Единственное ПАТП Нижнекамска с марта планирует подчистую избавиться от кондукторов автобусов, а это 81 работник. Об этом сегодня на деловом понедельнике объявил мэр Нижнекамска Айдар Метшин. Гендиректор ПАТП Юрий Иванов объяснил «БИЗНЕС Online» позицию предприятия убытками за прошлый год в размере 28 млн. рублей. Чтобы выжить, предприятие уже отменило рейсы после 21:00, а средний интервал движения довело до 17 - 20 минут.
Айдар Метшин озвучил заявление руководства нижнекамского ПАТП, которое планирует сократить кондукторов автобусов |
СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОЕЗДА НА 10% ВЫШЕ СТОИМОСТИ БИЛЕТА
Сегодня на деловом понедельнике в Нижнекамске мэр города Айдар Метшин озвучил заявление руководства местного пассажирского автотранспортного предприятия — единственного в городе городского перевозчика. С 1 марта, когда истекут трудовые договоры, ПАТП планирует сократить кондукторов автобусов целиком, что называется, как класс.
Убытки предприятия за 2014 год составили 28 млн. рублей (ранее гендиректор нижнекамского ПАТП Юрий Иванов называл СМИ еще большую цифру — 40 млн.), а жалобы на качество городских перевозок уже давно росли как снежный ком. До сих пор нижнекамцы жаловались на слишком большие интервалы движения автобусов, хотя и проезд в Нижнекамске недешев — билет стоит 20 рублей, что на 3 рубля больше, чем в соседних Набережных Челнах. Метшин, однако, дал понять, что и этот лимит от тарифного комитета не соответствует реальной стоимости проезда. В ближайшее время депутаты нижнекамского горсовета будут собраны на внеочередную сессию для решения конкретно этого вопроса — как только свои выводы предоставит комиссия, созданная специально, чтобы проанализировать автобусный пассажиропоток.
«Горожане взволнованы сокращением количества автобусных рейсов, — сообщил Метшин на совещании. — После Нового года автобусы курсируют только до 21 часа. Сейчас исполком занимается тщательным изучением сложившейся ситуации, подключились к работе и наши депутаты. В настоящее время организована специальная рабочая группа. Сегодня объективно предприятие находится в крайне тяжелом финансовом положении, как и другие общественные перевозчики в республике».
Метшин пояснил сравнение с другими перевозчиками тем, что при стоимости билета в 20 рублей реальная себестоимость провоза одного пассажира составляет 22 рубля, и напомнил, что такая ситуация сложилась благодаря политике республиканского тарифного комитета. Мэр также сообщил, что в конце прошлого года ПАТП уже провело оптимизацию, но это не помогло.
«Мы не допустим массовых увольнений, — заявил Метшин. — Сейчас детально прорабатываются пути выхода из сложившейся ситуации, изучаются логистика маршрутов, пассажиропоток, и на сессии мы должны будем принять решение о том, в каких условиях и в каком режиме будет работать наш общественный транспорт».
Юрий Иванов |
ПАТП ПРЕДЛАГАЕТ СОКРАТИТЬ МАРШРУТНУЮ СЕТЬ НА ТРЕТЬ
Как пояснил «БИЗНЕС Online» гендиректор нижнекамского ПАТП Юрий Иванов, в сентябре прошлого года он уже принял решение не продлевать на 2015 год трудовые договоры с пенсионерами. В итоге с 1 января штат кондукторов облегчился на 40 человек, остался 81 кондуктор (опять же ранее в СМИ фигурировала цифра 95 человек). Между тем крупные убытки, по словам Иванова, не новость для частного предприятия.
«В 2013 году убытки предприятия были примерно те же, — рассказал Иванов «БИЗНЕС Online». — Из чего они складываются? У нас нет нормальной маршрутной сети. В городе строили новые микрорайоны, и новые маршруты годами наслаивались на старые. Сейчас у нас 14 городских маршрутов, интервал движения автобусов составляет 17 - 20 минут. Поэтому мы предлагаем из 14 маршрутов оставить 10. Из них 4 маршрута сделать магистральными, пустить по ним автобусы большой вместимости. А автобусы средней и малой вместимости оставить как «подносчики снарядов» для основных линий. Таким образом мы хотим сократить интервал на магистралях до 8 минут. И за счет этого надеемся вернуть пассажиров. Тогда мы, возможно, сможем сохранить и штат кондукторов».
Теоретически кондукторов могут найти и сами водители — среди знакомых или родственников. Такое видение решения проблемы Иванов предложил, комментируя ситуацию газете «Нижнекамское время». Хотя здесь, понятно, тоже есть проблема: в этом случае зарплата людей будет стопроцентно конвертная. Не будет же водитель нанимать родню официально, как работодатель?
