IMG_9092.jpg
Сейчас в Москве 44 тыс. парковочных мест. И это выводит столицу России в европейские лидеры по масштабу проекта — в Берлине, например, только 26 тыс. платных парковочных мест

КАК ОБУЗДАТЬ 1,5 МЛН. МАШИН?

На следующей неделе в Казани начнется тестирование проекта по созданию единого парковочного пространства. Напомним, сеть муниципальных парковок охватит только центр города, где труднее всего найти место для автомобиля. Так как столица Татарстана, внедряя новшество, ориентируется на Москву, где аналогичный проект был запущен еще в 2012 году, «БИЗНЕС Online» с интересом откликнулся на предложение казанского исполкома посмотреть, как это все там работает.

Описывая, что происходило на дорогах Москвы несколько лет назад, часто вспоминают слово «коллапс». За последние три года автопарк в Москве вырос почти на 400 тыс. автомобилей, не считая Подмосковья. Поток через центр города составляет 1,5 млн. автомобилей в день и неизменно увеличивается. Пробки в 10 баллов стали обыденностью. Московские транспортные кольца просто замыкались и не давали никакой возможности машинам двигаться, растягиваясь на всю ночь. Не говоря уже о том, что оставить машину в центре города было большой удачей — можно было часами кружить вокруг зданий в поисках свободного клочка асфальта. Не спасали строящиеся дороги и развязки, тем более что не везде это было возможно технически, а в некоторых случаях отпор давали жители, не желая получить автотрассу под окнами. Без кардинальных мер столица страны могла «встать» окончательно.

Первым делом изучили мировой опыт. Так, Лондон пошел по пути организации платного въезда в центр города. Там это удовольствие обходится водителю в пересчете на рубли примерно в 1,2 тыс. рублей в день. Жители центра могут купить право парковки во дворе или рядом с домом за 10 тыс. рублей, при этом парковочное место получают только 20% желающих, остальные ждут места в так называемом листе ожидания. За другие парковки жители Лондона доплачивают отдельно примерно 400 рублей и могут занимать место не более 4 часов.

Есть и более радикальные новации. Например, в Сингапуре автомобильные номера продают с аукциона, а в Японии или Китае можно купить машину, лишь имея парковочное место (и отнюдь не дешевое). Платная парковка в Пекине стоит 2,5 юаня за 15 минут (примерно 50 рублей/час). При этом средняя заработная плата в Китае составляет 20 тыс. рублей (в Татарстане по итогам 2014 года — около 28 тыс. рублей).

Московские власти, отказавшись от радикальных мер, остановили свой выбор на строительстве дорог и организации платного парковочного пространства. Сейчас в Москве 44 тыс. парковочных мест. И это выводит столицу России в европейские лидеры по масштабу проекта — в Берлине, например, только 26 тыс. платных парковочных мест.

Сегодня этой проблемой озабочены во многих крупных российских городах. Парковочные пространства сегодня создают в Екатеринбурге, Сочи, Краснодаре, Санкт-Петербурге.

ЗА ПОЛГОДА ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ПАРКОВОЧНОГО МЕСТА
В ПРЕДЕЛАХ ЦЕНТРА СНИЗИЛАСЬ В ТРИ РАЗА

В Москве проект реализует государственное казенное учреждение «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП). Представитель дирекции стратегического развития АМПП Марина Суполярина рассказала, что стартовавший 1 ноября 2012 года пилотный проект включал небольшой сектор Бульварного кольца в Тверском районе. Стоимость парковки на 12 тыс. парковочных местах была установлена в 50 рублей в час, что равнялось средней стоимости парковочного места на платных паркингах. Через год, в феврале 2013 года, проект расширили уже на все Бульварное кольцо, а в конце 2013 года — уже до границ Садового кольца.

Чтобы загрузить схему полностью, нажмите на нее

— За первые полгода востребованность парковочного места в пределах центра снизилась в три раза. Если раньше один автомобиль стоял на одном парковочном месте в среднем 6 часов, то сейчас — 1,5 часа. Горожане стали пользоваться парковочным местом, приезжая в центр по делам, а не как бесхозным местом для стоянки машин, — говорит Суполярина.

