ОТ МИЛЛИАРДЕРА ДО ЗАКЛЮЧЕННОГО

Вокруг активов «Башнефти» продолжает разворачиваться интрига. Вчера «Росбалт» со ссылкой на источник в силовых структурах сообщил о заявлении, сделанном Игорем Изместьевым, о том, что находящийся сейчас в Австрии сын Муртазы Рахимова Урал готов отдать государству 60 млрд. рублей, за которые им была продана акционерной финансовой корпорации «Система» крупнейшая компания республики «Башнефть». Интересно, что эта информация появилась на фоне громкого скандала с арестом акций «Башнефти». Особую важность имеет тот факт, что информацию о заявлении Рахимова-младшего выдал именно осужденный пожизненно бывший сенатор и известный нефтяной трейдер из 90-х и нулевых Игорь Изместьев. Он был вхож в семью президента Рахимова и, надо полагать, мог выполнять многие деликатные поручения семьи. Даже находясь за решеткой, он продолжает оставаться в курсе событий.

Напомним, что Изместьев контролировал бизнес-группу «Корус». Она, к слову сказать, в 90-е и в начале нулевых была активным трейдером «Татнефти». В частности, она даже помогала татарстанской компании в 2002 году получить в оперативное управление Московский НПЗ у структур Шалвы Чигиринского за $240 млн., но безуспешно. На этом фоне можно понимать, что бывшему сенатору есть что рассказать не только о делах в «Башнефти».

Однако основные финансовые потоки империи Изместьева формировались не в Татарстане, а в Уфе, «Корус» был ключевым трейдером «Башнефти», владел частью переработки РБ. Все это было достигнуто благодаря тому, что Муртаза Рахимов сделал в свое время ставку на Изместьева — близкого друга своего сына Урала. Но конец дружбы настал, когда у Изместьева начались серьезные проблемы. Ряд экспертов считают, что это могло быть связано с тем, что Москва начала операцию по смене руководства Башкортостана. С кого еще начинать, как не с держателя финансовых тайн «семьи»?

Напомним, что Изместьева, а также участников «кингисеппской» ОПГ обвиняли в организации в 1994 - 2004 годах убийств московского нотариуса Галины Перепелкиной, директора по производству Ново-Уфимского нефтеперерабатывающего завода Салавата Гайнанова, главного бухгалтера «Башнефтехимторга» Валерия Сперанского, сотрудника фирмы «Ронекс» Олега Булатова и председателя правления фирмы «ВМС-Октан» Василия Хитаришвили. Кроме того, им инкриминировалась организация нескольких покушений, в том числе в сентябре 2003 года на сына президента Башкортостана, тогда гендиректора ОАО «АНК «Башнефть». Подрыв джипа с охранниками Рахимова в Уфе, в результате которого погибли два человека, и минирование другой машины у его офиса в разгар выборов президента Башкортостана следствие квалифицировало как теракт. Помимо прочего, экс-сенатору инкриминировалась организация поджога типографии, в которой печатались агитматериалы башкирской оппозиции, и уклонение от уплаты налогов.

28 декабря 2012 года Мосгорсуд назначил Изместьеву наказание в виде пожизненного лишения свободы, признав виновным в убийствах и терроризме. Суровость приговора свидетельствовала о том, что бывший нефтерейдер не пошел на сотрудничество со следствием и, как говорится, «не выдал никаких тайн». Но уже потом, поняв, что ему уже больше нечего терять и неоткуда ждать помощи, он в итоге начал рассказывать о тайнах уфимского двора.

СДЕЛКА С ЗАНИЖЕННОЙ ЦЕНОЙ...

Теперь в центре внимания следственных органов оказалась «сделка века» — по продаже акций ОАО «АНК «Башнефть», «Башкирская нефтехимическая компания», «Уфимский нефтеперерабатывающий завод» и других компаний структурам АФК «Система» «по заниженной цене — за $2,5 миллиарда». Тогда это стало своего рода «золотым парашютом» для семьи уходящего в отставку Муртазы Рахимова. Все полученные от «Системы» средства были аккумулированы на счетах благотворительного фонда.

Как сообщает «Росбалт», в материалах уголовного дела говорится, что не позднее 2002 года Урал Рахимов, «являясь единственным сыном президента Республики Башкортостан Рахимова М.Г. и обладая огромным влиянием в республике», воспользовался «служебным положением отца для масштабного хищения в 2002 - 2006 годах акций ОАО «АНК «Башнефть», «Башкирская нефтехимическая компания», «Уфимский нефтеперерабатывающий завод» и ряда других предприятий, на балансе которых были аккумулированы активы общей стоимостью 209 млрд. рублей». Далее, по версии следкома, «Рахимов У.М., действуя в составе организованной группы совместно с Айрапетяном Л.Г. и другими неустановленными лицами», нашел покупателя на эти активы. При этом Айрапетян, «зная о том, что на акции по решению Арбитражного суда Москвы наложены обеспечительные меры», сумел «устранить указанное препятствие». Как полагает следствие, Рахимов официально продал башкирские «голубые фишки» акционерной финансовой корпорации «Система» по заниженной цене — за $2,5 млрд., но уже неофициально получил еще $5 миллиардов. Перевести эти деньги, по версии агентства, помог Левон Айрапетян, который за свои услуги мог получить более $50 миллионов. Сейчас последний находится под арестом, а в его защиту уже высказались власти Армении.

