«ПРЕБЫВАНИЕ И СЛУЖЕНИЕ В КАЗАНИ ПРЕВЗОШЛО ВСЕ МОИ ОЖИДАНИЯ!»

— Отец Диогенес, как из далекой Аргентины вы оказались в Казани?

— Начну с того, что я как монах принадлежу к католическому ордену «Институт воплощенного слова», у которого одна из главных целей — помогать церкви в тех местах, где есть особая нужда в священниках. В 1991 году назначили первых двух епископов для России — одного для Москвы, другого для Новосибирска. Когда московский епископ приехал в Москву, у него было всего 6 священников для всей европейской части России. Но люди начали приходить в храмы в разных городах, поэтому епископ письменно объяснил ситуацию: нам дается возможность восстановить деятельность католической церкви в России, но священников нет.

— То есть в России не препятствовали возобновлению деятельности католической церкви — ни власть, ни православная церковь?

— Нет, никто не препятствовал. И когда наш орден получил это открытое письмо московского епископа, взвесив свои возможности, в 1993 году направил из Аргентины двух священников. Они приехали в Оренбургскую область. Я в то время еще учился в Риме в Папском латеранско­м университете. По окончании учебы в 1995 году меня сначала хотели направить на Украину, поскольку там тоже была похожая ситуация. Но одного из тех священников, которые приехали в Оренбургскую область, перевели в Москву в духовную семинарию, поэтому меня направили в Россию. Дело в том, что в то время небольшая группа католиков Казани обратилась к московскому епископу с просьбой направить к ним священника. Епископ посмотрел на карту и определил, что ближайшие священники находятся в Оренбургской области, и направил их в Казань.

В июле 1995 года в Казань приехал и я. Поскольку я окончил Папский университет, я должен был преподавать в Московской духовной семинарии, а в Казань я приехал только для того, чтобы выучить русский язык. Но так получилось, что мне пришлось остаться вместо настоятеля прихода. На время, как я думал. Но, как говорят в России, нет ничего более постоянного, чем временное...

— К какому течению принадлежит орден «Институт воплощенного слова»?

Это новый орден — ему всего 30 лет. Его основатель — аргентинец, но сегодня орден распространен по всему миру. Он немногочислен — всего порядка 350 священников, но они находятся в таких сложных местах, как Газа в Палестине, Алеппо в Сирии. Хотя, конечно, наши священники есть и в Латинской Америке, и в Европе, поскольку сегодня церковь в Европе тоже оказалась в непростой ситуации из-за нехватки духовенства. Было время, когда священники-европейцы ехали в Латинскую Америку, а теперь наоборот.

— Вы вступили в этот орден в Риме?

— Нет, еще в Аргентине. И в сан священника я был рукоположе­н в Аргентине. Первые два года в сане священника я служил в Перу. А после этого мне дали возможность продолжить учебу в Риме.

— Все-таки в чем особая миссия этого ордена?

— Конечно, главная миссия нашего ордена — нести слово Божье, но особенно в тех местах, где церковь испытывает большую нужду в духовенстве, где чувствуется, что есть много желающих принять веру, но нет проповедника. Также миссией нашего ордена является образование будущего духовенства, поэтому его члены работают в духовных семинариях разных стран.

Оправдались ли ваши ожидания, когда вы начали служить в Казани? (Борис)

— Пребывание и служение в Казани превзошло все мои ожидания!

«ДАТЬ ЛЮДЯМ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЕСТИ ХРИСТИАНСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

— Кто вас направил в Казань? Глава вашего ордена или Папа Римский?

— Меня направил глава нашего ордена, и этот вопрос согласовывался с московским епископом, а не с Ватиканом. В постсоветское время в России было всего два действующих католических храма — в Москве и Петербурге. В Москве это храм Святого Людовика, и он принадлежал французскому посольству. В то время приходы подчинялись напрямую Ватикану. В 1991 году в России образовались первые две епархии — Московская и Новосибирская, и для них Ватикан назначил двух епископов.

— А сегодня сколько католических епархий в России?

— Сегодня в России уже четыре епархии: Московская, Саратовская, Новосибирская и Иркутская. Епископы напрямую подчиняются Ватикану, но выбирается руководитель конференции. Сегодня конференцию возглавляет московский архиепископ итальянец Паоло Пецци.

— В какую епархию входит Татарстан?

