Сегодня, 20 ноября, конкурсная комиссия исполкома автограда огласит итоги конкурса на замещение вакантной должности первого заместителя сити-менеджера. Событие не рядовое, поскольку общественность узнает, кто станет вторым человеком в городе. Накануне пресс-служба мэрии выдала скупое сообщение о том, что претендентов четыре, все они мужчины, имеют соответствующий опыт работы и образование, а один из них журналист. Можем добавить, что это сотрудник «БИЗНЕС Online». Для чего ему понадобилось участвовать в конкурсе?

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

Сегодня, как ожидается, в Челнах будут объявлены итоги конкурса на замещение должности первого зама руководителя исполкома. На данный момент известно, что в нем принимают участие четыре кандидата. Все они мужчины от 40 до 50 лет, имеют высшее образование, опыт работы в госслужбе на главных или ведущих должностях.

Но остальное — секрет, причем засекречено все настолько, что диву даешься! Узнать какую-либо мало-мальскую информацию у пресс-службы стоит титанических усилий, складывается ощущение, что люди свято охраняют какую-нибудь государственную или военную тайну! Почему так рьяно нужно скрывать от общественности то, как проходит отбор во время проведения конкурса на замещение вакантной должности первого заместителя руководителя исполкома города, публичной, в общем-то, должности, — совершенно непонятно.

А ведь общественный интерес к конкурсу немалый! Оно и понятно, поскольку, по сути, выбирается второе лицо Набережных Челнов на ближайшие годы, с учетом того, что Наиль Магдеев в перспективе будет избран главой города, а первый зам станет, соответственно, руководителем исполкома Набережных Челнов.

Отметим также, что должность эта появилась буквально два месяца назад, 18 сентября. В этот день состоялась сессия горсовета, на которой депутаты утвердили решение о введении должности первого заместителя. Прямо в ходе сессии прежний сити-менеджер Фархад Латыпов подписал распоряжение о назначении своим первым замом Магдеева и тут же вслед за своим шефом Василем Шайхразиевым попросил депутатов освободить от занимаемой должности по собственному желанию. Народные избранники дружно проголосовали за отставку тандема, рулившего автоградом последние четыре года. Таким образом, Магдеев автоматически стал и. о. руководителя исполкома Набережных Челнов и фактически первым лицом города, поскольку и. о. главы Флера Андреева хоть юридически и имеет больше власти, но практически ни на какое лидерство, естественно, не претендует. Как коротко и емко высказалась на одной из сессий депутат-коммунист Татьяна Гурьева, «Флера Ивановна — умная женщина».

«ВСЕ-ТАКИ КАКИЕ ЛИЧНЫЕ МОТИВАЦИИ?»

Затем, как и положено по закону, состоялся конкурс на замещение вакантной должности руководителя исполкома города. 16 октября на очередной сессии горсовета председатель конкурсной комиссии Владислав Гаврилов отчитался, что заявления предоставили пять кандидатов, после проверки документов которых было решено вынести на рассмотрение сессии горсовета двух «соискателей»: собственно Магдеева и главу администрации Центрального района Искандара Галимова. Все понимали, что второй — это «технический» кандидат. Поэтому никто не удивился, что во время своего выступления он почти не отрывал глаз от бумаги, читал сухо и без энтузиазма о том, что в новых микрорайонах не хватает значимых объектов, что появились пробки на дорогах, что не хватает парковочных мест и т.д.

Впрочем, до того как абсолютное большинство депутатов горсовета проголосовали за Магдеева, произошла небольшая неожиданность, явно незапланированная заранее. Едва Галимов закончил свой доклад, как ему решил задать свой вопрос депутат Андрей Фомичев — заместитель генерального директора КБК. «Мы вас прекрасно знаем как руководителя администрации Центрального района, — обратился он к Галимову, пряча улыбку под усами. — В вашем кратком выступлении вы озвучили проблемы, которые все знают. А все-таки какие личные мотивации, что вас подвигло выставить свою кандидатуру на конкурс?»

