И ВНОВЬ О «ПОЛИТИКЕ НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА»

На дворе финансовый шторм, какого, наверное, не было с 2008 года, а может, и 1998 года. Поэтому не позавидуешь тем чиновникам, которые вынуждены подводить итоги года в эти дни... Тем не менее явно в благодушном настроении находился вчера сити-менеджер автограда Наиль Магдеев, обсуждая результаты года вместе с журналистами. Несмотря на намеки подчиненных о том, что у него по плану должно начаться другое мероприятие, а зал необходимо освободить для другого совещания, Магдеев настроился непременно ответить на все вопросы. Правда, вначале запрягал он, согласно древней традиции, долго. Во вступительном слове новый рулевой автограда отметил, что не хотел бы утомлять журналистов «нудными цифрами» — итогами работы промышленности, строительства, торговли. «Лучше это время использовать для того, чтобы услышать интересные вопросы, высказать свою точку зрения и получить ту информацию, которой, может быть, не хватало», — несколько философски высказался Магдеев, добавив, что желающие могут почерпнуть информацию об итогах за 11 месяцев 2014 года в «открытых источниках».

Сложно догадаться, какие «открытые источники» имел в виду Магдеев (возможно, они открыты лишь для него одного?авт.), но, во всяком случае, на официальном портале мэрии Набережных Челнов опубликованы итоги социально-экономического развития города лишь за 10 месяцев уходящего года. По ним выходит, что объем промышленной продукции на 1 ноября составляет 155,7 млрд. рублей (95,3% к уровню прошлого года в сопоставимых ценах), оборот розничной торговли — 98,8%, объем платных услуг — 99,4%, грузооборот автотранспорта — 94,1%, а главный показатель — производство грузовых автомобилей (читай «КАМАЗов») — 93,1%. И правда, зачем под Новый год портить всем настроение такими неоптимистичными показателями? А ведь статистика еще не учла самые «черные» месяцы года — ноябрь и декабрь, когда вырвался на волю страшный зверь по имени кризис и девальвация...

Наиль Магдеев
Наиль Магдеев

Разумеется, при таком раскладе журналистов более всего интересовало, приготовлен ли в исполкоме план антикризисных мер, при помощи которого будут спасать город в случае наихудшего развития событий, но на этот конкретный вопрос Магдеев дал только общий ответ. «План муниципалитета — это планы предприятий, организаций, учреждений различных форм собственности», — ответил сити-менеджер, пояснив, что муниципалитет — это не хозяйствующий субъект, не управляет активами, а посему не может вмешиваться в деятельность предприятий. В принципе, основные тезисы «политики невмешательства» обнародовались Магдеевым и ранее, на пресс-конференции же руководитель снова напомнил, что спасительный круг для бизнеса брошен в виде ставки земельного налога — одной из самых низких в республике — 1,1 вместо возможных 1,5. «Благодаря» этому потери для бюджета составят около 300 млн. рублей, но в исполкоме, мол, на такие меры идут осознанно, чтобы не создавать дополнительную нагрузку для основных товаропроизводителей. А потом Магдеев вспомнил, что на события в экономике муниципалитет повлиять никак не может, ведь цены на энергоносители и топливо формируются не в Челнах. Увы, в условиях нынешней централизации и загона местного самоуправления наши градоначальники действительно мало за что отвечают, так как не имеют никаких рычагов...

«Мы завтра собираемся с предпринимателями и в режиме диалога попытаемся выяснить, какая поддержка нужна бизнесу. Но мы за них работать не будем, думать за них, искать рынки сбыта не будем», — предупредил Магдеев.

«КАМАЗ — ЭТО НАШЕ ВСЕ, КАК БЫ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ НЕ ИРОНИЗИРОВАЛИ»

Затем он поведал о том, что недавно встречался с генеральным директором ОАО «КАМАЗ» Сергеем Когогиным, обсуждали обстановку, складывающуюся на предприятии. По словам Магдеева, понимание и обеспокоенность ситуацией у топ-менеджмента автогиганта есть, но нет паники. Сити-менеджер напомнил, что если бы не помощь госсоветника РТ Минтимера Шаймиева, президента республики Рустама Минниханова и не активная поддержка самого руководителя КАМАЗа, «то сегодня судьба автогиганта была бы очень плачевной». «КАМАЗ — это наше все! Как бы по этому поводу не иронизировали, автогигант в объеме промышленного производства — это 56 - 58 процентов нашего благосостояния», — отметил Магдеев, сообщив, впрочем, что есть в Челнах и другие градообразующие предприятия, к примеру, «Челны-хлеб», который во все уровни бюджета выплачивает порядка 900 млн. рублей.

