ЖЫЕН КАК ТАТАРЧА СОЛЯНКА

Организаторами мероприятия выступили молодежный клуб «Иман йорты» и ТГАТ им. Камала при поддержки мэрии Казани. «Иман йорты» открылся зимой этого года при мечете «Ярдэм». Они организовывали массовое публичное мероприятие, им стал велопробег в честь Рамадана. Сейчас они планируют повторить заезд в связи с Курбан-байрамом, и, в частности, провести конкурс рукоделия «Энже»

Если не знать о том, что мероприятие называлось жыен, можно было спутать с Днем города или республики. Никакого умственного труда, сплошное созерцание. Возле фонтанов работала ярмарка — продавались книги, мед, пирожки, украшения, сладости. Несколько аниматоров в сказочных костюмах пытались веселить детей. Хотя больше всего на празднике было пенсионеров, которые оккупировали свободные пространства у фонтанов. «Встреча с историческими личностями», заявленная в программе, ограничилась появлением актеров в костюмах Хана, Сююмбике, Кул Шарифа.

Салават Минниханов и Гузалем

Обещанная татарская национальная музыка, конечно, звучала. Только это был в основном обычный эстрадный пост-шансон с надоедливыми резкими клавишами и беспрестанным битом, череда молодых исполнителей, которым, по сути, неважно, где играть — на корпоративе или жыене. Вот поют Салават Минниханов и Гузалем, вот выдает что-то под минус ансамбль «Бэрэкэт», вот исполняет что-то духоподъемное Гульзадэ... Режиссер концертной программы жыена, народный артист Татарстана Ильдар Хайруллин сразу говорит, что никакой программы у него нет. И никаких национально-фольклорных ансамблей, встречающих гостей «у порога».

Мероприятие громко анонсировалось как историческая реконструкция казанской столицы начала прошлого века. Но ничего подобного здесь не наблюдалось. И особенно не хватало информации, что же такое жыен. Получалось, что это просто сбор народа в честь начала осени. Опрошенные нами люди на площади вовсе не понимали, что происходит, и говорили, что это просто городское массовое гуляние.

Нурзадэ

ЖЫЕН КАК ПРАЗДНИК НЕВЕСТ

Что ж, мы обратились к литературе и выяснили, что жыен появился еще у древних болгар. И это действительно был сбор всенародный. С принятием ислама он хоть и немного изменился, но продолжал праздноваться. На жыены съезжались целыми деревнями, убирались улицы, готовились яства, топились бани. Скажем, Карл Фукс так описывал жыен: «На второй день приезда мылись в бане, сначала мужчины, потом женщины. После бани пригласили к столу. В больших емкостях вынесли пельмени, грибной, молочный суп с зеленым луком, затем появились сметана, круглые пирожные (зовутся блинами), яичница. Около двух часов после обеденного намаза всего около 6000 человек из 16 деревень направились на место жыена...» — пишет он.

«Жыен — это способ самоуправления, — указывает председатель Всемирного форума татарской молодежи Табриз Яруллин, — когда собирались все родственники и сообща решали важные вопросы. Такое, кстати, происходило и в городе. Конечно, это праздник, когда дальние родственники приезжают к тебе. Собственно, из-за того, что люди сами решали проблемы, Советская власть и запретила подобные сборы».

Резеда Шарафиева

Также жыен называли праздником невест, потому там юноши и девушки могли открыто друг с другом пообщаться. Об этом рассказывали, к примеру, и в начале ХІХ века в газете «Казанские известия»: «Как Сабан есть праздник для мужчин, так Джиен посвящен татарским женщинам. По преданиям, начало его приписывается одному богатому татарину, имевшему многих дочерей, кой не могли найти удобного случая выйти замуж. Отец выдумал хороший способ сделать дочерей своих известными: он пригласил в пятницу всех уважения достойных жителей своей деревни на пир, данный на поле, где, угощая наилучшим образом, показывал при том своих дочерей...»

Любопытно, что тогда некоторые муфтии считали, что жыен вреден для ислама. В советское время жыены были запрещены во время коллективизации. Сейчас это слово вспоминают в связи с событием «Изге Болгар жыены», посвященным Дню официального принятия ислама Волжской Булгарией. Уже несколько лет в Тобольске и на территории древней столицы Сибирского ханства в Искере (Тобольский район) проходит международный фестиваль историко-культурного наследия «Искер-жыен».

DSCN1374.jpg

«Это мероприятие, по сути, благотворительное, — говорит координатор клуба «Иман йорты» Лейсан Султанова, — потому что наша цель — объединить татарские и исламские линии. Много мероприятий проводится в городе, и исламских, и татарских, а общего, татаро-мусульманского нет. Мы хотим, чтобы татар жыены стал таким праздником».

DSCN1386.jpg
Молитву на сцене прочитал имам мечети «Кул Шариф» Ильфар хазрат Хасанов

Корреспондент привел в качестве примера «Пэчэн базары», который организовывался летом в Старо-Татарской слободе: там люди старались надевать национальные костюмы, читались стихи, проходили встречи с писателями, работал свободный микрофон. Это, сказала координатор, татарский праздник: «А мы хотим, чтобы на сцене звучали и мунажаты, и Коран читали, и пелись татарские национальные песни». К слову, перед началом музыкальной программы молитву на сцене прочитал имам мечети «Кул Шариф» Ильфар хазрат Хасанов.

В целом пришли мы к выводу, что жыен был похож на концерт в честь окончания месяца Рамадан, который проходил у «Казань Арены» 1 августа, когда религиозный повод был намеренно растушеван и Ураза-байрам из мусульманского превратился в семейное торжество.

Но в данном случае жыен проделал путь, который другая татарская традиция, Сабантуй, осваивала годами, из национального праздника трансформируясь в унифицированное городское гуляние. Организаторы уже заявляют, что жыен станет ежегодным. Хотелось бы, чтобы следующий раз он хотя бы чуть-чуть напоминал жыен настоящий.