— Татарстан входит в епархию Святого Климента в Саратове. Епархии восстановились в тех местах, где они существовали до революции. В нашей епархии 49 приходов: от Адлера до Уфы, в республиках Поволжья, Оренбургской, Воронежской и других областях юга России.

— Много ли в Казани прихожан-католиков? (Мария)

— По сравнению с количеством населения, конечно, наш приход маленький. В Татарстане всего один католический приход и один храм, поэтому к этому приходу относятся верующие других городов республики. Сюда приезжают и из Марий Эл. Тех, с кем я вошел в контакт за эти годы, человек 400. В советское время на протяжении 70 лет здесь не было католического прихода, поэтому многие только помнили, что их дедушки и бабушки были католиками, а сами знаний уже не имели. К сожалению, о многих католиках мы узнаем только тогда, когда их надо отпевать... Проживают в Казани также католики из разных стран мира, особенно их много среди студентов, которые во время их пребывания в городе также относятся к нашей приходской общине.

— Среди ваших прихожан кого больше — молодых или пожилых?

— На сегодняшний день большинство прихожан можно отнести к молодому поколению, не старше 40 - 50 лет. Многие из тех пожилых людей, которые пришли к нам 20 лет назад, к сожалению, уже умерли. На воскресных богослужениях у нас много молодежи, детей. Заметно возросло в общине количество детей за последние годы. Молодые супружеские пары не боятся рожать больше одного ребенка.

— Какие задачи поставили перед вами при назначении в Казань? (Михаил)

Была поставлена задача способствовать возрождению здесь католической общины, потому что были люди, которые старались жить своей верой: крестили детей, венчались. Я знаю людей, которые для совершения этих таинств летали в Душанбе, где был действующий приход. Первая задача — собрать общину, дать людям возможность вести христианский образ жизни. И особо ничего другого не требовали, потому что ни у кого не было представления, как это все будет здесь развиваться. И я сам не думал, что задержусь здесь на целых 20 лет, ведь у нас обычно меняют священников через 5 - 6 лет. Но вскоре у нас встал вопрос о строительстве храма...

«ИСХАКОВ ПРЕДЛОЖИЛ ВОССТАНОВИТЬ СТАРЫЙ ХРАМ НА НОВОМ МЕСТЕ»

— Кто был инициатором строительства храма?

— Конечно, мы несколько раз письменно обращались в администрацию Казани, в другие инстанции с просьбой вернуть нам старый храм на пересечении улиц Горького и Толстого, который был у католической церкви до революции. Нам отвечали, что у нас слишком маленькая община, и вернули нам маленькую часовню на Арском кладбище. И там тоже шел процесс восстановления. Потом начались переговоры о возвращении Казанской иконы Божией Матери.

— Для вас это было неожиданным? Или вы эту идею подсказали?

— Для меня это было неожиданным. А инициатива исходила, думаю, от администрации города.

— Или, может быть, Ватикан таким образом решил подружиться с Россией?

— У Папы всегда было желание вернуть икону России, и он ждал подходящее время, но все-таки инициатива исходила не от него. Тогда мэр Казани Камиль Исхаков навестил нашу часовню на Арском кладбище. Когда он прибыл в Рим, у него спросили: каково положение у католиков в Казани? Исхаков ответил, как есть, но пообещал помочь в строительстве достойного храма.

— На чьи деньги построили храм в Казани? На деньги Ватикана, общины или на бюджетные средства?

— Администрация города нашла спонсора. Когда нам выделили место под храм, мы начали делать эскизные проекты маленького храма, потому что знали свои финансовые возможности. Но Исхаков сказал, что это не подойдет, и предложил восстановить старый храм на новом месте. И был построен новый храм — копия старого.

— До революции в Казани была большая католическая община?

— Историки Казанского университета пишут, что в некоторые времена здесь жили до 5 тысяч католиков, например, когда здесь были польские офицеры, солдаты, юнкера со своими семьями. У католиков была собственная школа, собственное кладбище и детский приют, который полностью содержался на пожертвования. И католический храм был построен на средства прихожан — на сей счет сохранились записи о том, кто и сколько пожертвовал.

«К СЧАСТЬЮ, В ТАТАРСТАНЕ СУЩЕСТВУЕТ ТЕСНАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ КОНФЕССИЯМИ»

— Поддерживаете ли вы связь с руководителями других религиозных конфессий? Может быть, вы сотрудничаете в каких-либо областях? (Ильгизар Зарипов)

— К счастью, в Татарстане существует тесная связь между конфессиями. Это был первый приятный сюрприз для меня. В 1995 году, когда я только-только приехал, владыка Анастасий, зная о нашем присутствии в городе, пригласил нас принять участие в торжествах по случаю праздника святых Петра и Павла. Я в то время по-русски еще ничего не понимал и не говорил, но со мной был другой священник. С того момента между нами установились и не прекращаются до сих пор добрые отношения.

