Один из основных авторов российской Конституции Сергей Шахрай уверен, что регионы должны сами решать, как должны называться их руководители — так гласит Основной закон РФ. Об этом политик заявил накануне в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online». По его мнению, недавняя инициатива думских депутатов-единороссов, которые предлагают отложить решение вопроса до 2016 года, идет в русле конституционного законодательства... Кроме того, Шахрай рассказал о некоторых страницах российской политики 90-х: по его словам, совбез ни разу не рассматривал в 90-е годы вопрос о вводе войск в Татарстан. Раскрыл секрет, как в середине 90-х Россию спас Совет Федерации, в который тогда входили первые лица регионов. Удивил малоизвестным фактом о том, что договор между Москвой и Казанью родился в Грозном. А еще подсказал рецепт спасения Украины…
Сергей Шахрай: «Это мало кто знает, что формула татарстанского договора родилась в Грозном... Но там она не сработала» |
КАК НАЗЫВАТЬ ГЛАВУ — ЭТО ПРАВО РЕСПУБЛИКИ
Накануне вечером известный политик, один из основных авторов российской Конституции Сергей Шахрай более полутора часов отвечал на вопросы читателей и журналистов «БИЗНЕС Online».
Самый горячий вопрос касался названия «президент Татарстана», вокруг которого в последнее время идут активные дискуссии. Как известно, наша республика — на сегодня единственный регион России, где эта должность не была переименована. Так должен ли сам регион решать, как называть должность первого лица?
«Абсолютно верно! — заявил гость редакции. — Это право региона. Это статьи 91, 92, 93 и 77 Конституции России. Как называть главу — это право республики. Ни Конституционный суд, никто другой это не опровергнет. Во всяком случае, я как автор Конституции на этом настаиваю... Решайте сами! Для России это только на пользу».
Было интересно узнать, как Сергей Михайлович относится к недавней инициативе депутатов Госдумы РФ, которые подготовили законопроект, разрешающий главе Татарстана именоваться президентом до 1 января 2016 года. Вообще, зачем нужен такой закон? «Владимир Плигин (один из авторов законопроекта — прим. авт.) в данном случае действует как председатель думского комитета по конституционному законодательству. У него, с одной стороны, лежит закон, принятый Думой, но, с другой, он должен искать выход из ситуации. Как говорил Ходжа Насреддин? Либо шах умрет, либо ишак умрет. Надо время выиграть…»
«Татарстан прав, что не педалирует эту тему, — не надо рвать тельняшку на груди, — считает Шахрай. — Живите по Конституции».
КОНВЕРТАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
Еще один важный вопрос был о договоре между Москвой и Казанью о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий. «Была очень тонкая грань с 1991 до конца 1993 года. И хватило мудрости тогда Шаймиеву, Ельцину, нашим командам — мы эту грань вместе не перешли. И в феврале 1994-го был подписан договор, — напомнил Шахрай. — Удивительный документ! Это не разовый продукт, — уверен он. — Этот документ нужен и в Каталонии, и в Шотландии... И пригодится для урегулирования отношений Донбасса и Луганска с Киевом — надо просто, чтобы остыла голова политическая, чтобы к нему подошли как к технологическому инструменту. И он сработает один в один как методика разрешения конфликта между центром и регионом. Когда неразрешимые вопросы откладываются на завтра, а документ регулирует те вопросы, которые нужны сегодня, путем разграничения предметов ведения, полномочий, ответственности».
Сергей Михайлович также заявил, что «Татарстан смог огромную политическую и экономическую самостоятельность, которую он приобрел с помощью этого договора, конвертировать в экономику и качество жизни».
