Данир Мухаметзянов
Данир Мухаметзянов: «Есть такие дела, когда уже невозможно вернуть в первоначальное положение»

«ЕСТЬ ТАКИЕ ДЕЛА, КОГДА УЖЕ НЕВОЗМОЖНО ВЕРНУТЬ В ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ»

Сегодня в конференц-зале агентства «Татмедиа» прошла пресс-конференция по итогам деятельности управления федеральной антимонопольной службы РФ по РТ (УФАС) за 2014 год. Как сообщил заместитель руководителя УФАС РФ по РТ Данир Мухаметзянов (увы, шеф ведомства Александр Груничев оказался на больничном), в прошлом году ведомством было рассмотрено 177 жалоб от юридических лиц и граждан на действия или бездействия предприятий, федеральных, республиканских и муниципальных органов власти и на основании их возбуждено 150 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства. В результате судебного рассмотрения выдано 92 предписания о прекращении нарушений.

«Есть такие дела, когда уже невозможно вернуть в первоначальное положение. Например, кому-то с нарушением закона отдан земельный участок, на котором сейчас уже построен и заселен жильцами многоквартирный дом. В этом случае нет судебной перспективы в выдаче предписаний о возвращении земельного участка в муниципальную собственность», — пояснил Мухаметзянов.

По его словам, основными нарушениями стали необоснованное препятствование деятельности хозяйствующих субъектов (91), незаконное предоставление преференций (14), создание дискриминационных условий (9), наделение хозяйствующего субъекта властными функциями (8), незаконное установление или взимание платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг (7), осуществление согласованных действий органов власти и хозяйствующих субъектов (11) и создание преимущественных условий участия в торгах или необоснованное ограничение доступа к участию в торгах (7).

Также в прошлом году было возбуждено 16 дел о недобросовестной конкуренции, по 13 делам были вынесены судебные решения, в том числе в 9 случаях речь шла о продаже товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности. Сумма штрафов по этим делам составила 628 тыс. рублей.

«БЕЗ ВАШИХ ЗАЯВЛЕНИЙ МЫ НЕ МОЖЕМ ЭФФЕКТИВНО РАБОТАТЬ»

О том, как УФАС РФ по РТ осуществляет контроль исполнения законодательства в сфере закупок, рассказал и.о. заместителя руководителя УФАС РФ по РТ Игорь Павлов. По его словам, в прошлом году в адрес татарстанских антимонопольщиков поступило 315 жалоб, касающихся процедуры проведения аукционов и конкурсов. В том числе 94 жалобы при осуществлении закупок для федеральных нужд, из них обоснованными признаны 60 жалоб. 167 жалоб было подано при осуществлении закупок для нужд Республики Татарстан, обоснованными признано 105 жалоб. При осуществлении закупок для муниципальных нужд было подано 53 жалобы, обоснованными из них признано 45.

Всего было проведено 84 проверки в рамках работы по контролю в сфере размещения заказов — 8 плановых и 76 внеплановых. Плановые проверки оказались малоэффективными — из 2892 проверенных размещенных заказов выявлено лишь 76 нарушений (2,6%).

Эффективность внеплановых проверок оказалась намного выше. Так, при размещении заказов для федеральных государственных нужд из 20 проверенных заказов в 12 (60%) выявлены нарушения, для нужд Республики Татарстан — из 47 проверенных заказов нарушения выявлены в 37 (78%). Хуже всего обстоят дела при размещении муниципальных заказов. Во всех 9 проверенных заказах выявлены нарушения (100%).

Всего за 2014 год УФАС было возбуждено 516 дел об административных правонарушениях законодательства о размещении заказов и закона о контрактной системе. Привлечено к административной ответственности 342 должностных лица. Общая сумма наложенного штрафа составила 7,5 млн. рублей, из них уже взыскано более 6,2 млн. рублей.

На просьбу корреспондента «БИЗНЕС Online» прокомментировать бросающуюся в глаза разницу эффективности плановых и внеплановых проверок Мухаметзянов пояснил, что внеплановая проверка проводится по факту жалобы о нарушении, поступившей от хозяйствующего субъекта. «В большинстве случаев такие проверки выявляют обоснованность жалобы, — отметил он, призвав всех активнее обращаться в УФАС. — Без ваших заявлений мы не можем эффективно работать».

Список выявленных нарушений весьма внушителен. Наиболее частые нарушения — неправомерный отказ или неправомерный доступ участников закупок или их заявок, нарушение требований к содержанию протоколов — не указывают конкретных причин отказа, какие нормы законодательства нарушены. Часто отсутствуют исчерпывающие сведения о документах, которые должны содержаться в заявке, отмечено отсутствие документации о закупке, требований к банковской гарантии, есть нарушения при описании объекта закупки. В документации о закупке часто не указывают конкретный срок реализации поставки, не предусмотрены меры ответственности (штрафы и пени) как для заказчика, так и поставщика. Выявлено много случаев исполнения контракта до фактического размещения заказа либо установления завышенных требований к участникам закупки, что приводит к ограничению конкуренции.

