Ильшат Аминов и Андрей Григорьев
Ильшат Аминов и Андрей Григорьев

«ТЕЛЕКОМПАНИИ НАЧАЛИ ИДТИ ПОД КРЫЛЬЯ К ГУБЕРНАТОРАМ И МЭРАМ»

Поправки к законам «О СМИ» и «О рекламе» на заседании Госдумы внесла сопредседатель центрального штаба «Общенародного фронта» Ольга Тимофеева. «Я хочу подробно остановиться на одном законопроекте, быстрого принятия которого ждут в каждом регионе России, — подчеркнула она. — Речь идет о возвращении рекламы на платные каналы, которые вещают через кабель и спутник».

Тимофеева рассказала о мониторинге, который был проведен после принятия закона, запрещающего рекламу на кабельных каналах. Больше всего, по ее словам, пострадали региональные и муниципальные телеканалы, которые не могут продать свой контент кабельным операторам и, наоборот, платят за свое присутствие в кабеле. Так что региональщики и муниципалы «начали идти под крылья к губернаторам и мэрам, и мы получаем в информационном пространстве единую точку зрения», с некоторым беспокойством за плюрализм на ТV заявила Тимофеева.

И затем обозначила главное условие для телевизионщиков: выдаешь исключительно национальный контент — получаешь право брать с рекламодателей. Документ вводит понятие национальной продукции СМИ — это контент, иностранные инвестиции в производство которого не превышают 50% сметной стоимости. Следить за этим будет федеральная антимонопольная служба. Согласно поправкам, российским контентом будут считаться фильмы, программы или шоу на русском языке, которые сделаны отечественными компаниями или по их заказу.

Подспудный смысл оговорки в текущих политических условиях в особых объяснениях не нуждается. Известно, что одним из первых об уходе с экранов после введения запрета на рекламу объявил американский телеканал CNN. Понятно, что его триумфальное возвращение — последнее, чего желают в Кремле. И это не говоря уже о том, что в Европе и США открыто обсуждается создание специального пропагандистского телевидения для вещания в России.

Шансы на принятие законопроекта высоки. В минсвязи РФ к предложенному компромиссу отнеслись позитивно, профильный комитет Госдумы рекомендовал поправки к принятию. Таким образом, депутаты смягчают положение региональных кабельных телекомпаний, в которое, правда, они сами же их и загнали.

1,5 ТЫС. КАНАЛОВ ПОД УГРОЗОЙ

Напомним, закон, из-за которого разгорелся весь сыр-бор, был принят Госдумой летом этого года. Его востребованность депутат Игорь Зотов объяснил необходимостью создать равные условия для всех игроков рынка. Дескать, неправильно, что каналы одновременно берут плату с абонентов за просмотр и показывают рекламу. Тем самым эфирные каналы, которые зарабатывают только на рекламе, оказываются с ними в неравном конкурентном положении.

Эти доводы вызвали массу возражений экспертов. Судя по данным ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), ни о каком ущемлении позиций эфирных каналов речь не идет. Рекламный сбор всех кабельных каналов в 2013 году составил 4 млрд. рублей. Это всего лишь 2,5 - 3% от рекламного рынка, остальные 97,5% (более 130 млрд. рублей рекламных денег) получили как раз бесплатные эфирные каналы. Вдобавок Первый канал в 2013 году получил господдержку в размере 3,75 млрд. рублей, НТВ — 705 млн. рублей. По данным Роскомнадзора, всего в России в настоящее время действуют около 3 тыс. лицензий на телевизионное вещание и только примерно 1,5 тыс. на эфирное.

Первой жертвой законопроекта в Татарстане в декабре стал близкий к ТАИФу бизнес-канал Tatarstan Business Channel, который объявил о прекращении вещания из-за запрета на рекламу на кабельных каналах. Под угрозой оказались и другие местные каналы: «Эфир-24» Андрея Григорьева, «ТНВ-Планета» Ильшата Аминова, а также многочисленные муниципальные телестудии «Татмедиа».

ТАТАРСТАН В ПРИВЫЧНОЙ РОЛИ БОРЦА ЗА ПРАВА РЕГИОНОВ

Возмущение законом прокатилось по всей стране, но так вышло, что именно Татарстан возглавил борьбу за его отмену. В конце года председатель совета директоров телекомпании «Эфир» Григорьев от имени возглавляемого им объединения региональных телекомпании России национальной ассоциации телерадиовещателей обратился с письмом к президенту России Владимиру Путину (текст имеется в распоряжении «БИЗНЕС Online»).