3.jpg
По сути, выбирается второе лицо Набережных Челнов на ближайшие годы, так как Наиль Магдеев в перспективе будет избран главой города, а первый зам станет руководителем исполкома автограда

Галимов заметно смутился, к такому повороту событий он явно не был готов. Ну, в самом деле, не мог же он сказать, что закон требует альтернативного кандидата и его таковым просто назначили. Пауза затягивалась, и замглавы города Андреевой на правах ведущей сессии даже пришлось сделать замечание, мол, отвечайте, вам же задан вопрос. «Конкурс проходит в короткие сроки, в течение месяца, но думаю, что, несмотря на это, этот опыт станет хорошей школой жизни. Приобретенный опыт и мои знания за этот промежуток времени я использую в своей работе на благо жителей города», — еле-еле выкрутился Галимов, как двоечник, не выучивший домашнее задание. К слову, он является выпускником Казанского пединститута и до 2008 года работал в системе образования, наработав 28-летний стаж в этой сфере.

А как собственно проходил сам конкурс, осталось, как говорится, за кадром. Кем были еще трое кандидатов, ведь их было всего пять? Почему не озвучили их фамилии? Исходя из каких соображений выбрали именно Магдеева и Галимова? Было ли вообще заседание конкурсной комиссии с участием Магдеева, во время которого он отвечал на каверзные вопросы своих будущих подчиненных? Как вы себе представляете то, что Гаврилов проводит экзамен Магдееву по знанию закона о местном самоуправлении? Одним словом, вопросы, вопросы, вопросы… И ни на один из них чиновники не дают ответа, не говоря уже о допуске журналистов на заседания конкурсной комиссии. Поэтому когда освободилось кресло первого зама и был объявлен соответствующий конкурс, в редакции «БИЗНЕС Online» было принято решение, что кто-то из журналистов должен заявиться, чтобы на правах участника иметь возможность получить исчерпывающую информацию.

7.jpg
Искандар Галимов выдвигал свою кандидатуру на конкурс по замещению должности руководителя исполкома, так как закон требует альтернативных выборов (фото: tatarstan.ru)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЕСТЬ НА САЙТЕ, НО «ЗАКРЫТО ПЯТЬЮ ЗАМКАМИ»

Однако дело это оказалось далеко непростым. Предчувствуя наличие немалого количества подводных камней, ваш покорный слуга решил своими ногами сходить в исполком города и собственноручно получить от ответственных чиновников соответствующую бумагу с печатью, а именно постановление руководителя исполкома о проведении вышеназванного конкурса. Даже наличие удостоверения журналиста «БИЗНЕС Online» не гарантировало, что мне его выдадут на руки, поэтому пришлось подключить старые связи. Дело в том, что некоторое время назад мне довелось работать в штате челнинской мэрии (об этом чуть ниже) и, естественно, остались добрые отношения с некоторыми чиновниками. И вот с одним из начальников отделов мы вдвоем зашли в один из кабинетов, где между собой мило беседовали несколько девушек.

— Девочки, у вас же есть постановление о проведении конкурса на первого зама? Дайте, пожалуйста, а то вот молодой человек интересуется, — сказал мой знакомый.

Одна из «девочек» лениво оглядела меня с головы до ног и, видимо, оценив, что я все-таки достоин участия в конкурсе, небрежно сказала:

— Вообще-то, постановление есть на сайте.

— Сайт мэрии настолько большой и сложный, что, боюсь, я его там буду очень долго искать. Напечатайте мне его, пожалуйста, на бумаге, раз уж я до вас дошел, — попросил я.

Через пару минут постановление было у меня на руках. Вернувшись в офис, я решил все-таки провести эксперимент и самостоятельно поискать этот документ на сайте мэрии. Полчаса «лазания» по всевозможным разделам ничего не дали, пришлось опять звонить старым друзьям в исполком. Они затруднились сразу сказать, где может находиться текст постановления, и обещали позвонить. Звонка пришлось ждать минут 10. Путь оказывается такой: главная страница сайта — раздел «Мэрия» — раздел «Исполнительный комитет» — «Управление персоналом и муниципальной службой» — «Муниципальная служба», где и выложен pdf-файл. Иными словами, постановление это «закрыто за пятью замками».