В 1997 году я пригласил московского епископа, он впервые посетил Казань, и состоялась наша встреча с муфтием Татарстана того времени. С тех пор между нами установились отношения, которые с годами только улучшаются.

Что касается сотрудничества, то, к сожалению, пока его нет. Наша община еще очень маленькая, и мы не в силах принимать участие в реализации крупных проектов. К тому же сегодня здесь только один католический священник, и я просто не успеваю больше общаться, как того хотелось бы. Знакомые православные священники часто упрекают меня за то, что я нечасто встречаюсь с ними, но я просто не успеваю.

— Такое доброе отношение между католическими и православными священниками вообще есть в мире? Например, в Германии, в Италии?

— Именно там очень хорошее отношение. Приведу один пример: Папа Римский Франциск, будучи еще кардиналом Буэнос-Айреса, неоднократно собирал в своем соборе православных священников, помогал им.

«КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ НЕ БОИТСЯ ДИАЛОГА С МУСУЛЬМАНАМИ»

— А какое отношение у Ватикана к мусульманам?

— Официально католическая церковь свое отношение к исламу и другим религиям очень четко сформулировала во время Второго Ватиканского собора в 1965 году и отразила в документе под названием Nostra aetate («В наше время»). В нем говорится, что церковь с уважением относится к мусульманам, поклоняющимся единому Богу, и призывает нас к взаимопониманию, к сотрудничеству с ними, чтобы оберегать и поддерживать духовные ценности, которые также проповедует мусульманская религия. Например, забота о социальной справедливости, о семейных ценностях, о мире и свободе является полем для сотрудничества с мусульманами. Недавно Папа Римской был в Турции, а это значит, что католическая церковь не боится диалога с мусульманами, более того, этот диалог должен быть расширен.

Российские мусульмане пристально следили за недавним визитом Папы Римского Франциска в Стамбул. Как вы считаете, возможен ли визит понтифика в Россию, в Казань в частности? (Диляра Ахметова)

— Такой вопрос Папе задал российский журналист в самолете на пути из Стамбула в Рим, а Папа ответил, что о такой возможности говорили во время последней встречи с митрополитом Иларионом, который сказал, что Патриарх Кирилл не против встречи, но существуют проблемы.

ПАПА РИМСКИЙ: «ВЫ МЕНЯ ПОЗОВЕТЕ, И Я ПРИЕДУ»

— Говорят, что предыдущий Папа Римский Иоанн Павел II хотел посетить Россию, чтобы лично передать Казанскую икону Божией Матери, но не получил одобрения со стороны патриарха Алексия II. Это так?

— Да, это так и было. Конечно, Папа не приедет, если местная православная церковь его не пригласит. Сегодня о намерении встретиться уже сказано, а вот когда и где эта встреча состоится, неизвестно. Но Папа, отвечая на этот вопрос, сказал, что он написал патриарху следующие слова: «Вы меня позовете, и я приеду». Он очень хочет этой встречи, чтобы решить все вопросы, которые накопились. Ведь разногласия можно решить только одним путем — путем общения и диалога.

— Ватикан как-то выделяет Россию? Какое отношение к нашей стране было у Иоанна Павла II и какое сегодня у Франциска?

— Отношение к России всегда было очень хорошее. Хотя нельзя сказать, что ее сильно выделяют из других стран, мне так кажется.

— Россия — одно из немногих мест, где до сих пор придерживаются традиционных ценностей. На какие страны Ватикану еще надеяться? Можно частично надеяться на Латинскую Америку, на Россию. А в США, в Европе сегодня побеждают другие ценности.

— Да, и уже были случаи, когда Папа Франциск письменно обращался к президенту России Путину для разрешения международных вопросов. Так что, думаю, диалог на государственном уровне между Россией и Ватиканом очень хороший.

— Как вы думаете, за счет чего россиянам удается сохранять традиционные ценности? Или люди везде одинаковые?

— Мой опыт служения показывает, что везде есть люди доброй воли. А в России есть парадокс: с одной стороны, некоторые традиционные ценности защищаются даже на государственном уровне, с другой, — институт семьи очень слабый, очень много разводов.

