Турхан Дильмач: «Основой как турецко-российских, так и турецко-татарстанских отношений является экономика»

ТУРКИ В ТАТАРСТАНЕ СТРОИЛИ МЕЧЕТЬ «КУЛ ШАРИФ» И УЧАСТВОВАЛИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ «КАЗАНЬ АРЕНЫ»

Приехав в редакцию, господин Турхан Дильмач сразу же сказал, почему он так охотно откликнулся на предложение нашей газеты о встрече: «Я решил дать вам свое первое интервью в новой должности, как раз потому, что «БИЗНЕС Online» освещает экономические темы. А основой как турецко-российских, так и турецко-татарстанских отношений является именно экономика. И моя первая задача — знакомство, встречи, помощь турецким бизнесменам, которые работают в том числе и в Татарстане. Уже через два-три дня, как я приехал в Казань, мы встретились с ними. Все подойти не смогли, поэтому знакомство продолжается».

В 90-е годы, напомнил гость редакции, в Татарстан, как и в другие российские регионы, из Турции приезжали в основном строители: «Объем строительных работ, выполненных в вашей стране с 1988 года по 2014 год турецкими фирмами, составил примерно 50 миллиардов долларов. Это большая цифра, 17,5 процентов от всего строительного рынка России. По этим цифрам Турция выходит на первый план».

«Результат этой работы, конкретные примеры можно увидеть и в Татарстане, — сказал господин Дильмач. — В этом списке есть мечеть «Кул Шариф», чем мы очень гордимся, есть правительственные здания... Позднее на строительстве «Казань Арены» тоже присутствовали небольшие турецкие фирмы. Так что строительство — важная составляющая наших экономических взаимоотношений».

Не забыл упомянуть господин Дильмач еще два весьма знаменательных факта. Сегодня турецкая компания «Компас Инжиниринг» и «Еврогрупп» строят в Челнах многофункциональный жилой комплекс Sunrise City, стоимость которого оценивается в $500 миллионов. А в Нижнекамске турецкая фирма Gemont участвует в строительстве комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов. «Там строительная площадка — как целый город!» — не без восхищения заметил наш гость.

ТАТАРСТАНЦЕВ АГИТИРУЮТ ПОКУПАТЬ КВАРТИРЫ НА БЕРЕГУ МОРЯ

К слову, после интервью в «БИЗНЕС Online» господин Дильмач собирался в ТПП РТ, где как раз была встреча татарстанских предпринимателей с делегацией провинции Мерсин (Турция).

— Турецкие предприниматели из провинции Мерсин работают в Казани давно, в основном агитируют покупать квартиры в Турции, на берегу моря, — уточнили мы.

— Вы против? — весело удивился господин Дильмач.

— Против! — заявил один из журналистов — участник встречи. — Я объясню, почему. Я Турцию очень люблю, побывал во многих курортах и городах. И считаю, что купить квартиру в одном месте и ездить каждый год только туда, это себя обкрадывать. Надо путешествовать, в Турции много потрясающе привлекательных мест... У вас слишком фантастическая страна, чтобы отдыхать только где-то в одном месте...

— Ну, это ваше понимание отдыха, — парировал гость.— А кто-то, может быть, любит стабильность в отдыхе... Например, господин Шаймиев ездит отдыхать практически в один и тот же отель в Турции...

Господин Дильмач с удовольствием сообщил, что сам он родился тоже в городе на берегу Черного моря — в Трабзоне. «Очень красивый город!» — искренне признали журналисты «БИЗНЕС Online».

После непродолжительного, но весьма оживленного спора о предпочтениях туристов беседа вновь повернула к экономике. «Когда я приехал в Татарстан, я увидел и нечто совершенно иное, не только строительство, — сказал господин Дильмач. — Да, мелкие и средние турецкие строительные компании продолжают работать в вашей республике, есть турецкие магазинчики, лавочки, другой бизнес. Но наше сотрудничество в экономике, как я убедился, оно гораздо шире. Я имею в виду прежде всего турецкие инвестиции в ОЭЗ «Алабуга».