Правда, справедливости ради отметим, что документ этот можно найти на страницах газеты «Челнинские известия», в которой муниципалитет печатает все свои официальные документы. Но если вы не подписаны на данное издание, то придется идти в библиотеку, брать подшивку газеты и перелистывать страницы, пока не найдете то постановление, которое вам нужно.

А теперь вопрос: а если простой смертный захочет найти это постановление, то каковы у него шансы на успех?

ЧЕРТ ЕГО ЗНАЕТ, ЧТО ПОД ЭТИМИ СЛОВАМИ СКРЫВАЕТСЯ

Итак, я начал изучать постановление. Пропустим все не очень интересное и обратимся к пункту 5 приложения №2. В нем сказано: «Лица, желающие участвовать в конкурсе, подают заявление в конкурсную комиссию, к которому должны быть приложены следующие документы:

1) собственноручно заполненная и подписанная анкета с приложением фотографии размером 4x6, автобиография;

2) копия паспорта;

3) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию (копия диплома и копия трудовой);

4) сведения о своих доходах за 2013 год, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах за 2013 год, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей;

5) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению;

6) иные документы, подтверждающие профессиональный уровень и навыки по должности первого заместителя руководителя исполнительного комитета муниципального образования города Набережные Челны (по желанию гражданина)».

Во всем этом перечне меня смутил пятый раздел, в котором говорится о документе об отсутствии заболевания. Как говорил доктор Преображенский из «Собачьего сердца» Михаила Булгакова, черт его знает, что под этими словами скрывается! Опять же помогли старые знакомые в исполкоме, которые подсказали, что речь идет о медсправке для муниципальных служащих формы №001-ГС/у, утвержденной приказом минздравсоцразвития РФ №984н от 14 декабря 2009 года.

И тут у меня возник соблазн позвонить одному из знакомых главных врачей челнинских поликлиник, чтобы они мне подготовили такую справку, а я, мол, когда будет удобно, заеду, заплачу, сколько надо, и заберу ее. Времени-то, как всегда, нет, поскольку мне хоть и поручили заявиться на конкурс, но других заданий и обязанностей никто не снимал. Но, с другой стороны, подумал я, в таком случае испортится чистота эксперимента, и я решил все-таки пройти весь путь как положено. И не пожалел…

Если бы официальный кандидат (назовем его так) прошел медобследование так же, как я, он бы узнал много интересного. Ну, например, прибыв в челнинскую поликлинику №11 (профосмотров), я выяснил, что нужной формы (№001-ГС/у) в регистратуре нет и никогда не было. Миловидная женщина в белом халате извинилась и сообщила, что те, кому она нужна, сами находят эту форму в интернете, распечатывают ее на принтере. Пришлось возвращаться в офис и сделать, как посоветовали. Кстати, «Яндекс» предложил несколько ссылок, зайдя на которые можно купить такую справку за 950 рублей. Правда, в Москве.

Вновь приехав в поликлинику, я предоставил в окошко регистратуры эту несчастную форму №001-ГС/у в распечатанном виде и свой паспорт. Далее выяснилось, что медосмотр платный и стоит 695 рублей. Оплатив все в кассе и предоставив чек, я на руки получил медкарту, в которой было указано, в каких кабинетах я должен побывать и у каких специалистов провериться.

4.jpg
«Лазутчик» Равиль Сабиров, ратуя за чистоту эксперимента, честно выполнил все требования и собрал все необходимые документы, чтобы подать заявку на конкурс

«ТАК ВЫ ЛАЗУТЧИК!»

В первую очередь нужно было сдать кровь, сделать кардиограмму и флюорографию. Как ни странно, больших очередей практически нигде не было. Но почти каждый врач удивлялся, увидев незнакомую форму медсправки, и интересовался, для чего она мне нужна. Практически от всех я отвертелся расплывчатыми ответами, но женщина-невропатолог оказалась особенно любопытной.

— Это такая специальная форма для муниципальных служащих, — пояснил я.

— Вы устраиваетесь на работу в исполком? Кем?

