегруппировывать свои силы.
«СЕЙЧАС НЕ ЛУЧШИЕ ВРЕМЕНА НА РЫНКЕ»
Тимур Зиганшин — заместитель генерального директора «Барс Авто»:
— Важнейшим событием для авторынка РТ в первом полугодии стало увеличение розничных цен на автомобили и увеличение кредитных ставок (в среднем на 1,5 процента). В связи с этим во втором квартале начался ежемесячный спад продаж новых автомобилей. По нашим наблюдениям, это первый год, когда продажи новых авто весной и летом падают, а не растут. При этом запуск новых моделей автомобилей позволил некоторым дилерам, в том числе и нам, сохранить устойчивые показатели.
В сравнении с первым полугодием 2013 года в аналогичном периоде 2014 года автомобили марок Chevrolet и Opel в нашем дилерском центре сохранили свои объемы продаж. Peugeot на фоне общероссийского спада на 31 процент у нас показал отрицательную динамику лишь на 7 процентов. Хитом продаж по итогам 6 месяцев 2014 года стали Astra, Mokka, Cruze и Peugeot 408.
В первом полугодии 2014 года от общего объема продаж представленных у нас автомобилей в кредит было реализовано 54 процента. Мы согласны с мнением экспертов, о том, что сейчас не лучшие времена на рынке продаж новых автомобилей. Безусловно, свое влияние оказывает и текущая экономическая ситуация. При этом наш опыт показывает, что если своевременно перестроиться под требования рынка, то кризис можно использовать для развития. Также со стороны наших партнеров-производителей мы ощущаем поддержку. Это коррекция годового плана продаж, увеличение срока бесплатного хранения автомобилей для дилеров, гибкое ценообразование и активные маркетинговые мероприятия.
Дальнейшее положение продаж новых автомобилей в РТ во второй половине 2014 года будет продолжать зависеть от геополитической и экономической ситуации в стране. При этом мы ожидаем стабилизацию рынка по сравнению с первым полугодием. На это направлена и специальная маркетинговая активность производителей, что даст возможность повысить покупательский спрос. Также мы ожидаем дальнейший рост продаж автомобилей с пробегом, так как сейчас это единственный сегмент, который демонстрирует значительный рост продаж от месяца к месяцу. И в планах нашей компании дальнейшее развитие этого направления.
Хочется отметить хороший спрос на Volvo и привести итоги продаж шведского бренда двумя дилерами в Казани:
2013 год: |
Jan |
Feb |
Mar |
Apr |
May |
Jun |
Jul |
Aug |
Sep |
Oct |
Nov |
Dec |
Итог |
Volvo Car Gorki |
10 |
3 |
20 |
6 |
12 |
5 |
14 |
14 |
8 |
92 |
|||
Volvo Car Savinovo |
3 |
3 |
12 |
18 |
2014 год:
Jan | Feb | Mar | Apr | May | Jun | Jul | Итог | |
Volvo Car Gorki | 5 | 8 | 13 | 10 | 12 | 14 | 9 | 71 |
Volvo Car Savinovo | 3 | 9 | 13 | 2 | 7 | 3 | 37 |
СТАБИЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОДАЖ ДЕМОНСТРИРУЮТ ЯПОНСКИЕ И КОРЕЙСКИЕ БРЕНДЫ
Рафаэль Мубинов— руководитель компании «КамаТехЦентр»:
— Рынок функционирует, и это главное. Работаем планомерно, согласно потребностям рынка. К важным событиям рынка можно отнести появление новых модификаций отечественных автомобилей в формате кроссоверов (Kalina, Largus) и соплатфоменных моделей совместных предприятий (Datsun). Думаю, они дадут положительную динамику продаж в сторону отечественных производителей.
Что касается наших брендов, то стабильные показатели продаж демонстрируют японские и корейские бренды. Приблизительно половину всех проданных автомобилей мы реализовали в кредит. Ситуацию на рынке на данный момент я бы оценил как стабильную. Вторичный рынок автомобилей очень живо откликается на проблемы в сегменте новых автомобилей, так как с этим рынком мы достаточно плотно связаны и знаем, что в данный момент на нем происходит. Покупательский спрос на сегодняшний день уходит в более бюджетный сегмент. Перспективы развития рынка во второй половине 2014 года я оцениваю так: рынок будет работать, возможно, правда, и с небольшим замедлением. Но это все временные факторы.
==table360==
==table361==
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 89
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.