НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ТРАНСПОРТА НАЗВАЛ ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ХАОС В СФЕРЕ ПЕРЕВОЗОК

Отставок чиновников исполкома потребовали перевозчики Набережных Челнов в своем письме, направленном в адрес депутатов горсовета. Предприниматели обвиняют администрацию в бездействии, в результате которого в городе провалены тендеры по перевозкам. Больше всего претензий прозвучало в адрес начальника отдела транспорта Ильфата Исмагилова. Между тем в ходе беседы с корреспондентом «БИЗНЕС Online» чиновник назвал обвинения в свой адрес несостоятельными. По его мнению, проведению тендера на перевозки, результатов которого бы никто не оспаривал, мешает чересчур демократичное законодательство. Кроме того, Исмагилов не согласен с позицией УФАС по РТ и прокуратуры, вставших на сторону бизнесменов, и считает, что в сложившейся ситуации действия большинства перевозчиков могут быть квалифицированы, в соответствии с буквой Уголовного кодекса, как «Незаконное ведение предпринимательской деятельности».

«Большинство нелегалов ушло с рынка. Кроме этого, ушло много старых машин. Владельцы старых автобусов, по всей видимости, поняли, что они не смогут пройти по условиям конкурса»

«Я НЕ СЧИТАЮ, ЧТО ТЕНДЕРЫ БЫЛИ ПРОВАЛЕНЫ»

— Ильфат Карамович, главная претензия перевозчиков к властям и к вам, в частности, состоит в том, что уже два конкурса на осуществление пассажирских перевозок на муниципальных маршрутах были фактически провалены. В чем, на ваш взгляд, причина такого положения дел?

— Я не считаю, что тендеры был провалены. Из проведенных конкурсов на 12 маршрутов обжалованы были только 3. А если читать то, что написали перевозчики в своей жалобе, «что 8 лет в городе не проводился конкурс», то получается, что я, придя на эту должность, провел половину конкурсов, из которых было отменено 12,5 процентов. Это разве провал? Я начал проводить конкурсы, хотя законодатель до конца не определил, какими законами нам руководствоваться. Мы взяли для работы республиканский закон №70 «О транспортном обслуживании».

А в итоге оказалось, что конкурс нужно проводить, руководствуясь федеральным законом №94?

— Мы должны его проводить по закону №70 РТ. Но суд считает, что мы должны были его проводить согласно 94-му закону. Но мы по нему не можем провести конкурс, потому что там должны быть финансовые взаимоотношения муниципалитета с перевозчиками, а их у нас нет. Потому что мы денег с перевозчиков не берем, они нам не платят, и мы им не платим. У нас нет финансовой составляющей, у нас есть только услуга.

Мы обязательно направим в Конституционный суд РФ или Высший арбитражный суд документы для того, чтобы нам пояснили, по каким критериям проводить конкурс. Потому что в 94-м законе много спорных моментов, которые и позволяют разваливать конкурс.

— Но ведь даже по уже проведенным конкурсам есть такие, где на одном и том же маршруте работают два перевозчика: один работал до тендера, а другой выиграл тендер, результаты которого судом признаны недействительными?

— Вот перевозчики пишут в своей жалобе, что в транспортной сфере в Челнах бардак. Но я бы хотел им напомнить одну поговорку: «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят». Изначально, если вы сами не будете разводить бардак, его и не будет. Все перевозчики отлично друг друга знают, практически все из них, за редким исключением, друг с другом в хороших отношениях. Почему нельзя договориться? У кого-то старый договор остался, у кого-то судом новый отменился, почему бы им не сказать друг другу: «Давай не будем создавать друг другу проблем, пока не будет принято окончательного решения и с кем-то из нас не будет заключен договор».

Ильфат Исмагилов
Ильфат Исмагилов: «Конкурс в ближайшее время проведем. Надеюсь, в течение ближайших двух, максимум трех недель объявим лоты. Конкурсная документация уже в завершающей стадии» (фото: nabchelny.ru)

Фактически все те перевозчики, кто сегодня работает на маршрутах, не имеют права этого делать. Во-первых, срок действия договоров, которые были заключены муниципалитетом с ними, истек в 2010 году. А во-вторых, сами маршруты, на которые с ними были заключены договоры, отменены постановлением руководителя исполкома. И другим его постановлением были утверждены совсем другие маршруты. И на них проводились конкурсы. 207-го маршрута сегодня нет, например, есть 27-й маршрут. Получается, что гипотетически действия предпринимателей подпадают уже под статью УК «Незаконное ведение предпринимательской деятельности».

Исходя из этой логики, нужно теперь все автобусы в парк загнать.

— Вот поэтому они и ездят, мы не хотим доставлять неудобства челнинцам в связи с тем, что где-то какие-то вещи пока недоработаны.

— А в других регионах как обстоят дела с конкурсами на муниципальные перевозки?

