Целый ряд отечественных и зарубежных автопроизводителей объявили на днях о подорожании своей продукции в России: Toyota — на 20%, АвтоВАЗ — на 9%. И это только один из подобных примеров. Сильно ли скачок цен сказался на вашем семейном бюджете, отразилось ли это повышение на работе вашего бизнеса? На эти вопросы отвечают эксперты «БИЗНЕС Online» в ходе традиционного субботнего опроса, попутно приводя самые яркие примеры изменения ценников в наших магазинах.
Шамиль Агеев — председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ:
— Конечно, заметил. Подорожание произошло по всей цепочке, начиная от аэропортов, где упаковка багажа с 300 рублей поднялась сразу до 500 рублей. Цены на выпечку в «Бахетле» возросли на 10 - 15 процентов. Выросла плата за детские сады. Почему-то сейчас идет массовый психоз и все повышают цены, везде в кафе, в магазинах идет удорожание. К сожалению, тенденция такова. Я уже даже не говорю о том, что малому и среднему бизнесу невозможно взять кредиты. И главный момент: мы этому всему способствуем, повышаем волнение людей. Что касается семейного бюджета, говорить пока рано, ждем счета за коммунальные услуги. Основные изменения будут ощутимы в конце февраля, особенно мы почувствуем весь негатив в апреле-мае. Пока сейчас непоказательно говорить об этом, слишком большая степень неопределенности.
Раис Гумеров — генеральный директор ОАО «Мелита»:
— Как и все потребители я заметил, что все дорожает. Даже стоимость питьевой воды увеличилась на 30 - 40 процентов. Хотя тут и непонятно, какое отношение валюта имеет к воде. Ну, а как производитель я вижу, что у нас подорожало все. Все составляющие себестоимости выросли фактически в два раза, потому что все приобретается по импорту: и сырье, и химия. И, конечно, повышение цен отразилось на нашем бизнесе крайне негативно. Цены на продукцию мы практически не подняли, на основные позиции. А как будет дальше? Ничего хорошего мы не ожидаем. Покупательская способность людей падает, и тот ажиотаж, который был у населения до Нового года, упал, и это со старыми ценами. А что будет с новыми, тут мама, не горюй.
Вячеслав Долгополов — генеральный директор ООО «Информационные системы» («БИМ-радио»):
— Заметил, что некоторые услуги понизились в цене. В частности, посылка FedEx обошлась на 70 рублей дешевле, чем в прошлом году. Стрижка в «Лучано» обошлась примерно на 250 рублей дешевле. Увеличились скидки на рекламу во многих СМИ. Нас больше волнуют не цены на товары, а цены на электроэнергию, на теплоносители или тепло, арендные ставки. Пока эти параметры не увеличились и, надеюсь, не увеличатся, так как все это «производится» у нас в стране. Поэтому об уменьшении заработной платы мы не думаем. Что касается повышения производительности труда, то да, повышение розничных цен — это мотив для поднятия производительности труда и обоснования ее для сотрудников.
Яков Геллер — генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»:
— После праздников, кроме сигарет, я еще ничего не покупал, и цены на них пока сохранились. Ну, а то повышение цен, которое произошло перед Новым годом, конечно, сказалось на семейном бюджете. Праздничный стол по сравнению с прошлым годом был значительно скромнее в силу ряда причин, большие траты были на другие инвестиции.
Также могу сказать, что нам была нужна большая инвестиция в модернизацию нашей электронной торговой площадки, это несколько десятков миллионов рублей. Понятно, что мы обратились в правительство, к президенту Татарстана. Он нашел возможности выделить эти деньги, но за то время, пока весь этот процесс происходил и доллар стал выше, а оборудование покупается в долларах, причем оборудование идет 60 дней с момента заказа и до доставки. И когда считали необходимую сумму, доллар был 55 рублей, а сейчас он 65. И вот эти 10 рублей на доллар были огромным подорожанием, которое произошло в этом проекте. Вот здесь мы, конечно, почувствовали необходимость импортозамещения. Потому что если бы такое оборудование, а именно сервера, производилось на территории России и закупалось бы в рублях, то коэффициент удорожания, если бы он, конечно, был, был бы значительно меньше, чем по курсу доллара. И нет более резкого понимания необходимости импортозамещения, чем когда считаешь упущенную выгоду от скачка доллара. Мы потеряли значительные деньги.
