В Крыму предпринимательское сообщество пока находится в прострации и недоверчиво относится к попыткам российских властей оказать ему поддержку — такое наблюдение сделал генеральный директор центра развития народных художественных промыслов и ремесел РТ Нури Мустафаев. В ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» он рассказал, как возглавил на родине своих предков ассоциацию предпринимателей, а также рассказал о многочисленных проблемах, с которым сталкиваются татарстанские мастера, занятые народными промыслами. Главные из них — высокий уровень налогов, а также засилье дешевой продукции производителей сувениров из Китая, конкурировать с которыми становится все сложнее.
ВСЕГДА СТОЯЛ НА ПРИНЦИПАХ НЕ МЕШАТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ
— Нури Амдиевич, вы с 1996 по 2003 год были заместителем министра экономики и промышленности РТ — генеральным директором департамента по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства. Наверное, тема предпринимательства вам близка и сегодня. Поэтому хочу начать с такого вопроса нашего читателя, который подписался именем «Предприниматель со стажем»: «Как вы считаете, почему господдержка МСБ все как-то пробуксовывает, не дает желаемого эффекта? Чего не хватает? Может, и поддерживать совсем не надо, а просто надо ввести нормальные законы?»
— Я всегда стоял на принципах «не мешать». Малый и средний бизнес настолько живуч, настолько в нем скрыта потенциальная энергия! Это люди, которые решились создавать свое благополучие собственными руками, и поэтому им только не надо мешать. А то предприниматели половину своей жизни вынуждены защищаться от государства вместо того, чтобы направлять энергию на получение дохода, улучшение уровня жизни сотрудников и развитие бизнеса. Они выживают. Поэтому ищут какие-то пути через «серые» или «черные» схемы, чтобы как-то сохраниться. Они же вкладывают всю свою душу, у них ненормированный рабочий день, они не видят свою семью, чтобы только сохранить начатое дело.
А мы что делаем? Вместо того, чтобы создать им условия, мы их давим и давим, закручиваем гайки, регламентируем — это убрать, это запретить, это делать только так и т.д. А к чему это приведет? Стратегическое мышление мало у кого есть. Вот сейчас с 2015 года вводят новые отчисления с бизнеса. К чему это приведет?
— Как вы прокомментируете проект федерального закона №605370-6 «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ и иные законодательные акты РФ», в соответствии с которым предложено введение местных сборов, в том числе с предприятий народных художественных промыслов?
— Народные промыслы — единственный пласт культуры, который может отличить Россию от других стран. Да, мы подвержены элементам массовой культуры, европейской экспансии, но тем не менее мы еще держимся за счет того, что у нас в крови, в традициях. И ярким проявлением традиций являются народные промыслы и ремесла — русские, татарские, башкирские, ханты-мансийские и т.д. Каждый регион имеет свои особенности.
Несмотря на то, что мы приняли федеральный закон о народных художественных промыслах, несмотря на наличие художественных советов РФ, ситуация в отрасли все хуже и хуже. Промыслы просто начали исчезать.
На днях в Госдуме РФ комитет по культуре во главе с Говорухиным и Кобзоном проводил совещание, потому что настолько назрела ситуация, что решили посоветоваться со всеми представителями крупных предприятий народных художественных промыслов и представителями различных регионов России. Статистика такая: за прошлый год в России безвозвратно прекратили свое существование свыше 500 предприятий НХП.
В ТАТАРСТАНЕ ПОШЛИ ПО ПУТИ ПОДДЕРЖКИ МАСТЕРОВ НХП
— А сколько было предприятий НХП?
— На начало 2013 года было порядка 3,8 - 3,9 тысячи предприятий, несколько лет назад их было более 5 тысяч. И вот за 2013 год исчезло 500 предприятий. У них уже нет возможности возродиться.
В Татарстане я в свое время решил идти не по пути поддержки предприятий НХП, а пошел по пути поддержки самих мастеров, объединив их в Палату ремесел, чтобы через этот инструмент осуществлять государственную поддержку народных художественных промыслов. Сегодня ситуация показывает, что мы стояли на верном пути, потому что такие знаменитые российские художественные промыслы, как Холуй, Мстера, Жостово, Хохлома, Палех терпят просто жесточайший прессинг со стороны государственных структур в налоговой и тарифной нагрузке. Например, Хохлома за последний год уволила почти 600 человек.