По мнению источника «Росбалта» в правоохранительных органах, даже если Рахимов компенсирует ущерб, это не защитит его от уголовной ответственности. «Уже готовы документы на объявление Урала Рахимова в федеральный розыск, следом последует международный розыск», — отметил собеседник агентства.

История с Изместьевым продолжается уже несколько лет, и благодаря ему периодически в СМИ появляются очередные порции компромата, которые выдал следствию бывший сенатор. Потому это можно было бы списать на очередные интриги внутрибашкирской элиты, если бы 23 июля Басманный суд Москвы не наложил арест на 12,57% акций «Башнефти», подконтрольных АФК «Система», а чуть ранее уже не были арестованы 71,76% акций. Более того, по уголовному делу о приватизации «Башнефти» в следственный комитет на допрос был вызван акционер АФК «Система» Владимир Евтушенков. Как сообщает РБК, он заявил, что нефтяная компания стала жертвой рейдерской атаки. По словам Евтушенкова, допрос продолжался около получаса. «Там много свидетелей всяких, опрашивают всех», — сказал бизнесмен, не уточнив деталей. Сам он утверждает, что не имеет к делу никакого отношения.

«РОСНЕФТЬ» ЗАДУШИТ В ОБЪЯТИЯХ «БАШНЕФТЬ»?

Сейчас активно обсуждается версия, что интерес к нефтехимическим активам «Башнефти» проявляет могущественный Игорь Сечин — президент «Роснефти». Напомним, что еще год назад газета «БИЗНЕС Online» писала о том, что «Роснефть» намеревается купить «Башнефть» у АФК «Система». Башкирская компания тогда оценивалась в $15 миллиардов. Тогда же мы отмечали, что у нас в республике внимательно следят за событиями у соседей, а президент РТ Рустам Минниханов заявил, что Татарстан не собирается продавать никому свою «Татнефть».

Интересно, что уголовное дело по приватизации башкирской нефтяной компании появилось после того, как стало известно, что «Система» в сентябре готовит «Башнефть» к SPO в Лондоне на $1 - 2 миллиарда. Совет директоров уже принял решение о допэмиссии на 37 млн. акций (20,5%), компания запросила у ЦБ разрешение на обращение бумаг в Лондоне. Теперь же размещение с высокой долей вероятности придется отменить, поскольку такой конфликт не решается быстро. Возможно, срыв SPO — это один из удачных ходов соперников топ-менеджмента «Башнефти», так как после размещения акций компании в Лондоне ее захват стал бы практически невозможен.

Есть, конечно, и более экзотичные версии, что за всем может стоять семья Ротшильдов, которая заинтересовалась «Башнефтью», получившую право на разработку двух весьма перспективных месторождений имени Требса и Титова, и «Русснефтью».

Что интересно, в этой ситуации руководство Башкортостана объявило о своем принципиальном решении не вмешиваться в действия правоохранительных органов и сообщило, что категорически не приемлет любые попытки искусственного втягивания региона в конфликт, связанный с «Башнефтью». Такое заявление распространила пресс-служба президента РБ Рустэма Хамитова.

«ТАТНЕФТЬ» И «БАШНЕФТЬ» — ЭТО ДВЕ БОЛЬШИЕ РАЗНОСТИ

«БИЗНЕС Online» опросил мнение экспертов о происходящих событиях вокруг «Башнефти».

Ренат Муслимов — член АН РТ, консультант президента РТ по вопросам разработки нефтяных и нефтегазовых месторождений:

— Конфликты в «Башнефти» как после перехода на рыночные условия начались, так и не прекращались. «Татнефть» — это совсем другая ситуация, совсем другие отношения. У нас очень тесные хорошие контакты с государством, с Татарстаном. Здесь президент республики одновременно является и председателем совета директоров «Татнефти». Все нормально. И все прекрасно понимают, что «Татнефть» в том виде, в котором сейчас существует, устраивает республику. Поэтому республика будет держаться за эту структуру. Думаю, ничего такого не произойдет. Тем более перспективы нормальные. Каких-то тут конфликтов нет и не будет.

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

— Компания «Башнефть» в настоящее время принадлежит АФК «Система», которая неоднократно заявляла и, если я не ошибаюсь, доказывала в суде, что является добросовестным приобретателем компании. Так что вряд ли в настоящее время возможны какие-либо действия с компанией, основанные на прошлых событиях. В противном случае это будет прямым нарушением действующего законодательства и нарушением прав АФК «Система», нынешнего владельца компании. И кстати говоря, в той новости, которую вы приводите, говорится не о возврате компании, а о возврате средств за нее. «Башнефть» в настоящее время нормально развивается. Так, по данным ЦДУ ТЭК, за январь-июль компания добыла 10,02 миллиона тонн, что на 9,5 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. В конце июля сообщалось о заключении компанией экспортных контрактов на сумму порядка 5 миллиардов долларов, так что очевидно, что дела у «Башнефти» идут отлично.

К «Татнефти» эта история не имеет никакого отношения. Сама история создания и последующего развития этих компаний слишком различна, чтобы их сравнивать друг с другом. Смена собственников в «Татнефти» вполне возможна, если республика решит продать этот актив. Пока о таком намерении власти Татарстана не заявляли.