Павел Шацких — генеральный директор ОАО «Казанский завод «Электроприбор»:
— Безусловно, это продовольственная продукция, поскольку я с этим сталкиваюсь каждый день и цены просто шокируют. Это и мясо, и напитки, и самая разнообразная продукция. Самое интересное, что на прилавках стало больше отечественной продукции, действительно больше, но цены на нее совершенно не отечественные.
Повышение потребительских цен на производстве отразилось в каком плане, если буквально в прошлом-позапрошлом году мы, переиндексируя заработную плату, проводили ее в пределах 10 - 15 процентов, то теперь, я так предполагаю, что если мы проведем аналогичную индексацию в этом году, то люди будут недовольны и произойдет текучка кадров. То есть мы не сможем угнаться за ростом цен.
О том, как все это компенсировать, мы пока не думаем, производственной программой мы обеспечены. Проблемы есть с ценообразованием по оборонной продукции, потому что министерство обороны совершенно не интересуется инфляцией, реальной инфляцией, которая сейчас, я предполагаю, хоть и заявляется в 12 процентов, на самом деле по отдельным видам продукции это вдвое-втрое больше. А цены нам согласовывают по каким-то мифическим индексам, которые утверждает министерство экономического развития РФ. И прогнозы этого министерства — ни один не сбылся. Ни прогноз цен на нефть, ни прогноз инфляции, ни курс валюты. Я вообще не понимаю, кто там работает и чем думает. Тем не менее они так старательно выводят эти индексы, мизерные совершенно — 4 - 5 процентов, на основании которых министерство обороны индексируют цены, и мы сейчас в клещах.
Евгений Минченко — политтехнолог, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» (Москва):
— То, что могло подорожать, я все купил в прошлом году. Когда цены были рублевые, а доллар уже скакнул, все было понятно. Я, как и часть моей страны, кое-что успел себе купить на рубли. Цены в магазинах, на мой взгляд, не сильно изменились, на рынке, где я делаю покупки, по крайней мере, цены даже упали по сравнению с предновогодними днями. Мое обывательское наблюдение: стоимость продуктов как обычно выросла перед Новым годом, а сейчас я заметил падение цен в среднем на 5 - 10 процентов. У нас контракты с клиентами в основном рублевые. Если мы и будем повышать цены, то не думаю, что значительно — на коэффициент инфляции.
Ильдус Янышев — депутат Казгордумы, генеральный директор ЗАО «Агентство экономической безопасности «Контр»:
— У меня были иллюзии относительно того, что у нас есть свое внутреннее производство и что подорожают только импортные товары. Но оказалось, что абсолютное большинство товаров даже российского производства поднялись в цене. Я недавно делал ремонт в доме и покупал ванную российского производства. Но она тоже подорожала — на 30 процентов, потому что акрил, которым она покрыта, импортный. Получается, что все разговоры о нашем внутреннем производстве оказались мифом. Практически все группы товаров и продуктов оказались так или иначе завязанными на импортных комплектующих. И на кредитах, которые сейчас очень сильно подорожали. У меня как у потребителя сложилось впечатление, что в январе этого года подорожание составило 20 - 30 процентов. На новогоднем круглом столе «БИЗНЕС Online» я уже говорил, что стоимость нефти будет держаться в коридоре 50 - 70 долларов за баррель и этим будет определяться курс рубля. Поэтому я думаю, что реальная инфляция в 2015 году будет от 20 процентов.
Если же говорить о предприятии «Контр», которым я руковожу, то в себестоимости его услуг доля административно-управленческих расходов составляет до 4 процентов. Поэтому в этом направлении снижать издержки практического смысла нет. Повышать зарплату нет никаких возможностей, понижать — дальше некуда. Поэтому мы будем сохранять стабильность. За период работы компании «Контр» с 1990 года мы прошли уже как минимум три кризиса, и думаю, нам удастся преодолеть и этот. Мы сохраним все свои обязательства перед сотрудниками, будем выплачивать им прежнюю заработную плату. Снизим расходы непроизводственной сферы и сфокусируемся на современных методах управления, которые дают меньше издержек.