Что такое уволить 600 мастеров? Это те люди, которые могли бы передать новому поколению молодых людей знания, технологии и зачатки традиционной культуры. Потому что сами по себе художественные промыслы — это высокохудожественная творческая деятельность. Ни один мастер не может создать полностью одинаковое произведение, каждый раз он вкладывает что-то новое, что-то уникальное, что отличает одно изделие от другого. Это надо ценить в силу того, что это отличает татар от русских, русских — от башкир, башкир — от чуваш и так далее. Это делает нас уникальными.
На заседании в Госдуме все ждали выступления Татарстана, и я очень жестко выступил! Получается парадокс: президент и правительство России поддерживают художественные промыслы, а промыслы умирают! Что же это за поддержка такая, если мы в окончательном результате видим гибель традиционных художественных промыслов и ремесел?
Я уже 5 - 6 лет на всех собраниях выступал и предлагал создать один совет по народным художественным промыслам при премьер-министре или при президенте, который хоть как-то мог бы координировать работы разных ведомств, занимающихся поддержкой этой сферы. Минпром — одно, минкульт — другое, минэкономики — третье. У нас еще есть комитеты и ведомства, которые пытаются нас поддержать, а в результате мы умираем.
А с другой стороны, налоговое бремя, увеличение энерготарифов, страховые взносы. И вот теперь хотят ввести новые региональные платежи, которые могут окончательно убить народные промыслы и ремесла, лишая их возможности продавать свою продукцию через магазины или киоски. Представьте себе: заплатить 300 тысяч рублей за магазин, в котором работают 2 - 3 человека. Они просто не в состоянии! У нас и так сделанные вручную изделия народных промыслов дорогие, и так они не могут конкурировать с китайскими подделками, так мы еще и платежи им увеличим. У нас и так самая низкая зарплата именно в сфере художественных промыслов. Но ведь каждый художник, каждый мастер — это самодостаточные люди, которые уважают себя и свой труд, потому что они достигли мастерства и прекрасно понимают, что они ценны для общества. А общество их не ценит!
— На заседании думского комитета по культуре какую-то резолюцию приняли?
— Моментально после моего выступления люди возбудились. Депутаты предложили проекты налоговых льгот, изменения в страховых взносах. И главное, чего мы добились, это исключения народных художественных промыслов из списка новых региональных платежей. Мы все там проголосовали за это, и я даже попросил Кобзона своим авторитетом продавить это решение в Госдуме. И позднее стало известно, что народные художественные промыслы все-таки убрали из списка. Так что есть какой-то позитив.
ГОДОВОЙ ОБЪЕМ ГРАНТОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАСТЕРОВ — 3,8 МЛН. РУБЛЕЙ
— Вы работаете с 2003 года директором Центра развития народных художественных промыслов. Вы можете назвать цифры, сколько вы помогли открыть мастерских, скольким людям дали возможность работать? (Валера Харламов)
— В 2002 году, когда образовалась Палата ремесел РТ, у нас было 48 мастеров, в 2010-м в Палате было уже 220 членов, на сегодняшний день — более 400. Всего в отрасли работают порядка 1,5 тысяч человек. Это те, кто непосредственно производят изделия народных художественных промыслов. Есть и предприятия — Алексеевская фабрика художественного ткачества, «Кукморские валенки», Арская фабрика национальной обуви, «Сахтиан», «Ива мебель» и др.
Но упор мы делаем на точечную господдержку, на то, чтобы наши мастера увеличивали свой ассортимент и рынки сбыта, чтобы они могли вывезти и показать миру свои произведения.
— Какую конкретно поддержку вы оказываете?
— Первое — оплата площадей и транспортировки продукции мастеров на специализированные выставки художественных промыслов. Это всероссийские выставки «Ладья» и «Жар-птица», все региональные выставки, самые знаковые зарубежные выставки — французская «Фуар дэ Пари», лиссабонская и германская выставки художественных промыслов, выставки во Флоренции и Милане. В этом году мы не участвовали, но в предыдущие 8 лет активно участвовали, и экспозиция Татарстана получала золотые медали и гран-при.