Фарид Мухаметшин, Сергей Шахрай и Минтимер Шаймиев на конференции по проблемам федерализма (1993) |
Шахрай сообщил также удивительный факт: «Хочу сказать, это мало кто знает, что формула татарстанского договора родилась в Грозном... Но там она не сработала». Он пояснил, что в 1993-м Рамазану Абдулатипову, тогда председателю совета национальностей Верховного Совета РСФСР, Валерию Шуйкову, заместителю председателя Госкомитета РФ по национальной политике, и самому Шахраю, который был министром по делам национальностей и региональной политики России, удалось подписать соглашение с парламентом Чечни насчет договора о разграничении предметов ведения и полномочий. И Дудаев не возражал. Формула договора была на двух страницах — «мы нашли 9 позиций», уточняет Шахрай. Но, говорит он, потом в Москву прилетел Зелимхан Яндарбиев в ранге вице-премьера и привез бумагу о том, что Чечня свои подписи под этим документом отзывает. «Мы с ним пили чай в Белом доме на Краснопресненской набережной, — рассказывает Шахрай. — Он долго извинялся, интеллигентный, интересный человек по-своему. Но одна его фраза меня до сих пор в дрожь бросает: «Сергей Михайлович, мы разрываем сейчас парафированный договор, потому что республике нужна война как способ построения демократического общества». Он говорил тогда, что у них родовое, отсталое, тейповое общество, род Дудаева один из самых захудалых, его ни старейшины, ни депутаты не слушают. Но в пламени, в горниле войны с Россией все это будет переплавлено, вырастет новое гражданское общество, и Чечня подпишет с Москвой самый современный, демократический договор»…
«Я УДИВЛЯЮСЬ МЕРКЕЛЬ И ЕЕ СОЮЗНИКАМ»
Немало вопросов от читателей были про Украину. Сергей Михайлович сказал: «Если бы кто-то хотел, чтобы Украина была стабильной, динамично развивающейся, то давно бы приняли несколько простых, технологических, политических решений. Первое: ликвидировать пост президента. Только парламентская республика по немецкой модели. Второе: запретить выборы депутатов по мажоритарным округам. Почему? Потому что если по мажоритарным — президента нет, но депутаты [разделятся] пополам, одни с Востока, другие с Запада. Конфликт воспроизводится и транслируется. Выборы — только по партийным спискам, по общенациональным. Главное лицо — премьер, если хотят президента — только представительская фигура. И по немецкой модели — федерация. Без политики, без этноса. Организация системы управления. Федерализм нужен территориальный, могут называть слово «федерализм», могут не называть. Я удивляюсь Меркель и ее союзникам — вот что вы должны посоветовать. Но я для себя делаю вывод: значит, никому стабильная Украина не нужна. Не нужна!»
«Я для себя делаю вывод: никому стабильная Украина не нужна. Не нужна!» |
Гость редакции уточнил: «Никто же не верил, что могут украинцы, русские… славяне воевать. Но воюет не регулярная армия, воюют эти батальоны. Им-то обещана земля, жизненное пространство: эти все беженцы пусть уезжают в Ростовскую, Воронежскую и другие области, вы получаете землю. Если земля не плодородная, получаете сланцевый газ под этой землей. И они воюют за свое пространство, за свою экономику, за свою землю — совсем другое качество войны. Не понимая, что и они, и мы — заложники совсем другой игры. Это цветная революция с сопредельной территории. Не с центра, не с майдана — вирус можно по-разному распространить. Это против нас, безусловно. А дальше от нас зависит и от них».
Насчет Крыма Шахрай сообщил вообще потрясающую информацию: «Когда создавалась Организация объединенных наций, Сталин предложил всем 15 союзным республикам дать статус члена ООН. Рузвельт сказал: хорошо, тогда все штаты тоже войдут. В результате вот такой перепалки договорились, что в ООН войдут СССР в целом, Белоруссия и Украина как республики, наиболее пострадавшие от оккупации, от войны… А первая и вторая статья устава ООН говорит, что если меняются границы между членами ООН, должен быть договор. Поэтому передача Крыма в 1954 году без договора между двумя членами ООН — СССР и Украиной, — это чисто партийное, политическое решение, но не юридическое (!)».
