НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ТРАНСПОРТА НАЗВАЛ ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ХАОС В СФЕРЕ ПЕРЕВОЗОК
Отставок чиновников исполкома потребовали перевозчики Набережных Челнов в своем письме, направленном в адрес депутатов горсовета. Предприниматели обвиняют администрацию в бездействии, в результате которого в городе провалены тендеры по перевозкам. Больше всего претензий прозвучало в адрес начальника отдела транспорта Ильфата Исмагилова. Между тем в ходе беседы с корреспондентом «БИЗНЕС Online» чиновник назвал обвинения в свой адрес несостоятельными. По его мнению, проведению тендера на перевозки, результатов которого бы никто не оспаривал, мешает чересчур демократичное законодательство. Кроме того, Исмагилов не согласен с позицией УФАС по РТ и прокуратуры, вставших на сторону бизнесменов, и считает, что в сложившейся ситуации действия большинства перевозчиков могут быть квалифицированы, в соответствии с буквой Уголовного кодекса, как «Незаконное ведение предпринимательской деятельности».
«Большинство нелегалов ушло с рынка. Кроме этого, ушло много старых машин. Владельцы старых автобусов, по всей видимости, поняли, что они не смогут пройти по условиям конкурса» |
«Я НЕ СЧИТАЮ, ЧТО ТЕНДЕРЫ БЫЛИ ПРОВАЛЕНЫ»
— Ильфат Карамович, главная претензия перевозчиков к властям и к вам, в частности, состоит в том, что уже два конкурса на осуществление пассажирских перевозок на муниципальных маршрутах были фактически провалены. В чем, на ваш взгляд, причина такого положения дел?
— Я не считаю, что тендеры был провалены. Из проведенных конкурсов на 12 маршрутов обжалованы были только 3. А если читать то, что написали перевозчики в своей жалобе, «что 8 лет в городе не проводился конкурс», то получается, что я, придя на эту должность, провел половину конкурсов, из которых было отменено 12,5 процентов. Это разве провал? Я начал проводить конкурсы, хотя законодатель до конца не определил, какими законами нам руководствоваться. Мы взяли для работы республиканский закон №70 «О транспортном обслуживании».
— А в итоге оказалось, что конкурс нужно проводить, руководствуясь федеральным законом №94?
— Мы должны его проводить по закону №70 РТ. Но суд считает, что мы должны были его проводить согласно 94-му закону. Но мы по нему не можем провести конкурс, потому что там должны быть финансовые взаимоотношения муниципалитета с перевозчиками, а их у нас нет. Потому что мы денег с перевозчиков не берем, они нам не платят, и мы им не платим. У нас нет финансовой составляющей, у нас есть только услуга.
Мы обязательно направим в Конституционный суд РФ или Высший арбитражный суд документы для того, чтобы нам пояснили, по каким критериям проводить конкурс. Потому что в 94-м законе много спорных моментов, которые и позволяют разваливать конкурс.
— Но ведь даже по уже проведенным конкурсам есть такие, где на одном и том же маршруте работают два перевозчика: один работал до тендера, а другой выиграл тендер, результаты которого судом признаны недействительными?
— Вот перевозчики пишут в своей жалобе, что в транспортной сфере в Челнах бардак. Но я бы хотел им напомнить одну поговорку: «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят». Изначально, если вы сами не будете разводить бардак, его и не будет. Все перевозчики отлично друг друга знают, практически все из них, за редким исключением, друг с другом в хороших отношениях. Почему нельзя договориться? У кого-то старый договор остался, у кого-то судом новый отменился, почему бы им не сказать друг другу: «Давай не будем создавать друг другу проблем, пока не будет принято окончательного решения и с кем-то из нас не будет заключен договор».
Ильфат Исмагилов: «Конкурс в ближайшее время проведем. Надеюсь, в течение ближайших двух, максимум трех недель объявим лоты. Конкурсная документация уже в завершающей стадии» (фото: nabchelny.ru) |
Фактически все те перевозчики, кто сегодня работает на маршрутах, не имеют права этого делать. Во-первых, срок действия договоров, которые были заключены муниципалитетом с ними, истек в 2010 году. А во-вторых, сами маршруты, на которые с ними были заключены договоры, отменены постановлением руководителя исполкома. И другим его постановлением были утверждены совсем другие маршруты. И на них проводились конкурсы. 207-го маршрута сегодня нет, например, есть 27-й маршрут. Получается, что гипотетически действия предпринимателей подпадают уже под статью УК «Незаконное ведение предпринимательской деятельности».
— Исходя из этой логики, нужно теперь все автобусы в парк загнать.
— Вот поэтому они и ездят, мы не хотим доставлять неудобства челнинцам в связи с тем, что где-то какие-то вещи пока недоработаны.
— А в других регионах как обстоят дела с конкурсами на муниципальные перевозки?
