Самый известный голландский кинорежиссер Йос Стеллинг находится на этой неделе в Казани. Накануне он встречался со зрителями кинотеатра «Мир», где проходит ретроспектива его картин. Вчера была показана его первая «русская» работа «Душка», где одну из главных ролей сыграл Сергей Маковецкий. Корреспондент «БИЗНЕС Online» отметил, что отличающийся немногословностью в сценариях голландец весьма говорлив на публике.
Йос Стеллинг |
DUSKA
Йос Стеллинг живет в Утрехте, где, кстати, владеет двумя артхаусными кинотеатрами — Springhaver и Louis Hartlooper Complex. В кино он дебютировал с фильмом «Марикен из Неймегена», который попал в основную программу Каннского кинофестиваля 1975 года. Фирменным стилем Стеллинга считается намеренный отказ от диалогов — вместо этого в ход идут эмоции, жесты, недомолвки. Хотя в последнее время, отметим, в картинах голландца тоже стали много говорить.
В «Мире» показывали почти все главные работы Стеллинга: «Стрелочник», «Иллюзионист», «Рембрандт», «Ни поездов, ни самолетов», «Летучий голландец». Будет, конечно, и фильм «Девушка и смерть», «поклон русской литературе». Его сюжет разворачивается в конце XIX, начале и середине XX веков, а роли помимо нидерландской актрисы Сильвии Хукс исполняют Леонид Бичевин, Сергей Маковецкий, Рената Литвинова, Светлана Светличная.
Маковецкий снимался и в «Душке» (2007 год, по-английский звучит как Duska), где играл забавного русского, приехавшего в гости к голландскому сценаристу Бобу, который с ним случайно познакомился на российском кинофестивале. Но иностранец его совсем не ждет, к тому же у него налаживается роман с кассиршей из соседнего кинотеатра. Но Душка не хочет оставлять Боба, доводя того до отчаяния. Собственно, благодаря «Душке» соучредителю фонда «Живой город» Артему Силкину и пришла идея привезти нидерландца в Казань, получившая одобрение министерства культуры РТ.
МАКОВЕЦКИЙ И АРХЕТИПЫ
«Фильм — это половина самого процесса, вторая половина — это зрители, — заявил после титров Стеллинг. —Мы должны делать его вместе. Я всегда говорю, что чем лучше публика, тем лучше фильм. Я не хочу объяснять фильм. Потому что порой ваша интерпретация фильма лучше, чем моя». Он предложил задавать вопросы. Корреспондент «БИЗНЕС Online» тут же поинтересовался, будет ли Стеллинг еще работать с русским «Душкой». «Мы с Маковецким подружились, — сказал режиссер. — Мне было интересно с ним работать. Он чеховский актер, я видел его в спекталях типа «Дяди Вани». При этом он и отличный киноактер, снявшийся в 55 фильмах. Мы уже говорили о следующем фильме — экранизации «Черного монаха» Чехова».
«Я хочу вам кое-что рассказать о Маковецом, — продолжил Стеллинг. — Обычно мы смотрим на специальном мониторе все, что сняли. А я человек семейный. И когда мы снимаем фильм, то мы все смотрим снятое. Мы всегда так делали. Но не Маковецкий. Маковецкий ходил и смотрел на наши лица, нравится ли нам фильм. Потом я узнал, что актерам в Росиии не разрешается отсматривать новые кадры. Я и сказал: я снял 12 фильмов, а ты в 55 снялся, ты мне можешь помочь стать хорошим режиссером, и я могу помочь тебе стать хорошим актером. Ты должен смотреть себя на мониторе. Мы приготовили для него большой стул, и он был очень удивлен, ему все очень понравилось. А потом он спросил: есть идеи, можно ли их предложить? Конечно! Я уверен, что люди вокруг — они лучше меня. Поэтому я и делаю фильмы. На съемочной площадке обычно все делают то, что написано в сценарии, без обсуждений. Но вот, скажем, сцена, когда он кладет сахар в стакан и долго его размешивает, — это его идея».
Отметим, что в «Душке» Россия изображена очень гротесково — в духе постперестроечных комедий, с размалеванными актрисами и моделями, хитрыми барменами, дикими персонажами на фуршете. «Я работаю с архетипами, — пояснил Стеллинг. — В кино вам нужно заниматься именно архетипами. Они важнее, чем персонажи. Все думают, что самое важное — это то, что делают актеры. А я думаю, что публике интересно то, что происходит между ними». И тут же кинорежиссер привел пример: «Вот ходит по улице утка. Между штанов. Как Дональд Дак. Ничего не происходит. Просто утка. Внезапно появляется другая утка с ножом за углом. И фильм начинается! И первая утка становится вам интересной. Она ведь не знает, что есть другая утка! А люди говорят: какой хороший актер! А это просто ситуация».