«БОГ ПРЕДНАЗНАЧИЛ МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ ДРУГ ДЛЯ ДРУГА»

На днях, выступая на Х Международном мусульманском форуме в Москве, генсек конференции католических епископов России Игорь Ковалевский сказал такую фразу: «Современное католичество невозможно отождествлять с современной западной культурой». На ваш взгляд, в ближайшие десятилетия католическая церковь пойдет по пути адаптации или противостояния новейшим феноменам западной общественной и религиозной жизни (рукоположение в священники женщин, заключение однополых браков и т.д.)? (Диляра Ахметова)

— Однозначно можно сказать, что католическая церковь не пойдет по пути адаптации к тем феноменам, которые указаны в данном вопросе. Некоторые темы уже закрыты раз и навсегда, например, рукоположение женщин. В 1994 году Папа Иоанн Павел II написал апостольское послание, в котором окончательно провозгласил, что католическая церковь не имеет никакой власти преподавать женщинам священническое рукоположение и даже обсуждать этот вопрос не может, потому что Христос в Своей премудрости так решил. За Христом шли Богородица и другие женщины, но при установлении священства на Тайной Вечере Он избрал исключительно мужчин. Все верующие должны придерживаться этого решения как окончательного.

Что касается однополых браков, то учение церкви также определенно в том, что из себя представляет христианская семья — это мужчина и женщина. Бог предназначил мужчину и женщину друг для друга, чтобы они были «уже не двое, но одна плоть».

С другой стороны, церковь, конечно, старается не прекращать диалога с современной культурой, старается не отрываться от современности. Путь церкви — это человек, и там, где человек, туда и церковь пойдет навстречу ему, чтобы нести свет Евангелия. Но это не означает адаптироваться к выражениям современной культуры, которые противоречат учению Христа.

— У католиков даже развод был запрещен. А сегодня разрешен?

— Нет, не был разрешен и не будет разрешен. Церковь уважает способность человека держать обещание и связывать себя верностью на всю жизнь. Она доверяет данному слову и старается помогать супругам преодолеть кризисы, которые угрожают каждому браку.

— Но разве католики не разводятся?

— К сожалению, случаются разводы, но церковь это не одобряет и второй раз не венчает. И нет такой духовной власти, которая могла бы изменить эти каноны. Брак нерасторжим, потому что этого требует сущность любви, потому что брак является отражением верности Бога Своему творению и потому что он изображает верность Христа своей церкви.

— В православии есть обряд развенчания, а у вас есть?

— Нет, у католиков такого обряда нет. При католической церкви существуют церковные трибуналы, которые по обращению верующей разведенной пары рассматривают возможность признания брака недействительным по каким-либо причинам.

— Например, если была измена?

— Измена не является причиной для развода. Бывают случаи, когда кризис брака объясняется в конечном счете тем, что один супруг или оба супруга в момент заключения брака не были способны к заключению брака. Тогда брак в правовом смысле недействителен. В таких случаях можно начинать процесс признания недействительности брака. Но развенчания у нас нет.

«ЕСЛИ ВПАДАЕМ В РАБСТВО ДЕНЕГ, ТО САМИ СЕБЯ ЛИШАЕМ РАДОСТИ»

— О чем чаще всего ваши проповеди — о насущном или вечном? Вы улавливаете потребность прихожан в совете? (Эльза)

— Поскольку я здесь уже много лет, я знаю практически каждого прихожанина и знаком с житейскими проблемами каждого из них. Поэтому в проповедях я не только касаюсь вопросов веры и учения, но всегда имею в виду конкретное положение людей. Стараюсь, чтобы проповеди были связаны с жизнью, а не просто хорошие размышления. У людей есть конкретные вопросы о семейной жизни, воспитании детей, отношениях на работе, поэтому я старюсь в своих проповедях нести свет Евангелия в эти житейские вопросы.

— Как влияет нынешняя экономическая ситуация на ваших прихожан?

— Тревожная ситуация только начинается, поэтому еще сильно не чувствуется ее влияние. Мне кажется, что из любого кризиса можно извлечь пользу. Но мы ошиблись бы, если бы думали, что все зависит только от хорошей экономической ситуации. Все-таки экономика, деньги занимают только определенное место в нашей жизни, в наших отношениях, и хорошее настроение не может зависеть исключительно от материальных благ. Радость, утешение, мир духовный — не от денег. Поэтому кризисы иногда являются серьезным вызовом нашей вере, чтобы понять, насколько мы на самом деле верующие люди, где наше сердце.

