РЯДОМ С ОЭЗ «АЛАБУГА» ОТКРЫВАЕТСЯ ШКОЛА ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ ЛЕДИ И ДЖЕНТЕЛЬМЕНОВ

Первого сентября рядом с ОЭЗ «Алабуга» откроет свои двери единственная в Татарстане международная школа с преподаванием по британской системе Alabuga International School. Директор Alabuga School — британский преподаватель с 17-летним опытом работы в международных школах в России Дэвид О`Брайен — в интервью нашему изданию поделился подробностями обучения в школе, а также рассказал, в чем преимущество британской системы образования.

1.jpg

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА — ЧТОБЫ ДЕТИ ПОЧУВСТВОВАЛИ УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

— Господин О`Брайен, международная школа Alabuga International School — первая школа в Татарстане, которая будет готовить детей по британской системе образования. Предполагается, что школа уже первого сентября текущего года примет своих первых учеников. Расскажите, готово ли здание школы, где оно находится, с какого возраста здесь могут обучаться дети?

2.jpg
Дэвид О`Брайен

— Это совершенно новое здание, оно расположено в 8 километрах от территории ОЭЗ «Алабуга», рядом с коттеджным поселком «Три медведя», построенным для сотрудников компаний резидентов особой экономической зоны. В здании множество помещений, классов, залов для занятия спортом. Что касается возраста детей. В Англии нет такого понятия, как детский сад, но британская система образования подразумевает начальную ступень, в которой обучаются дети с 3 - 4 лет, но в полном смысле занятия начинаются с пяти лет. На первой стадии реализации проекта Alabuga International School в ней будут обучаться дети начальных классов 3 - 6 лет. В планах — обучение детей на второй ступени 7 - 8 лет и далее до максимального возраста — 12 лет.

— Сколько малышей школа примет 1 сентября?

— В первый год обучения планируется, что в школе будет четыре класса по 15 человек в каждом. То есть, с момента запуска школы мы примем 60 детей. С нового года и в последующем количество классов увеличится до 8. В Англии обычно на каждую возрастную группу приходится по два класса, то есть в среднем 200 человек в школе.

— Какие цели и задачи ставите перед собой при реализации этого проекта?

— Изначально, это, конечно, обучить детей английскому языку. В каждом классе будут по два преподавателя: один — носитель языка из Британии, второй — носитель русского, для того, чтобы у детей не возникло проблем с пониманием.

Второй очень важный момент — это воспитание в детях позитивного мышления и позитивного отношения к другим детям. Наша первая образовательная цель и звучит как «эмоциональная и общественная социализация», то есть обучение манерам поведения ребенка.

— Хотелось бы уточнить, что под манерой поведения вы подразумеваете. Это европейская модель, британская или российская?

— Наверное, в Alabuga International School будет применена «смесь» этих трех образовательных подходов. Объясню на примере: мы будем создавать маленькие группы внутри класса, в каждой группе будут проходить занятия, разделенные на три этапа. К примеру, в первой группе — занятия математикой. Вторая группа в это же самое время будет заниматься с другим преподавателем. Например, играть в школу, больницу, думать, как бы они себя вели на месте учителя, врача. А у третьей группы в это время будут спортивные занятия.

Соответственно, график дня построен по следующему образцу: с утра — больше общения, прогулок, в обеденное время — чтение и другие занятия. Но в то же самое время целый класс будет действовать как одна команда. Мы сейчас говорим про «нулевые» классы, про начальную школу, где детям по 3 - 4 - 5 лет. Очень важно дать им уверенность в себе, и мы можем это сделать за счет тех же занятий, тех процессов, действий, которые они выполняют дома, — дети же ходят с родителями в магазины, парки, театры, посещают врача. И те же самые ситуации, действия они будут «проигрывать» в школе. В дальнейшем уже начнутся настоящие занятия. Главная наша задача, чтобы дети почувствовали себя уверенными в себе.

3.jpg

ДЕТИ ИГРАЮТ, НО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ОНИ УЧАТСЯ, РАБОТАЮТ

— В российских детских садах существует определенный распорядок дня, который предусматривает занятия, прогулки, дневной сон. А как будет построен день в Alabuga International School?

— Одна из важнейших целей, что стоит перед нами, — физическое воспитание ребенка. Поэтому в школе предполагаются занятия спортом, танцами, естественно, обязательны прогулки, если позволяют погодные условия. Помимо этого, большое внимание наши преподаватели младших групп будут уделять обучению правильному питанию: как правильно питаться, выбрать качественную еду, а также, как правильно держать нож и вилку во время еды, то есть манерам за столом. Что касается дневного сна: в нашей системе образования он не предусмотрен. Я был в российских детских садах, и мне они очень понравились. Однако я хотел бы отметить, что в наших детских садиках дети весь день очень активны, они приходят в школу в 9 утра и завершают занятия уже в 15:30. На самом деле занятия для малышей будут очень структурированным. Дети 4 - 5 лет не понимают разницу между работой, учебой и игрой, собственно, может даже возникнуть впечатление, что они постоянно играют. На самом деле, нет — они учатся, работают. Обычно занятия построены таким образом: активная игра заканчивается каким-то небольшим перерывом, отдыхом. У нас в классе будет много подушек, на которых можно поваляться. Но за все время, что я работал в других школах, я не видел, чтобы дети уставали.

— Маленькие дети, как правило, быстро осваивают иностранный язык, если правильно его преподавать. Как будут построены занятия по английскому языку в вашей школе?