Марат Нуруллин — депутат горсовета Набережных Челнов, генеральный директор ООО «Автомастер»:
— Естественно, я заметил, что цены поднялись. Я на Новый год был в Австрии. Так вот там чашечка кофе стоит от 2 до 4,5 евро. И при оплате карточкой это были уже совсем другие денежки. А по возвращении в Набережные Челны посетил магазины — я вообще люблю ходить по магазинам. Был, в частности, в METRO, «Бахетле». И они очень сильно меня удивили и даже, скажем так, напрягли. Я первый раз, глянув на новые цены, стал стучать себя по карманам, проверяя, достаточно ли я взял с собой денег. Никогда такого не было! Цены, конечно, взлетели очень серьезно. Какие-то конкретные товары я бы не стал выделять, потому что подорожание произошло практически по всем без исключения позициям.
На нашем бизнесе скачок цен пока никак не отразился. Потому что мы, во-первых, работаем без кредитов, исключительно на своих ресурсах. А во-вторых, предполагая, что, собственно, произойдет, мы сделали очень хороший собственный запас практически по всей линейке продукции. И пока можем продавать по старым ценам. Однако мы не тешим себя надеждой, что в ближайшее время ситуация в экономике стабилизируется. И, соответственно, будем предпринимать меры по оптимизации производства. Методы, прямо скажем, классические. Начали с численности штата. Он у нас совсем небольшой, но все же точечно. Буквально накануне было принято решение об увольнении работающих у нас пенсионеров. Все остальные остаются. Но это не главная мера. Главная — работа над сокращением издержек производства. Это целая программа, она у нас разработана, зафиксирована, и мы ею занимаемся. И третье — серьезная работа с нашими поставщиками. Ведь те, кто хочет повышать цены, они рискуют потерять нас как партнеров. И они 10 раз думают, прежде чем это сделать. Потому что мы платим деньги и у нас очень серьезные объемы по закупкам. Конечно, это не касается монополистов.
Радик Хасанов — генеральный директор ОАО «ПО «Завод имени Серго» (ПОЗиС):
— Я сам в магазинах-то не бываю, в этом вопросе я полностью доверяю супруге, а вот она у меня возмущается тому, какие в магазинах цены. Что касается работы, мы трудимся уже со 2 - 3 января, и нам не хватает порядка 500 человек. Тем не менее в нашем случае изменения были в лучшую сторону. Стабильно пошел госзаказ, который сформирован на три года. Все программы по модернизации холодильного производства завершены. И в мощной конкурентной борьбе по холодильной технике нам удается удерживать рынок как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Леонид Штейнберг — генеральный директор ООО «Транспортно-коммерческая фирма «Кама-Тракс» (Набережные Челны):
— На личном бюджете скачок цен сказался пока незначительно, потому что я живу вдвоем с дочерью. А в больших семьях с кучей детей любое повышение цен — это беда. Именно поэтому работодателям, бизнесу надо сейчас очень щепетильно относиться к своим работникам, очень аккуратно работать друг с другом. Как-то находить решения, помогать людям.
Что касается бизнеса, разумеется, повысилась стоимость и топлива, и масла, и резины. В среднем повышение составило от 10 до 15 процентов. А запчасти на иномарки повысились на 25 процентов. Причем пока со складов продают старые запасы, чтобы избавиться от неликвида. То ли еще будет.
Как компенсировать потери? Сокращение персонала — это всегда очень плохо. Люди живут перспективой — берут кредиты, ипотеку, строят какие-то житейские планы. Поэтому будем сейчас смотреть, может, снизим немного заработную плату. А в остальном будем стараться помогать. Понятно, что сейчас транспортная отрасль будет работать практически в ноль. И говорить о том, чтобы развиваться, приобретать подвижной состав, вообще нет смысла. Если раньше автомобиль «Ивеко» стоил в пределах 3 миллионов, сейчас за 5 зашкаливает. И «КАМАЗ-5490» тоже подорожал — он же тоже скомплектован из импортных запчастей. Хотя если сейчас государство будет выделять дотации, то надо это делать в первую очередь в отношении перевозчиков, чтобы была возможность приобретать подвижной состав. В этом случае будут уменьшены цены на фрахт. А фрахт — это и стоимость груза: муки, хлеба, оборудования и всего остального.
