Небывалый объем декабрьских продаж бытовой электроники был обеспечен не столько кредитами, сколько сбережениями граждан, превратившими их в товары, поскольку взять деньги в долг становится все труднее. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал в крупнейших торговых центрах Казани и не увидел там очередей к консультантам банков, традиционных для этого времени года. Причина стала ясна, после того как нами были изучены новые ставки по POS-кредитованию основных игроков этого сегмента рынка. А тем временем ЦБ РФ предупредил об опасном росте необеспеченной кредитной задолженности россиян.
ПЕЧАЛЬНЫЙ РЕКОРД ЗАЕМЩИКОВ
В конце минувшей недели Центральный банк России сообщил о печальных рекордах, поставленных российскими заемщиками в уходящем году. 8,1% от общей суммы кредитов, выданных физическим лицам, оказались просроченными более чем на 90 дней. Сумма таких «плохих» долгов достигла 881,4 млрд. рублей. За 11 месяцев 2014 года объем просроченных кредитов вырос в 1,5 раза, а его доля увеличилась на 2,3 процентных пункта. Просто «не успел» погасить долг вовремя практически каждый шестой российский заемщик. Общий объем представленных физическим лицам и не погашенных вопреки условиям договоров кредитов в ноябре 2014 года составлял, согласно последним данным ЦБ РФ, 43,72 млрд. рублей, из которых почти 39,5 млрд. рублей пришлось на потребительские кредиты, так долго служившие драйверами российской экономики в целом и ретейла в частности.
Очевидно, что повышение ключевой ставки ЦБ РФ не могло не отразиться на всей системе потребительского кредитования. С середины декабря получить кредит стало намного сложнее даже под высокие проценты. Кроме того, новые условия кредитования ставят под угрозу модель рефинансирования кредитов, которая как-то помогала гражданам сводить концы с концами в ситуации, когда старый кредит гасился за счет нового. Отдельным сектором рынка потребительского кредитования со своими лидерами и аутсайдерами следует назвать т.н. сегмент POS-кредитов (point-of-sale), экспресс-займов, оформляемых в точках продаж. Именно практика выдачи таких кредитов позволяла россиянам практически на протяжении всех нулевых чувствовать улучшение собственного благосостояния, не особенно задумываясь о том, насколько прочен его фундамент.
БЕЗ ИЗЛИШНЕГО ОПТИМИЗМА
Социальный оптимизм, выраженный в словах «мы стали более лучше одеваться», обошедших центральные телеканалы три года назад, в огромной степени держался именно на тотальной раздаче потребительских кредитов. В уходящем году, согласно данным Центробанка, общий долг россиян по банковским кредитам составил почти 11 трлн. рублей (без учета декабря 2014 года), причем больше половины суммы пришлось именно на «дорогие» необеспеченные кредиты.
Сейчас ситуация с выдачей таких ссуд, безусловно, изменилась, но последствия этих изменений пока неясны и для тех, кто привык жить на кредиты, и для тех, кто эти кредиты выдает. В любом случае конец эпохи сравнительно доступных кредитов в сочетании с резким ростом цен на товары, еще вчера входившие в стандартный потребительский набор, может вызвать совершенно неожиданную реакцию самих потребителей, особенно в ситуации снижения доходов и слабых перспектив на их восстановление. Как бы не вышло так, что граждане, еще вчера занимавшие деньги под 25% годовых для того, чтобы побаловать себя новым смартфоном, будут одалживать деньги под 50% для того, чтобы купить себе еду. В этом случае работы прибавится и у банков, и у коллекторов, и у финансового омбудсмена, и у судов. Закон о банкротстве физических лиц уже принят Государственной думой в третьем чтении, и летом следующего года нас наверняка ожидает знакомство с практикой его применения.
Правда, в 2014 году именно сегмент POS-кредитов продемонстрировал некоторое сокращение. Против едва ли не самого доступного банковского продукта сыграли сразу несколько факторов. Во-первых, массовое распространение получили кредитные карты, рынок которых в настоящее время оценивается в 1,13 трлн. рублей, во-вторых, изменения претерпела и модель взимания комиссионного вознаграждения. На заре POS-кредитования комиссию платили розничные продавцы банкам. Постепенно ситуация изменилась — теперь банк платит комиссию ретейлеру. Естественно, что для кредитной организации это означает более низкую доходность, что сказывается и на интересе банков к этому сектору. Таким образом, в период с 1 октября 2013 по 1 октября 2014 объем задолженности по кредитам, выданным в торговых точках, сократился, как подсчитали специалисты коллекторского агентства «Секвойя кредит консолидейшн» на основе данных ЦБ и отчетности банков. Это, конечно же, не означало общего сокращения кредитной активности россиян, по данным той же «Секвойи», объем задолженности по кредитным картам за аналогичный период вырос на 21%, по кредитам наличными — на 19%.
