print_627853_836555.jpg

«СКОРЕЕ ВЫЙТИ НА ЭТАП ПОДПИСАНИЯ КОНКРЕТНЫХ КОНТРАКТОВ»

Как уже сообщал «БИЗНЕС Online», в минувшее воскресенье представительная татарстанская делегация во главе с президентом республики Рустамом Миннихановым прибыла на Кубу для участия в работе XXXII международной гаванской ярмарки FIHAV. Вместе с ним на остров Свободы прибыли заместитель премьер-министра РТ — министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов, помощник президента РТ Радик Гиматдинов, генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, генеральный директор ОАО «Татнефть» Наиль Маганов, председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев, руководитель агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина, другие чиновники и бизнесмены.

Как рассказал «БИЗНЕС Online» по телефону из Гаваны Агеев, основной темой переговоров стали потенциальные возможности укрепления торговых связей Кубы и Татарстана после вступившего в силу в июле 2014 года кубинского закона об иностранных инвестициях, а также развития особой экономической зоны в районе города Мариэль под Гаваной. По словам председателя правления ТПП РТ, кубинская сторона передала Минниханову пакет документов на 24 инвестиционных проекта, в которых они бы хотели видеть участие татарстанского капитала. «Минниханов дал министерствам конкретные задания. Группы специалистов останутся на Кубе для проработки документов с тем, чтобы как можно быстрее выйти на этап подписания конкретных контрактов», — рассказал Агеев.

КАМАЗ ВОЗВРАЩАЕТСЯ НА КУБУ

По его словам, речь идет об открытии на Кубе сервисного центра КАМАЗа, возобновлении после более чем 20-летнего перерыва производства камских грузовиков на острове Свободы и организации производства для них запчастей. «Сейчас на Кубе работают около 15 тысяч камских грузовиков, которые требуют ремонта и обслуживания», — пояснил он.

Также рассматривался вопрос создания на Кубе сервисного центра Казанского вертолетного завода, производства азотных удобрений и модернизации местного шинного завода. «Кубинцы остро нуждаются в шинах. Потребности оцениваются в 1,2 миллиона шин в год, а они только 80 тысяч у себя производят. Они хотят провести модернизацию шинного производства при помощи наших компаний», — рассказал Агеев. Также, по его словам, в рамках визита было заключено соглашение об обмене студентами и стажировками научных сотрудников и подписан контракт на совместное производство целого ряда уникальных лекарств между центром генной инженерии и биотехнологий Гаваны («БиоКубаФарма») и ОАО «Татхимфармпрепараты». «Куба является одним из признанных мировых лидеров в области генной инженерии», — подчеркнул Агеев. Впрочем, о чем конкретно идет речь в контрактах, он не уточнил.

Также, по словам председателя правления ТПП РТ, в ходе переговоров прозвучало предложение о подготовке татарстанских спортсменов-боксеров кубинскими тренерами.

Не обошли стороной и тему развития туризма. Правда, сам Агеев довольно осторожно оценивает перспективы этого направления. «Надо тщательно изучить себестоимость и трафик этого туристического направления. Все-таки Куба очень далеко находится от Татарстана», — отметил он в разговоре с «БИЗНЕС Online».

Примечательно, что проработка сотрудничества по данным направлениям идет уже как минимум полгода. Еще в июне во время своего визита в Казань посол Кубы в России Эмилио Ратмир Лосада Гарсиа обсуждал этот вопрос с Миннихановым.

Без-имени-1.jpg

ТАТАРСТАН ПЕРВЫМ ВЕРНУЛСЯ НА КУБУ ПОСЛЕ РАСПАДА СССР

Надо сказать, что фактически Татарстан стал первым российским регионом, который после распада Советского Союза установил тесную связь с Республикой Куба. Основой деловых отношений Кубы и РТ является подписанное в 1996 году соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве. В октябре 1997 года Торговая палата Кубы зарегистрировала представительство агентства по развитию международного сотрудничества при кабмине РТ. Куба закупала шины, двигатели и запчасти, грузовые автомобили и запчасти, электрооборудование, нефть и нефтепродукты, продукцию машиностроения. Однако все это время речь шла о довольно скромных объемах. С 1996 по 2013 год товарооборот Татарстана с Кубой вырос с $2,8 млн. до $15 миллионов. Для сравнения: объем экспорта из Татарстана в страны дальнего зарубежья в 2013 году составил $20 миллиардов.

Интерес к развитию торгового оборота проснулся в 2008 году с началом кризиса и падения спроса на татарстанскую продукцию на традиционных рынках сбыта. В январе 2009 года ОАО «КАМАЗ» подписало генеральное соглашение о взаимодействии с кубинской фирмой «Традэкс», которое предусматривало поставку на Кубу грузовиков «КАМАЗ», запчастей к ним, организацию сервиса машин. Соглашение также предусматривало создание сборочного производства камских грузовиков на Кубе, но при условии гарантированного сбыта не менее 500 автомобилей в год. Однако на необходимый уровень выйти так и не удалось — с тех пор на Кубу было отгружено всего несколько сот автомашин, да и то в счет кредита, предоставленного Россией острову Свободы.

НЕ ТОЛЬКО ДЕНЬГИ, НО И ГЕОПОЛИТИКА

Тем не менее на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, насколько платежеспособна Куба как бизнес-партнер Татарстана, Агеев ответил, что не все в мире должно мериться деньгами. «Учитывая те санкции, которые введены против России, мы очень заинтересованы в выходе на перспективный рынок Латинской Америки, воротами в который является Куба. Смотреть надо немножко вперед. А не то, как вас, журналистов, все на деньги считать. Разумеется, никто не будет бесплатно помогать, как было во времена СССР. Должен быть взаимный бизнес-интерес. Но при этом надо учитывать сегодняшнюю геополитическую ситуацию», — сказал Агеев.

По его мнению, ситуация позволяет ежегодно увеличивать товарооборот между Татарстаном и Кубой на 20 - 30%. «Куба просыпается, страна меняется. Самолеты, которые летят на остров, забиты пассажирами со всего мира. Китай активно осваивается на Кубе. Если мы будем спать, то другие займут нашу нишу. Настрой у кубинцев к России и Татарстану самый хороший. Несмотря на сложный период 90-х годов, кубинцы очень хорошо к нам относятся», — подчеркнул он.