ГОРОДСКИЕ ВЛАСТИ АНОНСИРОВАЛИ НОВУЮ ВОЛНУ СОКРАЩЕНИЯ МЕЛКОРОЗНИЧНОЙ СЕТИ ЦИТАТАМИ ИЗ ОВИДИЯ И КОНФУЦИЯ

Исполком Казани разрабатывает обновленную схему дислокации киосков, число которых планируется вновь заметно проредить. Кроме того, как стало известно на сегодняшнем деловом понедельнике, из схемы исчезнет понятие универсальных киосков, где, по словам чиновников, вместо заявленных газет и журналов зачастую «торгуют кредитами и шаурмой». В качестве альтернативы мэрия предлагает предпринимателям осваивать поселки и подземные пешеходные переходы. Мэр Казани Ильсур Метшин, поддержав реформу в целом, потребовал проявить снисхождение к бабушкам с вареньем и грибочками. Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты отмечают, что после федерального запрета на продажу пива и сигарет ларечный формат и так на последнем издыхании.

ELG_5914.jpg
На Вьетнамском рынке в результате пожара из 1190 мест сгорели 960 и уцелели 230, из 8 тыс. кв. м сгорело 5,6 тысячи. Пострадали более 600 предпринимателей, лишились работы 400 продавцов

НА ВЬЕТНАМСКОМ РЫНКЕ И КАРАВАЕВО ВЫГОРЕЛИ 1030 ТОРГОВЫХ МЕСТ

Сегодня «разбор полетов» по поводу сгоревших в Казани рынков провели на деловом понедельнике в мэрии. Как отметил мэр Казани Ильсур Метшин, городские власти не осуществляют надзор за рынками, не выдают лицензий, но люди там работают все-таки «наши», спокойно созерцать ситуацию никак нельзя.

Возгорание в комплексе «Караваево» произошло 12 октября, на следующий день огненная драма постигла Вьетнамский рынок, напомнил замруководителя исполкома Иван Кузнецов. В результате пожара «Караваево» из 150 торговых мест полностью выгорели 70, пострадали от воды 60, рассказал он. На Вьетнамском же рынке из 1190 мест сгорели 960 и уцелели 230, из 8 тыс. кв. м сгорело 5,6 тысячи. Пострадали более 600 предпринимателей, лишились работы 400 продавцов.

«В центре внимания — вопрос размещения пострадавших предпринимателей и возобновление деятельности рынков, — заявил он, отметив, что параллельно проводятся проверки противопожарного состояния на всех рыночных объектах города. — Для предпринимателей в качестве альтернативы предложено более 700 мест на других рынках. Всем владельцам торговых объектов нами было рекомендовано предложить лояльные льготные условия для размещения погорельцев».

Изучается также возможность организации торговли в уцелевших помещениях. На Вьетнамском рынке согласовывается временная схема размещения 350 торговых объектов, параллельно ведется демонтаж сгоревшего здания под строительство современного торгового комплекса. Как пояснили «БИЗНЕС Online» в администрации ООО «Витарус», разбор завалов начался на прошлой неделе в четверг. Пока рынок не функционирует, однако предприниматели с нетерпением ждут начала работы: у всех висят кредиты, которые надо платить.

Метшин потребовал оперативно решить все эти вопросы и держать руку на пульсе происходящего вплоть до нормализации ситуации. «Убытки люди понесли серьезные, товар не был застрахован, — заметил Метшин. — В подавляющем большинстве случаев люди получали кредиты и под недвижимость, и под движимое имущество. Поэтому, безусловно, это большая беда для предпринимателей, их число исчисляется сотнями…»

СРЕДНИЙ КАЗАНЕЦ «ЗАКУПАЕТСЯ» НА 350 ТЫС. РУБЛЕЙ В ГОД

Затем речь пошла о новой концепции размещения казанских киосков. Как отметил Метшин, на прошлой неделе концепцию представили бизнесу, ввод новой схемы начнется уже в будущем году.

Припомнив латинскую цитату из Овидия о том, что времена меняются и мы меняемся вместе с ними, Кузнецов для начала напомнил, что с чем, с чем, а с шопингом проблем в Казани нет. Среднестатистический казанец за год оставляет в магазинах и заказывает услуг более чем на 350 тыс. рублей. Иными словами, жители татарстанской столицы роскошествуют несколько меньше, чем уфимцы или екатеринбуржцы, но больше, чем обитатели любого другого российского миллионника (за исключением, понятно, Москвы и Санкт-Петербурга). С начала XXI века оборот розницы в Казани вырос в 4,5 раза.