Но других вариантов решения проблемы Иванов не видит. Налоговые послабления частному предприятию не светят. Кроме того, муниципальный НДФЛ, даже если бы власти и вернули его предприятию, не покрыл бы убытка ПАТП. За 2014 год предприятие заплатило налогов 89,6 млн. рублей, доля НДФЛ в этой сумме — 20 млн. рублей.
ВСЕ ГУБЯТ БОМБИЛЫ: ЧАСТНИКИ ЕЗДЯТ ПО МАРШРУТАМ С ТАБЛИЧКАМИ АВТОБУСОВ
На сегодня в городе курсируют 40 больших газомоторных и бензиновых «НЕФАЗов», 14 «пазиков» и 12 автобусов малой вместимости — это Fiat Ducato и «Газели». Есть еще трамвай, но он лишь пересекает город — от автовокзала до конца проспекта Химиков, одного их основных. Однако ПАТП, хотя и единственное предприятие своего профиля в Нижнекамске, рынок делит с нелегальными перевозчиками на легковых автомобилях. Легковушки ходят по автобусным маршрутам, выставляя таблички с их номерами. И берут за проезд по 25 рублей — всего на 5 рублей дороже билета на автобус.
«Они собирают наших пассажиров-платников, а нам остаются льготники и те, кто пользуется «электронным кошельком», — пояснил Иванов. — Сегодня у нас порядка 50 процентов пассажиров ездит по электронным проездным билетам — как социальным, так и по «электронному кошельку». За «электронный кошелек» нам возмещают 18 рублей, а за льготников — 15 рублей».
Льготная половина нижнекамских пассажиров — это 17 - 18 тыс. проездов в день. Еще около 4 тыс. пассажиров расплачиваются из так называемого «электронного кошелька». Поэтому вопросы ПАТП к тарифному комитету заключаются по большому счету не в увеличении общего тарифа, а в компенсации за провоз льготников. Вопрос сам по себе не новый, его поднимали перевозчики и Казани, и Набережных Челнов, однако размер компенсации не меняется несколько лет.
Иванов отметил, что в марте 2014 года бухгалтерию ПАТП комитет по тарифам проверял и убедился, что себестоимость провоза не опускается ниже 22 рублей. Однако реакции не последовало — в октябре был установлен тариф 20 рублей, льготный же провоз остался на уровне 15 рублей.
Фаргат Набиев |
В ЧЕЛНАХ НА ДИКОМ РЫНКЕ ВСЕ СПОКОЙНО
В соседних Челнах перевозчики испытывают те же чувства к тарифному комитету по поводу компенсации льгот. Как пояснил «БИЗНЕС Online» гендиректор одного из крупнейших перевозчиков автограда ЗАО «ПАК-Инвест» Фаргат Набиев, из получаемых 15 рублей 5% предприятие еще оставляет сервисной компании «Транспортная карта». Кроме того, платит за аренду и обслуживание оборудования. В итоге от провоза льготника перевозчику остается около 12 рублей, оценил Набиев доходы. Кондукторов в Челнах нет уже много лет.
«Мы проводили эксперимент, когда водители ездили с кондуктором и без него, — рассказал Набиев. — Были случаи, когда при работе с кондуктором выручка за день была больше всего на 200 рублей. А ведь кондуктору тоже зарплату надо платить, налоги... Я, конечно, не скажу, что увольнение кондукторов — самый правильный путь для сокращения убытков. Безусловно, удобно, когда пассажиров обслуживает кондуктор. Но куда деваться, если их работа невыгодна предприятию? Надо же как-то выживать...»
Проблему нелегальных легковых «маршруток» в автограде решили несколько лет назад, причем не рыночным путем, а административным — на дороги выходили ревизоры и ловили перевозчиков. Сегодня табличек с номерами маршрутов и бомбил по 25 рублей в автограде нет. Однако нет на городских маршрутах и больших автобусов, хотя челнинские перевозчики в свое время закупали их в лизинг под давлением администрации и при существенной господдержке. Автобусы покупались ими за 37% от цены в 5,8 млн. рублей, однако лизинговые платежи в размере 100 тыс. рублей в месяц в городе не отбивались ни у кого. Выручка с них, по словам перевозчиков, была вдвое меньше, чем с микроавтобусов Ford, а техобслуживание — втрое дороже.
«Если раньше ремкомплект для двигателя стоил 35 - 40 тысяч рублей, то сейчас для большого автобуса он стоит 70 - 75 тысяч, — прикидывает Набиев. — Шина для микроавтобуса стоит 2 - 3 тысячи рублей, для большого — 10 тысяч. Городские маршруты всегда были убыточными, поэтому в советское время были специальные дотации транспортникам».