Правда, градоначальник обмолвился, что некоторую обеспокоенность вызывает строительный сектор, однако сложная экономическая ситуация, по мнению Магдеева, все же не должна помешать осуществить уже сформированную на 2015 год программу по вводу жилья и строительству социально-культурных объектов. Ее пока секвестировать не собираются.

Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, не намерен ли автоград для получения инвестиций заявляться на участие в программе поддержки моногородов, о которой нынче вновь вспомнили в российском правительстве, Магдеев заметил, что эта программа не подкреплена реальным финансированием, следовательно, вряд ли будет работать в 2015 году. «Этим вопросом будем заниматься, — заверил Магдеев. — Опыт у исполкома по участию в этих программах есть. Когда будет решение по какой-то программе, мы вам скажем. А заявлять сейчас одно, а по факту получать другое... Когда документ подписан и будет на руках, тогда можем вам сказать, что вот есть документ». Как уточнила замруководителя исполкома по экономике Наталия Кропотова, по новой федеральной программе поддержки обозначили пока пять моногородов с критическими показателями, но Челны в список не вошли.

«ПО ЗЕМЛЕ ЕЩЕ МОГУТ ПОЯВИТЬСЯ ВОПРОСЫ»

Уходящий год, безусловно, запомнится громким коррупционным скандалом в исполкоме Челнов. Поэтому вполне естественно, что «БИЗНЕС Online» задал вопрос об этом. Напомним, 17 апреля состоялась сессия горсовета, на которой шел разговор о том, что в собственность города будут возвращены незаконно выделенные земельные участки. В частности, речь шла о том, чтобы до 10 мая провести ревизию 737 постановлений о выделении земли, однако в августе прокурор города Александр Евграфов сообщил, что работа проверяющей комиссии еще не завершена. «Часть земель вернулась, и сейчас в суде рассматривают ряд исков об отмене решения по возвращению земли в собственность города, сказал тогда он. — В конце августа 12 участков, проданных по сомнительным схемам, были возвращены городу». А что в итоге?

Завершила ли работу комиссия? Сколько участков возвращено городу? Какой они площади и на какую сумму? Такие вопросы задал корреспондент «БИЗНЕС Online». Магдеев признался, что с точностью до гектара не сможет назвать площади участков, но заверил: все, что было оформлено незаконно, будет возвращено. По словам градоначальника, рабочая группа, созданная по личному распоряжению Магдеева, тщательно проверяет, соответствуют ли документы истинному состоянию выделенных земельных участков. Если нет, то эти договоры расторгаются или по ним исполком обращается в суд. Правда, за время инвентаризации каких-то из ряда вон выходящих фактов нарушений пока выявлено не было. «Может, мы еще не все проанализировали, — предположил Магдеев. — Но мы не ставим целью найти черную кошку в темной комнате, кого-то чем-то удивить. Если было бы, чем удивить, прокурор давно бы внес протест, уголовные дела бы давно появились. Мы не суд и не следствие, чтобы выносить приговор, определять чью-то вину. Мы на себя такую ответственность брать не можем. Правовую оценку действиям тех или иных должностных лиц дает суд. Рабочий процесс идет, объем работы большой. За месяц-полтора проверить все невозможно».

«Я РАЗОЧАРОВАН...»

Не обошли стороной журналисты и вопрос предстоящих выборов в челнинский горсовет. Магдеев представил свое видение того, каким должен быть челнинский парламент 2015 года и должны ли в нем присутствовать депутаты-оппозиционеры: «Я оппозиции, честно говоря, не чувствую в горсовете, может, это из-за того, что мало работаю. Но я вижу позицию ряда депутатов. Каждый человек должен иметь свою позицию и в горсовете ее выражать. Любую точку зрения мы должны слушать и слышать и делать определенные выводы для себя. В большинстве выступлений депутатов есть полезная критика, которую нужно воспринимать, а не обижаться и надувать губы по каждому поводу. Много справедливых вещей высказывается депутатами горсовета. Это касается вопросов, связанных с полигоном ТБО, организацией движения городского пассажирского транспорта и другими. Их поднимают депутаты от КПРФ — Гурьева и Васев».

