«ЛУЧШЕ МОЛЧАТЬ, ЧТОБЫ НЕ УХОДИТЬ В ПУСТОТУ. ТАКОВО БОГОСЛОВИЕ»

О, Аллах, видно нет тебя!.. Если б ты был,
Ты карал бы неправду и сеял добро
И не тратил своих сверхъестественных сил,
Чтоб возвысились золото и серебро.

Обездоленным дал бы ты кучи монет,
Богачу запретил бы терзать бедняка,
На разбой и грабеж наложил бы запрет,
И в беде нас твоя поддержала б рука.

Не глядел бы сквозь пальцы на слезы и кровь
И не мог бы спокойно стенаньям внимать.
Всех бездомных твоя бы согрела любовь,
Перестали бы люди безвинно страдать.
...

Мажит Гафури. Видно, нет тебя, Аллах...

Аллах единственный, и нет у него конкурентов. И нет у него ни Сына Божьего, ни Святого Духа. У Аллаха 99 имен, и все в превосходной степени. Сказано: «Ему нет ничего подобного». Любое имя: Существующий, Единственный, Живой, Знающий, Слышащий, Видящий, Говорящий, Могущественный, Творец, Питающий, Справедливый, Прощающий, Мудрый, Великий, Прекрасный, Пречистый и т.д. дает ему конечное определение, хотя Бог бесконечен. Сказано: «Он слышит и знает все». Аллах «слышит», видимо, в смысле «знает», ведь у него нет никаких органов. Он Всевидящий, но не имеет глаз. «Слышит» и «видит» — это аллегория, как, впрочем, и «знает» должно пониматься, как «ведает». Он изначально всеведущ еще до процесса познания, до того как он услышит и увидит.

Аллах — Говорящий... Но его речь не вербализована, она не предполагает никакого национального языка, т.е. это не речь в нашем смысле слова. Господь не говорит, а вещает — посылает свои откровения. Он так и делал, начиная с Адама, Авраама, Иисуса и вплоть до Мухаммеда. Однако времена пророков прошли. Теперь Господь молчит...

Если Аллаху присвоить активность — Живой, Оберегающий, Животворящий, то Он приобретает человеческие черты. Видимо, Господь вглядывается в человека, чтобы понять свою сущность. Человек как зеркало Господа выражает его имена через свою деятельность. Человек стремится достичь совершенства в деяниях, стать милосердным, справедливым, мудрым и т.д., но за достижением верха совершенства прячется небытие, которое невыразимо. Бог — Высочайший. Над кем? Или над чем? Выше никого и ничего нет. Получается он Высочайший сам по себе или над собой. Любое сравнение Всевышнего не имеет смысла. Он — Живой, а кто тогда Мертвый? Все его имена — неделимая самосущность, и в этом суть таухида. Животворящий сам по себе, в себе самом и для себя. Имена Аллаха содержатся в самосущности, в которой нет никакой действительности, они пребывают в пустоте. Перечисляя имена Аллаха и пытаясь их понять, мы уходим в сферу тавтологий и ничего не объясняем. Лучше молчать, чтобы не уходить в пустоту. Таково богословие.

ОТ КОГО ИСХОДИТ РАДИКАЛИЗМ?

Кто сущее зрит в пустоте?
И видит мириад мистерий,
Соткавших ткань мирских материй,
Где разум воет в темноте?
Коль видишь мир Его глазами,
Твоими зрит и Он очами!

Джалал ад-дин Руми. Взгляд

Аллах, Он Милосердный, Властелин, Миротворец, Оберегающий, Спаситель, Всемогущий, Подчиняющий, Превосходящий, Господствующий, Справедливейший, Милующий, Величественный, Мудрейший, Любящий, Всесильный, Животворящий, Добродетельный, Царь Царствия, Сострадающий, Ограждающий, Ведущий, Терпеливейший и т.д. Кто запомнит все 99 имен, попадет в рай. Легко и просто.

Он Терпеливейший, видимо, поэтому терпит истребляющих друг друга мусульман. Какую мусульманскую страну ни возьми — везде кровь, убийство и в лучшем случае первобытная дикость. Боевые отряды истинных мусульман рыщут как волчьи стаи в поисках поживы. «Аллах ахбар!» стал воинствующим кличем, призывающим смерть. Не вступил в партию «Братьев-мусульман» — смерть! Не призываешь к созданию халифата вместе с «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», значит, против шариата, значит, неверный. Девочки учатся в школе, значит, достойны продажи в рабство, ведь рабство в шариате не запрещено, это не грех.

Приверженцы «Боко харам» ничего не выдумывали — тот, кто встал на путь признания шариата, должен признать требование установления халифата, будь-то в Ираке, Нигерии, России. Ваххабиты запрещают носить длинные брюки, отращивают бороды и бреют усы, а «Боко харам» запрещает вообще носить брюки. Носишь рубашки и брюки — значит, неверный. Отдаешь девочек в школу — неверный, тебе проклятие небес.

