111.jpg
Следственный комитет на основании постановления прокурора возбудил в отношении медицинского персонала ГАУЗ ГКБ №2 уголовное дело (фото: klb2.ru)

ОСМОТР НА СКОРУЮ РУКУ

Сразу две громкие новости, попадающие под разряд скандального «дела врачей», пришли из разных районов Татарстана.

Первую сообщила накануне прокуратура республики после завершения проверки громкого случая — смерти в отделе полиции «Зареченский» мужчины. Ночью 5 июля сотрудники ППС на улице Музыкальной обнаружили мужчину, который заявил, что его избили неизвестные. При этом он пожаловался на плохое самочувствие. Полицейские вызвали скорую помощь и, поскольку мужчина вел себя агрессивно, поехали с ними в больницу, в ГАУЗ ГКБ №2.

«Врачи провели осмотр больного не в приемном покое, а в тамбуре здания больницы, не произвели необходимых медицинских действий для выявления истинного диагноза и последующей госпитализации мужчины, ограничившись лишь визуальным осмотром», — сообщили «БИЗНЕС Online» в прокуратуре.

Врачи отпустили мужчину, и вскоре он скончался. После того как стало известно о его смерти, подозрение легло на сотрудников полиции, поэтому в МВД заявили о проведении служебной проверки, но причастность сотрудников полиции к смерти не подтвердилась. Зато проверка прокуратуры показала: согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, мужчина скончался из-за закрытой тупой травмы грудной клетки. При этой экспертизе трупа выявлены многочисленные телесные повреждения, в том числе полные поперечные переломы 7 (!) ребер, разрыв верхней доли легкого с кровоизлиянием, которое произошло за три часа до наступления смерти...

В итоге следственный комитет на основании постановления прокурора возбудил в отношении медицинского персонала ГАУЗ ГКБ №2 уголовное дело по ч. 2 ст. 293 УК РФ «Халатность, по неосторожности повлекшая смерть человека».

«Все обстоятельства будут устанавливаться поминутно, материалы внутренней проверки полицейских будут приобщены к материалам уголовного дела, — рассказал газете «БИЗНЕС Online» представитель прокуратуры РТ Камиль Даишев. — Но решение о том, есть ли в действиях сотрудников полиции либо кого-то другого нарушения, будет вынесено по результатам комплексного расследования уголовного дела».

РОЖЕНИЦА ГОТОВИЛАСЬ К ВЫПИСКЕ С ПОГИБШИМ ПЛОДОМ

Второе ЧП произошло в Набережных Челнах, в Камском детском медицинском центре: 19-летнюю роженицу Елизавету Крылову, которая лежала на лечении в перинатальном центре КДМЦ, готовили, по ее словам, к выписке с погибшим плодом в утробе. Плоду было 32 недели, Крылову собирались выписать накануне, в понедельник, однако она настояла на УЗИ. Обследование и подтвердило то, о чем говорила врачам роженица — ребенок умер. Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал ее 22-летний супруг Андрей Крылов.

Крылов рассказал, что 4 августа они с супругой ходили в частную клинику «Танар» на УЗИ и выяснили, что в пуповине плода нарушен кровоток. Врачи «Танара», по словам Крылова, определили степень нарушения 1Б — то есть начальная, «ничего страшного», но стационар нужен. «Во вторник она пошла на прием к своему врачу, в среду легла в стационар перинатального центра, в пятницу ее осмотрели, но, по ее словам, в течение секунд 15, — вспоминает Крылов. — Просто послушали, сказали «норма», и все. В понедельник должны были выписать, но жена настояла еще на одном обследовании — она переживала, не чувствовала шевелений. Ее послушали, сердечко не билось».

Перинатальный центр КДМЦ
В перинатальном центре КДМЦ готовили к выписке роженицу с погибшим плодом в утробе (фото: кдмц.рф)

После этого очередное УЗИ показало, что плод умер. По словам Крылова, супруги тем не менее сделали еще одно, «контрольное» УЗИ. Он допускает, что плод мог погибнуть в выходные, между обследованиями, но, доверяя словам супруги, готов и усомниться. «В пятницу ее слушали спустя рукава, могли не придать значения текущему состоянию плода. Она ведь подозревала нечто подобное уже в пятницу, все время говорила мне, что не чувствует никакого шевеления внутри. И рассказывала, что с беременными обращаются так, словно это конвейер, времени не уделяют. А нам они сказали: на все воля Божья...»