Второе — грантовая поддержка мастеров, сумма которых 3 - 4 года назад доходила до 40 миллионов рублей, а каждый грант — 300 тысяч рублей. Последние гранты были в ноябре 2013 года в объеме 3,8 миллиона рублей. До конца текущего года тоже будет грантовая поддержка мастеров НХП в таком же объеме. Будет заседать специальная комиссия.
— Много заявок поступило?
— Заявки собирает министерство культуры РТ. К сожалению, уже на этапе сбора документов многие кандидаты «слетают», поскольку у нас довольно жесткие требования. На «финишную прямую» выходят 25 - 30 предприятий, из которых грант получают 12 - 15. Каждый грант — от 100 до 300 тысяч рублей. Это средства для приобретения оборудования, для оплаты аренды помещения, строительства малого цеха и т.п.
— Вы потом контролируете целевое использование гранта?
— Самая яркая форма отчета — это выставка тех изделий, которые они произвели благодаря субсидиям и грантам. Мы, конечно, можем прийти и посмотреть цех, но толку от этого не будет. Самое главное — то, что сделано в этом цеху.
— Вообще в Татарстане есть грантовая политика?
— У нас раньше действовала программа поддержки народных художественных промыслов, а сегодня — подпрограмма в программе «Культура», которая обязывает все структуры оказывать помощь мастерам народных промыслов. Более того, на всех крупных мероприятиях в Татарстане и за ее пределами всегда представлена выставка предметов народных художественных промыслов.
В 2015 ГОДУ ПЛАНИРУЕТСЯ УЧАСТИЕ В ЧЕТЫРЕХ ВЫСТАВКАХ НХП
—Как, когда, в каком объеме, на каких условиях можно получить финансовую поддержку коммерческого проекта, связанного с национальными товарами? (Рустам)
— Мне не совсем понятно, что такое «национальные товары». Баран «халяль» — это тоже национальный товар… Мы исходим из того, что изделие должно быть высокохудожественным как предмет народных промыслов. Не всякая тюбетейка является предметом народного промысла: нашили стекляшек и все… Поэтому коммерческие проекты по продаже национальных товаров мы не финансируем. Мы финансируем мастеров и предприятия, изготавливающих предметы народных художественных промыслов, которые прошли оценку экспертного совета.
—Планируется ли участие наших мастеров в ярмарках товаров народных промыслов за рубежом в 2015 году? И как на них попасть «простому» мастеру? (Светлана)
— В 2015 году планируется участие в четырех выставках, и мы сейчас формируем бюджет. Господдержка заключается в том, что мы оплачиваем выставочные площади и доставку изделий. А проезд и проживание мастер оплачивает сам. Чтобы заявиться на участие в выставке, надо прийти в Центр развития народных художественных промыслов и ремесел РТ и показать свой товар. Если он достоин быть представленным на экспозиции Татарстана, то мы его возьмем.
— А кто производит отбор изделий на выставку?
— Специалисты Центра и Палаты ремесел. Часто бывает так, что изделия являются не предметами народных промыслов, а художественно-прикладного искусства. Но мы и их можем отобрать, если они содержат элементы национального орнамента, элементы традиционного народного способа изготовления.
— Когда и где состоится выставка «Ладья»?
— Очередная всероссийская выставка «Ладья» состоится 17 - 21 декабря в ВЦ «Экспо» в Москве. Я уже давно говорю, что подобные выставки должны проходить бесплатно для ее участников. К примеру, за экспозицию Татарстана в 40 квадратных метров мы должны заплатить 500 тысяч рублей!
— А в чем смысл таких выставок?
— Смысл выставки — показать свои работы.
— Кому?
— Там работает очень представительная комиссия из художников, ректоров профильных институтов.
— То есть вы варитесь в собственном соку…
— На выставки и население приходит! Например, в прошлом году «Ладью» посетили порядка 50 тысяч людей. И там идут хорошие продажи изделий мастеров.
