ТЕРРОРИЗМ, УБИЙСТВА, ПОКУШЕНИЯ — И ЭТО ВСЕ О НЕМ

Сенатор (пусть и даже это маска, скрывающая за собой личину богатейшего нефтеторговца), который приговорен к пожизненному заключению, то есть фактически к смертной казни, которой у нас нет, — явление не рядовое даже для нашей страны. Сразу и не вспомнишь, где и когда такое было. Разве что заговор Катилины 63 года н.э. Давно однако. И чтобы такого добиться, надо сильно постараться. Не меньше, чем Луций Сергий. При этом, совершая преступления, с кем-то не поделиться и с кем-то поссориться. Иначе ничего не выйдет.

Сенатору от Башкортостана Игорю Изместьеву — бывшему офицеру и инженеру, помощнику председателя Государственного Собрания Республики Башкортостан, создателю и владельцу мощнейшей империи «Корус-Холдинг», награжденному множеством российских наград, включая золотой именной хронометр от президента Владимира Путина (2006), удалось и то и другое.

Поворотной точкой отсчета в биографии этого человека стал 2007 год, когда Изместьева задержали в Кыргызстане (куда его выманили из Швейцарии якобы на переговоры и под серьезные гарантии) и спецбортом ФСБ доставили в Москву. Дело его считалось настолько важным, что суд присяжных, который, по некоторым данным, склонялся к оправдательному вердикту, был распущен. Изместьеву предъявили обвинение в... терроризме, Госдума срочно приняла закон об изъятии дел по терроризму из судов присяжных в профессиональные суды.

В чем же обвинялся человек, который еще надавно слыл одним из удачливейших нефтетрейдеров России и был вхож в самые приличные дома от Уфы до Москвы и далее?

По данным следствия, Изместьев был организатором в начале 90-х годов «устойчивой группировки для совершения нападений на граждан в Москве и других регионах страны». Тогда он являлся еще начальником отдела внешнеэкономических связей Ново-Уфимского нефтеперерабатывающего завода (в 2001 - 2006 годах он представлял Башкортостан в Совете Федерации). Основной костяк группировки составляли жители города Кингисепп Ленинградской области, в том числе бывшие офицеры-подводники Валентин Бар-Бирюков и Александр Пуманэ. Лидерами этой группы являлись криминальные авторитеты Сергей Финагин и Имран Ильясов.

Изместьева, а также участников кингисеппской группировки обвиняли в организации в 1994 - 2004 годах убийств московского нотариуса Галины Перепелкиной, директора по производству Ново-Уфимского нефтеперерабатывающего завода Салавата Гайнанова, главного бухгалтера «Башнефтехимторга» Валерия Сперанского, сотрудника фирмы «Ронекс» Олега Булатова и председателя правления фирмы «ВМС-Октан» Василия Хитаришвили. Кроме того, им инкриминировалась организация нескольких покушений, в том числе в сентябре 2003 года на Урала Рахимова — сына президента Башкортостана, тогда гендиректора ОАО «АНК «Башнефть». Подрыв джипа с охранниками Рахимова-старшего в Уфе, в результате которого погибли два человека, и минирование другой машины у его офиса в разгар выборов президента Башкортостана следствие квалифицировало как теракт. Помимо прочего экс-сенатору инкриминировался поджог типографии, в которой печатались агитматериалы башкирской оппозиции, и уклонение от уплаты налогов его фирмой «Корус».

Что стоит за всеми этими обвинениями? Один из экспертов «БИЗНЕС Online», лично знавший Изместьева много лет и сотрудничавший с ним в разных проектах, прокомментировал это так: «Там, где нефть, там всегда есть теневая сторона с криминалом. Так что все могло быть... Но в первую очередь он крупный и эффективный для своей эпохи менеджер, который волею судеб оказался доверенным лицом Рахимова старшего».

Сам Изместьев, как известно, обвинений долго не признавал. «У меня не было никаких мотивов для совершения указанных в приговоре преступлений, — сказал он в суде. — Они совершались в интересах человека, о котором все прекрасно знают, в том числе следователи — это сын бывшего президента Башкирии Урал Рахимов».

Изместьев в конце 2010 года был осужден к пожизненному заключению. Считается, из-за того, что не сдал семью и секреты Рахимова старшего...