В августе 2014 года проект вышел за пределы Центрального округа Москвы, достигнув границ Третьего транспортного кольца (ТТК). 25 декабря 2014 года и оно «пало» — парковочное пространство распространилось на несколько улиц МКАД. В настоящее время практически вся территория ТТК является платным парковочным пространством.

КОЛИЧЕСТВО ДТП СОКРАТИЛОСЬ НА 65%

АМПП проводит ежедневный мониторинг занятости парковочных мест и замеряет скорость движения автомобиля. Количество въезжающего личного транспорта снизилось на 25%. Это позволило транспортному потоку двигаться быстрее на 12%. Суполярина считает этот показатель очень хорошим.

— Какая сейчас средняя скорость в центре и каких показателей хотите достичь? — спрашиваю у нее.

— Теперь средняя скорость движения автотранспорта в самом центре Москвы составляет около 25 километров в час. Неплохо с учетом того, что было несколько лет назад, — отвечает Суполярина.

IMG_9065.jpg
Марина Суполярина: «Теперь средняя скорость движения автотранспорта в самом центре Москвы составляет около 25 километров в час. Неплохо с учетом того, что было несколько лет назад»

— А у нас около 24 километров в час, — с некоторым сожалением замечает Айдар Абдулхаков.

— Началось с увеличения скорости на 9 процентов, — уточнила Суполярина. — Постепенно, постепенно ускоряемся. Но прогнозировать, насколько быстро мы поедем в следующем году, сложно.

Важная деталь. Сокращение потока автомобилей логично привело к снижению аварийности на улицах города. Количество ДТП сократилось на 65%.

ЦЕНЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ «КУСАЧИМИ»

В Москве убеждены, что цены на парковочные места должны быть «кусачими». После реализации пилотного этапа была применена система тарификации: в пределах Бульварного кольца стоимость парковки увеличилась до 80 рублей в час, Садового — до 60 рублей, Третьего транспортного кольца — до 40 рублей. Особые условия для нового делового центра «Москва Сити» — там оставить свою машину на час стоит 80 рублей, однако с третьего часа оплата повышается до 130 рублей в час.

Парковочные места в пределах Бульварного кольца при прежней цене стали настолько популярны, что их загруженность увеличилась до 80% и продолжала расти, тогда как нормативом считается загруженность примерно в 60 - 80%. А это лишает внедрение парковочного пространства главной идеи — свободного места для автомобиля. В Казани, уточнил Абдулхаков, определили загруженность в 85% — как только этот показатель будет достигнут, произойдет либо повышение стоимости, либо будут обустраиваться новые парковки.

После реализации пилотного этапа была применена система тарификации

ЗА 3 ГОДА СОБРАНО 2,45 МЛРД. РУБЛЕЙ

Вооружившись теорией и цифрами, мы поехали по центру Москвы. Рабочий день, полдень. Ехать можно свободно.

— А раньше тут в два ряды умудрялись оставлять машины, — показывая пальцем на аккуратно припаркованные машины вдоль обочины, говорит водитель нашего автобуса.

Улица Моховая в самом центре Москвы, напротив — Кремль. За 15 минут к паркомату дважды подошли водители, оплачивая стоянку.

— Ну, конечно, удобно, — говорит один из них, он водит служебную машину. — Тут много машин организаций, поэтому лично для моего кошелька никакого ущерба нет. Зато теперь хоть встать можно.

За три года с начала реализации проект собрал в московскую казну 2,45 млрд. рублей. Эта довольно приличная сумма сложилась из оплаты парковочных мест, штрафов за неоплату парковки, а также штрафа за эвакуацию. Все средства распределяются по районам и идут на благоустройство. По словам Суполяриной, они расходуются по согласованию с жителями: если жители хотят поставить шлагбаум во дворе или разбить новую детскую площадку, то они подают заявку в управу. Отчеты о потраченных средствах управы ежемесячно публикуют с фотографиями.