— Вот если бы на выставки приезжали оптовики, в том числе зарубежные, если бы с мастерами подписывались контракты на изготовление, то выставки имели бы смысл, и за них стоило бы платить…
— Во-первых, на выставках оптовики тоже бывают. Во-вторых, любая выставка — это большая правительственная «тусовка». В-третьих, эта выставка показывает, что в регионе сохранились народные промыслы, чего мы достигли в этой области. В-четвертых, мастера видят работы своих коллег из других регионов России. Я думаю, оплата участия в выставке — это хорошая поддержка мастера, сам он оплатить площади просто не сможет.
«ЧУЖИМ» В ГОСПОДДЕРЖКЕ ВЫНУЖДЕНЫ ОТКАЗАТЬ…
— Чем предметы народных художественных промыслов и ремесел отличаются от изделий художественно-прикладного искусства, от «сувенирки»?
— Первое — изделия народных промыслов — это те, которые выполнены традиционным способом обработки материала — камня, дерева, металла, кожи; традиционной технологией нанесения красок, вышивки и т.д., то есть теми способами, которые веками формировались на территории проживания татарского народа. Второе — изделия должны носить ярко выраженные черты татарской орнаменталистики.
— Вы поддерживаете только предметы промыслов татар?
— Государством поддерживаются те промыслы, которые сформировались на данной территории. Мы, например, поддерживаем и русский промысел Алексеевского художественного ткачества. Но если к нам приходят мастера, работающие в стиле Мстеры или Жостово, которые сформировались на территории других регионов России, то мы в господдержке вынуждены отказать, поскольку таков закон Российской Федерации.
— А если традиционные орнаменты выполнены на современном материале, например, на пластике, это считается народным промыслом?
— Считается, если выполнен вручную, а не с помощью современной техники. Вот «сувенирка» отличается от предметов народных промыслов тем, что больше половины работы механизирована. Если сувениры имеют элементы народных промыслов (орнамент, цветовая гамма, форма), то нами тоже поддерживаются как изделия, выполненные в Татарстане.
«КОНТРАФАКТ — ЭТО ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ»
—Лучшие умы в мире думают, как бы защитить свои идеи и продукты труда, искусства, творчества от пиратства, плагиата и т.п. Что можно было бы сделать в РТ, чтобы защитить авторов? (Рамиль)
— У нас возникает очень большая проблема с контрафактом! На заседании комитета по культуре Госдумы РФ эту тему тоже поднимали, и все согласились с тем, что это объективная реальность рыночных механизмов. С этим невозможно бороться в силу того, что изделие, выполненное мастером вручную, довольно дорогое. Примитивно штампованное, но стилизованное под предмет народного промысла, — в десятки раз дешевле. Турист, как правило, не настроен на то, чтобы купить дорогое изделие. Поэтому мы пытаемся, чтобы как можно больше людей увидели изделия мастеров народных промыслов, организовывая их выставки.
— Вы не считаете, что вся сувенирная продукция у нас какая-то банальная, нет ничего оригинального?
— Разработка какого-то оригинального сувенира — это опять определенные средства. Многие коммерческие структуры делают так: берут наш каталог изделий народных художественных промыслов, везут его в Китай, там штампуют «сувенирку» и везут обратно вагонами. Чуть меняют форму или цветовую гамму, и к ним не придерешься.
— Как вы оцениваете оборот сувенирной продукции в Казани?
— Думаю, около 5 миллионов долларов в год. Затраты на единицу штамповки составляют 1 - 2 рубля, а продают за 100 рублей.
— Сколько коммерческих игроков на этом рынке?
— Оптовиков — порядка 10, а розничных — сотни. Мастера уже тоже начинают торговать дешевой «сувениркой» — ставят ее рядом со своими изделиями, чтобы как-то оправдать свои затраты. Повторюсь, изделия народных промыслов дорогие — от 450 рублей до 4 тысяч рублей, и далеко не каждый покупает их. Китайские тюбетейки продают за 50 рублей, а наша самая дешевая стоит 200 - 250 рублей.
— Как вы оцениваете долю китайского ширпотреба?