— Нет, пока еще не устраиваюсь, а только хочу сдать документы для участия в конкурсе.

— На кого?

— На первого заместителя руководителя исполкома…

После моих слов невропатолог онемела, а я испугался, что она может не поставить вожделенный штампик и свою подпись в медсправку. Мало ли что человек может подумать, тем более невропатолог? Я поспешил по-своему исправить ситуацию.

— Открою вам небольшой профессиональный секрет, — сказал я с улыбкой. — Я журналист и убежден, что такого рода конкурсы должны проходить в открытом режиме, общественность должна знать подробности его проведения, но, к сожалению, в исполкоме по непонятным причинам всю информацию скрывают. Вот я и решил сам принять участие в конкурсе, чтобы быть в курсе всех дел…

— Так вы лазутчик! — расхохоталась женщина. — А в какой газете об этом можно будет прочитать?

Затем она попросила меня сделать несколько упражнений, в частности, вытянуть руки вперед, закрыть глаза и указательным пальцем коснуться кончика носа. Когда я все успешно выполнил, она попросила внимательно прочитать одну строчку в медкарте и поставить подпись. Там было написано: «Черепно-мозговые травмы, обмороки, эпидприпадки отрицаю». Когда я расписался, штампик невропатолога и ее подпись красовались в медсправке.

Лор проверил мои уши, горло, после чего меня попросили отойти примерно на 3 метра и шептали всевозможные цифры: «Четырнадцать, шестьдесят восемь…» Видимо, я все правильно услышал, поскольку этот специалист отпустил меня быстро. У окулиста выяснилось, что левый глаз у меня видит лучше, чем правый (1,0 - 0,8), но меня посчитали годным к муниципальной службе. Хирург спросил, нет ли у меня жалоб и не было ли переломов, а затем попросил сжать некий измерительный прибор обеими руками, после чего написал на медкарте «динамометрия: левая рука — 40, правая рука — 40». (Проверяют, насколько сильным будет рукопожатие у первого зама?) Еще хирург откуда-то выяснил, что у меня прямая кишка, извините за подробность, без особенностей, хотя мы об этом вовсе не говорили и он меня на этот предмет никак не проверял. Ну да бог с ним!

В ОЧЕРЕДИ К ТЕРАПЕВТУ

Самой сложной частью медосмотра оказалось высидеть очередь к терапевту. Во-первых, я попал к тому времени, когда по графику как раз началось проветривание. На скамейках в коридоре недалеко от двери терапевта сидели 6 - 7 человек. Но когда я спросил, кто крайний, девушка, поднявшая руку как прилежная ученица, сообщила, что на самом деле народу в очереди много, просто люди разбрелись на время проветривания. Со временем народ начал подходить и набралось человек 20. Среди всех выделялся полуседой мужчина лет 45 с короткой стрижкой, который непрерывно звонил по мобильному телефону, судя по разговорам, своим подчиненным.

— Марина, солнышко! Я сейчас не в офисе, подскажи, пожалуйста, адрес электронки нашей приемной?

— Алина, солнышко! Я не успел, перед тем как уехать, созвониться с Александром Петровичем и задержался тут по делам. Позвони ему, пожалуйста, и сообщи, что встреча переносится на час позже.

— Виталик, солнышко! Как у тебя дела? Да я вот тут в поликлинике застрял!

Короче говоря, вся очередь узнала, как идут дела в фирме этого «дельца», как у него самого идут дела и как дела у его ближайших родственников и его друзей, поскольку говорил он очень громко, видимо, чтобы все услышали. При этом он все время ходил туда-сюда по коридору и каждый раз, когда он проходил мимо, в нос ударялся резкий запах дешевого одеколона. Одет был «делец» в неновую и дешевую одежду, какую обычно продают в китайских рынках. Пиджак у него был то ли сероватого, то ли светло-синего цвета, рубашка бордовая, брюки черные, а такого же цвета ботинки из дерматина больше напоминали кирпич, чем обувь.

