Сегодня на фоне валютной паники главный совет — не делать ничего, о чем вы потом пожалеете. Ситуация совершенно непредсказуема, заявил в интервью «БИЗНЕС Online» главный экономист инвестиционной компании ITinvest, один из самых известных финансовых аналитиков Сергей Егишянц. По его мнению, паника на рынке вызвана не только объективной ситуацией, но и бездарной политикой Банка России. Теперь ситуации могут помочь только нерыночные меры, а в рамках либеральной парадигмы дна у рубля нет, падать он может все глубже и глубже. Бизнес, особенно малый и средний, в сложившейся ситуации ждет сложнейшие времена.
«СДЕЛАТЬ ПАУЗУ, СКУШАТЬ TWIX»
— На рынке сегодня настоящая паника. Что делать бизнесу и населению, как спасти сбережения?
— Увы, ничего. Как говорилось в известной рекламе, сделать паузу, скушать Twix. Пусть начальство определится с политикой, а рынок — с курсом. До этого дергаться бессмысленно: паника вызвала хаос и паралич денежной системы.
— Давайте немного разберемся в причинах происходящего. Банк России поднял ночью ключевую ставку до 17 процентов. Это было ошибкой?
— Само по себе это повышение бесполезно — если ограничиваться только ставкой, то нужно 200 процентов, а не 20 процентов. То есть ставка — лишь часть политики. Плюсом к ней идет расширение валютных РЕПО — да, это сделано, но мало. Это способ снабжать банки валютой вне биржи, без давления на курс. Это разумно, но недостаточно: ни по объемам, ни по частоте. Кроме того, необходимы масштабные интервенции на рынке, а здесь почему-то ступор. Наконец, нужны специальные мероприятия для кредитного рынка.
— До этого ЦБ вообще поднял ставку на 1 процент...
— Это было вполне бессмысленно — если уж делать это, то нужно гораздо больше. Даже больше 17 процентов, но это хоть что-то! Радует пока лишь то, что ЦБ наконец проснулся, но ситуация слишком тяжелая, чтобы исправить ошибки можно было терапевтическими методами.
— Зачем вообще поднимать ставку?
— Идея в том, чтобы задушить рублевые займы для спекулянтов валютой. Это возможно. Но проблема в том, что в декабре идут гигантские выплаты обычных зарплат и премий (у нас до сих пор в конце года в этом смысле огромный «подскок»). И значительную часть всего этого многие понесут на рынок из-за полной утраты доверия к ЦБ и общей паники. Так что тут придется терпеть и работать, проводя мощные, но внезапные интервенции, чтобы показать, кто в доме хозяин. Гарантировать ничего нельзя, потому что нефть продолжает валиться, а для рубля это диагноз. Но все же затормозить процесс необходимо, уж очень далеко упала российская валюта.
«ПАНИКУ ВЫЗВАЛ ЦБ СВОЕЙ БЕЗДАРНОЙ ПОЛИТИКОЙ»
— Вы говорили, что терапия ЦБ уже бесполезна и нужна хирургия. Какие еще инструменты может задействовать Набиуллина? Почему власти не прибегают к административным механизмам? Например, целесообразно ли вводить обязательную продажу выручки экспортерами?
— Да, это было бы верным ходом — плюс ограничения на валютные позиции участников рынка. Если б не поклонение невидимой руке рынка, то, конечно, нужно было бы сразу останавливать свободное курсообразование рубля, вводить обязательную продажу валютной выручки экспортеров и всякие ограничения участников рынка на позиции против рубля. Но нет — даешь свободный рынок! Отсюда и дикие мучения в поисках хоть каких-то средств влияния на него. Все они плохи, так что выбор идет нынче между плохим и худшим: насколько он успешен, покажет время.
— Согласны ли вы с Кудриным, который заявил, что панику вызвало размещение облигаций «Роснефти»?
— Нет, но оно способствовало сомнениям и подозрениям. Паника же на рынке уже давно — ее вызвал Банк России своей бездарной политикой.
— Может быть, в таком случае пришло время отправить Набиуллину в отставку? Но кто тогда сможет стабилизировать ситуацию?
— Это уже давно пора делать, но если выбор из персон того же лагеря (либерастического), то вряд ли что-то сильно изменится!
Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 17 декабря, составил 61,1512 рубля/доллар, курс евро — 76,1516 рубля/евро |
«НАСЕЛЕНИЕ И БИЗНЕС ПОЧУВСТВУЮТ ВСЕ ЭТО ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ»
— Когда рынок увидит результат от поднятия ключевой ставки?
— Валютный уже увидел ночью, хотя сейчас уже весь рост рубля отыгран с гаком. Это логично — и вообще, вряд ли рубль развернется, пока нефть падает. Влияние на реальную экономику тоже будет видно не сразу, потому что особой активности в заимствованиях в ближайшее время не должно быть (не сезон для инвестиций нынче). Но после новогодних праздников многие уже почувствуют, что кредит стал намного дороже или остановился вовсе. К этому моменту ЦБ нужно точно знать, что и как он будет делать дальше, иначе все станет только хуже, чем сейчас! У предприятий будет дефицит оборотных средств — надо придумать, что с этим делать.
Население и бизнес почувствуют все это через месяц. Это означает коллапс кредитного рынка — особенно для малого и среднего бизнеса. Монстры, скорее всего, получат шанс последовать примеру «Роснефти», выпуская облигации, которые скупаются банками и тут же идут в ЦБ как залог под получение рублей. Но простым смертным такой путь заказан — и значит, их ждут проблемы.
Вероятно, какое-то повышение будет и по депозитам в банках. Насколько сильное, зависит от потребности банков в притоке денег, у всех банков разные ситуации. Ясно лишь, что сейчас банкротств станет заметно больше — и не только среди банков. Но, опять же, тут ничего не поделать.
«КТО СКАЗАЛ, ЧТО У РУБЛЯ ЕСТЬ ДНО?»
— А может быть, стоит полностью отпустить рубль, пусть определяется курс под воздействием спроса и предложения? Где тогда рубль нащупает это дно?
— Его и так уже отпустили! Чего как раз делать не надо было.
— Какова будет реакция населения и бизнеса? Сметут ли товары с полок? Ожидать ли сворачивания инвестиций и сокращения рабочих мест? Насколько глобальными будут последствия для экономики?
— Спад в экономике уже есть — и его усиление неизбежно при любых обстоятельствах. Последствия именно этих решений непонятны, они зависят от того, что к ним будет добавлено: пока явно нет полного набора даже в рамках господствующей в ЦБ парадигмы. Ясно, что у бизнеса будут крупные трудности, но насчет сметания товаров с полок сомневаюсь.
— Главный вопрос сегодняшнего дня: где дно у российского рубля?
— Этого не может сейчас сказать никто, ситуация непредсказуема. На рынке паника, политика ЦБ РФ неясна и так далее. Это ж чистая вера — насчет дна: кто сказал, что оно вообще есть-то? На малоликвидных рынках равновесия может не быть вовсе, а этот рынок именно таков.
Справка
Сергей Егишянц — российский экономист, главный экономист инвестиционной компании ITinvest.
Родился в 1970 году.
Окончил Обнинский институт атомной энергетики (бывший филиал МИФИ, 1994) по специальности «прикладная математика».
Кандидат физико-математических наук (1997).
С 1997 года занимается экономикой. Считается одним из самых интересных российских экономических аналитиков.
Автор нескольких книг и множества статей.
Свои обзоры мировой экономики еженедельно публикует на интернет-ресурсе ITinvest.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 27
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.