В условиях повышения ставок спрос на необеспеченное кредитование (кредиты без поручительства, залога и предоставления документов, подтверждающих доход — прим. ред.) заметно просел, хотя в прошлые годы именно на декабрь приходился пик оформления кредитов, выдаваемых в торговых центрах. Тем не менее «БИЗНЕС Online» решил на практике исследовать текущую ситуацию на рынке POS-кредитования и оценить перспективы ее развития на фоне очевидного экономического спада, колебаний курсов валют и резкого повышения кредитных ставок в сочетании с ростом цен на импортные товары. Для этого наш корреспондент отправился в торговые центры электроники, спрос на которую в декабре 2014-го оказался вдвое выше, чем в предыдущие годы.
В ПОИСКАХ ДОСТУПНОГО КРЕДИТА
Первым на нашем пути оказался «Эльдорадо», который расположен в ТЦ «Тандем». Несмотря на ранний час, около 11 утра, торговля идет активно, особенно пользуются спросом телевизоры с функцией 3D и Smart TV. В том же «Эльдорадо» мы встретили самого настойчивого продавца, видно, он из тех, о ком принято говорить «продажник от бога». На пальцах объясняя преимущества телевизора Sony перед продукцией других брендов, он практически уговаривает корреспондента «БИЗНЕС Online» приобрести не только телевизор за 30 тыс. рублей, но и современные колонки в половину этой суммы. Но необходимого товара уже не оказывается на месте. «Ты, что ли, успел продать?» — спрашивает он коллегу. Тот в ответ хитро улыбается.
Продавец заметно сникает, но быстро подбирает аналогичную технику. Теперь пора идти за кредитом.
В кредитном отделе сидят девушки-специалисты Альфа-Банка и Home Credit. Но в клиентах они, судя по всему, большой заинтересованности не проявляют — пока первая высчитывает ежемесячный платеж, другая уговаривает ее пойти пить чай. И вот тут выясняется, что в обоих банках кредиты можно получить под одинаковый процент — 49,9% годовых. Соответственно, сумма ежемесячного взноса тоже примерно равная — 3,6 - 3,7 тыс. рублей.
В гипермаркете электроники «М.Видео» достаточно большой выбор техники, но, как выясняется, многие холодильники там — «мертвые души», то есть уже купленные. На каждом «экспонате», как обычно, указывается цена, а ниже — сумма ежемесячного платежа при оформлении кредита на 12 месяцев. Как правило, это 10%. «Это старая информация, ценники не успели поменять, — объясняет консультант. — Теперь ставки поднялись — будет около 30 процентов годовых. Раньше, до того как ЦБ поднял ставку, переплачивать приходилось 22 - 24 процента». Услышав, что потенциальный покупатель хочет оформить кредит, консультанты теряют к нему интерес. «Сумму назовите, вам там все посчитают», — машет рукой в сторону кредитного отдела продавец и скрывается за дверью с надписью «Служебный вход».
Здесь свои услуги предлагают уже четыре банка. Консультанты клятвенно уверяют, что условия по кредитам примерно одинаковые. Однако на поверку оказывается, что в «Русском стандарте» и «Сетелеме» просят 49,9% в год, в «Ренессансе» — уже 69%, а в Летобанке готовы заплатить за вашу технику за 30% в год.
— Но банк может одобрить кредит и под большие проценты, — предупреждает специалист.
— У вас ставки намного выросли? — интересуемся по очереди у всех «кредиторов». «Сетелем» и «Русский стандарт», услышав про ключевую ставку Центробанка, делают круглые глаза.
— Мы ничего не поднимали! — утверждают они. — Понимаете, процесс повышения ставок небыстрый, столько всего нужно согласовать.
«Летний» специалист оказывается немного честнее.
— На 2 - 3 процента у нас выросли, — сообщает она.
К слову, все консультанты напоминают потенциальным заемщикам, что банки сейчас вовсе не торопятся одобрять кредиты даже под высокий процент. Шанс на одобрение заявки можно повысить, если внести первоначальный взнос.
В «Медиа Маркте» с покупателями и вовсе беда. По рядам бродят скучающие продавцы. Один из них консультирует корреспондента «БИЗНЕС Online» и попутно признается.