Алабуга.jpg
Турхан Дильмач сразу поехал в ОЭЗ «Алабуга», посмотрел, как там работают турецкие предприятия

ЧТО ПРИДАЕТ УВЕРЕННОСТИ ИНОСТРАННОМУ ИНВЕСТОРУ

Турецкие предприятия в особой экономической зоне «Алабуга» господин Дильмач уже успел увидеть своими глазами. Он вообще очень многое успел меньше чем за два месяца работы в Казани: встретился с президентом РТ, с первым президентом — ныне госсоветником РТ, председателем Госсовета РТ, премьер-министром РТ, министром культуры РТ, мэром Казани, муфтием Татарстана, побывал во Всемирном конгрессе татар.

Гость «БИЗНЕС Online» рассказал: «Мне очень повезло. Когда я приехал сюда и приступил к работе, это совпало с чередой значимых мероприятий. И так получилось, что многие вещи я успел сделать за короткий промежуток времени. Например, сразу поехал в ОЭЗ «Алабуга», посмотрел, как там работают турецкие предприятия. Как раз через неделю должен был открыться завод турецкой компании «Кастамону Энтегре» по выпуску МДФ-панелей и деревянных напольных покрытий. А так как было известно, что на открытии мы пересечемся с господином президентом РТ, он тут же назначил мне встречу, чтобы мы официально познакомились до открытия. Успел я побывать уже и в Челнах, и в Нижнекамске два-три раза, и в Тюлячах... Большинство визитов как раз были связаны с экономикой».

Господин Дильмач с нескрываемым удовольствием перечислил турецкие заводы в особой экономической зоне. Это ЗАО «Аутоматив Гласс Альянс Рус» — предприятие еще не открыто официально, но там уже началось производство автомобильного стекла. Это построенный турецкой компанией «Джошкуноз-Холдинг» завод «Джошкуноз-Алабуга», где штампуют крупноузловые детали автомобилей для Ford, в основном кузовы. Это уже упомянутый завод по выпуску МДФ-панелей из древесной стружки, который построен турецкой компанией «Кастамону Энтегре», она входит в холдинг «Хаят». Елабужский деревообрабатывающий комбинат — крупнейший в Европе и на третьем месте в мире.

Наш гость рассказал, что ему понравились не только мощные предприятия в ОЭЗ «Алабуга», но и то, как успешно может развиваться в РТ турецкий малый и средний производственный бизнес. Так, господин Дильмач побывал в промышленном парке «Тюлячи», где работает небольшое турецкое предприятие, завод полимерных материалов, который производит полиэтиленовые трубы, пластиковые бытовые изделия, например, посуду.

Господин Дильмач признался, что одно дело — прочитать про турецкие предприятия, работающие в Татарстане, и совсем другое — увидеть их самому: «Совершенно другое впечатление! Я и господину президенту РТ об этом сказал. В «Алабуге» просто огромные турецкие заводы, высокотехнологичные промышленные производства... Татарстан — одна из самых активных точек нашего сотрудничества. Еще когда я работал в нашем посольстве в Москве, мы видели и всегда подчеркивали, что Татарстан — один из субъектов Российский Федерации, который является примером для других. Конечно, есть Калуга, Владимир, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Краснодар и другие города, но Татарстан все-таки выходит на первые строчки. Надо открыто сказать, что это личный успех господина президента РТ. Я сам видел, насколько он интересуется в ОЭЗ каждым из этих бизнесов. И это один из элементов, который придает уверенности иностранному инвестору. Это подкрепляется юридической инфраструктурой, тем фундаментом, который подготовлен, в том числе какими-то льготами, привилегиями приходящим в Татарстан инвесторам».

