Москву основал вовсе не Юрий Долгорукий. А Кремль — это копия уничтоженной в 1552 году в Казани мечети «Кул-Шариф». Суворов, Кутузов и Карамзин имели татарские корни. Об этом и многом другом председатель президиума Российской национально-культурной автономии татар столицы Фарит Фарисов снял собственный фильм «Тайны татар Москвы». Он рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», почему и когда решился на такой шаг, а также о своем видении взаимоотношений русских и татар.
Фарит Фарисов на премьерном показе фильма |
«НЕ ИСКАЛ СЕБЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ НА ЗАПАДЕ, ДРУЗЕЙ — НА ВОСТОКЕ»
Экс-лидер татарстанских справороссов, а ныне председатель президиума Российской национально-культурной автономии татар столицы Фарит Фарисов снял фильм «Тайны татар Москвы» — первую серию трилогии «Тайны татарского народа». Фильм повествует о том, какую роль играли, играют и будут играть татары в жизни Первопрестольной.
По признаниям автора, идея фильма вынашивалась не одно десятилетие. «Нужно было стать тем, кем я стал, для того, чтобы замахнуться и сделать такой фильм, — рассказал Фарисов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». — Впервые национальная тема затронула меня до глубины души еще в школе. Тогда на уроке в 7 классе учитель назвал монголо-татарское иго идентичным фашизму. Это меня очень сильно возмутило». После этого он начал усиленно изучать историю, ходить в библиотеку. «Там я познакомился с выдающимся своим учителем — Алексеевым Всеволодом Александровичем, 1891 года рождения, который жил на улице Светлая. Он знал около 6 языков, был дворянского происхождения, петербуржец. В Казань попал после того, как в блокаду перевозили завод в Дербышки. Он видел Ленина, разговаривал со Сталиным. Он был великий человек. Он меня научил очень многим вещам, он научил меня истории и самое главное — научил читать между строк любую информацию», — вспоминает Фарисов.
Между строк фильма, надеется он, зритель прочтет то, что каждый житель России должен знать, что страна состоит более чем из 100 национальностей. «Одна из них — татары — вторая государствообразующая нация, и она тесно связана с русскими. Если кто-то не понимает, то должен знать, что русские без татар не выдержат, и татары без русских не выживут, поэтому предопределено им жить рядом, вместе. Я закладывал именно эту цель, чтобы каждый понимал, не искал себе благополучия на Западе, друзей — на Востоке. Никому мы не нужны, кроме самих себя, кроме друг друга», — настаивает автор.
СОВЕТНИК И ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРЕЗИДИУМА
Между тем, вызывает любопытство сама фигура новоиспеченного кинематографиста. В Татарстане его имя впервые громко прозвучало в 2011 году, когда Фарисов несколько неожиданно встал у руля республиканского отделения «Справедливой России», параллельно являясь на тот момент советником главы Совета Федерации РФ и лидера партии Сергея Миронова. Оказалось, что у московского предпринимателя была вполне себе занимательная биография. Еще в 2000 году в очень неспокойные времена он был советником президента Чечни Ахмада Кадырова. Тогда Фарисов являлся еще и.о. руководителя территориального управления министерства имущественных отношений по Чеченской Республике. Представлял интересы Чечни в Москве, восстанавливал документацию с целью обеспечения работы представительства министерства госимущества России в Чечне, проводил подготовку к референдуму по выборам президента Чечни, готовил выборы президента республики. Кроме того, позднее Фарисов стал председателем попечительского комитета совета муфтиев России, и предпринимателя называли человеком, близким к муфтию Равилю Гайнутдину.
Правда, работа непосредственно в Татарстане у него не заладилась, а «Справедливую Россию» пришлось покинуть на фоне довольно громкого скандала. Однако наш герой не отчаялся и продолжил пытаться влиять на определенные процессы, связанные с республикой, из столицы РФ, оказавшись в центре борьбы за ведущие посты в татарской автономии Москвы. В результате этим летом с поста председателя был «свергнут» писатель Ринат Мухамадиев, а сам Фарисов стал главой президиума, который в результате принятых изменений в устав организации превратился в его главный орган, где собственно сам новый председатель татарской автономии Анвер Хусаинов занимает положение, схожее с положением английской королевы.