«Зато теперь хоть встать можно»

В КАЗАНИ РЕЗИДЕНТОВ НЕ БУДЕТ

Кстати, о жителях. Местные жители (их называют резидентами) имеют право на льготное парковочное разрешение (два на квартиру). При этом резидент должен быть либо собственником квартиры, либо временно прописан, либо иметь договор найма жилья. Разрешение выдается только при наличии автомобиля и дает право парковаться бесплатно ежедневно с 20:00 до 08:00. За 3 тыс. рублей резидент может получить право на круглосуточную бесплатную парковку на год. Есть льготы у многодетных семей и у инвалидов. Первые могут парковаться круглосуточно и бесплатно на любом месте, кроме инвалидных. Вторые — круглосуточно и бесплатно на специально отведенных местах. Номер своего автомобиля они должны передать в администрацию города, чтобы его внесли в базу данных.

В Казани инвалиды тоже получат право на бесплатную парковку, передав номер автомобиля в комитет по транспорту, попутно поясняет Абдулхаков. Однако остальные жители будут оставлять свои машины в центре на общих основаниях. Впрочем, в Москве признаются, что и они бы не вводили льготы, но в силу плотности застройки жители часто просто физически не могут оставить машину во дворе. Выход один — парковаться на проезжей части. По сравнению с Казанью, в Москве в 10 раз больше зарегистрировано машин и жителей, а площадь города больше лишь в 2,2 - 2,5 раза.

Сегодня в центре столицы Татарстана паркуется примерно около 50 - 60 тыс. машин. Это грубый подсчет, но тем не менее он свидетельствует, что места во дворах и в других местах в Казани есть. Кроме того, в центре Москвы нет такого количества крытых парковок, которые были построены в Казани за последние годы, куда месячный абонемент можно приобрести примерно за 2,2 тыс. рублей. Этот факт вызывает у москвичей зависть.

Кстати, Суполярина советует жителям казанского центра подумать об установке шлагбаумов во дворах. В Москве дворы, в которые еще можно заехать, настолько приглянулись любителям халявы, что жителям пришлось держать оборону и обращаться в управы с просьбой о шлагбауме. АМПП для таких случаев разработала упрощенный вариант процедуры согласования. Сейчас, по словам Суполяриной, в Центральном административном округе установлено довольно большое количество шлагбаумов, они автоматически считывают номера автомобилей и пропускают только те, чьи данные есть в базе.

МОСКВИЧИ ПЕРЕСАЖИВАЮТСЯ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ

Постепенно москвичи привыкли взвешивать решение: поехать в центр на автомобиле или на общественном транспорте. В итоге, по словам Суполяриной, нагрузка на общественный транспорт возросла на 30%, на «подземку» — на 15%.

— Вот эти 30 процентов — это же просто здорово! Это тот эффект, который хотели достичь и в Москве, и к которому стремимся мы в Казани. Это отчасти даже важнее, чем увеличение интенсивности движения на 12 процентов, — реагирует Абдулхаков. — Именно общественному транспорту отдается приоритет в развитии города (после приоритета пешехода).

Московские чиновники говорят, что общественный транспорт справляется с возросшей нагрузкой — в часы пик можно уехать без проблем, а днем он ходит полупустой. Наконец, стали приобретать новые комфортабельные автобусы, троллейбусы, ведь в старый и дряхлый автобус пересаживаться желания нет, и лишь недавно москвичи смогли избавиться от легендарных, но устаревших ЛиАЗов. Сейчас с нетерпением ждут тот самый знаменитый трамвай из Екатеринбурга, который выглядит, как футуристичный космический корабль. Обновляется пригородный транспорт, причем появились электрички, которые по уровню комфорта превосходят даже «Аэроэкспресс», говорит Суполярина. Под возросшие потоки пассажиров изменили график движения поездов метро. Впрочем, к таким результатам пришли не сразу, а лишь после завершения нескольких этапов проекта.

Что касается Казани, то Абдулхаков заверил: ситуация будет мониториться, в случае необходимости будут корректироваться маршруты, загруженность и пр.