— Наверное, наоборот: чем хуже ситуация, тем чаще люди обращаются к Богу?

— Экономический кризис показывает, насколько устойчив ты в вере. Если впадаем в рабство денег, то сами себя лишаем радости.

ПАПА ФРАНЦИСК: «ИДЕТ ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ ВОЙНА»

— В сентябре Папа Римский Франциск сказал, что Третья мировая война уже идет. Что он имел в виду?

— Конечно, Папа Франциск, оценивая мировую ситуацию и видя, что происходит в разных регионах, выразил свое личное мнение, что идет Третья мировая война, хотя и в другом формате, с использованием других механизмов — финансовых, экономических. Он имел в виду, как мне кажется, враждебность, политические проблемы, экономические и коммерческие проблемы, которые ставят народы друг против друга. Поэтому Папа очень много работает над тем, чтобы смягчить обстановку, в частности, встречается с главами государств и другими влиятельными людьми, которые могут изменить ситуацию.

— Нас ждет горячая фаза войны? Какова роль Ватикана будет в этой войне?

— Роль Ватикана — призывать все стороны к использованию уже установленных международных правил для решения возникающих проблем, не прибегая к войне. Войны доказали и доказывают, что путем разрушения нельзя добиться развития народов. Почему-то принятые международные соглашения не используются, поэтому Папа и при встречах, и в проповедях призывает решать проблемы путем диалога.

НА ПЕРЕДАЧУ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВАТИКАН ВОЗЛАГАЛ НАДЕЖДЫ

— Вы служите в необычном месте: сам Папа Римский принимал участие в передаче городу Казанской иконы Божией Матери. А вы встречались с Папой?

— Три раза. Первый раз, когда я уже собирался служить в России, я написал письмо с просьбой участвовать в богослужении, которое каждое утро совершал Иоанн Павел II в часовне папского дома. Мне разрешили, и там я успел рассказать, что собираюсь в Россию. Папа спросил меня, знаю ли я русский язык. А когда узнал, что я пока языка не знаю, он похлопал меня по плечу, как бы говоря: тебе будет нелегко... И благословил меня.

Вторая и третья встречи были удивительными для меня. Я поехал в отпуск в Аргентину через Рим и опять написал, что хотел бы принять участие в богослужении. И меня пригласили. Это был 2003 год. И когда я вошел, секретарь Папы спросил, видел ли я Казанскую икону Божией Матери. Я ответил, что никогда не видел. После богослужения я подошел к секретарю и попросил показать икону. Икона висела в личном кабинете Папы. Секретарь спросил у меня: а в Казани люди ждут икону? В то время о возможности передачи иконы в Казани уже многие говорили, и я ответил, что люди ждут. Третья моя встреча с Иоанном Павлом II состоялась в 2004 году во время такого же богослужения.

— А с Папой Франциском встречались?

— Один раз — 3 декабря 2013 года, когда мне дали возможность принять участие в утреннем богослужении Папы Франциска в доме Святой Марфы.

— Интересно, Папа Франциск знает про Казань?

— Он знает про Казанскую икону Божией Матери, потому что передача иконы — это событие, которому в католическом мире придают большое значение. На этот жест возлагали большие надежды на сближение католической и православной церквей, на начало новых отношений с помощью Божией Матери.

— В чем необычность этой иконы? Почему Иоанн Павел II так ее ценил?

— Потому что он понимал отношение русского народа к этой иконе. Эта икона говорит о духовных ценностях, о традициях православной церкви и русского народа. Когда Папа передавал эту икону, он сказал: «Пусть эта икона расскажет русскому народу о чувстве любви, которую питает к ним римский понтифик, об уважении Папы к их великим духовным традициям».

Сам я родился и вырос в католической семье в Аргентине, где не было ни православных, ни исламских храмов, и я знал о существовании других религий только по книгам. Но общение с православной церковью за все эти годы службы в Казани дает мне более глубокое понимание того, что на самом деле между нами нет больших различий. И я понимаю простых людей, которые не видят разницу между католицизмом и православием. За годы моего служения желание единства все возрастает, потому что вижу, что это возможно. Просто нужно этого хотеть.