— Представляете, за последнюю неделю никто в кредит технику не брал. Так и дальше будет, кому она нужна за такую сумму и под такие проценты?
По его словам, сравнительно простенький телевизор LG подорожал в 1,5 раза, а другая модель — и вовсе вдвое: с 10 до 22 тыс. рублей.
— Люди сами виноваты — создали ненужный ажиотаж. Сначала, понятное дело, все раскупили, магазины и рады стараться — цены подняли. Не может народ понять: техника имеет свойство обесцениваться. Немного погодя снизят цены, тем более спрос сейчас нулевой.
В кредитном отделе «Маркта» располагаются не «банкиры», а брокеры. «Общество с ограниченной ответственностью «Финансовое агентство» — значится на табличке. Девушка объясняет: они посредники, заявку отправляют в те же самые четыре банка, что и в «М.Видео». Ставки везде примерно равные — по 49%.
— У вас тоже подняли ставки? — интересуемся у консультанта.
— Я вас не понимаю! — строго произносит она. Но рассказать о повышении ставок не желает.
«МЫ РАЗДАВАЛИ ДЕНЬГИ, КОТОРЫЕ НЕ БЫЛИ НАМИ ЗАРАБОТАНЫ»
По мнению опрошенных «БИЗНЕС Online» аналитиков, рынок потребительского кредитования, который еще пару лет назад был одним из драйверов роста рынка банковских услуг, в начале 2015 года ожидают непростые времена. В условиях прогнозируемого сокращения доходов возможность населения получить необеспеченный кредит будет снижаться. Кроме того, эксперты считают, что торговым сетям в результате роста ставок по потребительским кредитам придется сейчас очень нелегко.
«То, что покупки с помощью потребкредитования составляют значительную долю продаж, не секрет, — говорит бывший гендиректор DOMO Антон Сайфутдинов (ныне вице-президент «АЦЦ-Инвест»). — Я думаю, эта доля составляет от 20 процентов до 30 процентов, а в некоторых регионах доходит почти до 40 процентов. Но на сегодняшний день и этот инструмент вряд ли актуален из-за всех произошедших событий: повышения банками учетной ставки, из-за роста курса валюты, прочих возросших рисков. Поэтому часть людей, которые не могут купить себе холодильник, телевизор или ноутбук в рассрочку, в кредит, просто-напросто отложат эту покупку. А накапливать будет все сложнее и сложнее. Конечно, все это приведет к падению продаж».
«В ЭКОНОМИКЕ НЕТ ДЕНЕГ, У БАНКОВ НЕТ ДЕНЕГ, ВСЕ ДРУГ ДРУГУ ДОЛЖНЫ»
Аналогичной точки зрения придерживается и Владимир Иванов — директор челнинского ООО «Бизнес-Центр»: «Тут сразу и не скажешь, от чего упадут продажи: из-за высоких цен или из-за повышения ставок по потребкредитам. Все взаимосвязано, надо в комплексе рассуждать. В экономике нет денег, у банков нет денег, все друг другу должны. И поэтому то, что сейчас с бешеной скоростью поднимаются проценты по потребкредитам... Да по всем кредитам поднимаются проценты: ипотечным, межбанковским. Если 17 процентов у нас ставка Центробанка, о чем тут можно говорить... Однозначно, что из-за этого упадут и продажи, все упадет: банки, предприятия, жизненный уровень. Банки уже падают, мы сами это каждый день видим. С 2013 года экономический рост России обеспечивали два фактора: рост цен на нефть и внутреннее потребление причем часто за счет выдачи необоснованных кредитов. Банки выдавали кредиты всем подряд: предприятиям, частникам, домохозяйкам, на ипотеку... Но эти кредиты ни чем не были обеспечены. Мы раздавали деньги, которые нами не были заработаны. Доллары, которые мы получали за нефть, — это деньги матери-природы, которые тогда надо было откладывать в кубышку, не трогать их. Надо было жить, как в 2003 году, на 2,5 тысячи рублей в месяц. А жизнь на среднюю зарплату в 50 тысяч рублей, желание кататься на джипах и иномарках и привели нас к такому итогу. Да, магазины бытовой техники будут стоять без покупателей. Если у людей денег не будет на хлеб с маслом, зачем они будут покупать товары длительного потребления?»