Столица России может похвастаться самым большим в Европе количеством способов оплаты

СПЕЦУСЛОВИЯ ДЛЯ «СПЕЦПАРКА»

Попутно работа по упорядочению работы транспорта заставила выделить бесплатные места для такси, водители которых рады были, наконец-то, получить места для нормальной парковки.

С середины прошлого года в Москве бесплатной стала парковка у 120 соцобъектов — больниц, поликлиник, фасады которых выходят к дороге, где у водителей нет возможности припарковаться во дворе. Там автомобиль может стоять круглосуточно, не боясь нарваться на штраф. Правда, и АМПП уже не имеет возможности проверить, действительно ли водитель приехал в больницу или он хитрит. Но это уже на совести автовладельца.

Что касается экскурсионных автобусов, в Москве, если он встает за пределами спецстоянки, то на общих основаниях платит за занятую площадь на улице — занял два парковочных места, значит изволь оплатить оба.

Правило платных парковок в Москве настолько жесткое, что даже федеральным министерствам выделяется считанное количество мест: министру и его замам. И не по заявке, а после специального расчета. Министерство может выкупить места на парковках, но на общих основаниях.

УЖЕ 70% МОСКВИЧЕЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНО ОТЗЫВАЮТСЯ О ПЛАТНОЙ ПАРКОВКЕ

Поначалу москвичи встретили нововведение в штыки, было очень большое недопонимание, вспоминает Суполярина.

— Но ровно до того момента, пока не появились первые результаты. Через год после старта платной парковки ВЦИОМ провел опрос общественного мнения и выяснил, что на тот момент 52 процента жителей уже были за проект, видели его положительные результаты. Повторный опрос был проведен в конце прошлого года — уже 70 процентов москвичей положительного относились к проекту. Горожане отмечали, что теперь без проблем можно найти парковочное место в центре города, уже нет необходимости кружить между домами. А 80 процентов пешеходов отметили, что теперь можно спокойно пройтись по тротуару.

Таким образом, опыт внедрения парковочного пространства успешным считают не только специалисты, но и жители.

Более 60% оплаты поступает через мобильное приложение «Парковки Москвы». Этот «инструмент» всегда под рукой и оплата происходит с точностью до минуты

МОСКВИЧИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ОПЛАТУ ПАРКОВКИ ЧЕРЕЗ МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

Идея платных парковочных мест родилась за пределами нашей родины, но именно столица России может похвастаться самым большим в Европе количеством способов оплаты.

Самый популярный — через мобильное приложение «Парковки Москвы». Этот «инструмент» всегда под рукой и оплата происходит с точностью до минуты. Поэтому на него приходится более 60% оплаты. На втором месте по популярности — 26% — оплата через SMS. На третьем месте — оплата через паркоматы (12%). В Москве паркоматов немного — 60 штук, но оплату можно провести и через широко распространенные антивандальные терминалы Qiwi.

Еще можно оплатить через личный кабинет на сайте http://parking.mos.ru/, можно пополнить личный парковочный счет скретч-картой (номинал 300, 500, 1 тыс. рублей) либо купить абонемент. Кстати, абонементы пользуются большим спросом у юридических лиц. По стоимости назвать их бюджетными нельзя, например, максимальный вариант — на парковку в пределах ТТК (включая Садовое и Бульварное кольца) — обойдется на месяц в 16 тыс. рублей, на год — в 160 тыс. рублей. В Казани функцию скретч-карты будет выполнять транспортная карта, тут же добавляет Абдулхаков.

Если водитель оплатил 2 часа, но понимает, что ему придется задержаться, то он может любым способом продлить стоянку, вне зависимости от того, как он оплачивал ее первый раз.

Через 15 минут после того, как водитель поставил машину и не оплатил, ему приходит штраф в 2,5 тыс. рублей. Если водитель оставил машину на несколько суток, то с каждым новым днем размер денежного наказания будет увеличиваться на те же 2,5 тыс. рублей.