Интересно, что, по данным наших источников, избрание Фарисова «главным татарином» Москвы было большим сюрпризом для Казани, где тогда делали ставку на Назифа Мириханова, бывшего полпреда Татарстана в столице. Но он проиграл выборы, несмотря на оказанную ему поддержку. Поэтому к Фарисову есть несколько настороженное отношение в Татарстане, особенно с учетом его скандального эсеровского опыта в республике. Но, как видим, все это не мешает ему развивать бурную деятельность.
«НАС ПРОГРАММИРОВАЛИ, А НЕ УЧИЛИ»
Сам же фильм автора, обладающего некоторым ореолом загадочности, ориентирован на широкую аудиторию и затрагивает общественно значимые, а порой и философские темы. «Мне не нравится слово «толерантность». Что это такое? Это терпение. Я не собираюсь терпеть русских, я их люблю, люблю каждой клеткой своего тела, — рассуждает Фарисов. — Самый главный посыл тем же татарам — чтобы они не ассимилировались, а интегрировались в общество, не теряя своих качеств. Русские должны понимать, что именно наш российский традиционный ислам, который, в общем, принесли наши татары, — это спасение, которое должно обеспечить победу в борьбе с экстремизмом. Больше никаких лекарств нет. Идеология всегда побеждала силу, идеология всегда побеждала деньги. Это доказывает история».
Именно история становится ключевой в фильме «Тайны татар Москвы». С самых первых слов Фарисов, казалось бы, перечеркивает известное всем со школьной скамьи утверждение о том, кто же основал Москву. «В России существует ошибочное мнение, что Москву основал Юрий Долгорукий. Историки об этом знают. Задолго до присоединения к Ростово-Суздальскому княжеству Москвы здесь существовало поместье Ивана Стефановича Кучки — этнического татарина по происхождению», — рассказывает Фарисов в фильме. Оказывается, владения Кучки находились на пересечении многих важных военных, торговых дорог и водных путей. В фильме предполагается, что именно это и стало причиной казни боярина Кучки Юрием Долгоруким и последующим основанием на этом месте крепости. Приводится и другая версия — князю понравилась жена боярина. Уже после казни Кучки Долгорукий повелел сделать там «древян град».
«Я не опровергаю, я просто преподношу то, что нас программировали, а не учили. Вы поднимите источники, никто даже не оспаривает, что не Юрий Долгорукий основал Москву. До этого здесь жили люди», — заявил в беседе с нашим корреспондентом Фарисов.
«МОСКВА ОБЯЗАНА СВОИМ ВЕЛИЧИЕМ ХАНАМ»
И сейчас в столице есть много мест, связанных с татарами. О них и рассказывается в фильме «Тайны татар Москвы». Например, сердце России — Кремль. Фарисов утверждает, что только с татарского, тюркского языков можно объяснить происхождение слова «кремль» — кырым — сооружение, строение, крепость. Впрочем, все-таки это довольно спорно, филологи до сих пор не сошлись в едином мнении и рассматривают другие версии. Фарисов настаивает, что каждый татарин должен знать важную деталь о Храме Василия Блаженного на Красной площади. «Нигде в мире нет больше христианского храма, где бы его украшали 9 разных куполов. Как минимум 5 академиков, бесчисленное множество докторов и кандидатов наук сошлись в одном мнении, что это точная копия мечети «Кул Шариф», разрушенной после взятия Казани в 1552 году», — утверждается в фильме.
Рядом с храмом находится всем известный памятник гражданину Минину и князю Пожарскому — героям Смутного времени, которые «спасли Россию от разорения и иностранной интервенции». «Мало кто знает, но это исторический факт — гражданин Минин по происхождению был татарин», — напоминает Фарисов. Тогда в ополчении было много нижегородских и касимовских татар, более того, есть информация, что и князь Пожарский имел татарские корни по матери, которая вышла из рода Беклемишевых. В честь другого представителя этого рода названа одна из угловых башен Кремля — Беклемишевская.
Фарисов заостряет внимание на значении монгольского нашествия в истории России. В подтверждение приводит слова известного историка Николая Карамзина: «Москва обязана своим величием ханам», — и последовательно доказывает эту мысль. Так, еще Александр Невский призывал: «Крепи оборону на Западе и ищи друзей на Востоке». Тогда как на Западе свирепствовала инквизиция, именно в степи, указывает Фарисов, всегда была свобода вероисповедания, а Чингисхан завещал: «Люди разной веры должны жить в мире, и тогда мы вновь станем братьями». Кроме того, Александр Невский называл Батыя батей, а тот считал его пасынком. Именно сын Невского Даниил стал первым московским князем. «Благодаря татарам, благодаря Золотой Орде не Владимир, не Тверь, не Рязань, не Великий Новгород, а именно Москва стала столицей Российского государства», — делается вывод в фильме.
