Сегодня заканчивается визит татарстанской делегации во главе с Рустамом Миннихановым на Кубу, который был приурочен к работе XXXII международной гаванской ярмарки FIHAV. Выставка стала первой крупной инвестиционной площадкой острова Свободы после начала реализации новой экономической политики, на которой бизнесменам из 60 стран мира было представлено 246 инвестпроектов на общую сумму в $8,7 миллиарда. Почти каждый 10-й из них был предложен для реализации Татарстану. «БИЗНЕС Online» узнал некоторые подробности прошедших в Гаване переговоров от находящегося на острове шефа ТПП Шамиля Агеева.
«СКОРЕЕ ВЫЙТИ НА ЭТАП ПОДПИСАНИЯ КОНКРЕТНЫХ КОНТРАКТОВ»
Как уже сообщал «БИЗНЕС Online», в минувшее воскресенье представительная татарстанская делегация во главе с президентом республики Рустамом Миннихановым прибыла на Кубу для участия в работе XXXII международной гаванской ярмарки FIHAV. Вместе с ним на остров Свободы прибыли заместитель премьер-министра РТ — министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов, помощник президента РТ Радик Гиматдинов, генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, генеральный директор ОАО «Татнефть» Наиль Маганов, председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев, руководитель агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина, другие чиновники и бизнесмены.
Как рассказал «БИЗНЕС Online» по телефону из Гаваны Агеев, основной темой переговоров стали потенциальные возможности укрепления торговых связей Кубы и Татарстана после вступившего в силу в июле 2014 года кубинского закона об иностранных инвестициях, а также развития особой экономической зоны в районе города Мариэль под Гаваной. По словам председателя правления ТПП РТ, кубинская сторона передала Минниханову пакет документов на 24 инвестиционных проекта, в которых они бы хотели видеть участие татарстанского капитала. «Минниханов дал министерствам конкретные задания. Группы специалистов останутся на Кубе для проработки документов с тем, чтобы как можно быстрее выйти на этап подписания конкретных контрактов», — рассказал Агеев.
КАМАЗ ВОЗВРАЩАЕТСЯ НА КУБУ
По его словам, речь идет об открытии на Кубе сервисного центра КАМАЗа, возобновлении после более чем 20-летнего перерыва производства камских грузовиков на острове Свободы и организации производства для них запчастей. «Сейчас на Кубе работают около 15 тысяч камских грузовиков, которые требуют ремонта и обслуживания», — пояснил он.
Также рассматривался вопрос создания на Кубе сервисного центра Казанского вертолетного завода, производства азотных удобрений и модернизации местного шинного завода. «Кубинцы остро нуждаются в шинах. Потребности оцениваются в 1,2 миллиона шин в год, а они только 80 тысяч у себя производят. Они хотят провести модернизацию шинного производства при помощи наших компаний», — рассказал Агеев. Также, по его словам, в рамках визита было заключено соглашение об обмене студентами и стажировками научных сотрудников и подписан контракт на совместное производство целого ряда уникальных лекарств между центром генной инженерии и биотехнологий Гаваны («БиоКубаФарма») и ОАО «Татхимфармпрепараты». «Куба является одним из признанных мировых лидеров в области генной инженерии», — подчеркнул Агеев. Впрочем, о чем конкретно идет речь в контрактах, он не уточнил.
Также, по словам председателя правления ТПП РТ, в ходе переговоров прозвучало предложение о подготовке татарстанских спортсменов-боксеров кубинскими тренерами.
Не обошли стороной и тему развития туризма. Правда, сам Агеев довольно осторожно оценивает перспективы этого направления. «Надо тщательно изучить себестоимость и трафик этого туристического направления. Все-таки Куба очень далеко находится от Татарстана», — отметил он в разговоре с «БИЗНЕС Online».
Примечательно, что проработка сотрудничества по данным направлениям идет уже как минимум полгода. Еще в июне во время своего визита в Казань посол Кубы в России Эмилио Ратмир Лосада Гарсиа обсуждал этот вопрос с Миннихановым.
ТАТАРСТАН ПЕРВЫМ ВЕРНУЛСЯ НА КУБУ ПОСЛЕ РАСПАДА СССР
Надо сказать, что фактически Татарстан стал первым российским регионом, который после распада Советского Союза установил тесную связь с Республикой Куба. Основой деловых отношений Кубы и РТ является подписанное в 1996 году соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве. В октябре 1997 года Торговая палата Кубы зарегистрировала представительство агентства по развитию международного сотрудничества при кабмине РТ. Куба закупала шины, двигатели и запчасти, грузовые автомобили и запчасти, электрооборудование, нефть и нефтепродукты, продукцию машиностроения. Однако все это время речь шла о довольно скромных объемах. С 1996 по 2013 год товарооборот Татарстана с Кубой вырос с $2,8 млн. до $15 миллионов. Для сравнения: объем экспорта из Татарстана в страны дальнего зарубежья в 2013 году составил $20 миллиардов.
Интерес к развитию торгового оборота проснулся в 2008 году с началом кризиса и падения спроса на татарстанскую продукцию на традиционных рынках сбыта. В январе 2009 года ОАО «КАМАЗ» подписало генеральное соглашение о взаимодействии с кубинской фирмой «Традэкс», которое предусматривало поставку на Кубу грузовиков «КАМАЗ», запчастей к ним, организацию сервиса машин. Соглашение также предусматривало создание сборочного производства камских грузовиков на Кубе, но при условии гарантированного сбыта не менее 500 автомобилей в год. Однако на необходимый уровень выйти так и не удалось — с тех пор на Кубу было отгружено всего несколько сот автомашин, да и то в счет кредита, предоставленного Россией острову Свободы.
НЕ ТОЛЬКО ДЕНЬГИ, НО И ГЕОПОЛИТИКА
Тем не менее на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, насколько платежеспособна Куба как бизнес-партнер Татарстана, Агеев ответил, что не все в мире должно мериться деньгами. «Учитывая те санкции, которые введены против России, мы очень заинтересованы в выходе на перспективный рынок Латинской Америки, воротами в который является Куба. Смотреть надо немножко вперед. А не то, как вас, журналистов, все на деньги считать. Разумеется, никто не будет бесплатно помогать, как было во времена СССР. Должен быть взаимный бизнес-интерес. Но при этом надо учитывать сегодняшнюю геополитическую ситуацию», — сказал Агеев.
По его мнению, ситуация позволяет ежегодно увеличивать товарооборот между Татарстаном и Кубой на 20 - 30%. «Куба просыпается, страна меняется. Самолеты, которые летят на остров, забиты пассажирами со всего мира. Китай активно осваивается на Кубе. Если мы будем спать, то другие займут нашу нишу. Настрой у кубинцев к России и Татарстану самый хороший. Несмотря на сложный период 90-х годов, кубинцы очень хорошо к нам относятся», — подчеркнул он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.