Алексей Мухин — генеральный директор центра политической информации (Москва):
— Повышение цен на товары и услуги в новом году происходит регулярно. К сожалению, в этом году рост цен наложился на девальвационные процессы, усилено общее психологическое ощущение. Речь в любом случае шла бы о повышении цен, но с учетом такой эмоциональной подготовки надо понимать, какое давление испытали российские рынки извне. С подобными процессами следует работать крайне осторожно. Надо учитывать, что психологический эффект давит на компании при ценообразовании. Здесь хорошо бы соблюдать баланс и благоразумие. Основания для взрывного повышения цен на продукцию есть, так как многие комплектующие являются импортными. Однако если цены будут повышены из технических расчетов — это одно. Если же цены поднимут из-за желания заработать на кризисе, то это принципиально другое. В этих условиях ФАС должна действовать жестко и эффективно. Речь идет о продуктах повседневного использования и продуктах питания. В результате несложных манипуляций можно скорректировать свою продуктовую корзину так, чтобы не особенно сильно ощутить последствия этого повышения цен. Я лично, честно скажу, не вполне ощутил этого повышения. Эмоциональная подоплека у меня отсутствует — сам я оптимизировал расходы и продуктовую корзину. Стал, что называется, меньше есть и больше работать.
Дмитрий Калачев — директор сети магазинов «Впрок» (Набережные Челны):
— Подорожание, безусловно, не заметить было нельзя. В первую очередь это, конечно, связано с импортными товарами: привозными из других стран свежими фруктами, овощами, бытовой техникой, автомобилями и так далее. Но и все остальные товары, которые, казалось бы, не зависят от курса доллара и евро, тоже подорожали. Какой-то единый процент повышения цен назвать нельзя, все подорожало по-разному. На нашей семье этот скачок цен сказался в том плане, что супруга не поехала в Италию, как планировала ранее.
Насколько изменение ситуации сказалось на бизнесе, пока сказать сложно, не так много времени прошло. Выводы будем делать позже. Да, конечно, банки подняли нам проценты по кредитам. Это, безусловно, неприятно. Но не так глобально для нас, чтобы сделать бизнес убыточным, нерентабельным. Да, январь всегда более сложный месяц, чем декабрь. И нельзя точно сказать что это: влияние кризиса или стандартный сезонный фактор. Но могу сказать, что особого спада спроса на наши товары не произошло. Более того, с февраля мы индексируем заработную плату нашим сотрудникам. Это наша политика: мы индексируем зарплату в соответствии с заявленной инфляцией. Так что рост оплаты труда сотрудников составит 11,4 процента. Мер оптимизации мы пока никаких не планируем. Наоборот, мы продолжаем развиваться и расширяться. В январе и феврале у нас запланировано открытие еще шести новых магазинов. Кризис — это всегда и проблемы, но и новые возможности. И мы стараемся действовать так, чтобы находить эти возможности и использовать их.
Фатих Сибагатуллин — депутат Госдумы РФ:
— Скачок цен сказался на всех, не только на моем семейном бюджете. Быстро растущие цены не нравятся никому, даже тем, у кого много денег. Мне больше всего бросилось в глаза подорожание автомобилей. На мясо, на молоко, на хлеб тоже повысились цены. И они будут повышаться и дальше. Если у нас Центробанк дает кредиты банкам под 17 процентов, то банки не могут давать кредиты ниже 22 - 23 процентов. Вот и считай, что в общем процентов по кредиту набирается больше 30. Рустам Нургалиевич уже не раз говорил об этом. Все останавливается сейчас.
Я думаю, что в будущем процентная ставка обязательно должна снизиться. Государство должно дать развиваться малому и среднему бизнесу. Речь о больших сокращениях персонала на предприятиях ни в коем случае не должна идти. Мы должны потихоньку переходить от импортного производства к отечественному. И по продуктам питания, и в аграрной промышленности. Сегодня мы закупаем племенной скот, семенные материалы за границей, а должны все это у себя производить. У нас были прекрасные комбайны ростовского завода. И хотя мы на словах говорим об импортозамещении, но по факту ничего не делаем. Как бы тяжело ни было, государство должно поддерживать, помочь развиваться отечественному производству. А то, что мы товары, которые нам не продают на Западе, покупаем в Латинской Америке, это не импортозамещение. Как только мы запустим у себя механизм производства своих товаров, тогда этот кризис и кончится. Привязывать кризис и рост стоимости доллара только к падению цены на нефть не совсем правильно.
