ЗАТЯНУВШИЙСЯ ЮБИЛЕЙ

Юбилейным годом по праву был прошедший 2014-й, поскольку отсчет казанской оперы ведется с августа 1874 года, когда силами первой постоянной оперной труппы, организованной антрепренером П. Медведевым была поставлена «Жизнь за царя» Михаила Глинки. В оперном театре об этом не забыли и посвятили 140-летию оперы прошлый XXXII Шаляпинский фестиваль. Поэтому нынешнее посвящение фестиваля той же дате выглядело как минимум странным. Но только до тех пор, пока не стало известно о визите главы республики на открытие фестиваля. Ради такого случая можно было бы и в третий раз юбилей отметить.

Для начала публике показали фильм об истории оперы в Казани, где кадры хроники перемежались с антуражем реконструированного в 2005 году оперного театра. Через все повествование бережно была пронесена мысль об исключительности казанского оперного. Устами ныне покойного Марселя Салимжанов, ругающего неведомую парижскую постановку и хвалящего наш театр, Владимира Васильева, назвавшего театр имени Джалиля одним из лучших театров мира... Федор Иванович Шаляпин во фраке и в костюме Дон-Кихота, артисты золотого века казанской оперы, пришедшегося на 50 - 60-е годы прошлого века... Звезды более позднего периода — Зиля Сунгатуллина, Венера Ганеева, Рафаэль Сахабиев — смотрели на свои фотографии на экране из зрительного зала.

Далее, символизируя сегодняшний день казанской оперы, на сцене появились Михаил Казаков и Альбина Шагимуратова. Но не для того, чтобы петь. Им была поручена нелепая миссия — пересказать практически все то, что публика только что узнала из фильма. С отменной оперной артикуляцией вокалисты, имеющие международное признание, снова рассказали зрителям и про кассу, снесенную наплывом желающих купить билет на первое оперное представление, и о Мусе Джалиле, работавшем первым заведующим литературной частью оперного театра, и о других славных вехах. Говорят, Альбина Шагимуратова ради этого приехала из Москвы, оторвавшись от своего грудного ребенка, и в этот же вечер уехала обратно.

«АЛЕ-АЛЕ, МЫ ПРОДОЛЖАЕМ НАГРАЖДЕНИЕ»

К счастью, Рустам Минниханов разрядил избыточную фанфарность атмосферы. Он искренне похвалил театр, особо отметил заслуги его директора Рауфаля Мухаметзянова.

«Мы много ездим и, рассказывая о нашей республике и нашей столице, всегда говорим про нашу оперу. Сегодня мы имеем возможность видеть здесь как российских звезд, так и зарубежных — это огромное наше достижение», — отметил президент в своем слове.

Неизбежное для юбилея награждение стало самой трогательной страницей этого торжественного пролога к фестивалю. На сцену поднялись удостоенные почетных званий концертмейстер Алсу Барышникова, начальник цеха по пошиву костюмов Ирина Маслова, старший машинист сцены Андрей Нарцов, оркестранты. Одного из них, 90-летнего Льва Розенблюма, участника Великой Отечественной войны, зал приветствовал стоя.

Тут произошла небольшая заминка. Президент, видя, как зал встречает старого музыканта, показал ему на микрофон. Ответные слова награждаемых в сценарии явно не значились, и голос из динамиков уже объявлял о выходе директора театра. Но президент постучал по микрофону:

— Але-але! Мы тут еще награждение продолжаем, — обратился он под хохот зала к невидимому ведущему.

Незапланированный спич музыканта удался: «Я очень благодарен своему театру, который меня не забыл, которому я отдал более 30 лет своей жизни. Что касается возраста, это дело условное, это называется зрелый возраст. Ну, это когда чувствуешь себя молодым, но это стоит больших усилий».

Президент посмотрел два акта оперы, активно фотографировал красочную сцену второго акта, а затем, как говаривали в кулуарах осведомленные люди, отбыл в Москву.

ХОЛОДНАЯ СТРАСТЬ И СТРАСТНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ

Опера «Турандот» была показана в постановке Михаила Панджавидзе, осуществленной в сентябре 2012 года. Режиссер сделал сказку со спецэффектами и плохим концом, ведь он отказался от финала оперы, дописанного после смерти Пуччини. Истории известны два варианта: первый написан на основе набросков другом композитора Франко Альфано, собственный вариант в начале двухтысячных предложил Лучано Берио.

В противоречие с укоренившейся концепцией Шаляпинского фестиваля как фестиваля голосов вступает тот факт, что опера на протяжении этих двух с половиной лет исполняется практически неизменным составом. Киевлянка Оксана Крамарева пела партию Турандот и в концертном исполнении оперы летом 2012 года, и на премьере, и на Шаляпинском фестивале в 2013 году. Исполнитель партии Калафа Ахмед Агади плюс к перечисленному пел ее и на прошлогоднем фестивале тоже, то есть три фестиваля подряд. Жаннат Бактай из «Астана-опера» в партии рабыни Лиу тоже не новичок в этой постановке, как и Сергей Ковнир из Национальной оперы Украины в роли татарского царя Тимура.

И именно сыгранность этого состава позволила провести этот крепкий спектакль ровно и без неожиданностей. Все было на своих местах — и броневик, дополняющий лязганьем тревожные начальные аккорды оперы, и схватка колоритных борцов, усиливающая и без того богатую зрелищную часть спектакля, и прекрасный хор, который украсил не одну страницу этой оперы-сказки. Все так же, не особо тратясь на артистизм, пел Агади. А его публика и так любит. За то, что красивый, за ослепительные верхушки и за голос «со слезой». Вот и абсолютно формально исполненную знаменитую арию Nessun Dorma зал все равно принял «на ура».

Настоящий пуччиниевский градус был достигнут лишь во втором действии с выходом Крамаревой. Певица уверенно справилась со всеми вокальными сложностями, которых в партии жестокой китайской принцессы — ложкой ешь. Благодаря «впетости» партии и рисунок ее роли стал более внятным. Появились новые пластические детали, позволившие сделать более выпуклым образ, и в прежней холодной «Брунгильде», закованной чуть ли не в латы, проклюнулись черты самоуверенной красавицы, а в нужный момент и искренне страшащейся своей участи девушки.

С появлением Крамаревой музыкальная ткань спектакля ожила. Ожил и оркестр, до этого аккуратно аккомпанировавший. И как-будто сдули пыль с ориенталистских красот, щедро рассыпанных по последней партитуре именитого вериста. Хор, оркестр, солисты стали единым целым.

Антитеза Турандот — рабыня Лиу в исполнении казахской певицы Жаннат Бактай отчетливо проявилась лишь в третьем действии, отважно провела последнюю свою сцену и отчаянно шагнула с петлей на шее с бампера броневика, заставив вздрогнуть зрителей, впервые видевших постановку. Панджавидзе придумал такую форму самоубийства рабыне (по либретто, она закалывается кинжалом). А в Минске, где он теперь работает и тоже поставил «Турандот», Лиу бросается на пики стражников.

Яркий, выверенный спектакль, вероятно, надолго задержится в афише театра. Найдется ли новый Калаф — узнаем в следующем году.