В четверг в Ново-Савиновском суде Казани состоится судебное разбирательство по иску прокуратуры в отношении собственников 6-ярусной парковки торговых комплексов XL и «Савиново». Здание, изначально запроектированное под гараж-стоянку, давно превратилось в помещение для множества магазинов и офисов. А между тем тысячи покупателей торговых комплексов ежедневно бьются за «место под солнцем» для своих авто: на 20 - 25 тыс. ежедневного потока покупателей имеется всего лишь 240 машино-мест на открытой территории возле ТЦ. Если учесть, что казанские власти взяли курс на строительство крытых паркингов, чтобы снизить нагрузку на казанские дороги и улицы, то ситуация с 6-ярусным паркингом выглядит абсурдно: стоянка-то уже имеется, и по закону она должна использоваться в соответствии со своим предназначением. У предпринимателей и жителей близстоящих домов, чьи дворы заполоняют машины клиентов торговых центров, одна надежда — на суд. В ситуации разбирались корреспонденты «БИЗНЕС Online».
Перед въездом на многоуровневый паркинг достаточно много места занимает автомобиль, выполняющий функцию наружной рекламы |
НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
11 декабря в Ново-Савиновском суде состоится слушание дела по иску прокуратуры в отношении собственников 6-ярусной парковки торговых комплексов XL и «Савиново». Как стало известно «БИЗНЕС Online», поводом стало обращение к прокурору района от гражданина, живущего в одном из домов, расположенном сразу же за торговыми комплексами. Корреспондентам нашего издания удалось разыскать автора, им оказался житель одного из близстоящих домов Геннадий Семенов. Он сообщил «БИЗНЕС Online», что, являясь постоянным посетителем торговых комплексов XL и «Савиново», неоднократно сталкивался с проблемой парковки автомобиля.
«Я живу неподалеку от ТЦ «Савиново» и XL и помню еще те времена, когда многоуровневая парковка действовала по своему прямому назначению, — поделился воспоминаниями с «БИЗНЕС Online» Семенов. — Это было удобно, потому что на прилегающей территории очень узкие разъезды и места для парковки там, откровенно говоря, не много. Ну а в выходной день припарковаться там — это что-то из разряда «фантастического». Получается, что постоянно возникающий тут транспортный коллапс образуется только по причине того, что огромный паркинг на 1 тысячу мест занят какими-то магазинами по продаже автомобилей. Отсутствие парковки вынуждает автолюбителей искать парковочные места где-то поблизости. Соответственно, все парковочные места во дворах занимают машины посетителей этих ТЦ, так и не нашедшие себе места поближе ко входу. Теперь представьте, какой стресс испытывают жильцы этих домов, которым просто некуда поставить машину в собственном дворе!» — эмоционально высказался автор претензии.
Причем, как сообщил Семенов, в своем письме прокурору он проинформировал, что, изучив публичную кадастровую карту, размещенную на официальном сайте управления Росреестра, обнаружил следующее: земельный участок под зданием многоярусной стоянки изначально имел прямое назначение — именно строительство стоянки, и ничего более. Автор жалобы делает вывод, что собственники парковки «недобросовестно используют свое имущество в нарушение целевого назначения земельного участка».
То, что парковка имеет нецелевое использование, жители близ стоящих домов заметили давно, поскольку именно они первыми на себе ощущают все последствия хаотичной парковки. Ранее сотрудниками Ново-Савиновской прокуратуры уже была проведена проверка, которая подтвердила обоснованность претензий со стороны жильцов. Всех нарушителей привлекли к административной ответственности согласно ч. 1 ст. 8.8 КОАП РФ.
Несмотря на запрещающий знак, автомобили припаркованы с обеих сторон, потому что больше оставить машину просто негде |
Данная мера наказания влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 1,5 тыс. рублей; на должностных лиц — от 2 тыс. до 3 тыс. рублей; на юридических лиц — от 40 тыс. до 50 тыс. рублей. Отметим, что в текущем году уже наложено порядка 13 административных взысканий в отношении собственников парковки (а среди них значатся как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели), постановления о назначении административного наказания подписаны заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель РТ Ильнуром Галеевым. Штрафы от 1 тыс. до 40 тыс. рублей.
Однако насколько подобные штрафы могут напугать арендаторов паркинга, если с каждой сделки они зарабатывают несколько десятков тысяч рублей?
ОТЛИЧНАЯ ИДЕЯ, ЕСЛИ БЫ НЕ ОДНО НО...