Контакты, поиск вариантов сотрудничества между Турцией и Татарстаном продолжается, заметил господин Дильмач.

БУДУЩЕЕ ТУРЕЦКО-РОССИЙСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЫ ВИДИМ ДОСТАТОЧНО СВЕТЛЫМ

Ответил гость редакции также на вопрос о том, как он оценивает турецко-российские отношения. Господин Дильмач сослался на большую пресс-конференцию, которую провел недавно чрезвычайный и полномочный посол Республики Турция в РФ Умит Ярдым. Он раскрыл многие темы, говорил о различных аспектах сотрудничества двух стран. «Есть основа, фундамент, база для турецко-российских отношений, — уверенно заявил гость «БИЗНЕС Online». — Это механизм, выработанный на Совете сотрудничества высшего уровня (ССВУ) России и Турции. Этому механизму мы придаем большое значение, ценим его. Во главе стоят президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и президент России Владимир Путин. Они собираются раз в год. В этом году, если не ошибаюсь, господин Путин поедет в Турцию в декабре». На таких встречах, пояснил Дильмач, рассматривают аспекты сотрудничества двух стран, какие успехи достигнуты, что нужно сделать.

Есть также три дополнительных механизма. Это совместная группа стратегического планирования, которую возглавляют два министра иностранных дел. Это российско-турецкая смешанная межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству, ее руководители — два министра энергетики. И третья составляющая — гуманитарные, культурные, общественные связи. «Будущее турецко-российских взаимоотношений мы видим достаточно светлым. Обе страны в этом заинтересованы», — сказал господин Дильмач.

В ответ на вопрос, кто является стратегическими партнерами Турции, гость редакции назвал страны-члены НАТО, в том числе США. Сказал и о том, что Турция по-прежнему (уже очень давно) ведет переговоры о вступлении в Европейский союз. Тесные взаимоотношения с Ближним Востоком, Балканскими странами, со Средней Азией...

«Россия — наш сосед. У нас многостороннее, многогранное сотрудничество с Россией... И то, что Турция — член НАТО, не мешает нам сотрудничать с Россией», — оптимистично подвел итог господин Дильмач.

АНТАЛИЯ — ТРЕТИЙ В МИРЕ ГОРОД ПО ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ТУРИСТОВ

Господин Дильмач провел очень интересные параллели между 90-ми годами и днем сегодняшним. С 90-х годов взаимные инвестиции Турции в Россию и России в Турцию достигли $10 миллиардов. На долю Татарстана приходится из этой суммы где-то $1,5 миллиарда.

С начала 2000-х сильно вырос и торговый оборот между нашими странами. Если в 2002 году он составлял $5 млрд., то в 2014-м ожидается $32 миллиарда. Правда, наблюдается спад по сравнению с 2013 годом, когда было $36 млрд., но тенденция к росту налицо. «Сегодня Российская Федерация — второй по значимости торговый партнер Турции», — отметил господин Дильмач (на первом месте — Германия).

В нынешнем году ожидается «туристический рекорд» — Турцию посетят 4,6 млн. россиян. Наш гость напомнил, что в 1998 году цифра была несоизмеримо меньше — 670 тыс. туристов из РФ. Господин Дильмач напомнил, что Анталия — третий в мире город по привлекательности для туристов (надо думать, в этом есть большая заслуга россиян), Стамбул — на 7 месте. Тут гость «БИЗНЕС Online», который уже убедился, как любят журналисты путешествовать, предложил интересную тему для нашей газеты: сравнить разные города мира.

«Если бы в 50 - 70-е годы сказали, что россияне смогут на два месяца выезжать в Турцию, да еще без визы, никто бы не поверил, — сказал господин Дильмач. — И никто из турок не поверил бы, что в 2014 году сможет, например, посетить Казань как культурную столицу тюркского мира. Поэтому расстояние, которое мы прошли, оно немалое».