ПРИВЕТ ИЗ-ЗА РЕШЕТКИ

Но на этом история вовсе не закончилась. Ведь Изместьев был не просто организатором, как сейчас принято писать, банды и заказчиком преступлений. Он владелец империи «Корус-Холдинг» (предмет интересов от нефтетрейдерства до собственного речного флота), обладал широчайшими деловыми связями в Башкортостане и за ее пределами. Кстати, в том числе и в Татарстане. В конце 90-х его группа «Корус» считалась одной из крупнейших в России в области торговли нефтью. Это было в период, когда в Татарстане ушла с арены компания «Сувар» Бориса Чуба (погибшего при загадочных обстоятельствах в 2008 году) и еще не пришло время нефтетрейдерских структур, связанных с группой «ТАИФ» и «Татнефтью».

Интересы экс-сенатора в Татарстане были обширны: до 2004 года он владел татарстанской нефтяной компанией «Татнефтьотдача». Известно, что «Татнефтеотдача» добывала 25 - 30 тыс. т нефти в месяц. Затем он продал ее структуре Мусы Бажаева НК «Альянс». Кроме того, Изместьев владел долей в банке «Зенит» (6,70%) — опорном банке «Татнефти». Также среди активов ОАО «Корус-Холдинг» была сеть АЗС в Москве, Московской и Смоленской областях, три нефтебазы, а также судоходная «Волго-Балтийская компания».

Оговоримся, что Татарстан был все-таки на переферии интересов Изместьева. Главное, группа «Корус» была центральным узлом в финансовых схемах Уфы, а сам Изместьев — очень доверенным лицом президента Рахимова (он даже шел у него дублером на президентских выборах в начале 2000-х).

Посадке Изместьева предшествовала масштабная спецоперация федерального центра по демонтажу Муртазы Рахимова. Он оставил свой пост в 2010 году, а годом ранее башкирская «нефтянка» перешла под контроль АФК «Система», будучи проданной Уралом Рахимовым. Последним аккордом истории была мощная информационная атака федеральных СМИ против семейства Рахимовых. Первый канал, НТВ, «Российская газета» и другие влиятельные масс-медиа обвинили главу республики и его окружение во всех смертных грехах: от коррупции и приписок до сомнительной приватизации и близости к власти людей, причастных к убийствам — упоминался Изместьев. После этого сложил с себя полномочия депутата местного парламента Урал Рахимов...

Через год после посадки Изместьева в СМИ (видимо, надежда, что отсюда он выйдет, растаяла, а бывшие партнеры — патроны забыли о нем) появилась информация о том, что он готов дать некие показания о коррупционных схемах. Президентский совет по правам человека подготовил и передал президенту РФ Дмитрию Медведеву документы по этому поводу.

Примерно в это же время, летом 2011 года, Изместьев каким-то загадочным способом стал выходить в интернет-пространство (хотя, возможно, его подвели его доверенные лица) из колонии особого режима. «БИЗНЕС Online» тогда удалось обнаружить сразу три интернет-ресурса, которые, судя по всему, принадлежали осужденному экс-сенатору. Во-первых, это сайт Изместьев.ру, в Twitter нашелся аккаунт Изместьева, а также блог в ЖЖ «Из мест заключения». Все три ресурса были взаимосвязаны и имеют примерно сходное содержание: в них содержатся многочисленные материалы (в основном копипаст из российских СМИ) на темы экономической преступности и коррупции.

Среди них можно было встретить сообщение о заявлении, которое Изместьев направил главе СКП Александру Бастрыкину. Экс-сенатор сообщает в нем о краже... активов башкирского ТЭКа на $5 млрд. семьей бывшего президента РБ Рахимова.

Спустя три года после появления этой информации маховик закрутился, началось расследование сделок, предшествовавших демонтажу Рахимовых. На минувшей неделе СМИ сообщили, что Изместьев дает показания против бывшего главы «Башнефти» Урала Рахимова и других участников приватизации и продажи компании и заключил сделку со следствием. Изместьев рассказал следователям не только о причастности Урала Рахимова к экономическим преступлениям, но и о том, что он являлся заказчиком некоторых громких убийств, совершенных кингисеппской группировкой. Если показания Изместьева подтвердятся, он может рассчитывать на замену пожизненного срока на более мягкое наказание — вне сомнений, на это он и рассчитывал с самого начала, выступая с заявлениями из колонии. Эксперты считают, что ему в итоге могут смягчить наказание с пожизненного на срок в 20 - 25 лет с возможностью условно-досрочного освобождения. Как утверждают адвокаты, которые вели дело кингисеппской ОПГ, у Изместьева нет отягчающих обстоятельств, а есть только смягчающие, потому что он не принимал участия ни в одном из убийств. Если будет доказано, что он не являлся организатором этих убийств, это может существенно смягчить его приговор.