«ЛЮДИ БЕРУТ МЕНЬШЕ КРЕДИТОВ»
Аналитик банка «Хоум Кредит» Станислав Дужинский пояснил «БИЗНЕС Online», что на фоне нестабильности обменного курса рубля люди, опасаясь обесценения своих сбережений, стремятся совершить крупную покупку товаров длительного пользования. Если собственных средств не хватает, для этой цели берутся кредиты. «Однако в целом в этом году кредитная активность населения намного ниже прошлогодней. Это связано с общим замедлением российской экономики, падением темпов роста доходов. Кроме того, банки осуществляют более жесткий отбор потенциальных заемщиков из-за возросшей закредитованности населения. По итогам этого года ожидается, что темпы роста портфеля кредитов физическим лица будут в два раза ниже прошлогодних, а портфеля необеспеченных кредитов — в три», — отметил он.
«Люди меньше берут кредитов, меньше кредитов выдается в торговых точках. Собственно говоря, это первый показатель кризисных явлений. На рынке кредитов наличными тренд тоже очень похожий. Активный всплеск кредитования был в 2012 - 2013 годах. Я бы сказал, что в эти два года был пик розничного кредитования у нас в стране. Причины снижения те же самые — рост ставок, потому что банки вынуждены поднимать ставки, поскольку сами деньги дорожают и стоимость денег растет. Качество заемщиков хуже, и это заставляет все банки более внимательно относиться к выдачам», — рассказал руководитель блока «Розничный бизнес» Альфа-Банка Михаил Повалий.
Много опасений у банкиров вызывает и объявленное ранее ЦБ ФР намерение ввести с 1 января ограничение ставок по потребительским кредитам, которые не могут превышать среднерыночные больше чем на треть. На днях национальный совет финансового рынка (НСФР) обратился в ЦБ РФ с просьбой на полгода отложить вступление в силу этого решения.
«Введение с 1 января 2015 года ограничения предельно допустимой величины полной стоимости кредита приведет к изменению самой структуры рынка потребительского кредитования — вынужденному уходу кредитных организаций из данного сегмента и их замещению небанковскими финансовыми организациями (НФО), что неизбежно будет сопровождаться ухудшением правового положения заемщиков и общим ростом их закредитованности в условиях сокращения их располагаемых доходов», — предупреждают в НСФР. Впрочем, пока официальная позиция ЦБ РФ по этому вопросу остается неизменной.
Впрочем, по мнению финансового аналитика ИХ «Финам» Тимура Нигматуллина, по мере возможности банки будут сдерживать рост ставок по продуктам потребительского кредитования за счет собственной маржи. «Дело в том, что по мере увеличения процентных ставок на потребительские кредиты обычно лавинообразно падает на них спрос со стороны населения при одновременном увеличении уровня просроченной задолженности. Я не думаю, что ставки POS-кредитования в итоге вырастут более чем на 10 - 15 процентов», — отметил в комментарии «БИЗНЕС Online» аналитик, добавив, что он не исключает, что вышеупомянутое сокращение маржи банков, ориентирующихся на потребительское кредитование, приведет к очередной волне консолидации в секторе.
«Рынок POS-кредитов в России 10 лет назад был одним из символов «потребительской революции». При зарождении этого рынка люди легко брали кредиты под десятки процентов годовых, настолько привлекательной казалась им возможность унести домой телевизор, просто предъявив паспорт и заполнив анкету», — комментирует ситуацию экономист, преподаватель Международного банковского института Дмитрий Прокофьев. В то время такой кредит зачастую был первым банковским продуктом, с которого потребители начинали знакомство с рынком финансовых услуг. Во всем мире аналогичную роль уже давно играет кредитная карта, и в России рынок кредитных карт рос одновременно с торможением рынка необеспеченных потребительских кредитов, выдаваемых банками или их агентами в торговых точках. Экономический кризис ударил в первую очередь именно по сектору POS-кредитов, который в данном случае послужил хорошим индикатором ситуации. На самом деле снижение активности этого сегмента кредитования уже летом 2014 года говорило о том, что банки не испытывали никаких иллюзий относительно перспектив экономики России и своевременно повысили требования к заемщикам. Теперь, поскольку денег у людей больше не стало, а их потребности сокращаться не будут, нас ждет бум развития всевозможных микрофинансовых кредитных организаций, которые будут предлагать совсем уж запредельные условия займов. Но других вариантов может просто не быть».
Ставки по POS-кредитам в торговых центрах Казани
№ |
Наименование кредитной организации |
Процент по кредиту, % годовых |
1 |
Лето-Банк |
39 |
2 |
Альфа-Банк |
49,9 |
3 |
HomeCredit |
49,9 |
4 |
Русский Стандарт |
49,9 |
5 |
Сетелем |
49,9 |
6 |
Ренессанс |
69 |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.