В месяц Рамадан в Ливии мусульмане взрывали нефтехранилища, чтобы погибло побольше соплеменников, именно так они захватывают власть. Сунниты в Ираке устанавливают истинный халифат, убивая шиитов, курдов и христиан. В лучшем университете мусульманского мира в Каире, куда попадали редкие студенты из Татарстана, шакирды поджигали здания своих факультетов — «гори все синим пламенем во имя Аллаха!» В Сирии братоубийственной войне не видно ни конца, ни края, а противоборствующие стороны поддерживают самые-самые мусульманские страны: Саудовская Аравия и Катар.

Нам объясняют, что религия здесь не виновата, что радикализм исходит от политиков. По моим наблюдениям, как раз наиболее воинственными оказываются верующие, фанатично преданные религии, строго следующие предписаниям ислама. Разногласий можно избежать только с помощью взвешенной политики, признающей все религии равными.

ДИКОСТЬ РЯДОМ

... Ты в довольстве живешь, ты паришь в небесах,
А в юдоли земной — море крови и слез,
Караулят мученья в пути, что ни шаг,
Умереть преждевременно многим пришлось.

Ты могуч. Почему ж не издал ты приказ
И словечка не вымолвил ни одного,
Чтоб любовь процветала всегда среди нас,
Чтобы дружба справляла свое торжество?

Ты нам как-то сулил: поживете, мол, всласть
На том свете, свою восхваляя судьбу...
Дай хотя бы нам самую малую часть, —
Но сегодня, пока мы еще не в гробу!..

Мажит Гафури. Видно, нет тебя, Аллах...

Дикость всегда ходит где-то рядом с нами, какими бы цивилизованными мы себе ни казались. Проходят века, но вопреки росту общей культуры отдельные группы наподобие волчьих стай воспроизводятся в первобытной форме, так будто не было эпохи Просвещения, достижений ХХ века, высшего образования, массовых средств информации, армии профессоров для воспитания молодежи.

Возникает ощущение, что высокая культура сама по себе не может остановить воспроизводство первичных стай, готовых на любую авантюру. Первобытность легко возвращается вопреки усилиям государства встроить их в свои властные отношения. Дикие стаи в разной форме самовоспроизводятся и легко теряются в городских лабиринтах, напоминающих дремучий лес, они легко срываются с мест и мчатся по большим дорогам, где резвых коней им заменили байки и внедорожники.

Эти стаи свои набеги обставляют церемониями, обрядами, ритуалами, укрепляющими групповую солидарность, при этом границы стаи, ее территория становятся неприкасаемыми. Наиболее преданными оказываются немногочисленные инициаторы охоты, они как отцы-основатели оберегают нормы стаи.

Для воспитания преданности к стае молодые адепты проходят обряд посвящения. Так из ритуалов возникает собственная «волчья» религия, предназначенная для укрепления духа во время охоты. Столь же легко и просто бандитские или военные стаи приобретают религиозный окрас, ухватывая из канонов мировых религий только то, что создает вражду и нетерпимость. «Убивайте их всюду, где встретите, и выгоняйте отовсюду, откуда они вас выгнали», — сказано в Коране. Отсюда вытекает воинственность ислама и требование джихада — священной войны.

Сегодня джихад трактуют не только как войну, но и как усердие, борьбу с неверием в себе, но это требует слишком большого интеллектуального напряжения, что далеко не всем присуще. Гораздо проще истолковать его как войну с неверными, отступниками, людьми других взглядов, что и происходит на каждом шагу, а оправданием служит Коран, который каждый имам трактует по-своему.

Нестрашно, когда каждый мусульманин самостоятельно читает Коран и дает ему трактовку, он далеко не уйдет от народной жизни. Гораздо опаснее, когда появляются «истинные» толкователи, которые на основании собственного тафсира начинают окружать себя общиной правоверных для борьбы с неверными. Опасно, когда устанавливается монополия на истину. Вот тогда разгорается пожар войны не только мусульман против немусульман, но и мусульман друг с другом. Эту войну не остановить, если интересы народа не поставить выше религиозных устремлений. Ислам должен служить народу, а не народ религии.

ПОСЛУШНЫХ ОВЕЦ ЛЕГЧЕ СТРИЧЬ

Свое существование я сам
Из Пустоты вымучивал годами...
Теперь я благодарен небесам —
Зажег меня Любови вечный пламень!

Я стал свободен от всего, чем был:
Свободен от надежды, боли, страха,
Свободен от превратностей судьбы,
Гора моих желаний стала прахом!

Всю эту гору пыльной суеты,
Засохших грез, затрепанных мечтаний
В небытие сдул ветер Пустоты,
Развеявший мираж моих страданий!

Джалал ад-дин Руми. Гимн пустоте

Аллах — Всевидящий... Сказано: «Господь твой наблюдает за всем». Этакая перманентная слежка с помощью ангелов, которые все записывают, распределяя дела на добрые и греховные. Они как стукачи должны за всеми следить и докладывать наверх. До революции кадимисты — приверженцы ханафитского мазхаба — верой и правдой служили охранке — отделению по охранению общественной безопасности и порядка департамента полиции министерства внутренних дел Российской империи. К закату империи это ведомство стало одним из важнейших во всей государственной структуре России.