«На территории Казани функционируют порядка 15 крупных торговых центров, более 20 рынков и торговых рядов, более 1100 кафе и ресторанов, — привел цифры статистики Кузнецов. — Как в целом и по всей России, коммерческая недвижимость в городе прирастает с высокой скоростью. Сегодня обеспеченность торговыми площадями в Казани превышает 1100 квадратных метров при нормативе 821 квадратный метр на тысячу человек». Фактически торговых площадей в Казани на 180 кв. м больше нормы, добавил он. При этом по обеспеченности качественными торговыми площадками столица Татарстана входит в Топ-10 российских городов — 261 кв. м на 1 тыс. жителей.

«Но и тут есть точки роста, — добавил оптимизма докладчик. — Например, сегодня в Казани представлено более 100 международных брендов. Тогда как в Москве этот показатель равен 169. Нам, несомненно, есть куда расти, и вся эта работа лишь начало пути по приведению Казани к образцам лучших городов мира».

ПРЕФЕРЕНЦИИ ДЛЯ БАБУШКИНЫХ ГРИБОЧКОВ И ВАРЕНЬЯ

Переходя непосредственно к уличной торговле, Кузнецов напомнил, что в этом году город упростил порядок размещения бахчевых развалов, летних кафе и лотков мороженщиков — вместо многоступенчатой схемы оформления участков в аренду введен электронный аукцион. Городская казна реализовала 192 места и получила 3,3 млн. рублей при плане 2,3 миллиона. Хотя процесс шел непросто — привыкшие ко всему предприниматели продолжают «раскидывать шатры» как придется, ведь эта сфера всегда была теневой.

«Хорошо, что решение по упрощенной процедуре было принято, — одобрил новации Метшин. — Каждая копейка рубль бережет, и это тоже деньги, которые пошли на благоустройство улиц. Для нас важны не деньги, важно организовать эту летнюю торговлю, чтобы был единый стандарт».

Вместе с тем он отметил, что в ходе объезда города лично столкнулся с ситуацией, когда в 10-м микрорайоне бахчевые развалы оказались не только в «разрешенных» схемой местах, но и прямо на асфальте. Точку вроде разыграли, но бардак продолжается — ничего страшного тут нет, пожал плечами градоначальник. Жизнь показывает, что надо бы еще предусмотреть — на будущее, и предложил не терять зимнее время просто так, систематизировав все недочеты схемы.

К зиме город планирует запуск новых аукционов — под елочные базары. Несанкционированные же «очаги» торговли по-прежнему будут разгонять. «Я специально применяю слово «очаг», — пояснил фигуру речи Кузнецов, заметив, что таких «ларечных нарывов» на карте Казани более 30. — Это явление, подобно огню, сжигает все то, что должно составлять полноценное развитие торговли в городе. Подвергает опасности жителей своей продукцией порой неизвестного происхождения, лишает законопослушных предпринимателей клиентов, ухудшает внешний облик улиц».

Проводимые контрольных рейды, по мнению Кузнецова, дают результат: осознание необходимости работать законно все же приходит, пусть и не так быстро.

Поддержав «разгонную линию», Метшин все же потребовал не перегибать палку. Да, понятно, что хамские ларьки надо выкорчевывать, но, скажем, бабушки с вареньем и грибочками — это совершенно особая песня.

«Никого гонять нельзя, — предупредил градоначальник. — Но условия создать для них нужно, чтобы они с ящиков не торговали. Элементарные лотки — в какой форме, решит управление архитектуры, — заявил он. — Лотки тоже должны быть едиными. Мы должны и для них условия создавать»!

«СХЕМА, ВКЛЮЧАЮЩАЯ 1077 ЛАРЬКОВ, СЕБЯ ИЗЖИЛА»

Наконец, Кузнецов перешел к главному: настало время пересмотреть схему размещения объектов мелкорозничной сети Казани.

