«Я ПРИЕХАЛА СЮДА БЕЗ ПЯТИ СЕМЬ»

Половина девятого утра рабочего дня. Возле казанского оперного театра толпится около трех десятков человек. Внутрь пока не пускают. Знающему человеку несложно определить — или начали продавать билеты на Шаляпинский фестиваль, или на Нуриевский. С поправкой на время года догадываемся, что страждущие желают попасть на февральский фест имени великого оперного баса.

Тех, кто пришел к кассам с «первыми петухами», можно определить по пританцовывающей походке и красным щекам. Таких было не очень много. Большинство мирно и одиноко стояли недалеко от театра, кто-то спокойно разговаривал с друзьями по очереди. «Давно пришли?» — поинтересовалась корреспондент «БИЗНЕС Online» у четверки молодых людей, разливавшей чай из термоса и угощавшейся шоколадками. «О, в пять утра!» — смеясь и подпрыгивая, ответила одна девушка.

«Я — в шесть, они — в пять, — подтвердила ее слова краснощекая подруга. — Лично я сюда пришла в первый раз. Хочу купить 6 билетов — с родителями, всей семьей хотим пойти на «Кармен», а с подругой —на «Бориса Годунова». Я в первый раз прихожу в оперный театр, поэтому не знаю каких-то конкретных исполнителей. Просто очень хочется побывать на спектакле, поэтому мы пришли так рано. Потом билеты будет не достать. Разве что у перекупщиков, а это очень дорого». Удивительно, но на такие жертвы готовы пойти люди, даже не представляющие, кто будет исполнять заглавные партии в операх Бизе и Мусоргского.

«А вы тоже пришли сюда в шесть утра?» — задала вопрос корреспондент «БИЗНЕС Online» прогуливающимся вдоль оперного театра двум женщинам. «Я приехала сюда без пяти семь. Да и то только потому, что живу далеко. Была бы возможность, приехала бы раньше, — рассказала свою историю пенсионерка Елена Александровна. — Я уже десять лет на пенсии и в пятый раз прихожу вот так с утра покупать билеты».

IMG_8446.jpg

На вопрос, на какой спектакль и какого певца или певицу она хочет послушать, женщина ответила, что программу еще не видела и не знает, кто будет петь, но поинтересовалась, примет ли участие в фестивале Ильдар Абдразаков, очень хотелось бы его послушать. Ради справедливости стоит отметить, что если самый известный в мире оперный бас из России и выступал в Казани, то прошлым летом во время событий культурной Универсиады. Зато услышав, что в одном из гала-концертов примет участие главная татарская прима Альбина Шагимуратова, недавно ставшая матерью, Елена Александровна и ее спутница заметно оживились.

«А в какой из дней она будет выступать, гала-концерт же будет проходить два дня? Очень она нравится», — сообщили дамы. Увы, такой информацией корреспондент «БИЗНЕС Online» не владел. «Еще я люблю Анну Нетребко, — продолжила наша собеседница. — На ее концерте в Казани не была, но у меня есть записи, и я смотрю ее по телевизору. «А я обожаю Аиду Гарифулину, — вступила в диалог ее спутница, с которой они познакомились сегодня в очереди. — Вообще, у нас много хороших татарских певцов. Только почему-то про них особо ничего не пишут».

ОПЕРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КРЕПКОГО ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ТЕАТРА

Из этих разговоров стало понятно, что большинство из желающих попасть на февральские спектакли плохо себе представляют и сам репертуар театра им. Джалиля, не говоря уже о самих певцах. Шаляпинский фестиваль — это бренд, уже давно живущий своей жизнью, часто не особо пересекающейся с реальным положением вещей. Часто руководство самого Оперного представляет фест как едва ли не как крупнейшее событие на культурной карте страны, чем он, безусловно, не является, что, впрочем, отнюдь не отменяет значимость мероприятия для самой Казани.

К сожалению, судя по составу солистов, который можно обнаружить на сайте театра, каких-то неожиданностей и приятных сюрпризов нам ждать не стоит. Здесь нет и неожиданных мегазвезд вроде Рене Папе или Владимира Маторина, нет, кстати, и премьер, которые обычно готовили в столице Татарстана именно к первым числам февраля, нет и Мариинского театра, который привозил сюда спектакли несколько лет подряд. В 2012-м «Дон Кихот» Жюля Массне из Петербурга выглядел на Шаляпинском этаким оперным мадридским «Реалом» на фоне текущего казанского репертуара.

Но это не означает, что фестиваль-2015 будет так плох. Нет, это по-прежнему «парад голосов», и Михаил Казаков ничуть не хуже в партии Бориса Годунова, чем заезжий Папе, а имена Сергея Семишкура, Бориса Стаценко или Алексея Татаринцева прекрасно известны в музыкальном мире. Но этих же певцов можно увидеть в Казани и в текущих спектаклях, не приуроченных ни к каким большим событиям. Так что Шаляпинский фестиваль сейчас — это просто две недели оперных представлений крепкого регионального театра, не более...

«ФЕСТИВАЛЬ ВСЕГДА ПРОХОДИТ РОВНО»

Согласно расписанию на дверях оперного театра, свою работу касса начинала в 10 часов. К этому времени народу прибавилось, но назвать всеобщим ажиотажем общее количество присутствующих было нельзя. За 10 - 15 минут до начала двери оперного были открыты, «отмороженная» с раннего утра небольшая толпа поспешила войти в помещение. Все довольно спокойно стали в очередь, дабы получить заветный билет. Очередь двигалась довольно быстро. «Просто спросить» пропускали без проблем, публика собралась нескандальная, но видно, что действия «просто спрашивающих» держали под контролем.