РАЗНОГЛАСИЕ ТОЛЬКО ОДНО — О РОЛИ ПАПЫ РИМСКОГО В ХРИСТИАНСТВЕ

Я атеист, но мне интересно, в чем основное расхождение католиков и православных? И насколько это расхождение принципиально? (Зуфар)

— Мне кажется, что проще говорить о том, что нас объединяет, чем о расхождениях, потому что того, что нас объединяет, намного больше и намного существеннее. Нельзя забывать, что католическая церковь и православная церковь до ХІ века были единой. Потом между ними произошел раскол, но они не отошли друг от друга настолько, чтобы появились глубокие и непреодолимые разногласия. Мы сохраняем те же самые таинства, мы исповедуем один символ веры, почитаем одних и тех же святых первого тысячелетия и т.д.

По сути, у нас разногласие только по одному вопросу — о роли Папы Римского в христианстве. В первом тысячелетии главенствующую роль Римского понтифика принимали повсюду, по этому вопросу не было разногласия. Институт Папы Римского возник не во втором тысячелетии, он был изначально, но тем не менее разногласие по этому вопросу возникло, и оно сохраняется. Однако, начиная с Иоанна Павла II, католическая церковь призывает к диалогу по вопросу роли Папы в христианском мире. И в богословии этот вопрос изучается.

Для нас, католиков, Папа является гарантом единства церкви, потому что является преемником святого Петра и главой коллегии епископов. По Евангелию мы веруем, что Христос наделил духовной властью всех своих учеников, но во главе коллегии апостолов поставил Петра, а приемник Петра сохраняет эту роль в церкви. А православие смотрит на это по-другому: что каждая поместная церковь имеет право самостоятельно руководиться.

«КРЕЩЕНИЕ ДЕЛАЕТ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА СВЯЩЕННИКОМ»

— А зачем вообще верующему человеку посредник в виде священника или епископа? Ведь можно с Богом общаться напрямую?

— Естественно, можно, и это тоже христианское учение: крещение делает каждого человека священником в том смысле, что он может приносить жертву Богу в своем сердце, поскольку живет во Христе и участвует во всем, что Он есть и что Он делает. Но это не говорит о том, что не могут существовать и священнослужители.

— И в чем их роль?

— Их роль в том, что сам Христос им отвел: проповедовать Слово, совершать таинства. В католической церкви иерархия очень простая: Папа Римский, епископы, священники. Священники являются помощниками епископа в пасторской деятельности. Всегда были в божьем народе пророки, священники, которые от имени народа приносили жертвоприношение, проповедовали Слово Божие, и по сей день ничего не изменилось. Рукоположенные священники представляют среди нас Самого Господа.

— Пророков выбирает Бог, а священником человек становится сам, по своему желанию. Разве не так?

— Это не так! Я, например, никогда не думал, что стану священником. Я учился и хотел стать агрономом или ветеринаром. Но я ходил в храм, участвовал в жизни церкви, и в один прекрасный момент, видя деятельность одного конкретного священника, стал думать над этим и понял, что я тоже призван к этому. В нашем христианском понимании священнослужение — это призвание. И одного решения человека недостаточно, потому что даже если человек очень хочет, но ему не надо, он не сможет исполнять эту миссию.

— Но художник, музыкант, врач — это тоже призвание...

— Да, это тоже призвание, но призвание другого порядка. Христос жив среди нас, мы верим в то, что он воскрес из мертвых. Он призвал конкретно Петра, Андрея, Якова, других своих учеников и сегодня призывает также конкретных людей для служения братьям. Он проповедовал Евангелие всем, но тем не менее призвал 12 апостолов: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие». Христианская вера опирается на Библию, но также и на Священное Предание. То, что Иисус собрал учеников на последнюю Тайную Вечерю и дал им власть продолжать Его дело, никогда в христианстве не подвергалось сомнению. Еще Иисус сказал своим ученикам: «Кому простите грехи, тому простятся». И рукоположенные священники продолжают Его дело.

— Иисус сказал эти слова своим ученикам, которых знал лично. А при чем тут священники?

— Если следовать вашей логике, то получается, что все последующие поколения людей не имеют шансов на прощение. В посредничестве церкви, священника я вижу проявление милосердия Бога. Никому не запрещается напрямую обращаться к Богу, но отпущение грехов в христианском мире всегда было через церковь, через таинство исповеди.

ELG_0270.jpg

«РОСТОВЩИЧЕСТВО — ЭТО ПОЗОРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

— Через церковь и индульгенцию продавали...