— Китайский контрафакт составляет 40 - 50 процентов! Мы на протяжении 10 лет проталкивали идею популяризации деятельности мастеров народных художественных промыслов. И к чему мы пришли в результате? Это стало популярным, но плоды начали пожинать коммерческие структуры.
В ТЕЧЕНИЕ 10 ЛЕТ ИСКАЛ ИНВЕСТОРА, НО ТАК И НЕ НАШЕЛ…
— Сегодня все вопросы организации мест торговли сувенирной продукцией в Казани отдали на откуп коммерческим предприятиям. Участие в этих мероприятиях достаточно дорогое удовольствие. Планируется ли участие государственных органов в решении задач по обеспечению мест торговли на приемлемых для мастеров условиях? (Светлана)
— У нас очень много торговых точек, где реализуются изделия наших мастеров: Казанский кремль, улица Баумана, Свияжск, Булгар. Много специализированных магазинов: «Сююмбике», «Богема» и т.д.
Я на протяжении 10 лет добиваюсь строительства специализированного выставочного центра, где можно было бы собрать всех мастеров и сделать постоянно действующую выставку-продажу. Когда Камиль Исхаков был мэром Казани, он выделил нам под этот проект участок земли за бывшим Детским миром на Островского. Там стояло здание, которое надо было снести. Причем денег на снос не дали, и мне пришлось взять кредиты, которые до сих пор на мне висят. К 1000-летию Казани дом мы снесли, заровняли площадку и поставили деревянные домики для торговли предметами народных промыслов. В течение 10 лет я искал инвестора, который сможет построить офисное здание, на первом этаже которого мы смогли бы сделать выставочный центр. Но с государственным учреждением ни один инвестор не хочет иметь дело. И из бюджета денег на строительство не дают — это порядка 120 - 130 миллионов рублей.
— Но земля у вас есть?
— Этот участок у нас в аренде до 2029 года. А сейчас администрация Казани хочет отнять у нас этот участок, судится со мной. Один суд я выиграл, но апелляцию проиграл…
Я потратил почти 12 миллионов рублей на снос старого здания и перенос коммуникаций, проект нового здания мы уже у архитектора утвердили, но вопрос с финансированием строительства так и не решен. Вот если бы аренду с Центра развития народных художественных промыслов и ремесел РТ переписали на Палату ремесел, инвесторы нашлись бы…
— Многие люди делают довольно красивые поделки, но где им их реализовывать? Не лучше ли было бы, если бы любой мог выставить свое изделие на сайте в интернете? (Митяй Кундуков)
— На сайте Центра народных художественных промыслов и ремесел РТ все эти изделия есть. Но не всякий мастер соглашается выставлять в интернете свои изделия и контактную информацию. Заказы на изготовление изделий можно делать через Палату ремесел.
«МАСТЕРОВ СПАСАЕТ ТО, ЧТО СУЩЕСТВУЮТ ГОСЗАКУПКИ ДЛЯ ПОДАРКОВ»
— Что является «лицом» татарских народных промыслов?
— Кожаная мозаика, национальные головные уборы и золотое шитье одежды.
— Их покупают?
— Покупают, но редко. Минимальная цена халата с золотым шитьем — 12 тысяч рублей. Наших мастеров спасает то, что существуют госзакупки для подарков.
— Какие сувениры вы порекомендовали бы туристам увезти в качестве символа Татарстана?
— Сувениры, сделанные руками наших умельцев, а не штамповку. Это роспись по дереву, керамика, тюбетейки, куклы в национальных костюмах, татарская национальная обувь.
— Много народных художественных промыслов у нас сохранилось?
— Благодаря проводимой в Татарстане политике у нас не потерян ни один промысел! Но мы уже остановились в своем развитии, потому что контрафактная продукция заполонила все, и нет смысла корпеть над ручной работой... Мы все больше и больше сталкиваемся с тем, что уже не в состоянии бороться.
