Мастер-классы зарубежных нейрохирургов прошли 27 - 28 октября в Казани — врачи из Италии и Австрии провели показательные операции в МКДЦ и РКБ. Например, нейрофизиолог из Вены Элес Чаба и доктора из института Болоньи Эрнесто Пасквини и Диего Маццатента продемонстрировали новый метод, повышающий безопасность удаления опухоли головного мозга. Бок о бок с иностранцами работали местные ведущие хирурги, а за операциями по видео следили 120 татарстанских врачей. О пользе мастер-класса, который обошелся минздраву в 8 тыс. евро, в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал глава минздрава РТ Адель Вафин.
Адель Вафин |
СТОЯ В ОДНОЙ ОПЕРАЦИОННОЙ
— Адель Юнсуович, расскажите, в чем новизна прошедших мастер-классов?
— Принципиальная новизна в том, что от стажировок отдельных специалистов в зарубежных клиниках мы постепенно переходим к приглашению ведущих иностранных специалистов в Казань. Вчера оперировали профессора из Болоньи. Это ведущие специалисты в своей области по технологии эндоскопической резекции аденомы гипофиза с эндоназальным доступом, то есть доступом через нос. Операции с доступом через нос проводятся на опухолях головного мозга. Для нас это важно: наши врачи знакомятся с иностранной методикой, стоя в одной операционной, ассистируя и оперируя вместе с зарубежными специалистами. Для меня важно, чтобы они работали на равных.
Эти два дня наши ведущие специалисты работали с ведущими хирургами Европы на конкретных больных с применением современных технологий. Этот опыт для меня как для управленца должен показать, где дьявол в мелочах — что у нас не так, где мы сегодня проигрываем. Например, диагностический процесс: каких-то исследований у нас не хватает или, допустим, интраоперационных технологий каких-то?
Во время сегодняшней операции, которую проводили ведущие нейрохирурги РКБ, использовалась новая технология интраоперационного нейромониторинга. Она помогает во время операции определить тот объем хирургического вмешательства, который необходимо сделать врачам, чтобы не затронуть здоровые области головного мозга пациента.
— Какие проблемные зоны отметили во время мастер-класса?
— Не проблемные. Мы отметили те узкие места, где мы сегодня проигрываем нашим зарубежным коллегам в части использования технологий. Компетенция и мануальные навыки наших нейрохирургов очень высоки. В данном случае мы отметили, что нужно развивать технологии нейромониторинга. То есть проводить обучение специалистов, оснащать наши операционные этими устройствами для того, чтобы эффективность оперативных вмешательств была еще на более высоком уровне. Мы будем планировать развивать технологии нейромониторинга у нас в ведущих нейрохирургических клиниках.
— Какое оборудование будет закуплено в рамках усовершенствования технологий нейромониторинга? На какую сумму?
— Любой мастер-класс для нас будет заканчиваться планом внедрения технологий, которые были продемонстрированы в ходе его проведения. Мы будем идти по такому пути: не просто посмотрели — удивились, а провели успешно операцию, сделали выводы, приняли определенное решение по внедрению технологий, которые помогут нашим нейрохирургам стать такими же эффективными, как специалисты в ведущих европейских клиниках... Мастер-класс только завершился, поэтому говорить конкретно о том, какое оборудование будет закуплено, рано.
КАК ДОКТОРА ИЗ НИЖНЕКАМСКА СПАСЛИ ТЕХНОЛОГИИ
— Сколько пришлось заплатить за мастер-класс ведущих специалистов из Европы?
— Мы эту услугу покупаем у образовательного центра высоких медицинских технологий. Они выигрывают конкурс, мы заявляем свою потребность по направлениям. В этом году это нейрохирургия, травматология, ортопедия. В следующем году будут иные направления. Из Европы приезжает целая команда. В данном двухдневном мастер-классе участвовали 7 зарубежных специалистов. Такой мастер-класс стоит около 8 тысяч евро. Примерно столько же будут стоить другие подобные мастер-классы. Если в этом году они проводились раз в квартал, то в следующем году будут проводиться на порядок чаще. Будут вовлекаться другие клиники: 7-я городская клиническая больница, БСМП Набережных Челнов. В плане успешного сотрудничества могу выделить прошлогодний европейский образовательный симпозиум по торакальной хирургии, где 15 молодых специалистов из Европы проходили обучение в Казани. Они получили зачетные баллы у себя в системе электронного образования. То есть люди приезжали в Казань учиться, потому что в марте прошлого года у нас во время симпозиума был весь цвет торакальной хирургии Европы и США и проводились экспериментальные операции, в том числе на животных... В ноябре приедут травматологи-ортопеды из Италии и Германии, они также будут оперировать больных и читать лекции. К слову, в ноябре-декабре планируется приезд Жильбера Массарда — крупнейшего трансплантолога из Страсбурга.
— Как пациенты, которых оперировали во время мастер-класса, отнеслись к тому, что за операцией будут наблюдать столько глаз?
— Пациенты всегда очень положительно относятся к тому, что их операцию будут проводить ведущие специалисты из Европы.
— Как вы оцениваете татарстанский опыт в нейрохирургии по сравнению с другими регионами страны?
— Первая нейрохирургическая операционная в России была открыта в Казани в конце XIX столетия. Наше конкурентное преимущество в том, что современные технологии в нейрохирургии развиваются не только в столице. Помимо РКБ и МКДЦ работают БСМП в Казани и Набережных Челнах, медсанчасть «Татнефти» в Альметьевске. То есть у нас есть несколько мощных баз, которые сегодня могут работать, используя самые современные технологии. Моя задача — чтобы все эти современные технологии развивались во всех высокотехнологических центрах.
Помощь должна быть доступна, своевременна. В практике был случай, когда в Нижнекамске у 45-летнего доктора обнаружили аневризму. На компьютерном томографе выявили аневризму примерно в 15:00, ее разрыв угрожал жизни. Выехала бригада из Челнов, которая эвакуировала его в БСМП автограда. Из МКДЦ была направлена группа нейрохирургов. Ближе к полуночи ему провели рентгеноэндоваскулярную (то есть через сосудистый доступ) операцию. Эвакуировав в МКДЦ, проводили интенсивную терапию, чтобы исключить повторный инсульт, вероятность которого в подобных случаях составляет 80 процентов. Консультировались с профессором из Швейцарии, который полностью подтвердил тактику наших нейрохирургов, и лечение завершилось успешно. Мы вошли в эти 20 процентов — это и есть профессионализм. Мы его спасли и исключили вероятность повторного инсульта. Он вернулся к активной жизни — это результат современных технологий в нейрохирургии.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.