Выяснилось также, что горсовет 2015 года глазами Магдеева — это пестрый состав, включающий представителей разных профессий, возрастов и убеждений. Но самое главное: чтобы соответствовать Челнам, депутат должен быть подготовленным, высококвалифицированным, ответственным и солидным. Далее Магдеев произнес фразу: «Парламент должен быть тем местом, где мудрые люди собрались. Чтобы могли оценить ситуацию, послушать экспертов, хозяйственников, просчитать риски, какие могут быть в том или ином решении. Чтобы с учетом своего опыта могли решения принимать» (напомним, что прежний мэр Василь Шайхразиев больше тяготел к грызловскому «парламент — не место для дискуссий».)

Коснулись на пресс-конференции и не менее важного вопроса — организации городских пассажирских перевозок. Как известно, в автограде извозом занимаются только частники, но они со своей задачей, судя по жалобам населения, справляются слабо. Как выяснилось, в городе нет даже утвержденной схемы перевозок городским пассажирским транспортом. Однако, возможно, ситуация начнет меняться, и в Челнах появится-таки и документ, регламентирующий работу перевозчиков, и муниципальное транспортное предприятие. «Я был разочарован городскими пассажирскими перевозками в полумиллионном городе, — с сожалением заметил Магдеев. — Я думал, что в автограде перевозки осуществляются автобусами большой вместимости на базе «КАМАЗа» (видимо, имеются в виду «НЕФАЗы»авт.) На мой взгляд, была допущена стратегическая ошибка, когда муниципальное транспортное предприятие приказало долго жить. Я не против частных перевозок. Но не в том виде, в каком они сегодня осуществляются». Теперь задачу разработать маршрутную сетку для Челнов поставят перед одним из столичных институтов транспорта. «Пока у городских перевозок нет основы, документа, разработанного на уровне института, имеющего опыт, знания и специалистов, — констатировал Магдеев. — Не должно быть в перевозках субъективизма и личностного фактора: Магдеев пришел и сделал так, а Сидоров пришел и сделал сяк. Должен быть документ, подписанный, утвержденный, прошедший через горсовет». Отныне определять «правила поведения на дорогах» будет муниципалитет. Возможно, дальнейшее сотрудничество будет проходить на основе частно-государственного партнерства. И малый бизнес к этому должен быть готов, признал Магдеев: «Где-то на маршрутах будет работать муниципалитет, где-то частники. Но там, где большая нагрузка, мы четко должны прописать в аукционной документации, что автобусы должны быть вместимостью не менее 50 - 60 человек. Помните, раньше автобусы-гармошки ездили, «Икарусы»? Нужен четкий график — минута в минуту. Понятно, что это вопрос не одного дня и, может, даже не 2015 года».

«ЧЕМ БЕЛОРУССКАЯ МЕБЕЛЬ ЛУЧШЕ ЧЕЛНИНСКОЙ?»

Под конец совершенно неожиданно, без всяких наводящих вопросов, Магдеев вдруг вывел разговор на тему трений, возникших между закамскими мебельщиками и топ-менеджментом турецкой компании «Кастамону» — одного из крупнейших инвесторов ОЭЗ «Алабуга». Напомним, «БИЗНЕС Online» накануне опубликовала материал о том, что турецкие производители отказались оформить ассоциацию мебельщиков Челнов в качестве официального дилера своей продукции. В свою очередь, руководство ассоциации пожаловалось на это Магдееву. По его словам, с турецкими партнерами у исполкома полнейшее взаимопонимание, и проведенные переговоры с «одним из руководителей «Кастамону» могут дать положительный результат, но нужны усилия и малого бизнеса».

«То, что наши мебельщики лоббируют этот вопрос, это правильно, — отметил Магдеев. — Любой на их месте, имея под боком такое уникальное производство, попытался бы получить выгоду для бизнеса. А выгода для бизнеса — это выгода для города. Да, мы хотим, чтобы у нас в Челнах развивался мебельный кластер. Это хорошая идея. Я буду поддерживать и чаще сводить турецких партнеров и наших мебельщиков». Он выразил уверенность в том, что челнинская мебель может занять свою нишу на рынке и конкурировать с известными мебельными брендами. «Вот 340 тысяч квадратных метров жилья вводим, строим детсады, школы ремонтируем. Для всего этого мебель нужна. Чем белорусская мебель лучше челнинской?» — задался риторическим вопросом Магдеев.