«В начале 2015 года закроются несколько сотен региональных и муниципальных телекомпаний, тысячи высококвалифицированных специалистов потеряют работу, бюджет потеряет налоговые поступления, местные предприниматели — рекламное пространство, городские власти — канал коммуникации с населением, а жители — бесплатный городской телеканал. При этом никто ничего не приобретет», — писал он.

У проблемы, по его словам, есть и национальный аспект, поскольку в регионах России немало телеканалов, которые вещают «через кабель» на языках народов РФ, но будут вынуждены закрыться из-за новых правил. «Мы убеждены, что региональные кабельные каналы попали под действие закона случайно и нужно исправить эту ошибку, пока закон не вступит в силу, то есть до 1 января 2015 года», — призывал Григорьев.

Обращение руководству страны с просьбой спасти местное телевидение по инициативе депутата Аминова направил и Госсовет РТ. Депутаты просили отсрочить введение поправок на один год, поскольку «сейчас не время для подобных экспериментов», и тем временем рассмотреть поправки, которые бы вывели региональные телекомпании из-под действия данного закона.

Чтобы загрузить письмо полностью, нажмите на него
Чтобы загрузить письмо полностью, нажмите на него

Кампания набирала силу, но после пресс-конференции Путина, поддержавшего закон в его нынешнем виде, многим показалось, что все потеряно. Однако татарстанские лоббисты не стали опускать руки. Одним из важных эпизодов тонкой игры, по нашим данным, стала отставка председателя совета директоров «Газпром Медиа» Михаила Лесина, который неофициально считался одним из главных инициаторов запретительного закона. На его место пришел бывший председатель оргкомитета Олимпийских игр в Сочи Дмитрий Чернышенко, с которым дружен Григорьев.

Спустя короткое время, буквально под Новый год, поправки, которые сегодня рассматриваются, официально внес в Госдуму ОНФ, причем это событие было удостоено комментария пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова о том, что Путин «с вниманием относится к инициативам ОНФ».

«ОТ ТУРЕЦКИХ КЛИПОВ МЫ ОТКАЖЕМСЯ»

Эксперты прокомментировали «БИЗНЕС Online» законопроект, возвращающий рекламу.

Дамир Давлетшин — директор телеканала «Майдан»:

— Нам новый законопроект подходит, потому что контент у нас российского производства. Есть доля и иностранного контента — клипы казахских, узбекских, турецких исполнителей — не более 10 процентов. Придется, наверное, от них отказаться, и это не совсем хорошо, потому что такой контент украшал наш телеканал. В принципе, мы бы потом все равно писали письма по данному законопроекту, у нас ведь не американский контент, а содружественный. Казахи, узбеки, бывший СССР — это же близко к нам. Может быть, законопроект и не будет этого касаться, кто знает. Вообще, можно безболезненно отказаться от этого контента. Ничего страшного не будет. Если раньше материала не хватало, то сейчас материал есть и есть чем заменить контент.

В связи с тем, что со вступлением закона у нас не было рекламы, нам пришлось вести и другие дела, мы начали вести прямые трансляции спортивных событий — водного поло, баскетбола. «Майдан» теперь становится не только музыкальным, но и развлекательным. С начала января мы понесли очень большие затраты — порядка 80 процентов. Получился такой момент, когда нужно платить все налоги и нет рекламы. Мы сейчас в трудном положении. У нас были постоянные рекламодатели, которые ежемесячно давали рекламу. Наш канал стал более популярным. Кроме того, телереклама эффективнее, чем, скажем, радиореклама.

Татьяна Подволоцкая — коммерческий директор ООО «Архангельское телевидение»:

— Условие по российскому контенту нас устраивает, иностранного контента на нашем телеканале нет. Из двух зол — нет рекламы вообще и есть, но с условием, — конечно, выбирается меньшее. Возврат рекламы нам очень нужен, потому что кабельный телеканал без рекламы не выживет, и с начала года мы прилично потеряли из-за запрета на рекламу.

Кирилл Махновский — генеральный директор ООО «Орион-экспресс» (региональное спутниковое телевидение Москвы):

— Мы как оператор, конечно, транслируем иностранные каналы — порядка 200. Понятия «российский канал» или «нероссийский канал» раньше никто не поднимал. Такая терминология появилась уже с принятием закона. Собственное производство в России есть. На 100 процентов заменить невозможно, но есть чем заменить. В регионах производится собственный контент. Ситуация по потере в деньгах с января этого года у всех разная. У кого-то доход от рекламы составлял 5 процентов, у кого-то — 50 процентов.