Сегодня проректор КНИТУ-КХТИ Ильдар Абдуллин, который с июня этого года находился под стражей в рамках расследования уголовного дела по обвинению в мошенничестве на сумму 16 млн. рублей, неожиданно для своих коллег появился в... своем вузе. Его адвокат Владимир Гусев пояснил «БИЗНЕС Online», что стороне защиты удалось добиться в Верховном суде РТ отмены домашнего ареста спустя несколько дней после его продления до конца октября в нижестоящей инстанции. Теперь Абдуллин практически свободен, никакая иная мера пресечения ему не назначена, в том числе и подписка о невыезде. И ему до сих пор не предъявлено обвинение по новому эпизоду о 38 млн. рублей ущерба вузу, о котором в июле заявлял шеф МВД Артем Хохорин.
Проректор КНИТУ-КХТИ Ильдар Абдуллин сегодня неожиданно для сотрудников появился в своем вузе, на своем рабочем месте |
АБДУЛЛИН ПОЕХАЛ ДОМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНО
Проректор КНИТУ-КХТИ Ильдар Абдуллин, который с 9 июня этого года находился под стражей в рамках расследования уголовного дела, сегодня неожиданно для сотрудников появился в своем вузе, на своем рабочем месте. Информацию об этом сначала сообщили источники нашей газеты, а затем ее подтвердила начальник пресс-центра КНИТУ-КХТИ Алла Кайбияйнен. «Абдуллин действительно, в соответствии с законодательством, по своему личному заявлению 10 сентября отозван из отпуска и вышел на работу», — сообщила она.
В приемной проректора, куда обратился «БИЗНЕС Online», узнав суть вопроса, попросили перезвонить, а потом заявили, что по всем вопросам следует обращаться к его адвокату Владимиру Гусеву.
Адвокат сообщил нашему корреспонденту, что вчера с проректора был снят домашний арест. Срок содержания Абдуллина под домашним арестом истекал 29 августа. За два дня до этого, 26 августа, Вахитовский райсуд продлил ему домашний арест еще на два месяца, до 29 октября. Однако накануне стороне защиты удалось отменить это решение. «Вчера Верховный суд Татарстана рассматривал мою апелляцию на продление срока содержания Абдуллина под домашним арестом и в удовлетворении ходатайства следователя о продлении сроков домашнего ареста отказал», — рассказал нашему корреспонденту Гусев.
Почти два месяца — с начала июня до начала августа — Абдуллин отсидел в СИЗО. Еще месяц провел под домашним арестом — с начала августа до начала сентября.
Пока никакой меры пресечения для проректора следствием не избрано, поэтому он не ограничен в передвижении и теоретически может, например, вылететь за рубеж. Хотя Гусев не исключил, что в дальнейшем будет подписка о невыезде, но подчеркнул, что в связи с тем, что следствие идет, никакого желания покидать пределы страны у Абдуллина нет.
«Из суда представитель УФСИН пошел по своим делам, а Абдуллин поехал домой самостоятельно», — рассказал Гусев.
В качестве доводов сторона защиты предоставила справку из поликлиники о состоянии здоровья Абдуллина. Кроме того, адвокат напомнил, что подозреваемый является автором 350 научных работ и признанным ученым.
Вчера с Ильдара Абдуллина был снят домашний арест (фото: www.kstu.ru) |
СИЗО — ДОМ — СВОБОДА
Напомним, что скандал в КНИТУ разгорелся 9 июня этого года: 60-летнего проректора по научной работе тогда вывели из здания в наручниках. Правоохранительные органы заподозрили Абдуллина в мошенничестве, совершенном в особо крупном размере. По данным МВД, он создал схему систематического хищения бюджетных средств, которые выделялись на развитие вуза и проведение научных разработок. В частности, по версии следствия, в декабре прошлого года проректор технологического университета решил вопрос о выделении вузу 40 млн. рублей для приобретения дорогостоящего научного оборудования, 16 млн. из которых вывел через подконтрольные ему коммерческие структуры. Кроме того, по версии силовиков, в феврале того же 2013 года он обеспечил победу в проводимом КНИТУ конкурсе «нужной» компании.
11 июня Вахитовский районный суд Казани удовлетворил ходатайство следователя о назначении для Абдуллина меры пресечения в виде заключения под стражу сроком на 2 месяца. Через несколько дней — 17 июня — ему предъявили обвинение в преступлении, предусмотренном ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»).