На первый взгляд кажется странной связка приверженцев мазхаба и служителей политического сыска, но она вполне объяснима. Священнослужителям нужна послушная паства, а не «смутьяны» вроде джадидов, отвергавших всякие мазхабы. Неслучайно верующих называют овцами и хвалят за послушание. Послушных овец легче стричь или использовать как жертвенных баранов.

При этом самим священнослужителям необязательно даже быть верующими, главное, чтобы другие верили. У фармацевтов говорят, что неважно, лечат лекарства или нет, важно, чтобы в это верили и покупали лекарства. Поэтому Аллах терпит священнослужителей, превративших ислам в бизнес, терпит бандитские группы, выступающие под зеленым флагом ислама с криками «Аллах ахбар!» Ведь если бы он захотел, то бы не допустил подобного. Сказано: «Если Он захочет, то уничтожит вас, люди, и создаст других. Бог достаточно могуч для этого». Кто осмелится поставить границы воле Аллаха? Им нет предела.

Аллах не только Терпеливый, но и Справедливый... Все, что мы видим вокруг, противоречит идеи равенства и справедливости, заложенного изначально в каждую религию. Массовость религий начинается с признания всех равными. Только укрепившись и найдя общий язык с государством, религия обрастает иерархией священнослужителей, рассматривающих свою стезю не как служение, а как работу. И тогда идея равенства и справедливости истолковывается как далекое будущее — счастье нас ждет в райских кущах с гуриями, потом, после достойной смерти. Клерикалам важны иллюзии, а не реальная справедливость, они предпочитают указывать очень отдаленную цель, где-то в потусторонней жизни, куда вовсе не нужно тотчас спешить, эту сладкую жизнь надо заслужить трудом и послушанием, а порой пожертвовать собой.

ГДЕ СПРАВЕДЛИВОСТЬ?

Вера, духовность и религия не одно и то же. Мы рождаемся с верой в душе, поскольку являемся частью мироздания. Знаменитый философ Сенека сказал: «Когда ты вступаешь в лес со старыми и необычайно высокими деревьями, в котором сплетения ветвей и веток закрывают вид неба, разве величавость такого леса, тишина местности, чудесная тенистость этого свободного, образованного чашей купола не пробуждает в тебе веры в высшее существо?» Мироздание слишком огромно и сложно, чтобы отдельный человек мог постичь его, охватить своим разумом, поэтому ему остается только верить.

Внутренняя вера в человеке заложена от природы независимо от проповедей пастырей человеческих душ. Добро — это «божественное», а зло — «демоническое». Тот же Сенека в одном из писем к Луцилию пишет: «Всякий истинный человек добра причастен божеству». Люди верят в Бога, поскольку стремятся к добру, именно по этой причине величайший богослов ХХ века Муса Бигиев заявил: «Все религии истинны». Такая терпимость джадида не по душе приверженцам шариата, ведь таким образом халифат не построишь, а шариат и есть идеология халифата. Любой мазхаб (включая ханафитский), доведенный до своего логического конца, требует установления шариата в полном объеме. У нас проповедуют стыдливый мазхаб, половинчатый, в надежде, что приверженцы ислама, не заметят радикальную часть шариата (например, признание рабства), но нет гарантии, что найдутся те, кто предпочтет следовать до конца своему мазхабу, как приверженцы «Боку харама» или «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами».

Говорят, Господь все видит и все знает, и каждому воздаст по заслугам. Аллах контролирует все во всех деталях, ведь Он Всевидящий. В Коране сказано: «От того, кто знает все тайны, не скроется вес пылинки, ни в небесах, ни на земле, ни то, что менее этого, ни то, что более».

Мы изначально хотим верить в Его справедливость и не в потустороннем, а в этом мире, но действительность разбивает наши надежды. Когда в Боснии отец стал свидетелем группового изнасилования своей дочери, где был Аллах? Она же еще не успела согрешить. Или само рождение греховно? За что наказание? И почему такое наказание? Он же Милосердный! Всесильный! В чем тогда Его справедливость? А может у Господа был выходной, он был в отпуске? Что ему помешало вмешаться и защитить мусульман в Боснии? Отец изнасилованной дочери думал не о будущей счастливой жизни в райских кущах, он не знал, как помочь дочери, которая смотрела с мольбой на своего отца как спасителя: «Отец, для чего ты меня оставил?» Она верила в него, а отец верил во Всемогущество Аллаха и тоже повторял: «Зачем же ты оставил нас? А может, тебя вовсе не существует? Видно, нет тебя Аллах!»

Чем Аллах может ответить на этот вопрос? Только страхом, который живет у нас внутри от непредсказуемого будущего? Трепещите перед неизвестностью, перед Судьбой и тогда уверуете... А может, Аллах умолк, видя своих мусульман, погрязших в крови своих же братьев мусульман.

У Аллаха 99 имен... Таухид не предмет тафсира, он внутренний свет или вера как таковая, без поучений имамов, занятых своими делами.

Чтоб не застали невзначай в беде,
Не выдавай свою обитель людям.
Живи по адресу давнишнему — «нигде»,
Оттуда вышли все, туда прибудем.

Джалал ад-дин Руми. Присматривая за двумя домами