«МЫ НЕ ИЩЕМ В РУССКОМ ТАТАРИНА»
Более того, участие татарских ханов, мурз, беков и простых людей в создании Российского государства Фарисов доказывает, приводя в пример фамилии, которые имели татарские, тюркские корни — Аксаковы, Апраксины, Аракчеевы, Бекетовы, Воронцовы, Годуновы, Карамзины, Кутузовы, Лопухины, Мещерские, Мстиславские, Сабуровы, Салтыковы, Суворовы, Тимирязевы, Тургеневы, Тютчевы, Уваровы, Урусовы, Ушаковы, Шаховские, Шереметьевы, Юсуповы и другие. «Татарские роды дали России огромное количество гениальной интеллигенции и видных общественно-политических деятелей», — заявляет он.
Однако не стоит думать, что автор фильма хочет во что бы то ни стало «записать» известных личностей в татары. «Мы не ищем в русском татарина. Но они не должны забывать своих предков. Если человек не будет знать истоков своей национальности, он просто будет американцем. Там нет нации. Я такого не хочу. Хочу, чтобы мои дети и внуки знали и гордились», — пояснил он корреспонденту «БИЗНЕС Online».
Далее автор фильма проводит зрителей по знаковым для татар местам Москвы: это и мечети, и Дом Асадуллаева, и памятники Габдулле Тукаю, Мусе Джалилю, генерал-лейтенанту Дмитрию Карбышеву. А завершается фильм проникновенным стихотворением в исполнении Фарисова:
У каждого народа свой герой.
Он всех сильней, он всех мудрей на свете.
Зачем же так бессмысленно порой
Мы сравниваем Муромца с Батыром?
Нет, не князья — крестьянские сыны
В лихие дни тревоги и печали,
Сев на коней, за честь своей страны
Они мечи из ножен вынимали.
Горела степь, красна была вода,
Звенели стрелы, в грудь входя упруго.
Не их вина, скорее, их беда,
Что шли они войною друг на друга.
Не сравнивай, не важно, кто какой.
Зазря батыров обижать не нужно,
Иначе могут в ярости слепой
По камню бросить в нашу дружбу.
У каждого народа свой герой.
Он всех сильней. Он всех мудрей на свете.
Плечом к плечу стоят Батыр с Ильей
Одной земли, одной Отчизны дети.
«КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ СВОЮ ИСТОРИЮ»
Пока о следующих сериях Фарисов предпочитает молчать, как и о спонсорах. «Должна быть определенная интрига», — лишь коротко отметил он. По времени — тоже секрет. «Это как в политике: погоду предсказывают одни, а делают ее совсем другие», — ушел от ответа на вопрос Фарисов. Однако он все-таки рассказал, что программа фильмов запланирована на ближайшие четыре года. Впрочем, первая серия, как оказалось, была готова еще в декабре прошлого года, однако было решено фильм переснять. По заверениям Фарисова, пересъемки не касались содержательной части, исправляли только технические моменты. «Смысловая часть не была тронута совсем, подача изменена», — пояснил он.
Как уже говорилось, фильм рассчитан на широкую аудиторию. Пробные показы прошли еще до выхода финального варианта во многих регионах. «Результат, к сожалению, плачевный. У нас у общества больное состояние, — с сожалением определил Фарисов. — Я бы хотел все субъекты федерации попросить приехать в Татарстан и посмотреть, как живут люди, какое у них отношение. Им еще до толерантного отношения работать и работать. Я во многих местах был шокирован». Впрочем, порадовали казанские зрители, на фестивале мусульманского кино фильм восприняли тепло, высокую оценку он получил также в среде татарской интеллигенции в Москве. Фильмом даже заинтересовались иностранные компании.
«Каждый должен знать свою историю. Кто не знает историю, у того не будет будущего. Посыл в фильме таков: татары — это не те, у кого предки татары, татары — это те, у кого внуки татары. Русские — не те, у кого предки русские, а тот, у кого внуки русские», — сделал вывод Фарисов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 92
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.