Напомним, что торговые центры XL и «Савиново» — одни из первых моллов, построенных в Казани еще в 2004 году и сразу же завоевавших популярность среди жителей столицы. Население привлекает огромный выбор: продуктовый гипермаркет, магазины обуви и одежды, банки, операторы сотовой связи и интернета, строительные и отделочные материалы, кафе и умеренный ценник по рынку, тем более что многие бренды, представленные в торговых центрах, работают по системе дисконта. Согласно статистике, более 20% жителей столицы Татарстана посещают именно эти торговые центры.
И, возможно, эта цифры была бы в несколько раз больше, если бы не одна проблема — отсутствие парковочных мест. Одновременно со строительством ТЦ XL и ТЦ «Савиново» возвели 6-уровневый паркинг, площадью 39 тыс. кв. м, который может вместить до 1064 автомобилей. Для наибольшего удобства у паркинга «выросли рукава» в обе стороны. Это специальные утепленные переходы с парковки в торговые центры XL и «Савиново», чтобы посетителям без лишней необходимости не приходилось перемещаться по улице. Очевидно, что авторы проекта предусмотрели такую немаловажную деталь: торговые центры находятся практически внутри жилого квартала, соответственно, открытый паркинг, способный вместить необходимое количество машино-мест, запроектировать было просто невозможно. В отличие, скажем, от тех же «Парк Хауса» или «Тандема», размещенных вне жилого массива. Единственным способом обеспечить покупателей удобной, вместительной и безопасной стоянкой стало строительство многоярусного паркинга.
Подобные магазины (покупка/продажа) автомобилей занимают примерно 90% от всей площади паркинга |
Отличная идея была обречена на популярность, если бы не одно но. Спустя некоторое время многоуровневый паркинг и сам стал своего рода торговым центром... по продаже автомобилей. Его оккупировали автомобильные салоны, шиномонтажные боксы, мини-офисы по кредитованию и страхованию авто. На данный момент они занимают, примерно 90% всего паркинга.
Нецелевое использование многоуровневого паркинга вблизи таких крупных ТЦ, как XL и «Савиново», ожидаемо выливается в проблему парковки. В выходные дни наплыв желающих оставить своего «железного коня» на прилегающей территории вызывает транспортный коллапс во всех смыслах этого слова. За удачу автовладельцы воспринимают освободившееся место на пешеходном переходе или на порядком изъезженном газоне. Знаки о запрете стоянки и парковки так же не имеют силы на близлежащей территории для соискателей свободного места, потому что каждый второй водитель действует согласно выработанному инстинкту: «нашел дыру, влезай». Словом, о существовании ПДД как будто никто и не знает, а те, кто должен следить за его неуклонным выполнением, видимо, не особо торопятся наводить порядок у ТЦ «Савиново» и XL, ведь на это может уйти целый день.
Что же до самого многоуровневого паркинга, то там есть с десяток мест, куда вы можете заехать, заплатив определенную таксу. Вот только на полноценное парковочное место можете не рассчитывать. Всех гостей просят припарковаться справа по пути подъема наверх. Тем самым вы на свой страх и риск оставляете свое драгоценное четырехколесное имущество в надежде, что следующий водитель, въехавший на этот паркинг в поиске места, учтет не только габариты транспортного средства, но и серьезный уровень наклона.
Более того, если вспомнить пункт 12.4 из ПДД (парковка запрещена на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении), то парковаться на подъеме и вовсе нельзя!
«Апельсин» — крупнейший магазин по покупке и продаже автомобилей на паркинге |
БИЗНЕС НЕСЕТ УБЫТКИ
Впрочем, у покупателей, не нашедших возможности припарковаться возле ТЦ XL и «Савиново», все же есть выбор: покрутившись в поисках парковочного места и так и не найдя его, они могут отправиться в любой другой торговый центр, не обремененный подобными проблемами. А вот бизнес, торгующий здесь, уже несет убытки из-за оттока покупателей.
По словам директора магазина DOMO Раиля Насрутдинова, относительно других магазинов сети при равных площадях и ассортименте товара продажи у DOMO, расположенного в «Савиново», ниже, чем у коллег. Особенно это ощущается по выручке выходных дней: «В выходные здесь просто нереально оставить машину. И, соответственно, если у нас такой же магазин в «Парк Хаусе» или на улице Декабристов, где можно поставить машину, людям там гораздо удобнее и комфортнее отовариваться. У нас же бывает так, что даже те, кто хочет приобрести товар именно у нас, кружат-кружат, потом кое-как оставляют автомобиль во дворах, но оттуда нужно идти, а кому это интересно, особенно с детьми? В субботу, воскресенье вообще припарковаться здесь нереально. Если только приехать в 10 утра в воскресенье. Но кто поедет в 10 утра в выходной? Никто не приедет!»