Правило платных парковок в Москве настолько жесткое, что даже федеральным министерствам выделяется считанное количество мест

ИЗБЕЖАТЬ НАКАЗАНИЯ НЕВОЗМОЖНО

Для выявления водителей, не оплативших парковку, в Москве работает автопарк из спецмашин с установленными на них мобильными комплексами фиксации (МКФ). Они непрерывно ездят по парковкам и передают номера машин в базу, и если по истечению второго круга у машины будет зафиксировано отсутствие оплаты, то она попадает в разряд «подозреваемых». Затем сами сотрудники сверяют все данные во избежание ошибок. В среднем спецмашине с МКФ на один круг необходимо 15 минут, поэтому этот промежуток и считается бесплатным.

Кроме того, в апреле 2014 года в Москве был сформирован еще и пеший штат парковочных инспекторов, которые фиксируют номера машин с помощью портативных комплексов фиксации (ПКФ). Это решение было вызвано жизнью и изобретательностью автовладельцев, которые из-за нежелания платить за парковку закрывали номера — кто тряпкой, кто листом бумаги. Суполярина уточнила «БИЗНЕС Online», что закрытие одной цифры водителю не поможет — сопоставляя открытые символы и марку авто нарушителя все равно найдут.

Грозит ли водителю два штрафа, если нарушение зафиксирует и пеший инспектор, и на спецмашине? Нет, говорит Суполярина, поскольку база данных одна и в ней данные сопоставляются с местом и временем нарушения.

Аналогичная схема работы будет и в Казани. Пока планируется три спецмашины с МКФ. В планах и штат пеших инспекторов, однако об их количестве чиновники готовы говорить только после запуска проекта.

IMG_9067.jpg
Айдар Абдулхаков уверен, что опыт Москвы дает надежду: со временем этим нововведением останутся довольны и казанцы

КАК МОСКОВСКИЕ РЕСТОРАТОРЫ ОБРАТИЛИ СИТУАЦИЮ В СВОЮ ПОЛЬЗУ

В Казани рестораторы обратились в исполком с предложением сделать парковку вечером и ночью бесплатной. Спрашиваю у Абдулхакова о том, какой ответ получат казанские рестораторы.

— А дороги убирать как? У нас уборка возможна только в вечерние, ночные часы, и, думаю, сами рестораторы вскоре будут недовольны, что участки у их заведений не убраны.

К слову, московские рестораторы стали использовать новшество в маркетинговых целях. Например, сеть кофеен «Кофе Хауз» провела акцию: если посетитель покажет чек или SMS с оплатой парковки, то он получает скидку, либо заведение дарит ему еще парковочные часы.

Интересен и екатеринбургский опыт. Там рестораторы сами за свой счет стали организовывать возле своих заведений парковку, чтобы обеспечить гарантированное место своим клиентам, а потом передавать на баланс муниципалитета.

ЦЕЛЬ — НЕ СБОР ДЕНЕГ

Специалисты, изучавшие транспортную ситуацию в Казани, уверены, что если сейчас не предпринимать меры по упорядочению дорожного движения, то транспортные пробки (действительно пробки с полной невозможностью ехать) со временем появятся и в столице РТ. Сегодня в Казани зарегистрировано 376 тыс. машин, а через 10 лет ожидается удвоение этой цифры. Хотя уже и сегодня обильные снегопады создают заторы на улицах города.

Сегодня в центр Казани въезжает 100 тыс. автомобилей, 40 тыс. из них проезжают транзитом, а 60 тыс. — остаются в центре. Часть паркуется на ведомственных, плоскостных парковках, часть — в крытых паркингах, во дворах. По подсчетам исполкома Казани, около 2,5 - 3 тыс. машин оседают на улицах города. Таким образом, нововведение затронет около 2% автовладельцев. Для них предусматривается 1250 машино-мест — это 27 участков в центре города (подробности — на сайте https://parkingkzn.ru/).

Абдулхаков уверен, что опыт Москвы дает надежду: со временем этим нововведением останутся довольны и казанцы.


Казань-Москва-Казань