«Лет 10 назад город был просто усыпан ларьками или, как тогда говорили, «комками», в которых можно было купить как продукты питания, так и алкоголь, — заявил он. — Но время неумолимо, и количество ларьков в настоящее время заметно поредело. Причина тому — и ужесточение законодательства в сфере оборота и реализации алкогольной и табачной продукции, и сами предприниматели, которые, поднявшись на ларечном бизнесе, ушли из данной ниши либо в торговые центры, либо на первые этажи многоквартирных жилых домов. Да и сами ларьки наращивают «мускулы» и превращаются в цивилизованные современные торговые павильоны и минимаркеты».

Действовавшая три года схема, включающая 1077 «ларечных точек», себя изжила, заявил Кузнецов. Новая будет значительно меньше: Казань и так в лидерах по торговым площадям, и городу сейчас это просто не нужно. Хотя «комки» еще востребованы в поселках, к тому же это все-таки занятость. Да и не все могут арендовать места в торговых комплексах: арендная плата здесь доходит до 15 тыс. рублей в месяц за «квадрат».

По мнению Метшина, город в современных условиях уже не нуждается в таком количестве объектов мелкорозничной сети. Да, они нужны в поселках, но и там это не должны быть ужасные ржавые ларьки с решетками на окнах. Удобства должны быть созданы и для самих торговцев, и для покупателей — градоначальник поручил главам администраций вникнуть в каждый адрес таких точек.

Новая схема исключит перегрузку тех или иных «очагов» на карте города, а также «дубляж» торговых точек, продолжил Кузнецов. В качестве примера он привел улицу Фрунзе, где от дома №3 до дома №5 сейчас четыре точки по продаже цветов, в том числе и стационарный магазин на первом этаже.

Метшин обратил внимание на ситуацию в 10-м микрорайоне, где побывал в ходе одного из объездов города, и поинтересовался, как отработали этот «очаг» концентрации незаконных ларьков. Оказалось, что из 26 киосков на улице Фучика удалось демонтировать 11. Практически еженедельно оттуда выгоняли по три-четыре «Газели», торговавшие прямо с машин. Но этот «торговый нарыв» до конца так и не вылечили.

ДОРОГА ПОД ЗЕМЛЮ

Вернувшись к докладу, Кузнецов заявил, что определяющим станет архитектурный облик — не закроет ли собой торговый павильон какое-нибудь красивое историческое здание. Сам вид павильона должен соответствовать типовым проектам — докладчик пообещал «интерактивный контроль», имея в виду, очевидно, обкатанную в Казани систему «народной инвентаризации».

«Также хочу отметить, что в новой схеме не будет такого профиля, как универсальный, — подчеркнул Кузнецов. — Это позволит исключить случаи, когда КЗИО сдал земельный участок площадью 10 квадратных метров под размещение печатной продукции, а по факту установлен 52-метровый павильон под кредиты и шаурму. С такими предпринимателями договора будут расторгаться в одностороннем, внесудебном порядке».

Учитывая секвестр сети киосков, Кузнецов предложил бизнесу альтернативу: приобретать места в подземных переходах и станциях метро. Сейчас, по его словам, завершается разработка концепции подземной дислокации ларьков. Новую схему обсуждали на прошлой неделе с бизнесом — во встрече участвовала примерно половина игроков мелкорозничного рынка, охватывающего более 1100 павильонов. После ввода новой схемы все места будут продаваться с электронных аукционов на пятилетний срок — заявки можно будет подавать до 1 марта будущего года.

В аукционах будут как победители, так и проигравшие, констатировал в итоге Кузнецов и попросил бизнес не винить в этом исполком. «Как сказал Конфуций, если лучник промахивается мимо цели, то он должен искать причину в себе», — вернулся к философии докладчик.

В ПРЕДДВЕРИИ ДВУХ МУНДИАЛЕЙ

Резюмируя новшества, Метшин напомнил, что город действительно меняется. После Универсиады на будущий год Казань принимает водный, а затем, в 2018-м, и футбольный мундиаль.

«Заявляясь, город дает гарантии быть городом международного статуса со всей городской инфраструктурой, — объяснил ответственность властей градоначальник. — Торговля, объекты мелкорозничной сети — это первая линия того, как мы встречаем. Это, наверное, не раздевалка в театре, как театр начинается с вешалки. Но это у нас аэропорт и железнодорожный вокзал, где порядок уже наведен и где все, будем говорить, соответствует европейскому уровню. Но то, что мы видим в 10-м микрорайоне, в других местах, не соответствует высокому званию столицы Республики Татарстан и столицы спорта».