Крылов еще не знает, будет ли семья подавать в суд — им пока не до тяжбы. В данный момент, по словам мужа, Елизавета все еще носит мертвое дитя под сердцем, морально готовится к искусственным родам и принимает лекарства для того, чтобы родить самостоятельно, без кесарева сечения.

Напомним, это не первое ЧП, связанное с челнинскими медиками, в том числе сотрудниками КДМЦ. В августе 2013 года в перинатальном центре произошла подмена новорожденных детей. После родов дети Людмилы Дубаевой и Людмилы Трофимовой поменялись семьями «благодаря» акушерке. Впоследствии была проведена служебная проверка. Сначала были освобождены от должностей замглавврача и акушерка. Главврачу медцентра Равилю Бакирову сначала объявили выговор, однако впоследствии минздрав РТ принял неожиданно суровое решение: и Бакиров, и начальник управления здравоохранения города 46-летний Ильнур Шарафутдинов были уволены. После этого случая на новорожденных в перинатальном центре КДМЦ стали надевать идентификационные браслеты.

Также в декабре прошлого года в реанимационном отделении БСМП скончался заслуженный врач Татарстана, хирург Александр Русаков. Он попал в больницу с диагнозом «желудочно-кишечное кровотечение». Впоследствии диагноз не подтвердился, однако пациенту успели сделать переливание плазмы, что вызвало развитие инфаркта миокарда, кроме того, ему провели инфузионную терапию, вызвавшую отек легких. Все это вкупе и привело к смерти 61-летнего мужчины. Родственники хирурга — среди них также нашлись врачи — написали открытое письмо, в котором обвиняли в смерти Русакова персонал БСМП.

А в апреле состоялась коллегия минздрава РТ, на которой руководством силовых структур были озвучены данные о том, что в прошлом году 37 пациентов в республике погибли из-за некачественной медпомощи, многим были поставлены неправильные диагнозы, правоохранительные органы получают множество жалоб. После чего минздрав начал чистку рядов — весной в отставку ушли несколько главврачей районных больниц.

«КРЫШЕВАТЬ НИКОГО НЕ БУДУ»

Главврач перинатального центра Тимур Мубаракшин сообщил «БИЗНЕС Online», что с поступившей пациенткой были проведены все необходимые диагностические мероприятия согласно установленным стандартам. «Но случилось то, что случилось», — констатировал главврач. По поводу конкретных виновников происшествия Мубаракшин сказал, что служебная проверка уже начата, но когда окончится — неизвестно. Елена Боенко, также сменившая Шарафутдинова на посту начальника управления после случая с подменой детей, сообщила «БИЗНЕС Online», что главным основанием для принятия дальнейших оргвыводов и санкций по отношению к персоналу больницы станет патолого-анатомическое обследование плода. Технологически оно занимает около месяца. «Причин антенатальной гибели плода — замершей беременности — может быть несколько, — объяснила Боенко. — Пока мы не получим результатов, говорить мы можем только о каких-то организационных моментах, которые выявятся в процессе внутреннего расследования. Сейчас мы анализируем медицинскую документацию, чтобы понять, что на самом деле происходило и были ли какие-то претензии к медперсоналу».

Тимур Мубаракшин
Тимур Мубаракшин: «Но случилось то, что случилось»

По словам Боенко, роженица поступила в перинатальный центр из женской консультации, где ей было сделано УЗИ. Начальник управления также пояснила, что УЗИ нельзя делать, когда захочется, есть определенные стандарты по срокам беременности, плюс исследования проводятся по назначению врача.

По поводу возможных последствий для работников КДМЦ Боенко высказалась однозначно: «Если выявится, что были какие-то недоработки со стороны медперсонала или врачей, я это так не оставлю. «Крышевать» никого не буду».

МИНЗДРАВ: ЭТО НЕ СИСТЕМНЫЙ СБОЙ

Сегодня министр здравоохранения Адель Вафин в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заявил, что эти резонансные случаи стали поводом для серьезных проверок, а само министерство окажет максимальное содействие следствию.

«Что касается случая в Набережных Челнах, то там женская консультация заподозрила фетоплацентарную недостаточность у беременной и направила ее в перинатальный центр. Врачи провели необходимые инструментальные методы обследования, но, несмотря на проведенное лечение, осложнение возникло», — сообщил Вафин.

«В этой связи хотелось бы обратить внимание всех беременных на своевременную постановку на учет в женскую консультацию, на выполнение всех рекомендаций врачей в период беременности, — подчеркнул в разговоре министр. — Внимание также должно уделяться всему, что касается профилактики инфекций, недопущения вирусных заболеваний, которые могут привести к осложнениям. Фетоплацентарная недостаточность — изменение структуры плаценты, при котором нарушается ее главная функция — питание, кровоснабжение, иммунная защита. Нарушается барьер, и вероятность инфицирования плода возрастает значительно».