— Практикой других регионов я, если честно, не интересовался. Закон же у всех один. Мы тоже не совсем глупые ребята, хотя наши перевозчики намекают на это. У нас тоже есть правовое управление. Челны — это уникальный город. Все перевозки в городе частные — это первое. Второе — у нас много перевозчиков. Если бы их было два или три, это был бы один вариант. А когда их 21 и каждый из них считает, что, кроме его правды, нет другой... Как вы думаете, легко так работать или тяжело?
«ГОРОД — ЗАКАЗЧИК, И ЕМУ РЕШАТЬ, КАКИЕ АВТОБУСЫ ДОЛЖНЫ ЕЗДИТЬ»
— Понятно, что недовольные всегда будут, но ведь нужны четкие и прозрачные правила игры?
— Мы их и пытаемся создать, и думаю, что за полтора года работы в этом направлении мы добились определенного прогресса. Понимаете, в течение 8 лет перевозчики были предоставлены сами себе. И тут вдруг пришел какой-то Исмагилов и начал прописывать правила игры, как вы говорите. Не было правил, перевозчики сами себе устанавливали правила. А здесь их начали устанавливать и требовать их выполнения. Кому это понравится?
— Из ваших слов получается, что, пока Конституционный суд вам не даст пояснения, вы проводить конкурс не будете?
— Конкурс в ближайшее время проведем. Надеюсь, в течение ближайших двух, максимум трех недель объявим лоты. Конкурсная документация уже в завершающей стадии.
«У нас же в городе есть две ассоциации перевозчиков, нужно объединить их в одну и на ее базе создать ЕДС» |
— Какие изменения были внесены в конкурсную документацию?
— Кардинальных изменений нет. Будут изменены только те пункты, на которые указал суд. Предприниматель закупил, допустим, 30 больших автобусов, хочет заявиться на конкурс. Цена вопроса — примерно 150 миллионов рублей. Приходит человек с 30 Ford, который стоит примерно 1,2 миллиона рублей, и тратит на это 36 миллионов рублей. Я считаю, что тот, который потратил 150 миллионов рублей, должен иметь приоритет, потому что это удобно и безопасно для горожан. А ФАС нам говорит, что мы не имеем права разделять автобусы и мешаем конкуренции. Но ведь город — заказчик, и ему решать, на каких автобусах людям комфортнее и удобнее ездить! А если кого-то не допустишь до конкурса, потому что у него нет больших автобусов, УФАС сразу же выписывает штраф на 50 тысяч рублей. А то, что у этого перевозчика старые, дряхлые и маломестные машины, никого не волнует.
— То есть пока на федеральном уровне эти вопросы не отработать, порядка не будет?
— Нужно более жесткое законодательство. Не в плане карательных мер, а в плане предъявления более жестких требований к перевозчику. В области пассажирских перевозок, от которых зависят жизни людей, демократия не нужна.
— У перевозчиков были претензии к тендеру в части его прозрачности?
— Есть полиция, есть прокуратура. Пусть пишут жалобы, претензии, пожалуйста, мы компетентным органам предоставим всю конкурсную документацию. Контролеров пруд пруди. Если перевозчики хотят помочь, то почему бы им не прийти в исполком и не сказать: «У нас хорошие юристы, давайте вместе конкурсную документацию проработаем. Затем ваше правовое управление даст ему экспертизу, вы его в прокуратуре проверите и пойдем на конкурс». Но так никто не говорит. А включить своего представителя в конкурсный состав хотят.
— В Казани в 2007 году взяли и поменяли разом все маленькие автобусы на большие. Что мешает в Челнах это сделать?
— Закон.
— Почему закон не мешал в Казани?
— Я не знаю, как в Казани поменяли, я не изучал их опыт.
— Там появилась политическая воля руководства города навести в этой сфере порядок. У руководства нашего города есть политическая воля?
— У нас руководитель новый, думаю, что будет у него воля. Вникнет во все дела и...
— Перевозчики пишут, что исследования пассажиропотоков в городе не было произведено, но схему движения маршрутов утвердили. Где логика?
— Все логично. У нас город за последние пять лет не изменился кардинальным образом. И жителей в городе не стало на 150 тысяч больше, а только на 10 тысяч. Отстроился «65 комплекс», отстроился микрорайон «Замелекесье» и новый район «на Раскольникова».
«Гипотетически тех перевозчиков, на маршруты которых еще не проведен конкурс, можно назвать нелегальными» |
— Тогда зачем позже заказали исследования пассажиропотоков?
— То, что утверждена маршрутная сеть, — это одно, а то количество автобусов, которое необходимо в городе в конкретный момент времени в конкретном месте, и поможет выявить изучение пассажиропотока. И кроме всего прочего, этого требует законодательство, чтобы муниципалитет регулярно исследовал пассажиропотоки.
«ГИПОТЕТИЧЕСКИ НА МАРШРУТАХ, ГДЕ ЕЩЕ НЕ ПРОВЕДЕН КОНКУРС, РАБОТАЮТ НЕЛЕГАЛЫ»
— Когда вы заступали на должность, вы говорили, что в городе много нелегальных перевозчиков? Какая сейчас ситуация?