Государство должно постоянно помогать, чтобы мастера народных промыслов хоть как-то выживали. Народные промыслы — это не бизнес, это пласт культуры Татарстана, и если мы не будем его поддерживать, он может умереть. У нас есть техникум народных промыслов и ремесел, есть соответствующий факультет в Казанском университете культуры и искусств. Есть молодые люди, которые решили посвятить себя народному творчеству. Но когда они начинают делать продукцию, выносят ее на рынок, оценивая, к примеру, в 5 тысяч рублей, потому что они над ней работали целый месяц, а рядом стоит примерно такое же, но штампованное изделие, которое стоит тысячу рублей, как конкурировать?
«ОТ ПРОЕКТА «ГОРОД МАСТЕРОВ» Я ЕЩЕ НЕ ОТКАЗАЛСЯ»
— Ваш проект «Город мастеров» так и не был реализован. Чего не хватило: вашего энтузиазма, единомышленников, инвесторов, господдержки? (Валерий Боков)
— От этого проекта я еще не отказался. Суть проекта — под одной крышей «Города мастеров» собрать мастерские народных промыслов и ремесел, фольклорные коллективы, музеи народного быта и культуры.
— Но как вы найдете инвестора на такой глобальный проект, если даже не смогли его найти на одно здание?
— Я пытаюсь, я ищу… Например, у нас ежегодно строят временное подворье для проведения в Казани Сабантуя, тратя на это десятки миллионов рублей. Почему бы не построить стационарную площадку и не отдать ее под «Город мастеров»? И на этой же площадке проводить Сабантуй. И я могу найти инвестора, если будет предоставлен земельный участок в 6 - 7 гектаров. Но оказалось, что вся земля у нас уже в частных руках…
— Удобное место для «Города мастеров» — «Туган авылым», но этот объект тоже частный…
— Кстати, весь «Туган авылым» построили мастера Палаты ремесел РТ, и я в свое время предлагал не казино там открывать, а сделать «Город мастеров» — мастерские, национальная кухня, музеи.
— Вы изучали опыт других стран?
— Да, зарубежный опыт я изучал. Например, в Турции есть музей восковых фигур всех народностей страны в национальных костюмах. Здесь же представлена утварь, сделанная руками мастеров, а рядом сидит мастер и работает. Каждый мастер в Турции имеет бейджик, который дает ему право бесплатно участвовать во всех выставках страны.
— Но и в Турции все сувениры изготовлены в Китае…
— Согласен с вами. Я поднялся в Париже на Эйфелеву башню, и там все сувениры изготовлены в Китае… Изделия мастеров дорогие, а китайский ширпотреб дешевый. Это всемирная проблема… Вот на Кипре сделали правильно: под одной крышей посадили мастеров по типу «Города мастеров», туристы видят весь процесс изготовления и тут же могут купить изделия.
ЕСТЬ КОНКРЕТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ МАСТЕРОВ НХП
— А если, например, мастер получает патент на свое изделие, при тиражировании которого ему отчисляются деньги?
— Это нереально, потому что, во-первых, на каждое изделие мастер будет получать патент по полгода, и это тоже стоит денег. А я уже говорил, что у мастера нет двух одинаковых изделий. Во-вторых, подделка может отличаться небольшой деталью, например, цветом, и это будет уже совсем другое изделие.
— Вы на себе чувствуете увеличение туристического потока в Татарстане?
— Да, мы это чувствуем и стараемся на всех туристических потоках создать торговые точки по продаже изделий художественных промыслов. Конечно, наши мастера, чтобы выжить, вынуждены делать свои изделия дешевле, применяя более дешевые материалы и упрощая технологию изготовления. Но это уже не народные промыслы, это уже ремесленничество.
— У вас есть конкретные предложения поддержки мастеров народных промыслов?
— Первое — снизить и заморозить тарифы на коммунальные услуги, второе — полностью освободить ото всех налогов, третье — бесплатное участие во всероссийской выставке «Ладья», четвертое — единое ведомство по народным художественным промыслам, пятое — создать совет по народным промыслам при президенте или премьер-министре страны.
«МОЙ ОТЕЦ РОДИЛСЯ В СЕЛЕ ЯНИ-САЛА БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА…»
— Долго ли вы планируете возглавлять ассоциацию предпринимателей Крыма? Зачем это вообще надо было? У них разве нет своих предпринимателей? (Ильнур Зарипов)
— Дело в том, что на протяжении последнего времени в Казань приезжали различные предприниматели-крымские татары — учиться и знакомиться. А поскольку я сам выходец из Крыма, многих из них состыковали со мной.