Министр напомнил, что беременность — это в том числе усилия самой беременной по сохранению своего здоровья и исполнение всех рекомендаций в части профилактики.

Что касается случая в Казани, то, не оправдывая действия врачей, которые внимательно не осмотрели пациента, Вафин отметил: «Не действия персонала привели к столь грозным последствиям, это было покушение на убийство со стороны третьих лиц, потому что у человека была нарушена целостность грудной клетки и повреждено легкое». При этом врачи по сути вынуждены работать с пьяными вместе с нормальными пациентами.

«Сотрудниками полиции и скорой помощи в приемные отделения доставляется разный контингент, в том числе большое количество лиц без определенного места жительства и лиц, находящихся в нетрезвом состоянии. Сегодня наши приемные покои в отсутствие мест для вытрезвления переполнены такими гражданами, среди которых возникают и подобные случаи, когда речь идет о бытовых случаях, драках и так далее. Приемное отделение не место для вытрезвления, это в том числе место для оказания экстренной медицинской помощи», — сказал Вафин.

«В результате работы в условиях такого потока, думаю, имела место недооценка тяжести состояния пострадавшего мужчины, который, наверное, был в нетрезвом состоянии. И персонал отнесся к нему, как к очередному лицу в состоянии алкогольного опьянения. Лица, употребляющие алкоголь, имеют стертую картину с точки зрения порога болевой чувствительности и жалоб. Это особый контингент, к которому персонал должен еще более внимательно относиться. Он может быть пьяным и на что-то не жаловаться, при этом иметь серьезные повреждения», — сообщил министр.

По его словам, по итогам работы следствия будут сделаны соответствующие выводы.

НАДО ИСКЛЮЧИТЬ СИТУАЦИЮ, КОГДА РУКА РУКУ МОЕТ

Юлия Белавина — адвокат:

— Такие ситуации с врачебными ошибками происходят достаточно часто, но, к сожалению, затем следует отказ в возбуждении уголовного дела. И это очень грустно и печально. Следствие редко возбуждает такие дела, потому что доказательства по ним собрать очень сложно. Для того чтобы установить факт медицинской халатности, нужна судебно-медицинская экспертиза, но корпоративные отношения дают себя знать, и ни один медицинский эксперт не будет выступать против своего коллеги. Вот это проблема. Нужна какая-то независимая или межгосударственная экспертиза, потому что медики все равно покрывают своих коллег. Тем более если речь идет об одном городе или об одном регионе, где они работают.

Я сама лично столкнулась с такой ситуацией после того, как у меня отец попал в ДТП. Его доставили в больницу, и медики, причем знакомые, уверили, что через два-три дня он будет дома. Но ему не диагностировали тяжелую черепно-мозговую травму и отек мозга. Он через два дня умер. Не так давно ко мне с просьбой о помощи обратились знакомые, у которых сына госпитализировали с ангиной, а через два дня он умер. И сейчас даже не могут установить диагноз. Врачи говорят, что не знают причину смерти.

Я считаю, что обязательно нужно писать о таких случаях, добиваться квалифицированного расследования. Но повторюсь, наверное, нужна какая-то межгосударственная экспертиза, чтобы исключить ситуацию, когда рука руку моет.

Вениамин Чубаренко — адвокат:

— Практика ведения таких «медицинских» дел у меня есть. Уголовные дела возбуждаются, врачи и сотрудники медицинских организаций привлекаются к уголовной ответственности. Но, по моему мнению, все это прежде всего связано с тем, что мы пожинаем плоды «позвоночества», когда по звонкам поступают в учебные заведения не те, кто хочет помогать людям, а те, кого привлекает только престиж этой профессии. Когда людей по звонкам устраивают на какие-то должности в медицинских учреждениях. Ведь все эти случаи врачебной халатности связаны с недостаточной квалификацией врачей. Я в этом вижу проблему. Ну и, конечно, в том, что наше общество стало грубее и черствее. Помните строчку из стихов: «Из одного металла льют медаль за бой и медаль за труд». Я ее перефразирую так: из одного подъезда выходят и писатель, и великий артист, и уличный хулиган, и убийца. Эта ситуация — срез происходящего во всем нашем обществе. Есть опасения, что если на некоторые вещи в плане подготовки врачей министерство здравоохранения не будет обращать внимания, ситуация может ухудшиться. Ведь таких случаев становится все больше, они идут с нарастающей прогрессией.