Закончив все телефонные переговоры и буквально минут пять помолчав, мужчина начал возмущаться тем, что очередь медленно двигается, и это безобразие, ведь «за все уплочено»! Правда, его желание организовать митинг протеста прямо в коридоре поликлиники профосмотров никто не поддержал, даже никто не вступил с ним в диалог. Наконец, дошла очередь «дельца», и он зашел к терапевту. Девушка, все это время тихо игравшая в какую-то игру в своем мобильнике и, казалось бы, никак не обращавшая внимание на мужчину, тихо произнесла: «Будешь там сильно выступать, признают негодным. С врачами ссориться себе дороже!» Вся очередь расхохоталась, а я подумал: «Не дай бог нам такого первого зама, изображающего бурную деятельность…»

Наконец, часа через два наступила и моя очередь зайти к терапевту. Но тут подошла медсестра и спросила: «Кто на прием к терапевту, но только не по водительскому удостоверению?» Посмотрев мои документы и убедившись, что я «не водитель», девушка попросила пройти с ней к другому терапевту, который сидел в конце коридора и к которому совсем не было очереди. Терапевт также спросил, нет ли у меня жалоб, медсестра измерила давление, и вот наконец заполненная медсправка формы №001-ГС/у со всеми печатями и подписями у меня на руках!

«А-А-А! ВЫ, НАВЕРНОЕ, ПРОСТО НАПИСАТЬ ОБ ЭТОМ ХОТИТЕ?!»

Если вы собрались стать первым замом, то будьте внимательны к своей супруге, иначе это может выйти вам боком. Объясняю в чем дело. Как вы уже, наверное, заметили выше, претендент на кресло первого зама в числе прочих документов должен сдать сведения о своих доходах и имуществе за 2013 год, причем не только свои, но и супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Справку 2НДФЛ я у себя на работе взял и, конечно же, попросил супругу принести такую же со своей работы. И забыл об этом, посчитав дело решенным. Каково же было мое удивление, когда через пару-тройку дней она принесла справку, в которой значились только последние три месяца 2013 года: октябрь, ноябрь и декабрь. У меня совсем вылетело из головы, что как раз в 2013 году жена устроилась на другую работу, а головной офис ее предыдущей компании находится в другом городе и даже в другой республике, и ей справку 2НДФЛ за первые три квартала 2013 года придется заказывать в Ижевске!

Ну и, конечно, по закону подлости заказное письмо дошло до нас в самый последний момент (хорошо хоть успели!). Мы смогли забрать его на почте около 13 часов 18 ноября, а крайний срок подачи заявки — 17 часов того же дня. Примерно в половине второго дня я прибежал в кабинет №394 челнинской мэрии, который указан в постановлении как пункт сдачи документов. Как выяснилось, здесь работает начальник управления персоналом и муниципальной службы исполкома автограда Роза Гадельшина. Когда я сообщил, по какому вопросу я пришел, она приветливо улыбнулась, предложила присесть, поинтересовалась, какие документы я принес. И все равно в ее взгляде читалась некая напряженность — не ждала она ничего хорошего от моего визита.

А документов я принес целую кучу! На всякий случай. Но все равно, как выяснилось чуть позже, кое-что не донес. Меня ждали не очень приятные новости. Во-первых, оказалось, что автобиография, которую я заранее набрал на компьютере и распечатал на принтере, не годится, поскольку там не хватает некоторых данных, да и написать ее нужно собственноручно на бланке исполкома. Дальше — больше. Собственноручно нужно заполнить и анкету. Она состоит из четырех страниц, самая сложная — вторая. Нужно переписать все записи с трудовой книжки, а их у меня к настоящему времени набралось ажно 48! Вроде бы и место работы не каждый год менял, но то в должности повышали, то форму юрлица меняли, вот и набралось. Третья страница анкеты, вообще-то, тоже не легче. Нужно дать исчерпывающую информацию обо всех близких родственниках: год рождения (смерти, если умер), место работы, адрес проживания отца, матери, братьев, сестер, детей и что самое интересное — самой последней пишешь жену. На четвертой странице нужно было указать все документы, которые я оставил дома, поскольку о них ничего не говорится в постановлении: ИНН, СНИЛС и т.д. Благо, мобильник есть, девушки из бухгалтерии подсказали.