— О продаже прощения — это такая легенда. Прощение грехов не купишь ни за какие деньги. На самом деле все было по-другому. Индульгенция и сегодня существует, и она связана не с деньгами, а с духовными действиями. Например, индульгенция выдавалась за участие в крестовых походах, паломничество в Рим или посещение Папских базилик. Именно с этим было связано получение индульгенции, а никак не с какими-то расценками, ни с тем, что священник получит за это деньги.

Тем не менее нужно признать, что в истории церкви были моменты, когда практика предоставления индульгенций приводила к значительным злоупотреблениям, и были случаи раздачи индульгенции за деньги в некоторых местах. Но это не имеет ничего общего с учением об индульгенции и теми принципами, которые записаны в документах католической церкви, и не было проблемой всей церкви. Может быть, существование этой легенды в вашей стране связано с советским периодом, когда была антирелигиозная пропаганда.

— Говорят, что католическая церковь признала банковский процент и ростовщичество. Не считаете, что это ошибка, которая погубит саму церковь? (Иванов)

— В социальном учении католической церкви ростовщичество очень четко осуждается. Кроме того, во время одной общей аудиенции Иоанн Павел II сказал, что ростовщичество — это язва, это позорная реальность нашего времени.

— У Ватикана всегда были свои банки. Как это совмещается?

— Я не знаю, как построена банковская деятельность Ватикана, но официальное учение католической церкви осуждает ростовщичество. Хочу также отметить, что существование церкви и ее жизнеспособность никак не связаны с нашими человеческими ошибками. «Врата ада не одолеют ее», — обещал Иисус. И когда одни становятся недостойными слугами, Он найдет других достойных слуг, с которыми исполнит Его замысел спасения.

«ГЛАВНОЕ — ТВОРИТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА»

После развала СССР почему-то многие в России стали отмечать Рождество 25 декабря, хотя ведь это католическое, а не православное Рождество. А есть отличите? В чем оно? (Дмитрий)

— Разница только в датах, а событие, которое празднуем, одно и то же: пришествие в мир Спасителя. А разница в датах получается из-за того, что мы пользуемся разными календарями: католическая церковь уже давно перешла на грегорианский календарь, а православная церковь отмечает даты по юлианскому календарю. Причем некоторые православные церкви тоже празднуют по грегорианскому календарю, поэтому большинство христианского мира празднует Рождество 25 декабря, и этот праздник транслируется средствами массовой информации всего мира.

Это очень семейный праздник, и мы его очень глубоко чувствуем. Думаю, в этом причина того, что в России Рождество многие отмечают и 25 декабря. В этот день не только католики приходят к нам в храм. Никогда больше наш храм не бывает столь переполненным, как в этот праздник! А ведь он вмещает порядка 400 человек.

В советское время большинство населения нашей страны были атеистами и только после перестройки стали все чаще обращаться к вере. Но многих знаний у нас так и нет. Что значит Рождество Христово и как правильно встретить этот праздник? (Инна)

— Католическая церковь называет период подготовки к празднованию Рождества Господня адвентом (от латинского adventus — пришествие). Адвент — это четыре недели, когда церковь призывает нас с радостью праздновать первое пришествие Христа и напоминает о том, что Христос придет и второй раз, что будет еще одно пришествие, и в этом не надо сомневаться. Церковь призывает уделить в этот период больше времени молитвам, размышлениям над Словом Божием, добрым делам. Пост у нас тоже есть, но не это главное, главное — творить добрые дела.

Во многих приходах есть традиция с самого начала адвента ставить пустые ясли, а дети должны заполнить их сеном, каждый день совершая доброе дело и добавляя соломинку за соломинкой. И когда приходит Рождество, ясли уже наполнены сеном и готовы принять Иисуса. Это знак того, что принять Иисуса надо молитвой и добрыми делами.

Вы несколько раз в Рождество приглашали певцов. А этом году? Когда это будет, в какое время? Я просто слышала от тех, кто пришел в ваш храм, кучу восторженных откликов от хорового пения. (Айгуль Шайхиева)

— Уже 6-й год перед Рождеством мы проводим рождественский фестиваль, когда два-три дня в нашем храме выступают детские хоровые ансамбли из музыкальных школ, а также взрослые коллективы. Но правило такое: хотя бы одно произведение в их исполнении должно быть рождественским. К примеру, ежегодно у нас выступает вокальный квартет «Притча» Раифского Богородицкого мужского монастыря. В этом году фестиваль проходил 19 и 20 декабря.