— В первое время, конечно, будет постоянный перевод на русский язык. Но я уже заказал в Англии специальные книги по оксфордской системе изучения языка. В этих учебниках основной упор делается на фонетику, в них нет слов, просто большие картинки, и обучение английскому языку происходит в форме игры. То есть дети учат звуки, фонетику и изучают буквы в форме игры. Оксфордская система подразумевает постепенный переход от картинок к таким простейшим словам, как «да», «нет», «yes», «no». Каждый день дети будут брать книги домой и постепенно перейдут от фонетики к простейшим словам и предложениям. Отмечу, что на первом этапе очень важно взаимодействие с родителями, ведь дети в этом возрасте еще не умеют читать и писать.

— Будет ли действовать правило «ни слова по-русски», в том числе и в общении между детьми?

— На самом деле у нас нет такого намерения — запрещать. И в то же время дети быстро понимают, что преподаватель говорит на другом языке, и они будут стараться говорить на его языке. Наше видение состоит в том, что во время уроков дети говорят на английском, и мы будем их поощрять, а вне уроков они будут говорить на родном языке. Хотелось бы привести пример из моего опыта преподавания в международной британской школе в Москве. В моем классе половина учеников были россиянами, другая половина — итальянцами. И у нас действовало правило: во время уроков дети не говорят ни по-русски, ни по-итальянски, только по-английски. В то же время вне уроков никто не запрещал им говорить на родном языке. Но в общении между собой они все же выбирали английский.

— Отличаются ли международные школы России и Великобритании? Есть ли свои особенности?

— Как таковой разницы между международными школами нет, но есть небольшое отличие. Например, в британских школах в России, мы посвящаем три часа изучению русского языка. Причем русский язык изучают все дети, независимо от их национальности и гражданства. И час в неделю мы посвящаем изучению русской культуры, русской литературы. Помимо этого, в России мы отмечаем национальные праздники, например, Масленицу, Новый год. На самом деле это повсеместная практика международных школ — изучается язык той страны, где расположена школа. Хотелось бы отметить, каждые два года к нам в британские международные школы приезжают преподаватели-инспекторы из Кембриджа. То есть каждые два года мы должны показать свое соответствие международной программе.

4.jpg

РАБОТА ШКОЛЫ БУДЕТ ОЦЕНИВАТЬСЯ ИНСПЕКТОРАМИ ИЗ КЕМБРИДЖА

— А чем отличается британское образование от немецкого, французского?

— Основное отличие системы британского образования состоит в том, что и в немецкой, и во французской системах первые настоящие уроки начинаются в возрасте 7 лет, в британской системе — с 5 лет. И то же самое применимо к Alabuga International School. Второе большое отличие именно британской системы образования в том, что мы даем креативное образование. Что это означает? Наши преподаватели не дают ответы на все вопросы, то есть дети сами должны исследовать, вырабатывать собственную точку зрения.

— Значит, вы будете растить таких маленьких леди и джентльменов, будущих студентов Оксфорда, с манерами английской королевы?

— С одной стороны это так: 2 - 3 года дети будут активно учиться, и мы хотим, чтобы у них появились навыки общения, поведения, хорошие манеры. В то же самое время у нас предусмотрены занятия русским языком и культурой, и мы против того, чтобы дети отрывались от русской культуры.

— Известно, что главную роль в любой школе, даже самой передовой, играют преподаватели. Какие требования вы предъявляете педагогам вашей школы?

— Начиная с сентября у нас будет четыре преподавателя-британца, это помимо меня, плюс пять преподавателей-ассистентов — россиян. Если говорить об иностранных преподавателях, нам важен их профессиональный опыт и умение работать в команде. Для российских коллег, конечно, профессиональный опыт тоже важен, но ключевой момент — знание английского и опыт работы с маленькими детьми.

— Будет ли уделяться внимание коммуникациям с родителями?

— Вопрос общения с родителями очень важен. Помимо обучающих книг для детей, мы также отправляем книгу с комментариями родителям. Я лично каждые две недели буду писать родителям письма на английском языке с переводом на русский, а единое письмо-обращение родителям будет вывешиваться на сайте школы, также и меню на английском языке на следующую учебную неделю. Одна из моих задач — вовлечь родителей в процесс обучения.

— В России очень строгий контроль над системой образования. А кто и как будет оценивать деятельность вашей школы?

— Это очень важный аспект. Как я уже отмечал, наша работа будет оцениваться международными инспекторами из Кембриджа. Они будут присутствовать на занятиях, общаться с родителями, спрашивать, как работает эта система, дадут определенную оценку, составят свое собственное мнение о том, как работает школа, соответствует ли уровень обучения детей заданным требованиям.

— Дэвид, расскажите о себе: каков у вас опыт в педагогике, организации подобных школ?

— Я всегда хотел преподавать. В свое время окончил университет в Ливерпуле со степенью по детской психологии, потом год проработал волонтером в школе, затем уехал в Уэльс на четыре года, где получил сертификат преподавателя. После этого меня пригласили в Москву, где я работал преподавателем в международной британской школе. Затем основал новую международную школу в Тюмени, снова вернулся в Москву на должность директора международной школы.

Работаю в вашей стране уже 17 лет и очень люблю Россию. Что касается Alabuga International School, для меня это прекрасная возможность поучаствовать в новом проекте по созданию международной школы здесь у вас, в Татарстане.

0+