Пока я пыхтел, заполняя все эти бумаги, Роза Рашитовна, подсказывая мне, как правильно заполнять ту или иную графу (кстати, выражаю ей большую благодарность, без нее я бы не справился!), как мне показалось, все же искала повод отказать мне в приеме документов.

— А разве у вас есть профильное образование? — просила она.

— А где учат на первого зама?

— Нигде не учат, конечно, но хотя бы специальность была бы «государственная и муниципальная служба»…

— Роза Рашитовна, что-то я не припоминаю в мэрии людей с таким образованием из числа бывших и настоящих первых руководителей…

Затем Гадельшина подсчитала, хватает ли у меня стажа муниципальной службы на главных и ведущих должностях. В постановлении говорится о необходимости наличия «не менее двух лет муниципальной службы или стажа работы по специальности не менее пяти лет». Моя трудовая книжка не оставляла никаких сомнений, это условие выполнялось железно! С 1995 по 2000 год (с небольшим перерывом) я работал сначала в управлении информации и связи с общественностью, затем в пресс-службе мэрии города и даже постановлением департамента по делам госслужащих при президенте РТ от 14 марта 2000 года №45 мне присвоен классный чин «главный государственный советник 3 класса». Так что я на самом деле самый настоящий чиновник!

— А вы вот диплом КГУ принесли, а копия-то есть?

— Есть, вот она.

— Что-то я не вижу копии вкладыша…

— Тоже нужна, что ли? Хорошо, сейчас все имеющиеся документы сдам и слетаю домой, привезу.

И тут Роза Рашитовна изменилась в лице, как-то заметно повеселела.

— А-а-а! Вы, наверное, просто хотите принять участие в конкурсе, чтобы потом написать об этом!

— Я хочу принять участие в конкурсе как гражданин, обладающий всеми правами по закону. Ну и писать материал, наверное, тоже буду, я же журналист, — ответил я.

Видимо, этот ответ удовлетворил Гадельшину, то есть она поняла, что никакой «политической угрозы» от меня не исходит, и она открыла мне еще один небольшой чиновничий секрет. Как оказалось, сведения о своих доходах и имуществе за 2013 год — это вовсе не просто сдать справку 2НДФЛ, а заполнить (опять же собственноручно!) специальную форму на четырех листах, где нужно указать доход по основному месту работы, доход от педагогической, научной, творческой деятельности, от вкладов в банках, от ценных бумаг, указать наличие или отсутствие земельных участков, жилых домов, квартир, дач, гаражей, иной недвижимости, транспорта и т.д.

Самый смак: если у вас есть банковская карта или вклад, нужно указать название банка, адрес, вид счета (депозитный, текущий, ссудный и т.д.), валюту счета, дату открытия, номер счета и остаток денег на момент заполнения справки. И точно такие же справки нужно заполнить по доходам жены и детей. Не хило?! В общем, не буду вас больше томить подробностями, скажу, что ровно к 17 часам, то есть спустя 3,5 часа после того как зашел в кабинет №394 и точно к крайнему сроку подачи документов я, наконец, осилил их все и смог сдать конкурсной комиссии. Мне выдали расписку о приеме документов и пригласили 20 ноября на собеседование с членами конкурсной комиссии.

5.jpg
Чтобы загрузить документ полностью, нажмите на него

«ВЫ ЖЕ НЕ ВСЕРЬЕЗ ПРЕТЕНДУЕТЕ?»

С чувством выполненного долга я направился в кабинет руководителя аппарата исполкома города Ильдара Яруллина. Когда я поинтересовался, как идет прием заявок на конкурс на первого зама, Ильдар Махмутович ответил, что пока он знает о трех претендентах.

— Правда, вот сейчас мне сообщили, что в последний момент еще один человек сдал документы, но я еще не знаю, кто это, — сказал Яруллин.

— Только что сдал документы я, Ильдар Махмутович!

У моего собеседника брови скакнули вверх!

— Вы?!