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», почему не стали бронировать электронный билет, чтобы избежать ранних прогулок, одна девушка ответила, что на карточке у нее закончились деньги: «Да и если забронировать, разве не придется также стоять в очереди?» Услышав, что бронь билета на сайте, специализирующемся на подобных услугах, действует сутки, девушка лишь грустно вздохнула: «Ну вот, а ведь можно было нормально поспать».

Любопытно, но за весь день нашей редакции так и не удалось получить никаких комментариев от самого театра — ни о продаже билетов, ни о звездах или их отсутствии на Шаляпин-фесте. Директор Рауфаль Мухаметзянов находится на гастролях вместе с балетной труппой, телефоны его заместителей не отвечали, помощник директора попросила обратиться в пресс-службу, в последней обещали ответить на все вопросы в ближайшее время, но трубку больше не брали. За официальную часть пришлось отдуваться Ираде Аюповой — первому заместителю министра по культуре РТ: «Я думаю, что все пройдет хорошо. Нельзя забывать, что этот фестиваль посвящен 140-летнему театральному сезону оперного фестиваля. Поэтому будем надеяться, что пройдет гладко. В целом фестиваль всегда проходит ровно, на высоком уровне», — лаконично сообщила она.

IMG_8427.jpg

Нет и привычного билетного ажиотажа. По состоянию на 15:00 в кассе театра нам сообщили, что билеты еще есть, так же как и очередь из желающих их приобрести. Правда, на kassir.ru они уже закончились, хотя ответственные сотрудники сайта, продающего заветные квитки на культурно-зрелищные мероприятия, отказались сообщить, какое именно количество билетов для них было выделено оперным театром. Но в целом очевидно, что такого суперажиотажа, как в прошлые годы, не наблюдается. Возможно, что это связано с экономическими событиями этой недели, которые отвлекли людей в том числе и от культурной жизни. Хотя в том, что на Шаляпинском не будет свободных мест, вряд ли кто-то сомневается — бренд есть бренд...

«СЕЙЧАС ИНТЕРЕСНЕЕ КАКАЯ-ТО КУРАТОРСКАЯ ИСКРА»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили нынешний интерес к фестивалю в профессиональном мире.

Екатерина Бирюкова — музыкальный обозреватель Colta.ru (Москва):

— Я бывала несколько раз на Шаляпинском фестивале, правда, мимолетно, но бывала. Последний раз я была там, когда Гергиев привозил свой спектакль, а Рене Папе пел Годунова. Для меня он, скорее, из каких-то таких прошлых лет важный, ему ведь много лет.

Это, на мой взгляд, Шаляпинский — это слишком мейнстримовый фестиваль. У него более традиционная продукция. Мне же последнее время больше нравится поехать куда-нибудь и послушать то, что я больше нигде не услышу. «Борис Годунов» у нас и свой есть примерно такой же, в тех же шапках.

Да, есть набор голосов и сейчас, просто этот набор перемещается по разным сценам мира и России в том числе. И поэтому уже сейчас интереснее какая-то кураторская искра, а не просто набор голосов. Хочется каких-то новый названий, новых поворотов. Просто туда приехал Казаков, сюда приехал Казаков — это уже не так интересно. Понятно, что Михаил Казаков — это некое качество, но мне интереснее искать какие-то другие точки.

Петр Поспелов — музыкальный обозреватель газеты «Ведомости» (Москва):

— Есть такой фестиваль, да. Правда, я на нем был очень давно... Но был, и отношение у меня к нему очень заинтересованное. Вообще, такие фестивали нужны, они есть в Европе, например, в Мюнхене, в Риге, да даже в Петербурге.

В какой-то момент сезона лучшие спектакли театра, в котором проходит фестиваль, ставятся в афишу и заполняются гастролерами, певцами. Так что принцип простой и правильный. Это всегда привлекает публику, повышает уровень, интересы. Проблемы тоже есть, и они лежат на поверхности. Одна — это то, что певцы приезжают насколько впритык, что не успевают толком отрепетировать в тех постановках, которые идут, они их просто не знают. Буквально на дисках смотрят, когда ему нужно выходить, и сразу на сцену. Вторая проблема — сами постановки могут быть не такие уж интересные. И третья — акустика в самом казанском театре оставляет желать лучшего. Так что проблемы есть.

Что касается репертуара, то умный руководитель, директор знает, что для афиши нужна некая культуртрегерская составляющая, где на фоне хитов хотя бы одно какое-то произведение редкое или современное обязательно нужно ставить. В коммерческом смысле пусть будет «Аида», а в культурном пусть работает какая-нибудь современная опера. Кстати, национальную оперу тоже не надо забывать. Жаль, что их нет в этом году в афише. Но это то, чем каждая республика богата, есть своя культура, а уж в Татарстане она такая красивая. Так что про нее тоже надо помнить.

Фарит Мухамедъяров — директор концертного агентства «Сабантуй»:

— Говорите, что на Шаляпинском не будет больших звезд? Сейчас очень сложно говорить о том, что нас ждет в экономическом плане. Все же видят, что творится. Так что я даже не веду переговоров с иностранными исполнителями, они гонорары берут в валюте, а наши — в рублях. За Шаляпинский фестиваль мне говорить сложно, у них там свои тараканы. А на самом фестивале я не был. Там у них вечно нет билетов, а с утра приходить, стоять мне как-то не хочется.