Главным же фактором успеха бизнеса перевозчиков Набиев называет уровень социальной ответственности. «Себестоимость перевозки у нас примерно одинаковая, и она однозначно выше тех 17 рублей (цена билета в Челнах — авт.), что люди платят за проезд, — прокомментировал Набиев. — А не банкротятся челнинские перевозчики потому, что у нас работают частники, которые не платят налоги и все остальное, как положено. Кроме того, представьте — выиграл кто-то тендер на определенный маршрут, но у него нет своих автобусов в нужном количестве. Он привлекает других частных перевозчиков, еще около 10 - 15 человек, у которых по два-три маленьких автобуса. Если какая-нибудь «Газелька» сломалась, ее ремонтирует хозяин за счет собственных средств, а не тот, кто выиграл тендер на маршрут».
ОДНА ИЗ ПРИЧИН — БЕЛАЯ ЗАРПЛАТА КРУПНОГО ПЕРЕВОЗЧИКА
Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили возможные пути решения проблемы городских перевозок.
Асфан Галявов — директор «Метроэлектротранс», депутат Госсовета РТ:
— С уверенностью могу сказать, что сокращение числа кондукторов обязательно повлияет на регулярность и количество рейсов. У меня вот, например, водители отвечают за регулярность и за количество выполненных рейсов. И насколько лучше они это сделают, настолько больше получат заработную плату. И водители не должны отвлекаться от дороги. Кроме того, у нас пассажиры еще не привыкли честно платить за проезд. Доходы уменьшатся еще и из-за этого. А водителю будет трудно ловить зайцев. Самая большая проблема будет в нарушении регулярности движения.
Так что отсутствие кондукторов, наверное, плохо отразится на пассажирах. Автобусы начнут нерегулярно ездить, увеличится интервал их движения, возрастет риск ДТП. Я думаю, что это неправильный шаг — сокращать людей, тем более кондукторов. У предприятия в результате могут уменьшаться доходы — и это, конечно, также повлияет на безопасность.
Марат Хафизов — директор компании «Камская плитка», экс-начальник отдела транспорта исполкома Набережных Челнов:
— Насчет убыточности больших автобусов не могу согласиться. Едут утром на работу 100 легковых автомобилей — на одну машину один водитель, ноль пассажиров. Вместо них может ехать один большой автобус. Взять, к примеру, Набережные Челны — тут пассажиропоток большой, и один «НЕФАЗ», который везет 100 человек, расходов понесет меньше, чем пять Ford или Fiat. Соответственно, стоимость одного пассажиро-километра будет гораздо ниже.
В убытках ПАТП Нижнекамска причины могут быть разные. У ПАТП наверняка официальная зарплата в отличие от мелких челнинских перевозчиков. Они наверняка соблюдают правила работы в две смены, когда на каждый автобус приходится по два водителя и два кондуктора — это дополнительные расходы, налоги. Кроме того, в Нижнекамске, как и в любом другом городе, наверняка ежегодно регистрируется несколько тысяч новых легковых автомобилей. Вот слагаемые убыточности.
Но сокращение кондукторов, конечно, не выход — тут надо менять всю систему. Она должна выстраиваться так, что муниципалитет платит транспортникам просто за пройденные километры, за неукоснительное соблюдение расписания движения, за обеспечение бесперебойности работы. И задача ПАТП — просто выполнять эти функции. Откуда муниципалитет возьмет на это средства? Во-первых, он будет получать все деньги с продажи билетов. Во-вторых, тогда муниципалитет будет заинтересован, чтобы пассажиропоток увеличивался. Это и внедрение системы продажи проездных. Для студентов — со скидкой. Для школьников — тоже. При организации продажи проездных можно даже применять добровольно-принудительный порядок. В-третьих, при такой системе муниципалитет поставит ребром вопрос об уплате компенсаций за перевозку льготников. В Челнах их более 22 тысяч человек. Реально будет просчитано, сколько на самом деле они ездят. Пусть стоимость поездки окажется не 17 рублей, а 8, но до копеечки все нам заплатите. В конечном счете я не думаю, что муниципалитет будет в убытке. Да, наверное, будет какой-то минус первые полгода-год. Но он не будет такой существенный, как многие думают.
Наиль Садриев — директор ПАТП-4 (Казань):
— В принципе, во время движения водитель не должен отвлекаться на обилечивание. Он может заниматься этим только на остановках. У нас в ПАТП даже есть доплата, если водитель работает без кондуктора. Но там так и записано: он должен обилечивать пассажиров только на остановках, больше никак. Так что на количество ДТП увольнение кондукторов не должно повлиять.
Я не знаю, почему в Нижнекамске увольняют кондукторов. Мы вот своих кондукторов увольнять не собираемся. У нас 120 кондукторов, и они нормально работают. Мы набираем кондукторов, но они не идут — слишком тяжелая у них работа.
Компенсация за проезд льготников к нам поступает своевременно, но я считаю ее недостаточной. Мы ведь получаем только 16 рублей за проезд каждого человека. Хотелось бы, чтобы нам платили хотя бы по 18, столько, сколько платит человек за проезд по транспортной карте. Сейчас ведь на все цены растут. Увеличиваются процентные ставки по автобусам, которые мы взяли в лизинг. На масло, на запасные части тоже повышаются цены.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 41
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.