Татьяна Арсентьева — директор ООО «Спортмастер-дисконт», так же сетует на сложности с парковкой: «Я считаю, что по сравнению с другими комплексами здесь действительно существует проблема: машины не могут проехать, негде поставить, места очень мало. Хотелось бы ее расширить, чтобы у покупателей не было таких проблем».
Свободных парковочных мест найти практически невозможно |
Еще один якорный арендатор ТЦ «Савиново» — гипермаркет «Карусель», который ежедневно посещают тысячи человек, так же страдает из-за отсутствия возможностей у его покупателей оставить свое авто. Причем отметим, что посетители гипермаркета приходят в основном не за пакетом молока и буханкой хлеба: многие семьи предпочитают закупаться здесь на всю последующую неделю, в преддверии предстоящих праздников. Люди набирают целые тележки с товаром, но вот довезти ее до машины удается только самым удачливыми: лавировать с тележками между впритык поставленными машинами практически невозможно. Отсюда постоянные жалобы покупателей руководству гипермаркета. Но что оно может сделать?
«Негатива много от покупателей, они часто обращаются к нам с жалобами, но мы ничего сделать не можем, — поделилась директор «Карусели» Наталья Бурая. — У нас большой гипермаркет, и вот представьте, что покупателям невозможно даже выйти с тележкой, а до машины точно с ней не дойдешь». Причем, как рассказала она, о проблемах парковки постоянно указывают в своих отчетах «тайные покупатели», которые оценивают сервис магазина. «Тайный покупатель» — это программа нашей сети, и во всех их отчетах имеется замечание по поводу отсутствия нормальной парковки», — посетовала директор гипермаркета.
Несмотря на конкуренцию, под одной крышей уживается с десяток различных компаний по покупке и продаже автомобилей |
ВСЯ НАДЕЖДА НА ПРОКУРАТУРУ
Площадка перед торговыми комплексами располагает всего 240 парковочными местами, и это на 20 - 25 тыс. покупателей, посещающих торговые центры ежедневно, об этом нашему изданию сообщила директор ООО «ТК XL» Альбина Сафина.
По ее словам, ранее, когда многоярусная парковка работала по своему предназначению, а переходы между комплексами были открытыми и ими могли пользоваться покупатели, клиенты комплексов с удовольствием их посещали. Однако сейчас, когда люди оказались лишены и первого, и второго, покупательский поток сильно упал. Как отметила Сафина, в ТК XL порядка 200 арендаторов (примерно половина на половину — федеральные бренды и малый бизнес), и большинство из них работает в комплексе с первых дней его открытия: «Те, кто работает здесь с первого дня открытия, почувствовали на себе негативные изменения с точки зрения прибыльности. Мы с каждым годом, каждым днем продолжаем терять наших клиентов, которые просто не хотят сюда приезжать, потому что они сталкиваются с этой проблемой ежедневно», — высказалась директор. В свою очередь, администрация торгового комплекса ищет пути решения вопроса, в частности, разработан проект благоустройства прилегающей территории, организации пешеходного и автомобильного движения по территории открытой парковки за счет сокращения зеленой зоны. Хотя, как призналась Сафина, «хочется и зеленые насаждения сохранить, и решить этот транспортный коллапс». Впрочем, уверена она, никакие меры кардинально не изменят ситуацию, если вопрос с многоярусной парковкой так и не будет решен.
В основном на продажу выставлены б/у автомобили иностранных производителей, но при желании среди авто можно найти и отечественную классику |
«Самое удивительное, что городские власти взяли курс на строительство подземных и наземных крытых парковок, понимая, что только таким образом можно снять напряжение на казанских улицах. А мы здесь не можем использовать уже построенную парковку в том месте, где она в принципе очень необходима», — сетует собеседница издания.
Впрочем, у предпринимателей ТЦ XL и «Савиново» еще есть надежда, что в предстоящем суде будет принято соответствующее решение. В свою очередь, Семенов выразил надежду, что прокуратора района отстоит справедливость и защитит интересы жителей близлежащих домов и покупателей торговых центров.
«БИЗНЕС Online» будет следить за развитием событий вокруг многоярусного паркинга.
При въезде на паркинг стоят люди с рацией и фильтруют поток въезжающего транспорта |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 185
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.