— В европейских странах во многих храмах проводятся концерты классической музыки. У вас такое не практикуется?

— У нас практически каждый месяц проходят подобные концерты учащихся консерватории и музыкальных школ. Сейчас есть много желающих, потому что акустика в храме очень хорошая, и храм уже украшен росписью и мозаикой. А когда его только построили и освятили, храм внутри был белым. Мы, конечно, идем навстречу и предоставляем музыкантам и хористам свой храм.

— Но в отличие от протестантов вы, наверное, рок-концерты в храме не проводите?

— Нет, конечно! Все-таки есть определенные правила. Во-первых, концерты надо приурочить к каким-либо праздникам, во-вторых, во время концерта между исполнениями читаются отрывки из Библии или из Священного Писания. То есть музыка должна способствовать духовному развитию. Задача такая, чтобы храм не превратить в концертный зал. У нас в городе и так много концертных залов, но все же есть музыкальные произведения великих композиторов, которые были написаны для исполнения в храмах. Так почему не позволить, чтобы они прозвучали в храме?

«ДЛЯ МЕНЯ «БИЗНЕС ONLINE» СТАЛ ПРИЯТНЫМ ОТКРЫТИЕМ»

— Вы сказали, что в своих проповедях учитываете ситуацию в мире, в стране, в обществе. А откуда вы черпаете информацию?

— У меня уже сложилась привычка ежедневно в интернете читать новости об Аргентине, Ватикане, России и конкретно о Казани. Надо признать, что вашу газету я раньше не знал, и для меня газета «БИЗНЕС Online» стала приятным открытием. Сегодня я ее читаю каждый день и считаю очень хорошим источником информации. Но церковь на каждый день предлагает к чтению отрывки из Священного Писания, размышляя над которыми, стараюсь найти вдохновения для ежедневных проповедей. Во-первых, пытаешься ответить на вопрос, что говорит это Слово, сказанное апостолом, Пророком или Иисусом, нам, людям ХХІ века. Потому что Слово Божие живо, действенно, оно было сказано не только для тех, кто тогда жил, но и для нас. Слово Божие — это главный источник. Но по мере возможности читаю и другую литературу.

— Вы уже 20 лет живете в Татарстане, а Коран пробовали читать?

— Впервые я читал отрывки из Корана на итальянском языке еще до прибытия в Казань, а здесь читал на русском. Но весь Коран пока не прочитал.

— А кто вам помог освоить русский язык? Вы очень хорошо говорите по-русски!

— Мне крупно повезло! В 1995 году, когда я только приехал в Казань, в нашей маленькой общине была преподавательница университета, специальность которой — преподавание русского языка иностранцам. И она сама оказалась католичкой от рождения. Кроме того, что она хороший преподаватель, она еще присутствовала на богослужениях и после них поправляла меня, указывая на ошибки в произношении, в грамматике. Ангел божий послан на помощь мне в тот час.

В Казани вы уже 20 лет. Говорите, что мечтали о работе в духовной семинарии. Какие у вас все-таки дальнейшие планы?

— Это зависит не от меня, потому что у нас есть обет послушания. Хотя, конечно, перед новым назначением всегда беседуют, спрашивают о наших пожеланиях. И мы сами, когда считаем, что пора переезжать на другое место служения, тоже можем это обсудить. Но я пока ничего не планирую менять, поскольку чувствую себя здесь комфортно.

Порой меня спрашивают: как у вас там, в Аргентине? А я затрудняюсь ответить, потому что давно там не живу. Я стал священником, когда мне было 24 года, и сразу поехал служить в Перу. Потом в Италию, потом в Татарстан. И получается, что я уже 24 года не живу в Аргентине.

— Но в отпуск на Родину летаете?

— Да, обязательно, потому что нас 8 детей в семье, у меня много племянников, и мы все тесно общаемся несмотря на расстояние.

— Вы знаете, что до недавних пор в Казани жил еще один знаменитый аргентинец?

— Да, знаю — футболист Домингес. Мы с ним даже общались. Футбол я люблю смотреть, на стадион я ходил. Из-за Домингеса начал болеть за «Рубин».

— С какими словами вы хотели бы обратиться к людям в канун Рождества?

— Всем людям доброй воли и особенно тем, кто исповедует Иисуса Христа, желаю мира и радости. Чтобы этот мир, который Христос приносит нам, ощущали все — и верующие, и те, кто с ними в контакте.

— Отец Диогенес, спасибо за интересный разговор. С Рождеством вас!