В развитии отечественного производства Москве надо изучить татарстанский опыт. Возьмите ТАНЕКО, это же уникальный перерабатывающий завод. Почему бы не построить в России еще 10 таких заводов? Завод минеральных удобрений в Мензелинске тоже уникален. Почему еще 10 таких заводов не заложить? Вот это и будет импортозамещение, это и будет свое производство. Мы и самолеты можем сами делать, и корабли. От этих «Мистралей» французских я бы давно отказался. Потребовал бы через мировой суд штраф и передал бы эти деньги зеленодольским корабелам, на завод имени Горького. Сделали бы не хуже, чем «Мистраль»!
Марат Галеев — заместитель председателя комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству:
— После новогодних праздников как потребитель я еще никуда особо не ходил. Но естественно, дорожает продовольственная продукция. Хотя все это началось до Нового года. Я немного отслеживаю, какие производители поднимают цены, в частности, это сделали автомобильные дилеры, подняв цены на машины на 10 - 15 процентов, некоторые и еще больше. И процесс удорожания, естественно, набирает обороты.
И, конечно, скачок цен отразился на семейном бюджете. Средняя стоимость чека в продовольственном магазине возросла, если брать тот набор продуктов, который брался обычно. Это было заметно еще в четвертом квартале прошлого года.
Татьяна Федорова — председатель правления союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности РТ:
— Что касается услуг, не могу сказать, было ли подорожание, а товары подорожали абсолютно все. В текстильной промышленности подорожало сырье почти в два раза из-за увеличения курса доллара. Ну, а продукты питания... Хоть и говорят, что все продукция наша российская, я стала сильно в этом сомневаться.
Или у нас идет сплошная спекуляция с продуктами, или все лукавят. Потому что подорожало все очень значительно, независимо от того, наше оно или нет. И такой рост цен, конечно, отразился и на семейном бюджете. Заработных плат никто не повышал, и если раньше можно было закупить продуктов базовых, таких как хлеб и молоко, на 500 рублей, то сейчас нужно выложить тысячу рублей. Про все остальное я даже не говорю.
Денис Нитенко — генеральный директор ООО «Деловой центр Форт-Диалог» (Набережные Челны):
— Конечно, я заметил подорожание. В первую очередь повысились цены на продукты питания и напитки. И в семье на еду стало больше денег уходить, и в бизнесе нашем, который включает в том числе и заведения общепита, все поставщики не преминули воспользоваться моментом и оповестить о том, что поднимают цены. Кто-то их уже поднял. Причем удивило, что подорожал и алкоголь российского производства. Вроде он с импортом никак не связан. Сейчас раскручивается инфляционная спираль, и это прямым образом скажется и на нашем бизнесе, и на уровне жизни людей, к сожалению.
Будем ли повышать расценки в меню наших заведений? Думаю, не так очевидно, как это делают наши поставщики. Мы, принимая решение о повышении, учитываем уровень платежеспособности наших клиентов, а он, мягко говоря, не повысился. Поэтому с осторожностью пока относимся к повышению цен, спрос нам все же не гарантирован. Скорее всего, нам придется как-то реагировать. Будем надеяться на наши внутренние резервы для уменьшения наших затрат, а уже во вторую очередь на повышение цен.
Конечно, по опыту прошлых пережитых кризисов могу сказать, что повышение цен, конечно же, влияет на посещение развлекательных заведений не лучшим образом. Скорее всего, будет падение. Развлечение — это не товар первой необходимости. Не могу прогнозировать на сколько процентов — не с чем сравнивать, потому что текущая ситуация кардинально отличается от кризиса 2008 - 2009 годов. В кризис мы начали погружаться еще в конце 2012 - начале 2013 года, когда еще ни санкций не было, ни падения цен на нефть, ни повышения цен, ни прочих неблагоприятных аспектов.
Разумеется, при сжатии объема деятельности мы будем приводить в соответствие к этому объему и количество наших работников, но мы не будем работать на упреждение, а будем действовать по обстоятельствам. Сокращение персонала и тем более урезание зарплаты — это последняя и самая крайняя мера. Пока будем заниматься изысканием внутренних резервов, снижением необязательных затрат, то есть оптимизацией. И в этом плане кризис — в помощь всем. Можно отсечь необязательные хвосты, что-то исправить в структуре, что-то исправить и каждому в себе самом.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 66
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.