— Большинство нелегалов ушло с рынка. Кроме этого, ушло много старых машин. Сейчас на линиях работают порядка 700 - 800 автобусов. Владельцы старых автобусов, по всей видимости, поняли, что они не смогут пройти по условиям конкурса.
— Но сейчас в городе есть нелегальные перевозчики?
— Гипотетически тех перевозчиков, на маршруты которых еще не проведен конкурс, можно назвать нелегальными.
— С перевозчиками, у которых истек договор с муниципалитетом, будут заключаться временные договора?
— Нет. Если заключим временные договора, мы поставим себя в сложное положение. Временные договора должны заключаться в течение 60 дней с момента отмены конкурса судом или завершения договора либо по какой-то другой причине. Если мы сейчас с какими-то из перевозчиков начнем заключать временные договора, то другие начнут подавать на нас в суд и говорить: на каком основании вы заключили временный договор с ним, а не со мной?
— Почему в свое время была ликвидирована единая диспетчерская служба (ЕДС), в обязанности которой входила вся работа по организации пассажирского движения в городе? Не планируется ли ее воссоздать в каком-либо виде?
— Ее ликвидация произошла не в мою бытность. Но я бы ЕДС возродил. Ситуацию с конкурсами доведем до завершения и возьмемся за ЕДС. Для этого нужны силы, ресурсы. Все сразу сделать невозможно.
— За чей счет она будет существовать?
— У нас же в городе есть две ассоциации перевозчиков, нужно объединить их в одну и на ее базе создать ЕДС.
— Скажите, а город окончательно отказался от создания муниципального автобусного парка?
— Это не моего уровня вопрос, поэтому не могу на него ответить. Все будет зависеть от того, как новый руководитель города посмотрит на это. Лично я бы не отказался от этой идеи. Это стало бы решением не одного, а практически всех наболевших вопросов, касающихся работы общественного транспорта в городе.
«УЖЕ ВПОРУ БИТЬ ТРЕВОГУ»
— Ильфат Карамович, кто сегодня осуществляет контроль за деятельностью перевозчиков в Челнах?
— Исполком, ГИБДД и УГАДН (управление государственного автодорожного надзора — ранее называлась транспортной инспекцией — прим. ред.).
— А насколько эффективен этот контроль, с вашей точки зрения?
— К сожалению, сегодня законодатель сделал пассажирские перевозки настолько демократичными, что уже впору бить тревогу. Эффективно осуществлять контроль в этой области удается не всегда. Безусловно, есть критерии, по которым мы можем наказывать нарушителей. Но, чтобы сделать это, нужна очень серьезная доказательная база, почти как у уголовного преступления. Мы обязаны предупредить перевозчика о том, что будем его проверять. Но если предупредим, то, конечно, он к этому моменту все свои нарушения постарается исправить. Раньше требования к перевозчикам были гораздо жестче: путевой лист, заказ-наряд и далее по списку. Отсутствие хотя бы одного из этих документов сразу приводило автобус на штрафстоянку, а его собственника — к очень серьезному штрафу. Сейчас я сначала должен написать письмо в прокуратуру, оттуда должны дать поручение ГИБДД и УГАДН. И даже если в ходе проверки у нас появились сомнения в отношении, скажем так, технического состояния автобуса, мы не можем взять и направить его на проверку. Собственник покажет талон техосмотра и...
— И будет прав. У него же он есть, машина техосмотр прошла.
— Но тормозная система автобуса в течение месяца после получения талона техосмотра могла прийти в негодность. И сегодня много таких машин.
— Так можно «кошмарить» любого перевозчика!
— Почему «кошмарить»? Перевозчик всегда может написать жалобу в прокуратуру, она проверит законность моих действий — это первый момент. И второй — когда дело касается обеспечения безопасности людей, то, как говорят в таких случаях, лучше перебдеть, чем недобдеть...
— Может быть, правильнее наказывать тех, кто осуществляет контроль?
— Автобус выехал с техосмотра, износ резины был, допустим, 50 процентов. Бестолковый водитель сядет, за месяц сведет его к 100 процентам. За что наказывать тех, кто проводил техосмотр? Надо наказывать тех, кто следит за машиной. Поэтому я бы все-таки дал право сотрудникам ГИБДД останавливать на дороге автобусы и отправлять их в случае необходимости на проведение техосмотра.
— А как инспектор будет оценивать техсостояние машины на дороге?
— А видно же все. Если автобус привезли на внеочередной техосмотр, у него проверили тормозную систему, и выяснилось, что все в порядке, ему скажут: всего доброго, пожалуйста, езжай, работай дальше. А если нет? Значит, инспектор потенциально спас жизни людей. В одном автобусе едут как минимум 20 человек — сколько жизней-то мы спасем! Я не говорю о том, что всех подряд нужно гнать на техосмотр, нет, эта мера должна быть избирательной.
— В Казани успешно внедряют комплексную систему организации дорожного движения. В Челнах что-то подобное планируется?
— Мы тоже к этой системе идем. Это серьезная республиканская программа, которую ведет управление ГИБДД, и это зона не нашей ответственности.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.