«...РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ, ПОЭТЫ — Я ДАЖЕ РЕВНУЮ, ЧТО ОНИ ЕСТЬ У РУССКИХ»
Стеллинг многократно уже рассказывал, что «Душка» основана на реальном человеке, питерском журналисте Юрии Кохенко, которого он встретил лет 15 назад. Тот пытался задавать вопросы на пресс-конференции, но коллеги ему это делать не разрешали, мол, у него нет диплома: «Душка — это вообще мое личное чувство. Помню, я встретил его через пару лет после знакомства. Мы были в отеле в Петербурге. Он не говорил по-английски. Мы сидели, смеялись. С ним была китаянка-переводчица, но она тоже не говорила по-английски. И мы сидим в лобби, смотрим друг на друга. И он говорит слово «тоннель». Через пару минут сообщает: пойдем ко мне домой. Мы пошли, было холодно, минус 30, снег идет. Я не был готов к такой прогулке. У своего дома он свернул. А я абсолютно замерз. Через полчаса мы стояли у железнодорожного моста. И он показал мне: смотри, тоннель. А я был рассержен, хотел его убить. И при этом мне очень понравилось, что он был так мил и показал тоннель. Это смесь двух чувств, любви и ненависти, это чувства Душки... Также это фильм про любовь Востока и Запада. На Западе люди думают о завтрашнем дне, а на Востоке — о сегодняшнем, о том, что происходит здесь и сейчас. И я думаю, они правы, потому что завтра не существует — всегда есть следующее завтра. Я показывал этот фильм в Риге. Там было много русских. И после они были не то чтобы рассержены, но разочарованы. Кто-то даже плакал. Мол, что вы сделали, у вас такие тупые русские персонажи в фильме. Я пытался им объяснить. Говорил: может, Боб — это я. И он старается найти Душку. А в конце становится этим Душкой. И тогда мы все обнялись, все пришло в норму... Я много раз бывал в России, ездил в Новосибирск два месяца назад, видел Сибирь. Россия — это большая страна. А Голландия — самая маленькая. Когда приезжаешь из самой маленькой в большую, весь мир твой. Мы, голландцы, говорим на многих языках, мы много путешествуем, мы везде. А вот русские — это люди в себе. Они закрыты. Когда я говорю о Достоевском, Чехове, русские говорят: не надо их трогать, это наше. Странно. Я пытаюсь им объяснить, что надо ими гордиться. Стравинский, Шостакович, русские писатели, поэты — я даже ревную, что они есть у русских. Ими надо вдохновляться. Это закрытая страна. Русские люди смотрят вниз, не в глаза, они стеснительные, каждый — в своем мире».
«ГОЛЛАДСКИЙ ДОВОЛЬНО ДУРАЦКИЙ»
При этом Стеллинг в восторге от русского языка и восприятия искусства: «Я не очень люблю диалоги, особенно на голландском, он довольно дурацкий. Мне перевели как-то диалоги на русский, а потом — обратно на датский. И они стали красивее. Скажем, мужчина в кино спрашивал: «Что ты тут делаешь». А когда эту фразу перевели, получилось: «Каким ветром тебя сюда занесло?» Другая история: однажды я ходил по Русском музею с его директором и сказал: «Я понимаю, что такое иконы. Они плоские, они друг на друга похожи, в них нет эмоций». И мне объяснили: «Конечно, нет. Эмоции — они в зрителях. Они их создают. В католических храмах ты просто ходишь и смотришь. А вы создаете эмоции».
К слову, часть фильма «Душка» снята на Украине, к примеру, начальная и конечная сцены появились в Киеве. «Я услышал сегодня светлые новости об Украине, — закончил свое выступление Стеллинг. — Кажется, там есть надежда на мир». Отметим, что режиссер насыщенно проводит свои дни в Казани. Он уже побывал в Казанском кремле, в планах — Свияжск и Болгар. Сегодня в Казанском государственном институте культуры и искусств он проведет мастер-класс для молодых кинорежиссеров. Потом будет работать в жюри VI казанского международного фестиваля любительского, молодежного и детского кино, а 5 сентября Йос примет участие в церемонии открытия X казанского международного кинофестиваля.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.