ЕВТУШЕНКОВ БЫЛ ПОДВЕШЕН НА ТОНКОЙ НИТОЧКЕ

Таким образом, сделка «Системы» и Рахимовых находится под вопросом с самого начала. И нынешние приключения Евтушенкова, выразившиеся в домашнем аресте, начались отнюдь не вчера.

Теперь младший Рахимов тоскует по Родине и даже готов возместить ущерб от своей приватизационной деятельности. Об этом рассказал на допросе в следственном комитете сам Изместьев, проявляя удивительную информированность: «Урал Рахимов находится в тяжелом эмоциональном состоянии, боится экстрадиции в Россию. В силу того, что он осознает совершенное хищение имущества, он готов передать Российской Федерации как средства, находящиеся на счетах благотворительного фонда «Урал» в объеме более 60 миллиардов рублей, так и часть средств, находящихся на зарубежных счетах».

Откуда Изместьев узнал о тяжелом эмоциональном состоянии Рахимова-сына — не сообщается.

Кстати, сделаем еще несколько шагов назад: еще в 2003 году Счетная палата назвала сделку по приватизации «Башнефти» «беспрецедентным случаем хищения активов из федеральной собственности», но трогать Рахимовых тогда побоялись. Достаточно долго имело место вялотекущее расследование или вовсе замораживание дела. Младшего Рахимова вроде как пожурили, но позволили уехать отсиживаться за границей. Хотя формально дела не прекращались...

И тут Евтушенков, по-видимому, совершил ошибку. АФК «Система» объявила о готовности в сентябре к SPO «Башнефти» в Лондоне на $1­ - 2 миллиарда. Совет директоров принял решение о допэмиссии на 37 млн. акций (20,5%), и компания запросила у ЦБ разрешение на обращение бумаг в Лондоне.

ОЖИВШИЙ ТРУП

Вот тогда-то уголовное дело по приватизации «Башнефти» внезапно восстало из гроба. Стоит напомнить, что еще в начале лета нынешнего года были арестованы 71,76% акций «Башнефти», а в июле знаменитый Басманный суд Москвы наложил арест еще на 12,57% акций. Заодно и Рахимов-сын был официально объявлен в розыск. Тогда же по уголовному делу о приватизации «Башнефти» (председателем совета директоров коей является сын Евтушенкова Феликс Евтушенков) в СК был вызван на допрос сам Евтушенков-отец. Он сразу же объяснил это рейдерским захватом, но не сказал, с чьей стороны идет наезд, и отверг свою причастность к каким-либо незаконным действиям.

Очевидно, что Евтушенков по глупости или самоуверенности не учел текущего политического момента. Из-за войны за русский мир на Украине Запад в едином порыве сплотился против России и принялся бить внезапно оживших после разгрома в холодной войне русских не летальными, но неприятными санкциями. Лондон, как всегда, гордо шагает в ногу рядом с Вашингтоном, а иногда даже вырывается вперед. К тому же Евтушенков, как утверждают знающие люди, связан с семейством формально все еще законного президента Украины Виктора Януковича и «православным олигархом» Константином Малофеевым, которому приписывают организацию восстания в Малороссии. В таких условиях вот только размещения акций краденой «Башнефти» в Лондоне не хватало. Что, видимо, и вызвало резкую реакцию Кремля.

Дело это, если его начать хорошенько раскручивать, сулит массу неожиданностей. Сомнительно, чтобы папа-Рахимов ничего не знал о деятельности своего сына, как бы ни был тот скрытен (по свидетельствам знавших его, он старался нигде не оставлять своей подписи и действовать только через посредников, одним из которых и был Изместьев). По сообщению источника газеты «Известия» в правоохранительных органах, Изместьев признает, что деньги для преступной деятельности он получал у Урала Рахимова, который и был настоящим заказчиком, и передавал лидеру кингисеппской ОПГ Финагину.

Но это наверняка только сюжет, не более. Смысл раскручивания дела, которое казалось почти забытым и законченным, несомненно, глубже. В чем он состоит — никто не может сказать определенно. Мнения простираются от начавшегося передела уже сильно объеденного пирога советского наследства, которого никак не хватает на всех едоков, до начала ликвидации олигархической системы.

Ясно только, что дело «Башнефти» ожило неспроста, а каковы цели его организаторов — мы вскоре узнаем по их действиям. И что бы сейчас ни говорили различные эксперты и соратники Евтушенкова по «клубу олигархов» из РСПП, но наличие во всей истории, точнее, у ее истоков такой противоречивой и многознающей фигуры, как Изместьев, к тому же осужденной пожизненно, не оставляет никаких шансов, что «Система» удержит контроль над «Башнефтью»...