— Практикой других регионов я, если честно, не интересовался. Закон же у всех один. Мы тоже не совсем глупые ребята, хотя наши перевозчики намекают на это. У нас тоже есть правовое управление. Челны — это уникальный город. Все перевозки в городе частные — это первое. Второе — у нас много перевозчиков. Если бы их было два или три, это был бы один вариант. А когда их 21 и каждый из них считает, что, кроме его правды, нет другой... Как вы думаете, легко так работать или тяжело?

«ГОРОД — ЗАКАЗЧИК, И ЕМУ РЕШАТЬ, КАКИЕ АВТОБУСЫ ДОЛЖНЫ ЕЗДИТЬ»

— Понятно, что недовольные всегда будут, но ведь нужны четкие и прозрачные правила игры?

— Мы их и пытаемся создать, и думаю, что за полтора года работы в этом направлении мы добились определенного прогресса. Понимаете, в течение 8 лет перевозчики были предоставлены сами себе. И тут вдруг пришел какой-то Исмагилов и начал прописывать правила игры, как вы говорите. Не было правил, перевозчики сами себе устанавливали правила. А здесь их начали устанавливать и требовать их выполнения. Кому это понравится?

— Из ваших слов получается, что, пока Конституционный суд вам не даст пояснения, вы проводить конкурс не будете?

— Конкурс в ближайшее время проведем. Надеюсь, в течение ближайших двух, максимум трех недель объявим лоты. Конкурсная документация уже в завершающей стадии.

«У нас же в городе есть две ассоциации перевозчиков, нужно объединить их в одну и на ее базе создать ЕДС»

Какие изменения были внесены в конкурсную документацию?

— Кардинальных изменений нет. Будут изменены только те пункты, на которые указал суд. Предприниматель закупил, допустим, 30 больших автобусов, хочет заявиться на конкурс. Цена вопроса — примерно 150 миллионов рублей. Приходит человек с 30 Ford, который стоит примерно 1,2 миллиона рублей, и тратит на это 36 миллионов рублей. Я считаю, что тот, который потратил 150 миллионов рублей, должен иметь приоритет, потому что это удобно и безопасно для горожан. А ФАС нам говорит, что мы не имеем права разделять автобусы и мешаем конкуренции. Но ведь город — заказчик, и ему решать, на каких автобусах людям комфортнее и удобнее ездить! А если кого-то не допустишь до конкурса, потому что у него нет больших автобусов, УФАС сразу же выписывает штраф на 50 тысяч рублей. А то, что у этого перевозчика старые, дряхлые и маломестные машины, никого не волнует.

— То есть пока на федеральном уровне эти вопросы не отработать, порядка не будет?

— Нужно более жесткое законодательство. Не в плане карательных мер, а в плане предъявления более жестких требований к перевозчику. В области пассажирских перевозок, от которых зависят жизни людей, демократия не нужна.

— У перевозчиков были претензии к тендеру в части его прозрачности?

— Есть полиция, есть прокуратура. Пусть пишут жалобы, претензии, пожалуйста, мы компетентным органам предоставим всю конкурсную документацию. Контролеров пруд пруди. Если перевозчики хотят помочь, то почему бы им не прийти в исполком и не сказать: «У нас хорошие юристы, давайте вместе конкурсную документацию проработаем. Затем ваше правовое управление даст ему экспертизу, вы его в прокуратуре проверите и пойдем на конкурс». Но так никто не говорит. А включить своего представителя в конкурсный состав хотят.

— В Казани в 2007 году взяли и поменяли разом все маленькие автобусы на большие. Что мешает в Челнах это сделать?

— Закон.

— Почему закон не мешал в Казани?

— Я не знаю, как в Казани поменяли, я не изучал их опыт.

— Там появилась политическая воля руководства города навести в этой сфере порядок. У руководства нашего города есть политическая воля?

— У нас руководитель новый, думаю, что будет у него воля. Вникнет во все дела и...

— Перевозчики пишут, что исследования пассажиропотоков в городе не было произведено, но схему движения маршрутов утвердили. Где логика?

— Все логично. У нас город за последние пять лет не изменился кардинальным образом. И жителей в городе не стало на 150 тысяч больше, а только на 10 тысяч. Отстроился «65 комплекс», отстроился микрорайон «Замелекесье» и новый район «на Раскольникова».

«Гипотетически тех перевозчиков, на маршруты которых еще не проведен конкурс, можно назвать нелегальными»

— Тогда зачем позже заказали исследования пассажиропотоков?

— То, что утверждена маршрутная сеть, — это одно, а то количество автобусов, которое необходимо в городе в конкретный момент времени в конкретном месте, и поможет выявить изучение пассажиропотока. И кроме всего прочего, этого требует законодательство, чтобы муниципалитет регулярно исследовал пассажиропотоки.

«ГИПОТЕТИЧЕСКИ НА МАРШРУТАХ, ГДЕ ЕЩЕ НЕ ПРОВЕДЕН КОНКУРС, РАБОТАЮТ НЕЛЕГАЛЫ»

Когда вы заступали на должность, вы говорили, что в городе много нелегальных перевозчиков? Какая сейчас ситуация?