— Да, я…

Яруллин внимательно посмотрел мне в глаза и сказал:

— Судя, по-вашему веселому взгляду, вы же не всерьез претендуете на это кресло?

— На кресло, может, и нет, но на участие в конкурсе — да.

— Понятно…

Затем я спросил о том, кто же такие те люди, что подали заявки на конкурс, но руководитель аппарата не был предрасположен к откровенности. Все, что мне удалось из него вытянуть, так это то, что претендентов четверо (вместе со мной). Все имеют опыт муниципальной и государственной службы, двоим за 50 лет, двоим — около 40 лет. Еще Яруллин добавил, что двое из претендентов очень хорошо знают городское хозяйство. Правда, он не уточнил, значит ли это, что двое других иногородние.

Такая закрытость чиновников исполкома труднообъяснима. Но, как мне подсказали старые знакомые, давно работающие в челнинской мэрии, это просто перестраховка, чиновники боятся, как бы чего не вышло. Оказывается, пару-тройку лет назад проводился конкурс на замещение муниципальной должности, и тогда вся информация обо всех кандидатах была открытой. Конкурс провели, определился победитель, но один из проигравших поднял грандиозный скандал — якобы он, во-первых, проиграл в нечестной борьбе, а во-вторых, мол, никто не имел права разглашать информацию о том, что он участвовал в этом конкурсе.

Но извините, из-за одного скандала, который прошел бог весть когда, общественность нельзя лишать информации о таких важных мероприятиях, как конкурс на первого зама, который к тому же вскоре станет и руководителем исполкома. Как говорится, назвался груздем, полезай в кузов. Ты идешь на публичную должность, твоя работа будет на виду у всего народа, население в любом случае будет твою деятельность оценивать, в конце концов, задача исполкома — оказывать услуги горожанам. И они вправе знать…

6.jpg
Информационной закрытостью челнинская мэрия отличалась и при предшественнике Магдеева Василе Шайхразиеве (слева)

Об информационной закрытости челнинской мэрии «БИЗНЕС Online» уже писал в материале «Василь Шайхразиев и медиапространство как шагреневая кожа». Тогда профессор кафедры связей с общественностью Московского государственного лингвистического университета Валерий Погребенков в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» высказал сожаление в связи с тем, что такая модель поведения свойственна не только челнинской мэрии. К слову, мнение этого эксперта особо ценно еще и потому, что он не первый год занимается исследованиями в области PR, в том числе и в университете Баффало (штат Нью-Йорк), исколесил пол-Америки от одного побережья к другому. Эту тему он изучал на разных уровнях: начиная от того, как работает PR-служба в конгрессе США, в Вооруженных силах и заканчивая маленькими провинциальными городами одноэтажной Америки.

«В большинстве городов PR-структуры идут на поводу у власти и строят свою работу, нацеливаясь на то, чтобы была только внешняя красивая картинка для поддержания имиджа, репутации и прочее. Нужно понять, почему власть так поступает? Чего она боится? Представителям городских властей нужно объяснить, что, поступая таким образом, они наносят больше вреда себе, чем общественности. Потому что шоколадно-мармеладная картиночка никому не нужна, ей никто не верит. Главное, что должна иметь власть, — это доверие народа. Если не будет веры, то эта власть долго не продержится. Чиновники могут возразить, что имеют право на некую служебную информацию, которая является закрытой для общественности. Причем они всегда найдут, на какой нормативно-правовой документ можно сослаться. Но если власть будет отгораживаться, то журналисты ведь все равно напишут, и в их материалах уже не будет комментариев, мнений, предложений, мыслей представителей властей, и это уже совсем другая история», — сказал Погребенков.

Нам же, журналистам, хочется надеяться (с известной долей наивности), что со сменой власти в Набережных Челнах изменится и информационная политика мэрии. Хочется перефразировать профессора Преображенского, которого мы сегодня уже вспоминали. Мы за разделение труда: в Большом пусть поют, хирурги — оперируют, управленцы — участвуют в конкурсах и ведут городское хозяйство, а мы, журналисты, будем все это доходчиво доводить до общественности. И никаких разрух…