Надежды Абдуллина добиться хотя бы смены заключения в СИЗО на домашний арест растаяли с первой попыткой его адвоката обжаловать решение Вахитовского райсуда об аресте. В пользу изменения меры пресечения Гусев тогда приводил и состояние здоровья своего подзащитного, и его положение в обществе, напомнил, что Абдуллин — признанный ученый, автор 350 научных работ. Сам же проректор, чтобы подтвердить, что не намерен скрываться от органов за границей, был даже готов сдать свой заграничный паспорт. Но суд тогда так и не внял доводам защиты.
Масла в огонь в скандальной истории добавила июльская пресс-конференция Артема Хохорина, на которой глава МВД Татарстана заявил, что министерство инкриминирует проректору КНИТУ-КХТИ еще 38 млн. рублей ущерба, нанесенного госбюджету, и считает его причастность к преступлениям доказанным фактом. Наши источники в силовых органах посчитали, что таким образом Абдуллин был поставлен перед дилеммой: либо, мол, «вешаем» новые дела, либо... Что за этим скрывается, сказать сложно, но наши источники уверены, что достаточно вольная работа с финансовыми потоками в КНИТУ-КХТИ практиковалась широко, поэтому следователи были заинтересованы в раскручивании клубка и понимании той роли, которую играл в этом прежде всего ректор Герман Дьяконов. Напомним, как сообщал в своем интервью Дьяконов, за последние пять лет вуз получил только на закупку оборудования 2,5 млрд. рублей. Это направление как раз и курировал Абдуллин.
Удивительно, но, видимо, внутренние тайные пружины дали какой-то ход этому делу и, несмотря (или благодаря!) на угрозу предъявить дополнительные обвинения со стороны силовиков, в августе Вахитовский районный суд все же изменил меру пресечения для проректора на домашний арест.
На момент подготовки публикации не была известна реакция МВД на эти события — комментарии министерства по этому поводу «БИЗНЕС Online» получить не удалось. Но наши информированные источники уверены: «КНИТУ-КХТИ еще станет источником громких новостей...» Кстати, как заявил сегодня адвокат ученого, обвинение по этому факту предъявлено так и не было, что и говорит в пользу нашей версии о некоем торге со следствием.
Источник в вузе на условиях анонимности сообщил, что ситуация с освобождением Абдуллина стала возможной из-за того, что был «окрик сверху» или же был решен вопрос со следствием. «Других вариантов не может быть. Скорее всего, имело место и то и другое», — говорит он. Сотрудники КНИТУ, по его словам, снова «в шоке». «Официально заявили о громких разоблачениях, тем не менее «виновник переполоха» спокойно сидит в своем кабинете», — говорит источник. Тем не менее он считает, что какое-то логическое завершение у этой истории должно быть, потому что случай уж слишком вопиющий.
«ЭТО КАК РАЗ ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ДЕЙСТВУЕТ»
Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», прокомментировали новый поворот в деле.
Вениамин Чубаренко — адвокат:
— Одним из мотивов принятия таких превентивных мер, как взятие под стражу или назначение домашнего ареста, является возможность того, что задержанный может помешать сбору доказательств, воздействовать на свидетелей, может скрыться от следствия и суда. С момента того, как все это произошло, прошло несколько месяцев. Видимо, за это время были собраны доказательства, которые подтверждают, что вина задержанного не так велика, как она предполагалась первоначально. То есть отпали те мотивы, которые ранее были учтены при избрании меры пресечения. Соответственно, и весь объем вины, который предполагался первоначально, уменьшился. Кроме этого, наверняка было принято во внимание состояние здоровья этого человека, все это было учтено. В связи с этим суд был вправе изменить меру пресечения. Но там, видимо, и защитники обжаловали эту меру пресечения. Это как раз говорит о том, что судебная система действует.
Дмитрий Морозов — адвокат:
— Насколько я знаю, Абдуллина ведь не просто освободили из-под домашнего ареста. Его не освободили полностью, на данный момент ему избрали такую меру пресечения, как подписка о невыезде. Она немножко легче, чем домашний арест, но все равно — человек без уведомления следствия не может покидать пределы населенного пункта. Он свободен в общении, но не более того. Возможно, в связи с его возрастом и состоянием здоровья решили изменить меру пресечения, дабы не ухудшать его состояние. Как я понимаю, следствие продолжается и какие-то выводы пока делать рано.
Справка
Ильдар Абдуллин родился 3 марта 1954 года.
Проректор КХТИ, директор Института химии и нефтехимии КХТИ, лауреат Государственной премии РТ в области науки и техники, заслуженный деятель науки РТ, академик Российской медико-технической академии. Является автором 350 научных и учебно-методических работ, 6 монографий, 32 авторских свидетельств и патентов. Общий стаж работы составляет 31 год, в отрасли — 29 лет, в КХТИ — 14 лет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 201
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.