— Но родились вы в Ташкенте.
— Родился в Ташкенте, но до 20 лет жил в Крыму. Мой отец родился в селе Яни-Сала Бахчисарайского района. Но всю его семью в 1944 году выслали из Крыма в голодную степь. Отец приходит с фронта, а дома никого нет… И так у всех… И половина народа не доехала до места назначения… Но мой отец нашел своих родных. Он оказался самым старшим в семье и поддержал свою мать, вырастил младших братьев и сестер… В 1968 году мы из Ташкента переехали в Симферополь, обменяв квартиру.
— А как вы оказались в Казани?
— Жили мы бедно, и я понял, что надо учиться. И впервые за 35 лет после того, как всех выслали, крымский татарин поступил в Симферопольское музыкальное училище. Окончил его с отличием и поехал поступать в Киевскую консерваторию, но там мне сказали, что татар и евреев не принимают. Так я оказался в Казанской консерватории, в Казани…
«ЛУЧШИЙ КРЫМСКИЙ ТАТАРИН В КАЗАНИ И ЛУЧШИЙ КАЗАНСКИЙ ТАТАРИН В КРЫМУ»
— Но почему все-таки именно вас выбрали председателем ассоциации крымских предпринимателей?
— Когда началась перестройка в конце 80-х годов и крымские татары поехали в Крым, я активно участвовал в подготовке документов меджлиса и в формировании курултая, поскольку у меня был большой опыт организационной работы. Я многих крымско-татарских активистов знаю.
А когда после присоединения Крыма предприниматели стали ездить в Казань, я сказал им, что для конструктивной работы им надо объединиться в ассоциацию. И я помог им это сделать. Первый учредительный съезд предпринимателей мы провели 1 октября, на котором собрались порядка 100 человек со всего Крыма и из Севастополя. Основной принцип создания ассоциации — никакого деления по национальному, религиозному и территориальному признаку.
Я делал основной доклад и предложил избрать председателем ассоциации местного предпринимателя, но участники съезда единогласно решили избрать меня, хотя бы на период раскрутки работы ассоциации. Немного подумав, я согласился. Избрали моих заместителей, мы подготовили план работы и документы для регистрации предпринимателей в ассоциацию. Была сделана ставка на то, что в моем лице ассоциации будет оказана поддержка со стороны Татарстана. В конце ноября мы проведем второй съезд предпринимателей, на который планируем собрать порядка тысячи человек. Но мы пока ждем регистрацию ассоциации.
— Власти Татарстана поддержали вас в этой работе с крымскими предпринимателями?
— Конечно! Кто-то сказал: лучший крымский татарин в Казани и лучший казанский татарин в Крыму…
— А как в Крыму относятся к Татарстану?
— Очень уважительно! Я, конечно, рассказал, чего Татарстан достиг, в том числе в деле поддержки малого и среднего бизнеса, какие формы и методы работы у нас применяются.
«ПСИХОЛОГИЯ У КРЫМСКИХ ТАТАР СЕГОДНЯ ПОТИХОНЬКУ НАЧАЛА МЕНЯТЬСЯ»
— Как вы оцениваете обстановку в Крыму изнутри? (Додин)
— Скажем так: все пока находятся в прострации… Это же был регион, где люди всегда в основном работали на себя. Пока предприниматели достаточно недоверчиво относятся к тому, что их ожидает, поскольку они пока не ощутили себя субъектами предпринимательской деятельности именно в Российской Федерации.
Из Крыма всегда только выкачивали ресурсы, а тут Россия планирует вкладывать в его развитие миллиарды рублей. А для этого нужно создать инструмент, но всем органам власти требуется время на адаптацию, так как российское законодательство отличается от украинского. Сегодня все федеральные министерства и различные структуры ездят туда, учат местных чиновников и предпринимателей, но для многих все это пока как кукольный театр…
У крымских чиновников пока нет опыта работы с предпринимателями. Поэтому, считаю, создание ассоциации предпринимателей является очень актуальным шагом — можно будет работать напрямую с бизнесом. Например, мы планируем организовать там выставку продукции местных компаний, пригласить туда представителей разных российских регионов. У нас большие планы.