На сайте УФАС РФ по РТ закрыта информация о персональных данных нарушителей законодательства (чтобы открыть страницу, нажмите)

«У ВСЕХ БЫВАЮТ КАКИЕ-ТО НЕДОЧЕТЫ»

Интересно, что участвующие в пресс-конференции представители УФАС РФ по РТ категорически отказались называть конкретные примеры нарушений во время проведения госзакупок. «Я думаю, что некорректно называть какие-то конкретные примеры. Если мы назовем одного, то тогда надо называть всех», — сказал Мухаметзянов. Но когда журналисты с радостью согласились выслушать весь список «проштрафившихся», он пошел на попятную, сказав, что вся информация есть на сайте ведомства. Правда, потом оказалось, что там закрыта информация о персональных данных нарушителей законодательства.

«У всех бывают какие-то недочеты, — вступился за нарушителей Павлов. — Мы не говорим, что все нарушения были намеренными, хотя такие факты тоже есть. Но, как правило, нарушения в процедуре закупок происходят вследствие того, что заказчик недостаточно подготовлен, потому что сложное законодательство, которое к тому же часто меняется. Мы еще только год как работаем в рамках новой контрактной системы. Прошлый год был переходным, практика еще не сложилась, поэтому было много нарушений».

Оказалось, что и в этом направлении возможности УФАС РФ по РТ весьма ограничены. «Когда контракт исполнен, привести его в первоначальное положение уже невозможно. Суды отказывают в удовлетворении наших исков, приходится ограничиваться выпиской штрафа. Шанс есть только тогда, когда жалоба на нарушения поступила до формального оформления контракта или же когда поставки по нему еще не начались. Тогда мы можем выдать предписания об отмене процедуры, на внесение изменений в документацию, продление сроков подачи заявок и повторном проведении самой закупки», — рассказал и.о. заместителя руководителя УФАС РФ по РТ.

Мухаметзянов затруднился назвать количество расторгнутых контрактов: «Такую статистику мы не ведем». Как говорится, без комментариев... «В прошлом году мы три раза обращались в Арбитражный суд с иском о расторжении контрактов, их рассмотрение все еще идет», — отметил он. Очевидно, что существующая процедура абсолютно неэффективна — пока суд да дело, заключенный с нарушениями контракт либо уже исполнен, либо входит в стадию, когда его расторгнуть уже невозможно.

«НА ТОРГОВЫЕ СЕТИ ВОЗЫМЕЕТ ДЕЙСТВИЕ ТОЛЬКО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЖЕСТКОЕ НАКАЗАНИЕ»

На дворе разворачивающийся кризис, поэтому неудивительно, что много заданных во время пресс-конференции вопросов касалось роста цен на продукты питания. Представители УФАС РФ по РТ охотно рассказывали, как они проводят совещания с торговыми сетями и какие предписания выписывают им, отметив, что законом предусмотрены огромные штрафы, которые высчитываются от оборота всей сети. Однако они не смогли внятно ответить на просьбу корреспондента «БИЗНЕС Online» привести хотя бы один пример, когда за повышение цен в Татарстане была оштрафована торговая сеть.

— Когда же население республики почувствует результат от ваших предписаний и штрафов? Цены как росли, так и продолжают расти! — допытывались журналисты.

— Видимо, тогда, когда первые торговые сети понесут чувствительное для них наказание, — с горькой усмешкой ответил Мухаметхянов. — К сожалению, когда у людей есть перспектива заработать баснословные деньги на ровном месте, они готовы пойти на нарушение законодательства. На торговые сети возымеет действие только действительно жесткое наказание.

Пока же статистика говорит об обратном. Общая сумма штрафов, наложенных управлением в 2014 году, составила 29,8 млн. рублей, что в два раза меньше аналогичного показателя 2013 года (64 млн. рублей). «Основную массу штрафов в 2013 году составило рассмотрение дел по завышению цен. В 2014 году таких дел было меньше. Плюс к тому в прошлом году проявилась тенденция по снижению налагаемых нами штрафов во время судебных слушаний», — пояснил эти печальные для общества и бизнеса цифры и.о. заместителя руководителя УФАС РФ по РТ. В общем, ощущения после публичного оглашения итогов работы антимопольщиков в Татарстане остались противоречивые: вроде и стараются ребята биться с нашими монополиями и чиновниками, но, увы, их силы неравны, поэтому методы больше партизанские. Отсюда и отчеты выдержаны в таком же духе: знаю, кто виноват, но не скажу...