Метшин потребовал продолжать эту работу системно, в рамках законов, призвав подключаться к процессу прокуратуру, полицию, Роспотребназдор и Госпожнадзор, районные администрации и управление административно-технической инспекции. Благо существует европейский опыт подобных объектов.

«Мы не железнодорожная станция, не какая-то там проходная станица — мы столица Республики Татарстан, — подчеркнул градоначальник. — Но торговля должна быть организована на каждый кошелек, на каждую потребность».

«ТОРГОВЛЯ В КИОСКАХ И ТАК В ЗАЧАТОЧНОМ СОСТОЯНИИ»

Участники рынка, которых «БИЗНЕС Online» попросил прокомментировать грядущие новшества, оценивают их крайне неоднозначно:

Зуфар Хакимзянов — руководитель ЗАО «Горпечать»:

— Насчет того, что киоски будет переселять в переходы… У нас ведь переходов не так много. В моем понимании киоски — это объекты торговли в супершаговой доступности. С точки зрения газетных киосков мы реализуем основное конституционное право на свободный доступ к информации. И по расположению мы стараемся быть максимально комфортными для нашего потребителя. Он привык ходить по тем «тропинкам», по которым ходил сначала в школу, потом в институт, а потом на работу. К сожалению, не на всех этих «тропинках» есть подземные переходы. Соответственно, в угоду чьему-либо субъективному и, возможно, недостаточно компетентному мнению люди могут лишиться комфортного доступа к приобретению печатной продукции. Давление на торговлю через киоски, которую сейчас так прессуют, вызывает недовольство у потребителя. Людям было удобно покупать товары в киосках, и они своего потребительского поведения не меняют, они не пойдут из-за этого в магазины или в подземные переходы. У людей накапливается негатив.

Я согласен с тем, что внешний вид у этих павильонов должен быть совершенно другим и отвечать уровню современного города. Но искоренять их с улиц города как класс неправильно. Это не является ни мировым, ни европейским трендом.

И если газетный киоск продает вместе с газетами еще какую-то продукцию, горячий кофе, то я к этому весьма положительно отношусь. Так мы расширяем ассортимент нашей продукции. А если разрешение выдано на 10 квадратных метров, а там на 50 квадратных метрах шаурму готовят, то с такими вещами надо бороться. То, на что разрешение выдано, и надо в киосках продавать.

Егор Макаров — председатель гильдии малого и среднего бизнеса Казани:

— Я периодически слышу о таких новых схемах, они появляются каждые пять лет. Но именно про эту слышу в первый раз. Разумеется, в последнее время в жизни киоскеров многое изменилось. Как только вышел федеральный закон о приравнивании пива к алкоголю, появился запрет на его продажу в некапитальных сооружениях. Вслед за этим вышел закон об ограничении торговли табачными изделиями, что опять-таки повлекло запрет на их продажу в киосках и легких павильонах. От всего этого объемы торговли очень значительно снизились. Так что сейчас торговля в киосках, можно сказать, находится в зачаточном состоянии.

А то, что исчезло понятие универсальных киосков… Хуже сделать уже нельзя, но тут «федералы» постарались. Что там сейчас у нас осталось из киосков? Основное это, наверное, цветы. На втором месте — продажа газет и журналов, выпечка. Они, в принципе, все и так узко специализированы, универсальных среди них нет. Алкоголь и сигареты ушли в прошлое.

Лично со мной никто из администрации Казани не советовался, но я не исключаю, что они советовались с предпринимателями в индивидуальном порядке. Знаете, для чего они хотят убрать киоски с улиц и перенести их в подземные переходы? Подземные переходы у нас зачастую в ужасном состоянии, а так за ними кто-то будет заботиться, наводить там порядок. Но мне кажется, что цветочники будут очень недовольны. Этот бизнес прежде всего интересует первая линия, за редким исключением на Кольце. Да к тому же многие предприниматели вложили в реконструкцию большие деньги — новый павильон из современных материалов стоит около 1,5 миллионов рублей. Демонтировать такой павильон, чтобы смонтировать его в переходе, технически, наверное, не получится.