«В КАЗАНИ В КАМУФЛЯЖЕ НЕ БЫЛ НИ РАЗУ»
Шахрай рассказал о том, что принятая в 1993 году Конституция России спасла страну, что тогда вообще был «впервые в мире написан документ, который не фиксировал достигнутое, а проектировал». Напомнил, что с 1992 года 6 лет был в совете безопасности России, и подтвердил, что там ни разу не рассматривался вопрос о вводе войск в Татарстан, только вопросы защиты нефтяных месторождений, химических производств и транспортных предприятий в РТ. Сделал ретроспективный анализ, какой была бы Россия, если бы в октябре 1993 года не случилось расстрела Белого дома. Сообщил, что в середине 90-х Россию спас Совет Федерации, в который тогда входили первые лица регионов, благодаря чему сработала модель «коллективного правительства». Высказал свое мнение, что делать России в условиях западных санкций и почему так важно проанализировать плюсы и минусы двух прежних периодов изоляции нашей страны: после Гражданской войны и после ввода советских войск в Афганистан. Похвалил Счетную палату РТ как передовую в России. В ответ на один из читательских вопросов заявил, что «в Казани в камуфляже не был ни разу». А еще заверил, что Татарстан — лучший в стране регион по бадминтону (Шайхрай активно занимается развитием этого вида спорта), и сообщил о патенте, который свидетельствует, что занятия бадминтоном лечат зрение…
Подробности — в стенограмме, которая вскоре будет опубликована на нашем сайте.
Справка
Сергей Шахрай родился 30 апреля 1956 года в Симферополе. С отличием окончил юридический факультет РГУ по специальности «государствоведение» (1978), аспирантуру МГУ им. Ломоносова (1982), Финансовую академию при правительстве РФ (2004). Кандидат юридических наук(1981). Доктор юридических наук (2005).
1982 - 1987 — ассистент юридического факультета МГУ им. Ломоносова.
1987 - 1990 — заведующий лабораторией правовой информатики и кибернетики МГУ.
1989 — общественный консультант комитета по законодательству Верховного Совета СССР.
1990 - 1992 — народный депутат РСФСР. Председатель комитета Верховного Совета РСФСР по законодательству, член президиума Верховного Совета РСФСР.
1991 - 1992 — государственный советник России по правовой политике, член Госсовета РСФСР, заместитель председателя правительства РФ, руководитель государственно-правового управления президента РФ, глава временной администрации на территориях Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики.
С 11 ноября 1992 — заместитель председателя правительства РФ, председатель Государственного комитета РФ по национальной политике, с 23 декабря 1992 — заместитель председателя совета министров правительства РФ, председатель Госкомитета РФ по национальной политике.
1992 - 1996 — член совета безопасности РФ.
1993 — представитель совета министров — правительства РФ для участия в конституционном совещании, председатель Госкомитета РФ по делам федерации и национальностей.
В декабре 1993 года избран депутатом Госдумы.
20 января 1994 - 16 мая 1994 — министр РФ по делам национальностей и региональной политики.
1994 - 1996 — член президиума правительства РФ, заместитель председателя правительства РФ.
С 24 августа 1995 — член совета по местному самоуправлению при президенте РФ.
Декабрь 1995 - 22 января 1997 — депутат Госдумы II созыва.
7 декабря 1996 - 29 июня 1998 — полномочный представитель президента РФ в Конституционном суде РФ.
С 19 сентября 1997 — член межведомственной комиссии совета безопасности РФ по федеральной конституционной безопасности.
С 14 октября 1997 — член совета при президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия.
1997 - 2000 — член совета директоров ОАО «Газпром-Медиа». В течение некоторого времени входил в руководство АФК «Система».
С 29 мая 1998 — член совета по местному самоуправлению в РФ.
С 20 октября 1998 — советник председателя правительства РФ по юридическим вопросам.
С 22 ноября 2000 года — заместитель руководителя аппарата Счетной палаты РФ, директор НИИ системного анализа Счетной палаты РФ.
С декабря 2003 — заместитель председателя совета — ответственный секретарь российского союза налогоплательщиков.
С 12 ноября 2004 — руководитель аппарата Счетной палаты РФ, научный руководитель НИИ системного анализа Счетной палаты РФ.
С 5 сентября 2008 — член совета при президенте РФ по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи.
С 5 ноября 2009 — член межведомственной комиссии по вопросам повышения качества высшего юридического образования.
С 21 января 2011 — член научного совета при совете безопасности РФ.
Профессор МГИМО МИД РФ и Московского университета МВД России.
И. о. декана Высшей школы государственного аудита (факультета) МГУ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 27
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.