— А что происходит сегодня в среде крымских татар?
— Начнем с того, что у крымских татар сформировалось сознание, что их притесняют на протяжении 200 лет, начиная с Екатерины. У них даже все песни грустные… А когда они стали возвращаться в Крым, ощутили национальный подъем. Но со временем меджлису стало невыгодно, чтобы люди были богатыми и самостоятельными, потому что такими людьми сложно управлять. Появился культ личности Мустафы Джемилева и Рефата Чубарова.
Но другого инструмента заявить о своих проблемах у крымских татар не было, поэтому поддерживали меджлис. И меджлис этим пользовался. Хотя за все время своей деятельности они не приняли ни одной программы — ни экономической, ни социальной. Даже на сотрудничество в сфере народных художественных промыслов меджлис не дал добро. Но вы бы видели, какие хоромы у руководителей меджлиса! Больше всего меня поразило то, что за 23 года меджлис не сделал ничего полезного для крымско-татарского народа.
Сейчас Ремзи Ильясов стал заместителем председателя Госсовета Крыма, и он понимает, что для татар надо делать конкретные дела — строить дороги, проводить газ, создавать коммунальные службы, узаконить участки земли, на которых они живут. Вот что надо делать, а не бороться в политических верхах за собственное кресло! Ильясов даже провел через решение Госсовета праздник Курбан-байрам, и сегодня весь Крым отдыхает в этот день.
И психология у крымских татар сегодня потихоньку начала меняться в сторону того, что они живут в России и надо начинать чувствовать себя полноправными гражданами. Никто никуда не уезжает, все работают и пытаются привыкнуть к современным условиям. Да, у крымских татар сегодня нет единства, потому что многочисленные организации тянут одеяло на себя. Я же призываю всех забыть о политике и просто жить. Конечно, предстоит большая работа.
СКРИПКА, ЧЕРНЫЙ ПОЯС ПО КАРАТЕ И ЛОШАДИ
— Вы окончили консерваторию, а сегодня удается играть на скрипке?
— Конечно! Даже участвовал в концерте оркестра консерватории в Большом концертном зале в мае этого года.
— Еще у вас черный пояс по карате… А это увлечение когда было?
— С 1995 по 2008 годы. Я еще был председателем ассоциации восточных единоборств РТ.
— Помнится, у вас была своя конюшня. Что с ней стало? Бизнес лопнул? (Миронов)
— Я держал конюшню 10 лет, у меня было 12 лошадей. Назвать бизнесом это нельзя, лошади — это мое любимое хобби. Дохода от конюшни не было, но в ноль выходили за счет того, что катали людей. Часто к нам привозили больных детей — занятия с животными им помогали. А когда после засухи резко подскочили цены на корма, мне пришлось с конюшней расстаться: половину лошадей я отдал в детский лагерь в Крутушке, часть продал. Но я надеюсь, что хоть одна лошадь у меня еще будет…
— Нури Амдиевич, спасибо за интересный разговор. Успехов вам во всех ваших начинаниях!
Справка
Нури Мустафаев родился 8 марта 1958 года в Ташкенте. Окончил Казанскую государственную консерваторию по специальности «Преподаватель класса скрипки, солист оркестра» (1983), Казанский государственный университет по специальности «Преподаватель социально-политических дисциплин» (1986).
1976 - 1977 — преподаватель по классу скрипки в Белогорской детской музыкальной школе Крымской области.
1977 - 1980 — служба в рядах Советской Армии.
1986 - 1987 — заместитель секретаря комитета ВЛКСМ КГУ.
1987 - 1992 — преподаватель, ассистент кафедры КГУ.
1992 - 1996 — директор совместного советско-польского предприятия «Интертап».
1996 - 2003 — заместитель министра экономики и промышленности РТ — генеральный директор департамента по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства.
С апреля 2003 года — генеральный директор Центра развития народных художественных промыслов и ремесел РТ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.