— Большинство нелегалов ушло с рынка. Кроме этого, ушло много старых машин. Сейчас на линиях работают порядка 700 - 800 автобусов. Владельцы старых автобусов, по всей видимости, поняли, что они не смогут пройти по условиям конкурса.

Но сейчас в городе есть нелегальные перевозчики?

— Гипотетически тех перевозчиков, на маршруты которых еще не проведен конкурс, можно назвать нелегальными.

— С перевозчиками, у которых истек договор с муниципалитетом, будут заключаться временные договора?

— Нет. Если заключим временные договора, мы поставим себя в сложное положение. Временные договора должны заключаться в течение 60 дней с момента отмены конкурса судом или завершения договора либо по какой-то другой причине. Если мы сейчас с какими-то из перевозчиков начнем заключать временные договора, то другие начнут подавать на нас в суд и говорить: на каком основании вы заключили временный договор с ним, а не со мной?

Почему в свое время была ликвидирована единая диспетчерская служба (ЕДС), в обязанности которой входила вся работа по организации пассажирского движения в городе? Не планируется ли ее воссоздать в каком-либо виде?

Ее ликвидация произошла не в мою бытность. Но я бы ЕДС возродил. Ситуацию с конкурсами доведем до завершения и возьмемся за ЕДС. Для этого нужны силы, ресурсы. Все сразу сделать невозможно.

За чей счет она будет существовать?

У нас же в городе есть две ассоциации перевозчиков, нужно объединить их в одну и на ее базе создать ЕДС.

Скажите, а город окончательно отказался от создания муниципального автобусного парка?

Это не моего уровня вопрос, поэтому не могу на него ответить. Все будет зависеть от того, как новый руководитель города посмотрит на это. Лично я бы не отказался от этой идеи. Это стало бы решением не одного, а практически всех наболевших вопросов, касающихся работы общественного транспорта в городе.

«УЖЕ ВПОРУ БИТЬ ТРЕВОГУ»

— Ильфат Карамович, кто сегодня осуществляет контроль за деятельностью перевозчиков в Челнах?

— Исполком, ГИБДД и УГАДН (управление государственного автодорожного надзора — ранее называлась транспортной инспекцией прим. ред.).

— А насколько эффективен этот контроль, с вашей точки зрения?

— К сожалению, сегодня законодатель сделал пассажирские перевозки настолько демократичными, что уже впору бить тревогу. Эффективно осуществлять контроль в этой области удается не всегда. Безусловно, есть критерии, по которым мы можем наказывать нарушителей. Но, чтобы сделать это, нужна очень серьезная доказательная база, почти как у уголовного преступления. Мы обязаны предупредить перевозчика о том, что будем его проверять. Но если предупредим, то, конечно, он к этому моменту все свои нарушения постарается исправить. Раньше требования к перевозчикам были гораздо жестче: путевой лист, заказ-наряд и далее по списку. Отсутствие хотя бы одного из этих документов сразу приводило автобус на штрафстоянку, а его собственника — к очень серьезному штрафу. Сейчас я сначала должен написать письмо в прокуратуру, оттуда должны дать поручение ГИБДД и УГАДН. И даже если в ходе проверки у нас появились сомнения в отношении, скажем так, технического состояния автобуса, мы не можем взять и направить его на проверку. Собственник покажет талон техосмотра и...

— И будет прав. У него же он есть, машина техосмотр прошла.

— Но тормозная система автобуса в течение месяца после получения талона техосмотра могла прийти в негодность. И сегодня много таких машин.

— Так можно «кошмарить» любого перевозчика!

— Почему «кошмарить»? Перевозчик всегда может написать жалобу в прокуратуру, она проверит законность моих действий — это первый момент. И второй — когда дело касается обеспечения безопасности людей, то, как говорят в таких случаях, лучше перебдеть, чем недобдеть...

— Может быть, правильнее наказывать тех, кто осуществляет контроль?

— Автобус выехал с техосмотра, износ резины был, допустим, 50 процентов. Бестолковый водитель сядет, за месяц сведет его к 100 процентам. За что наказывать тех, кто проводил техосмотр? Надо наказывать тех, кто следит за машиной. Поэтому я бы все-таки дал право сотрудникам ГИБДД останавливать на дороге автобусы и отправлять их в случае необходимости на проведение техосмотра.

— А как инспектор будет оценивать техсостояние машины на дороге?

— А видно же все. Если автобус привезли на внеочередной техосмотр, у него проверили тормозную систему, и выяснилось, что все в порядке, ему скажут: всего доброго, пожалуйста, езжай, работай дальше. А если нет? Значит, инспектор потенциально спас жизни людей. В одном автобусе едут как минимум 20 человек — сколько жизней-то мы спасем! Я не говорю о том, что всех подряд нужно гнать на техосмотр, нет, эта мера должна быть избирательной.

— В Казани успешно внедряют комплексную систему организации дорожного движения. В Челнах что-то подобное планируется?

— Мы тоже к этой системе идем. Это серьезная республиканская программа, которую ведет управление ГИБДД, и это зона не нашей ответственности.