РАЗГОВОР С ШАЙМИЕВЫМ

Мгновенно нашли общий язык гость и журналисты, когда речь зашла о спорте. Тут снова вспомнили родной город господина Дильмача — Трабзон: «Мы любим Трабзон за то, что оттуда родом полузащитник «Рубина» Гекдениз Карадениз». «Полностью согласен! — по-русски воскликнул гость. — Я казанскую команду много лет отслеживаю. Сам я болею за команду Трабзона. И с тех пор, как произошел трансфер Гекдениза Карадениза из моей команды, за которую я болею, сюда, в Казань, я очень внимательно слежу за игрой «Рубина». Несколько раз был на матчах в Москве. С сентября, когда начал работать в Казани, здесь «Рубин» играл уже два раза, и я оба матча посетил. Мы оба выиграли! Караденизом мы гордимся! Те в Турции, кто интересуются спортом, знают, что он играет в Казани, что он здесь успешен. Это работает на узнаваемость и казанской команды, и Казани».

А гость не без юмора добавил: «Я как болельщик хотел бы, чтобы Карадениз вернулся в свою команду в Трабзон и там играл. Но теперь, когда я работаю в Казани в качестве генерального консула, считаю, что лучше пусть он здесь пока остается».

«Вообще, искусство, культура, спорт могут сделать то, чего годами не могут добиться дипломаты и чиновники», — резюмировал господин Дильмач.

Гость редакции рассказал: «В Казань я приехал осознанно и с большим желанием. Потому что знал, насколько здесь хорошо. Так что периода привыкания, адаптации не было».

Сообщил, что женат, причем жена Анна — русская по национальности, родилась в Киргизии. Когда они поженились, Анна не знала турецкого языка, однако выучила, и теперь дома супруги говорят на турецком. Сам господин Дильмач, как мы убедились, неплохо говорит по-русски, хотя интервью все-таки предпочел для точности давать на турецком. Он также знает и продолжает изучать татарский язык, занятия проходят дважды в неделю. С гордостью сообщил: «Когда у нас была встреча с Минтимером Шариповичем Шаймиевым, мы говорили только по-татарски». Пообещал, когда вновь через год встретится с господином Шаймиевым, будет говорить еще лучше.

У четы двое маленьких, годовалых, детей — двойняшки, мальчик и девочка: Мехмет Тимур и Айше Севара. Первые из двойных имен — в честь родителей Турхана, так зовут его папу и маму. К слову, господин Дильмач рассказал, что имя Тимур распространено в Турции, так охотно называют мальчиков, несмотря на то, что «Тимур воевал с одним из наших султанов».

— У нас и Чингиз есть, и Атилла есть, — заметил с улыбкой гость редакции.

А его имя — Турхан — можно перевести как «владелец земель».

Господин Дильмач сообщил, что информацию о деятельности генерального консульства можно получить на официальном сайте, в соцсетях, к примеру, в Facebook. Но совсем недавно, генконсульство открыло также свою страницу в «ВКонтакте» для того, чтобы быть ближе к российским гражданам, интересующимся Турцией.

Господин Дильмач рассказал, что еще до приезда в Казань на работу, он дважды побывал здесь. Первый раз приезжал как обычный турист, на уик-энд, во второй — сопровождая посла Турции. Так что Турхан Дильмач уже посетил в Татарстане немало музеев — побывал в ИЗО, в Казанском кремле, съездил в Булгар. «Теперь знакомлю с этими музеями свою жену». «Сходите в музей Константина Васильева на улице Баумана, — посоветовали в нашей редакции. — В произведениях этого художника проявляется загадочная русская душа». Побывали супруги в оперном театре, собираются в Камаловский.

С большим интересом послушав гостя, журналисты нашего издания сделали вывод: «С таким бэкграундом — русская супруга, любовь к Татарстану, знание русского и татарского языков — вы можете стать ключевой фигурой в российской-турецких отношениях».